Файл: Лебедев, Н. Н. Электротехника и электрооборудование учеб. пособие [для монтаж. и строит. спец. техникумов].pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 108

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Логический элемент И с тремя входами действует подобно^ схеме стремя реле (рис. 12.21,6), Катушка -контактора К в релейной схеме получит питание лишь в случае одновременного замыкания контакторов реле РП1, РП2, и РПЗ, катушки которых могут получить питание при

Тип

Обозначение

Релейный

Функциональная

элемента

экВиВалент

формула

 

И

а - н -------. х

 

а

b с

х

х = abc

 

2 3 = * - *

 

 

 

 

 

 

ИЛИ

 

 

 

 

 

х *а + Ь + с

ИЛИ

 

 

 

 

 

х*(а + Ь )с

с запретом

 

 

 

 

 

 

 

НЕ

 

 

 

а

х

х =а.

 

 

 

 

 

И

 

 

-

Ф

*

х = аЬ

с отрицанием

 

 

 

 

ПАМЯТЬ

 

 

 

 

 

х =

а + х

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 12.22.

Таблица основных

логических

элементов

замыкании контактов а, Ь, с. В схеме с логическим элементом катушки контактора получат питание также в случае замыкания контактов а, Ь, с, подающих сигнал на вход, при этом логический элемент И выполня­

 

 

ет функции трех

электромагнитных

реле

 

 

(рис. 12.21, в). Комбинации

из

основных

 

 

логических

элементов дают

возможность

 

 

получить более сложные

схемы.

Логиче­

 

 

ские элементы различаются в зависимости

 

 

от того,

какое

действие на

выходе

вы­

 

 

зывает подача сигнала на

входе.

 

при

 

 

Логический элемент,

у

которого

 

 

подаче сигнала на вход появляется сигнал

Рис. 12.23. Схема включения

на выходе,

называется

п о в т о р и т е -

л е м.

Логический

элемент

 

называется

логического

элемента, вы­

 

полненная

с применением

и н в е р т о р о м

или

элементом «нет»,

электронной лампы

если при подаче сигнала

на

вход

сигнал

 

 

на выходе исчезает.

 

 

 

 

сигнал на

Логическим элементом ИЛИ называется такой элемент,

выходе которого появляется при подаче сигнала на один из входов. А логический элемент И — тот, у которого сигнал на выходе появляет­ ся в случае, если поданы сигналы на все входы. На рис. 12.22 приведе­ ны условные обозначения, релейный эквивалент и функциональная формула основных логических элементов. Различные схемы автомати­

222


ческого управления, выполнявшиеся ранее на контактных реле, мож­ но осуществить, применяя основные логические элементы или комби­ нации из них.

Дальше приводятся примеры применения логических элементов с бесконтактной аппаратурой взамен схем управления, которые ранее выполнялись на контактных реле. На рис. 12.23 показана принципи­ альная схема включения логического элемента НЕ на электронном триоде. Она состоит в следующем.

При отсутствии сигнала на входе сетка лампы имеет отрицательный потенциал Ес, лампа заперта, анодный ток / а отсутствует. Напряжение на выходе £/вых, равное Е а 1а га ти Е0, будет иметь высокий потен­ циал, так как отсутствует падение напряжения на сопротивлении га. При подаче положительного сигнала на вход лампа открывается, по­ является анодный ток и в результате падения напряжения на г&на­ пряжение на выходе резко уменьшается, т. е. сигнал высокого уровня на выходе появляется при отсутствии сигнала на входе.

ГЛАВА ТРИНАДЦАТАЯ

ЭЛЕКТРОПРИВОД НА СТРОИТЕЛЬСТВЕ

§ 13.1. Общие сведения

Э л е к т р о п р и в о д о м называют электромеханическое уст­ ройство, предназначенное для приведения в движение рабочих органов машины или исполнительного механизма. Электрическая часть привода состоит из электродвигателя, преобразующего электрическую энергию в механическую, и электроаппаратуры, служащей для управ­ ления электродвигателем. Вращающий момент, создаваемый на валу электродвигателя, передается через него и рабочие органы машины на вал машины с помощью муфт сцепления, шестерен, редукторов, цепей, ремней, называемых передачей и представляющих собой механическую часть электропривода.

По структуре схемы передачи энергии от электросети к рабочим органам машин различают три основных типа электропривода: груп­ повой, одиночный и многодвигательный (рис. 13.1).

Г р у п п о в ы м называют электропривод, у которого от одного электродвигателя с помощью трансмиссии приводится в действие несколько (группа) рабочих машин (рис. 13.1, а). Этот тип привода в настоящее время почти не применяется ввиду присущих ему недо­

статков:

тяжелые и громоздкие механические трансмиссии с большим

числом

узлов трения,

подвергающихся износу и вызывающих потери

энергии,

одновременное прекращение работы 'всей группы

рабочих

машин при повреждениях в электрической части привода и др.

О д и н о ч н ы й

привод, наиболее распространенный,

приме­

няется для приведения в действие электродвигателем одной какой-либо рабочей машины: конвейера (транспортера), насоса, компрессора и др. (рис. 13.1, б). При применении одиночного привода можно выбрать для рабочей машины электродвигатель, соответствующий требова­ ниям различных производственных процессов. В известных случаях необходимы электродвигатели со строго постоянной скоростью вра­ щения, в других — требуется автоматическое снижение скорости вра­ щения электродвигателя при увеличении нагрузки на валу рабочей машины (тяговые устройства, буровые установки). Некоторые уста­ новки не требуют регулирования скорости или изменения направления вращения (центробежные насосы, компрессоры), другие наоборот, нуждаются в этом (крановые установки).

В сложных машинах, при наличии в них большого числа рабочих органов, приведение всех рабочих органов от одного электродвига­ теля либо неосуществимо, либо связано с большими потерями энер­

гии в механической передаче.

В этих случаях применяется

м н о г о ­

д в и г а т е л ь н ы й п р и в

о д , при котором каждый

отдельный

рабочий орган машины приводится в действие самостоятельным элек­ тродвигателем.

224


Примером многодвигательного привода может служить экскаватор ЭКГ-4 (рис. 13.1, в), имеющий четыре электродвигателя: первый для подъема груза, второй — для напора на грунт, третий — для поворота и четвертый для передвижения. Имеются экскаваторы и с одиночным приводом, в которых все перечисленные операции производятся от од­ ного электродвигателя при помощи механических передач.

Многодвигательный привод позволяет выбрать электродвигатель для каждого рабочего органа машины с необходимыми механически­ ми характеристиками. При этом создаются наиболее благоприятные условия для автоматизации производственных процессов.

1

ЮЪ

12

J

а)

Платформа экскаватора ЗКГ-Ф

Рис. 13.1. Виды электроприводов:

о — групповой; б — одиночный; в — многодвигательный; / — электро­

двигатель;

2 — механическая передача; 3 — рабочая машина; 4 — транс­

форматор;

5 — распределительное устройство; 6 — приводной

меха­

 

низм; 7 — преобразовательный агрегат

 

Управление

электродвигателями — пуск, остановка,

регулирова­

ние скорости, изменение направления вращения (реверс), торможение и прочее —в известных условиях может быть полностью автоматизи­ ровано. Более часто применяется полуавтоматический привод, когда часть операций по управлению выполняется вручную, а часть автома­ тически. Применяется также полностью ручное управление электро­ приводом.

Электродвигатели характеризуются номинальными данными, к чис­ лу которых относятся следующие величины: номинальные мощность, напряжение, скорость вращения, коэффициент полезного действия, коэффициент мощности и др. Номинальные данные приводятся в за­ водских щитках электрических машин и соответствуют номинальному режиму их работы.

Н о м и н а л ь н ы м р е ж и м о м

работы электрической маши­

ны называют такой режим ее работы,

который рассчитан для данной

машины заводом-изготовителем. При номинальном режиме обеспечи­

8 Зак. 552

225


вается нормальная работа электродвигателя и допустимая температура

его нагрева.

электродвигателя называют

Н о м и н а л ь н о й м о щ н о с т ь ю

полезную механическую мощность на валу,

которая выражается в ват­

тах или киловаттах. Фактическая мощность, развиваемая электродви­ гателем в какой-либо момент времени, называется нагрузкой электро­ двигателя.

Шкала номинальных мощностей электродвигателей различного исполнения и назначения установлена Государственными общесоюзны­ ми стандартами (ГОСТ). В соответствии с ГОСТом, например, для трех­ фазных асинхронных электродвигателей общего применения защищен­ ного и закрытого обдуваемого исполнения серий А2 и А02, имеющих широкое распространение, предусмотрена следующая шкала номиналь­

ных мощностей: 0,6; 0,8;

1,1; 1,5; 2,5; 3; 4; 5,5;

7,5; 10; 13; 17; 22; 30;

40; 55; 75 и 100 кВт.

н а п р я ж е н и я ,

на которые выпускают

Н о м и н а л ь н ы е

электродвигатели общего применения переменного трехфазного тока —

220, 380, 500, 3000 и 6000 В, постоянного тока — ПО, 220 и 440 В.

Номинальный момент вращения Мн электродвигателя развивает­ ся на его валу при номинальной мощности и номинальной скорости вращения.

Н о м и н а л ь н ы м к о э ф ф и ц и е н т о м п о л е з н о г о д е й с т в и я электродвигателя называют отношение номинальной мощности на его валу к мощности, потребляемой из электрической сети при номинальном режиме. Мощность на валу электродвигателя Р всег­ да меньше мощности, потребляемой из сети Рэ, на величину потерь энер­ гии. Эти потери складываются из потерь энергии на нагревание про­ водников обмоток статора и ротора (потерь в меди), протекающих через них электрическим током; из потерь в стали, возникающих за счет перемагничивания и вихревых токов, а также из механических потерь на трение. Коэффициент полезного действия электродвигателя изме­ няется в зависимости от его нагрузки; от нуля при холостом ходе до максимального значения, обычно соответствующей ее номинальному значению. Все потери энергии в электродвигателе превращаются в тепло, нагревающее его.

По условиям нагрева электродвигателей различают три основных режима их работы: длительный, кратковременный и повторно-кратко­ временный.

Д л и т е л ь н ы м р е ж и м о м работы называют режим, при котором все части электродвигателя за время работы достигают уста­ новившейся температуры. В начале нагрева электродвигателя (после включения его в работу) лишь часть тепла, выделяющегося в нем за счет потерь электроэнергии, отдается в окружающую среду. Остальная часть аккумулируется (запасается) внутри электродвигателя и вызы­ вает повышение его температуры. С ростом температуры увеличи­ вается отдача тепла в окружающую среду. Увеличение температуры прекращается, когда достигнута установившаяся температура, а это наступает, когда все выделяющееся в двигателе тепло отдается окру­ жающей среде.

226


Примером длительного режима работы может служить режим ра­ боты электродвигателей центробежных насосов, вентиляторов, ком­

прессоров и

конвейеров (Транспортеров).

К р а т к

о в р е м е н н ы м р е ж и м о м работы называют ре­

жим, при котором длительность рабочего периода недостаточна для того, чтобы температура электродвигателя достигла установившегося значения. Последующая затем остановка (пауза) электродвигателя на­

столько

продолжительна,

что

 

он

успевает

 

 

 

 

охладиться

до

температуры

 

окружающей

 

 

 

 

среды. На щитках

электродвигателя,

пред­

 

 

 

 

назначенного для

работы

в таком

режиме,

 

 

a)

t

указывается, на какую стандартную длитель­

р

 

 

 

 

ность рабочего периода данная

 

машина

рас­

 

 

 

 

считана.

В

кратковременном

режиме

рабо­

 

J? i

F Y

тает,

например,

электродвигатель механизма

 

подъема стрелы одноковшового

экскаватора.

р

 

В)

t

П о в т о р н о - к р а т к о в р е м е н ­

 

 

 

 

 

 

 

н ы м р е ж и м о м

работы

называют

ре­

 

р

п

 

жим, при котором за время

рабочего

перио­

 

 

да электродвигатель не успевает

достигнуть

 

 

rt 610мин t

установившейся температуры,

а за

время по­

 

 

8)

 

следующей паузы не успевает

охладиться

до

Рис. 13.2. Режимы ра­

температуры окружающей среды.

Повторно­

боты

электродвигате­

кратковременный режим характеризуется

ве­

а

--

лей:

 

личиной

относительной

продолжительности

продолжительный

б

кратковременный;

включения

(ПВ),

под

которой

понимается

в

— повторно-кратковре­

отношение времени работы

к общей

продол­

 

 

менный

жительности всего

цикла, включающего кроме времени работы так­

же и паузу:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПВ = ^

2

 

% = /р1^ -

%,

 

 

 

(13.1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+ to

 

 

 

 

где

г'ц — продолжительность цикла;

 

 

 

 

 

 

 

tp — продолжительность рабочего периода; tn — продолжительность паузы.

В СССР установлены следующие стандартные значения относитель­ ной продолжительности включения (ПВ): 15, 25, 40 и 60%, причем ПВ,

равная

25%,

принимается

за номинальную.

Продолжительность

одного

цикла

не должна

превышать 10

мин.

Если продолжитель­

ность

цикла

превышает 10

мин, то режим

работы электродвигателя

считается длительным.

Повторно-кратковременный режим работы весьма распространен для электропривода строительных машин, в таком режиме работают одноковшовые экскаваторы, различные краны, подъемники и другие машины.

На рис. 13.2 приведены графики работы электродвигателей в раз­ личных режимах.

Теряемая в электродвигателе энергия идет на нагрев его частей. С момента пуска электродвигателя температура нагрева постепенно по­

8*

227