Файл: Лебедев, Н. Н. Электротехника и электрооборудование учеб. пособие [для монтаж. и строит. спец. техникумов].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 107
Скачиваний: 0
вышается и достигает установившегося состояния, когда количество тепла, выделяемое электродвигателем в единицу времени, в тот же про межуток времени отдается в окружающую среду.
Допустимая нагрузка электродвигателей определяется нагревом его обмоток, нормы нагрева которых зависят от рода изоляции. Изоля ционные материалы, применяемые в электромашиностроении, разде
ляются по теплостойкости на следующие классы*. |
из |
целлюлозы |
||||
Класс |
v: |
непропитанные |
волокнистые |
материалы |
||
и шелка. |
А: |
пропитанные |
волокнистые |
материалы |
из |
целлюлозы |
Класс |
и шелка.
Класс В: материалы на основе слюды, асбеста и стекловолокна, применяемые с органическими связующими и пропитывающими со ставами. ■'
Класс Е: синтетические органические пленки.
Класс F: материалы на основе слюды, асбеста и стекловолокна, при меняемые в сочетании с синтетическими связующими и пропитывающи ми составами.
Класс Н: материалы на основе слюды, асбеста и стекловолокна, применяемые в сочетании с кремнийорганическими связующими и про питывающими составами.
Класс С: слюда, керамические материалы, стекло, кварц, приме няемые без связующих составов.
Наибольшая допустимая температура нагрева для изоляции класса А — 105; класса В — 130; класса F — 155; класса Н — 180; класса С — больше 180° С.
§ 13.2. Выбор типа и мощности электродвигателя для различных условий работы
Электродвигатель должен удовлетворять требованиям, предъявля емым к нему со стороны производственного механизма, соответство вать условиям среды, в которой он будет находиться во время работы, обладать достаточной надежностью и экономичностью, простой по устройству и управлению конструкцией и иметь наименьший вес и габариты. Выбор электродвигателя производят по роду тока й вели чине номинального напряжения, номинальной мощности и скорости, естественной механической характеристике, пусковым и тормозным свойствам, регулированию скорости и конструктивному использо ванию.
Правильный выбор электродвигателя имеет большое значение. При недостаточной мощности его невозможно, например, обеспечить проведение намеченного технологического процесса и, кроме того, двигатель может быстро выйти из строя. Излишняя мощность двига теля влечет за собой дополнительные капитальные затраты и увеличи вает эксплуатационные расходы вследствие снижения к. п. д. и коэф
* Согласно ГОСТ 8865—70.
228
фициента мощности из-за недогрузки. Каждый электродвигатель при пуске, остановке и торможении работает в переходных режимах.
Электромеханические свойства электродвигателей определяются, как известно, их механическими характеристиками (см. гл. 7 и 8). Механическая характеристика электродвигателя выявляет пригод ность его для того или иного исполнительного механизма.
При рассмотрении электрических машин во втором разделе книги указывалось, что механические характеристики могут быть естествен ные и искусственные (последние соответствуют работе электродвига
теля при условиях, отличающихся от но |
|
|||||||
минального режима, например, при пони |
|
|||||||
жении подводимого напряжения, |
включе |
|
||||||
нии реостатов |
в цепи двигателя |
и др.). |
|
|||||
По своим свойствам |
механические |
ха |
|
|||||
рактеристики подразделяются на абсолют |
|
|||||||
но жесткие, жесткие и |
мягкие. |
Графиче |
|
|||||
ское их изображение показано на рис. 13.3. |
|
|||||||
Абсолютно |
жесткими |
характеристика |
|
|||||
ми |
обладают |
синхронные электродви |
|
|||||
гатели, |
жесткими — асинхронные с корот |
|
||||||
козамкнутым |
ротором |
и |
двигатели |
по |
|
|||
стоянного тока с параллельным возбужде |
|
|||||||
нием; мягкие |
характеристики имеют асин |
Рис. 13.3. Механические |
||||||
хронные электродвигатели |
с дополнитель |
характеристики электро |
||||||
ным |
сопротивлением в цепи ротора и дви-' |
двигателей: |
||||||
1 —• абсолютно жесткая; 2 — |
||||||||
гатели |
постоянного тока с |
последователь |
жесткая; 3 — мягкая |
ным возбуждением.
Различные механизмы требуют установки двигателей с различной степенью жесткости; так, например, насосы, компрессоры, транспор теры нуждаются в применении двигателей с жесткой или абсолютно жесткой характеристикой.
Из существующих двигателей наиболее простыми, надежными в работе, легкими и дешевыми являются асинхронные двигатели с ко роткозамкнутым ротором, присоединяемые непосредственно к сети. Этот тип двигателей нашел преимущественное применение во всех отраслях промышленности и там, где не требуется плавного регулиро вания скорости. При ступенчатом регулировании могут применяться многоскоростные асинхронные двигатели.
Асинхронные двигатели с фазным ротором несколько сложнее двигателей с короткозамкнутым ротором, тяжелее и дороже их. Но двигатели этого типа позволяют регулировать скорость, а также вра щающий момент при пуске и торможении, что дает возможность полу чать необходимую плавность хода. При переходных процессах двига тели с фазным ротором имеют меньшие потери энергии в обмотках, что делает их незаменимыми для работы с частыми пусками и останов ками. Следует отметить, что двигатели с фазным ротором не дают возможности получить жесткие искусственные механические харак теристики при малых скоростях.
229
При необходимости улучшить регулирование и при большой час тоте включений применяются двигатели постоянного тока, более слож ные по устройству и в эксплуатации, а также более дорогие по срав нению с асинхронными двигателями.
В последние годы получили распространение электроприводы с ин дукторными муфтами скольжения. Такие электроприводы состоят из нерегулируемого электродвигателя (асинхронного с короткозамк нутым ротором или синхронного) и муфты скольжения, установлен ной между электродвигателем и механизмом. Регулирование (сниже ние) скорости вращения выходного вала муфты достигается изменением
|
|
тока в обмотке |
возбуждения |
(рис. |
||||
|
|
13.4). |
|
|
|
|
|
|
|
|
Применение электроприводов о |
||||||
|
|
индукторными |
муфтами |
скольже |
||||
|
|
ния обеспечивает: |
дистанционное |
|||||
|
|
а) |
быстрое |
и |
||||
|
|
сцепление и расцепление |
электро |
|||||
|
|
двигателя |
с механизмом |
до |
и во |
|||
|
|
время |
работы; |
при |
ограниченном |
|||
Рис. 13.4. Схема электромагнитной |
б) |
запуск |
||||||
|
муфты скольжения: |
моменте двигателя больших |
махо |
|||||
1 — индуктор; 2 — якорь; 3 — кольца; |
вых |
масс |
с |
включением |
муфты |
|||
|
4 — щетки |
|||||||
|
|
после |
разгона |
двигателя; |
|
|
||
в) сглаживание динамических нагрузок от двигателя к механизму |
||||||||
при |
пуске и от механизма к двигателю при |
работе; |
|
|
|
|||
г) |
ограничение величины передаваемого момента. |
|
|
|
Наиболее целесообразно применение муфт для механизмов с так называемым вентиляторным моментом (момент сопротивления которых изменяется пропорционально квадрату скорости вращения) и для механизмов с постоянным моментом сопротивления с кратковременным режимом работы.
Принцип работы электромагнитной муфты скольжения заключает ся в следующем. На индукторе муфты 1, помещенном на ведущем валу, укреплены полюсы и обмотки возбуждения. Концы обмотки возбужде ния соединены с кольцами 3, к которым через щетки 4 подведен по стоянный ток. На ведомом валу укреплен якорь муфты 2. При враще нии возбужденного индуктора в якоре наводится э. д. с. и возникают вихревые токи, взаимодействующие с магнитным потоком индуктора. В результате этого взаимодействия создается электромагнитный мо мент и ведомый вал начинает вращаться вслед за ведущим. Скорость вращения ведомого вала меньше скорости вращения ведущего. Регу лирование скорости вращения ведомого вала достигается изменением магнитного потока муфты, при котором изменяется электромагнит ный момент.
Выпускаемые промышленностью электродвигатели имеют различ ные конструктивные исполнения в зависимости от условий среды, в которой "им предназначено работать. За счет соответствующей конструкции электродвигателей обеспечивается их защита от пыли, грязи, дыма, сырости, паров кислот, взрывоопасных газов, высокой
230
температуры и т. п. Изоляция обмоток электродвигателей выполняется нормальной и противосыростной.
По роду защиты выпускают электродвигатели следующих типов: 1. Открытые, у которых все вращающиеся и токоведущие части не имеют специальных защитных приспособлений; для общего примене
ния открытые электродвигатели не изготовляются.
2. Защищенные электродвигатели, у которых все вращающиеся и токоведущие части предохранены от случайных прикосновений, пойадания внутрь их посторонних предметов, капель воды, падающих отвесно, или брызг. Этот вид машин не защищен от пыли и вредных газов. Электродвигатели, имеющие защиту от капель, называются каплезащищенными, а от брызг — брызгозащищенными.
Защищенные электродвигатели нельзя устанавливать в пожаро опасных, взрывоопасных помещениях и в помещениях с едкими пара ми и газами.
3. Закрытые электродвигатели, у которых имеются отверстия лишь для ввода проводов и для болтов, скрепляющих детали машины. За крытые машины подразделяются на обычные, обдуваемые, продувае мые (с закрытой вентиляцией) и герметические. В обдуваемых элек тродвигателях охлаждающий воздух засасывается вентилятором и про гоняется через корпус машины. У машин с закрытой вентиляцией охлаждающий воздух подводится через трубы.
Закрытые электродвигатели могут быть установлены на открытом воздухе вне зданий, в пыльных и пожароопасных помещениях.
4. Электродвигатели взрывозащищенные; выпускаются в несколь ких исполнениях: взрывонепроницаемое В1А, В2Б, ВЗГ и повышен ной надежности Н1А, предназначенные для работы во взрывоопасных помещениях соответствующих классов.
Электродвигатели различной конструкции выполняют преимуще ственно с горизонтальным валом. Для уменьшения габаритов произ водственных машин удобно применять электродвигатели с вертикаль ным валом, имеющим упорные подшипники. Особенно удобно для ин дивидуального привода машин применять фланцевые электродвигате ли, имеющие вместо лап фланцы для крепления к машине.
Выбор мощности двигателя в основном зависит от режима его
нагрузки и от допустимой |
температуры |
нагрева обмоток. |
Мощность |
|||||
двигателей |
для |
машин |
с |
длительной |
неизменяющейся |
нагрузкой |
||
(компрессоров, насосов, грузоподъемных |
машин, |
конвейеров и др.) |
||||||
может быть |
определена |
по формулам. |
Здесь приводятся |
формулы |
||||
и числовые |
примеры |
определения необходимой мощности двигателей |
||||||
для некоторых машин, |
применяемых на |
строительстве. |
|
|||||
Мощность электродвигателей крановых установок для механизма |
||||||||
подъема определяется |
по формуле |
|
|
|
||||
|
|
|
Р [кВт] = -(gg + foIpt |
|
(13.2) |
|||
|
|
|
|
|
102 rin |
|
|
|
где GH— номинальный вес поднимаемого груза, кГ, |
|
|||||||
Gn — вес приспособления для подъема груза |
(крюка, |
грейфера |
||||||
и др.), |
кГ; |
|
|
|
|
|
|
231