Файл: Лебедев, Н. Н. Электротехника и электрооборудование учеб. пособие [для монтаж. и строит. спец. техникумов].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 104
Скачиваний: 0
лями переменного и постоянного тока небольшой мощности часто ограничивается включением и отключением вручную пускового аппа рата; для ограничения пусковых токов двигателей средней и большой мощности применяются реостаты, а для изменения скорости и направ ления вращения — контроллеры. Из способов управления такими
электроприводами наиболее слож ным является способ с примене нием контроллера.
Схема управления одиночным двигателем с короткозамкнутым ротором с помощью контроллера НТ-53 приведена на рис. 13.7.
В нулевом положении конт роллера при замкнутом рубиль нике Р кнопкой КР (пусковая кнопка) производится включение линейного контактора Л (создает ся вспомогательная цепь 11—12— 1—2—14—21). Затем кнопка КР может быть отпущена, и ток будет протекать по параллельной цепи
12—18—5—4— 2—14 —15—16— 21 или 11—18 —3—4 —2— 14—15— 16—21. Если механизм не нахо дится в одном из крайних предель ных положений, то возможно дви жение двигателя в обоих направ лениях; если же один из конечных выключателей (КВ или КН) разом
|
кнут, то движение возможно |
лишь |
|
Рис. 13.7. Схема управления асин |
в одном направлении, так как при |
||
хронным электродвигателем с ко |
разомкнутом КВ разрывается |
цепь |
|
роткозамкнутым ротором с по |
18—5—4, а при |
разомкнутом |
|
мощью контроллера НТ-53 |
|||
|
КН — цепь 18—3—4. |
При |
пово |
|
роте контроллера в |
направлении |
«вперед» замыканием контактов К/ и K ill соединяется провод Л1 с клеммой двигателя СЗ и замыканием контактов KV и K VI — провод Л11 с зажимом С1. При повороте контроллера в направлении «на зад» замыканием контактов KI и KII соединяются Л11 и 2С1 и замы канием KIV и KVI соединяются Л31 и СЗ. Отключение двигателя производится поворотом контроллера в нулевое положение. Двигатель останавливается также при разрыве цепи аварийного выключателя АВ или при наезде на один из конечных выключателей. При снижении напряжения линейный контактор отпадает и также отключается дви гатель от сети (нулевая защита). Схема после этого может быть вклю чена в работу лишь предварительным возвращением контроллера в нулевое положение (нулевая блокировка). Защита двигателя и це пей управления осуществлена плавкими предохранителями и макси мальным реле.
2Ю
Вся защитная аппаратура, а именно: линейный контактор Л , одно полюсное максимальное электромагнитное реле РМО, предохраняю щее привод от коротких замыканий, кнопка КР, рубильник Р и плав кие предохранители ПР1 и ПР2 — собраны на одной защитной пане ли. Параллельно двигателю может быть включен тормозной магнит или электрогидравлический толкатель. В некоторых случаях (тихо ходные механизмы со скоростью ниже 30 м/мин) тормозные магниты могут отсутствовать.
В с и с т е м а х а в т о м а т и ч е с к о г о управления электро приводами выполняются весьма разнообразные операции. К основным функциям систем автоматического управления электроприводами мож но отнести следующие: пуск электродвигателей в ход, регулирование скорости вращения, реверсирование, торможение и остановка электро двигателей; защита электродвигателей и приводимых ими механизмов от различного рода перегрузок и аварийных режимов; осуществление определенной последовательности операций; сигнализация состояния системы электропривода; автоматическая стабилизация скорости и других параметров электропривода; синхронизация движения от дельных элементов производственных механизмов.
К простейшим схемам автоматического управления электропри водами относятся управление ими с помощью магнитных пускателей. Схема управления асинхронного двигателя с короткозамкнутым ро
тором |
с |
помощью нереверсивного магнитного пускателя приведена |
на рис. |
12.13 и там же приведено описание его действия. |
|
На |
рис. 12.14 представлена схема управления электродвигателем |
при помощи реверсивного магнитного пускателя.
Более сложные схемы автоматизированного электропривода стро ятся на основе принципов управления электродвигателями; в функ циях времени, скорости, тока, пути. Причем в зависимости от приня того принципа выбирают соответствующие схемы и аппараты. Как пример, приводим на рис. 13.8 схему управления электродвигателем с фазным ротором в функции тока. Схемой не предусматривается ре версирования и электрического торможения. Настройка реле ускоре ния /РУ, 2РУ и ЗРУ производится таким образом, чтобы токи, при которых соответствующие реле отключаются, удовлетворяли нера венству
/ ipy > / 2р у > / з р у -
Для пуска электродвигателя нажимается кнопка «пуск», вследствие чего включается контактор КЛ, который подает питание на статор электродвигателя, своим замыкающим блок-контактом (з. б. к.) КЛ он шунтирует пусковую кнопку.
Через з. б. к. КЛ получает питание реле РБ, контакты которого, замыкаясь, подсоединяют к сети цепь катушек контакторов ускорения. Однако контакторы ускорения при этом не включаются немедленно, так как размыкающий контакт (р. к.) 1РУ будет открыт до тех пор, пока пусковой ток в роторной цепи не снизится до величины, соответ ствующей уставке реле 1РУ. После того как контакт /РУ закроется, сработает контактор ускорения /У и зашунтирует своими силовыми
241
контактами первую ступень сопротивления в роторной цепи. Аналогично будет работать реле ускорения 2РУ и ЗРУ при меньших устав ках тока и соответственно включатся контакторы ускорения 2У и ЗУ, которые выведут вторую и третью ступени сопротивления в роторной цепи, после чего двигатель начнет работать с полной скоростью (есте ственная характеристика).
В рассматриваемой схеме предусмотрено шунтирование р. к. ре ле ускорения блок-контактами 1У, 2У, ЗУ во избежание вибрации контактов реле ускорения, возмож
J оо |
ной при значениях токов в ка |
|
|
тушках реле, близких к токам |
|
|
уставок. |
РБ дейст |
|
Реле блокировки |
|
|
вует с некоторой |
выдержкой |
3 'V)
Рис. 13.8. |
Схема управления |
асинхрон |
Рис. 13.9. Схема управления асин |
ным двигателем с контактными кольцами |
хронным двигателем с динамиче |
||
|
в функции тока |
|
ским торможением |
времени, |
необходимой для |
того, чтобы ток в роторной цепи достиг |
значения, при котором реле ускорения открыли бы свои р. к.
На рис. 13.9 приведена схема автоматического управления асинх ронным электродвигателем с динамическим торможением.
Динамическое торможение электродвигателя с короткозамкнутым ротором осуществляется включением обмотки статора двигателя
всеть постоянного тока: при этом магнитный поток, создаваемый по стоянным током, взаимодействуя с током ротора, создает тормозной момент. Для этого замыкают рубильники (см. схему). Кнопкой «пуск» подается напряжение на катушку контактора КЛ, и электродвигатель включается в сеть; при этом з. б. к. КЛ замыкает цепь питания ка тушки реле времени РВ, присоединяя ее к сети постоянного тока.
При включении катушки реле РВ з. к. РВ мгновенно замыкаются
вцепи катушки К, но включению контактора К препятствуют разомк нутые р. б. к. КЛ.
Торможение двигателя Д начинается после отключения последнего нажатием кнопки «стоп». При этом: а) катушка КЛ теряет питание и р. к. КЛ замыкается, включая катушку контактора торможения К',
242
б) катушка реле РВ обесточивается из-за размыкания з. б. к. КЛ и з. к. РВ размыкается с выдержкой времени, по истечении которого происходит автоматическое отключение электродвигателя от сети по стоянного тока.
Включению контактора КЛ во время торможения препятствует р. к. К, установленные в цепи питания катушки КЛ.
Сопротивление гт предназначается для ограничения тока намагни чивания.
Для торможения электродвигателей в некоторых случаях исполь зуется механический колодочный тормоз, управляемый электромаг нитом.
Электромагнит получает питание одновременно с двигателем; усилие притяжения якоря преодолевает силу сопротивления пружины тормоза и освобождает колодки, сжимающие шкив двигателя. При отключении электродвигателя катушка электромагнита также обесто чивается и тормоз под действием пружины, освобождаемой при опус кании якоря, способствует остановке двигателя.
Дистанционное автоматизированное управление сложными электро приводами, в том числе приводами по системе Г-Д (генератор-двига тель, см. § 8.7), применяемыми в механизмах крупных строительных машин, осуществляется с помощью комплектных устройств, называе мых с т а н ц и я м и у п р а в л е н и я . Такая станция состоит из отдельных аппаратов управления и защиты: контакторов, автоматов, реле, плавких предохранителей, сопротивлений и др., смонтированных на изоляционных плитах и электрически связанных между собой по той или иной схеме. Станции управления (прежнее название—маг нитные станции) поставляются промышленностью в готовом смонти рованном виде. Для переключения цепей контакторов станций управ ления служат или специальные контроллеры облегченного типа, на зываемые командоконтроллерами, или другие командные аппараты (например, кнопки управления). Комплект из станции управления и командоконтроллера к ней носит название магнитного контроллера.
На рис. 13.10 в качестве примера приведена упрощенная принци пиальная схема контакторного управления (регулирования скорости) электропривода по системе Г-Д. Для увеличения напряжения, пода ваемого генератором к двигателю, служат контакты КЗ и К4 в цепи обмотки возбуждения (ОВГ) генератора (при их замыкании напряжение и вместе с ним скорость вращения двигателя увеличиваются). Допол нительное регулирование скорости двигателя может производиться с помощью контактов К1 и К2 в цепи возбуждения его обмотки. Из менение направления вращения двигателя достигается изменением направления напряжения генератора переключением контактов IB, 2В (вперед) и 1Н и 2Н (назад).
Следует отметить, что электропривод по системе Г Д о каждым годом все больше вытесняется такой системой привода, где регулируе мое в широких пределах напряжение постоянного тока получается не от машинных преобразователей (двигатель-генераторов), а от управ ляемых выпрямителей (см. § 11.8). Если для этих целей используется Ионный выпрямитель — на тиратронах или управляемый ртутный, —
243