ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 98
Скачиваний: 0
Э. Э. КРАСОВСКИЙ
ПОСОБИЕ
КИНОМЕХАНИКУ
Четвертое переработанное издание
И ЗДАТЕЛ ЬСТВО „Б ЕЛ А РУ С Ь " МИНСК 1974
6П9.7 К 78
УДК 791. 44
Настоящее пособие написано в соответствии с последними программами
училищ и шкод киномехаников курса «Кинопроекционная |
техника». |
В нем рассматриваются основы кинотехники, а также |
принципы кинопро |
екции и виды кинематографа. Приведены методы эксплуатации фильмокопий, краткие сведения об осветительно-проекционной оптике. Даны различные типы киноэкранов, их выбор, размещение и эксплуатация.
Основное место в книге занимает описание узлов, механизмов и систем различной современной отечественной кинопроекционной аппаратуры. Приводят ся рациональные методы контроля киноаппаратуры, осмотра ее.
В настоящее издание включены сведения о новой кинотехнике, а также раздел об основных неисправностях киноаппаратуры и способах их исправ ления.
Книга предназначена для киномехаников н других работников киносети и
кинопроката, а |
также может быть использована |
студентами кинотехннкумов |
и при изучении |
кинодела в педагогических вузах |
и техникумах. |
Издательство «Бслорусьр, 1974
В в е д е н и е
Кинематограф, что означает по-гречески «запись движения»
(«кинема» — движение, «графо» — пишу), |
создан |
в конце |
XIX века. Появился кинематограф благодаря замечательным |
||
открытиям и изобретениям ученых многих |
стран. |
В нем ис |
пользованы достижения различных отраслей науки и техники. К таким достижениям относятся открытие в 1839 году фран цузами Ж- Ньепсом и Л. Дагером фотографии и применение в 1881 году русским фотографом И. Болдыревым светочув
ствительной пленки.
На создание предшественников съемочных и особенно про екционных киноаппаратов существенное влияние оказало по явление в конце XIX столетия приборов электрического освеще ния и электрических машин. Видное место в этой области при
надлежит нашим |
соотечественникам — ученым и |
изобретате |
|||
лям: в |
1873 году |
А. Ладыгин изобрел лампу накаливания; |
|||
в |
1876 |
году П. Яблочков и В. Чиколев на |
основе |
открытого |
|
в |
1802 |
году В. Петровым дугового разряда |
между |
угольными |
электродами создали мощный источник света— дуговую лам пу; в 1839 году Б. Якоби построил электродвигатель постоянно го тока, а в 1888— 1891 гг. М. Долнво-Добровольский изобрел трехфазный электродвигатель переменного тока и осуществил передачу электрической энергии на большие расстояния.
Несколько конструкций оригинальных аппаратов для демон стрирования изображений на экране создали также наши со отечественники И. Тимченко, А. Самарский, И. Акимов и дру гие.
Большая роль в создании кинематографа и разработке раз меров кинопленки принадлежит американцу Т. Эдисону.
Все эти достижения были изучены и обобщены французским предпринимателем и изобретателем Луи Люмьером* который со своим братом Огюстом сконструировал съемочно-проекционный киноаппарат и 28 декабря 1895 года открыл в Париже кино театр. Эта дата и считается официально днем появления кине матографа (кино).
3
Период с 1895 по 1928 год называют эпохой немого кино.
В России |
первые кинокартины |
начали |
демонстрироваться |
|
с весны 1896 |
года — в Петербурге, |
Москве, |
Одессе, Нижнем |
|
Новгороде и других городах. |
|
|
|
|
Первые отечественные аппараты для демонстрирования не |
||||
мых кинофильмов были созданы в СССР |
в |
1923 году: кино |
передвижка ГОЗ, работавшая от вращения вручную, и стацио нарный кинопроектор ТОМП, рассчитанный для работы от местной электросети.
Чтобы улучшить демонстрирование кинофильмов, в город ских кинотеатрах начали устанавливать для беспрерывной ки нопроекции по два киноаппарата, и показ фильмов сопровож дался игрой на пианино и скрипке вблизи экрана.
Было много попыток соединить киноаппарат с граммофо ном, но звуковое сопровождение часто не совпадало с дейст виями на экране.
Появление более чем через тридцать лет после открытия кинематографа звукового кино обязано нашим соотечественни кам — профессору А. Столетову, который в 1888 году построил первый в мире фотоэлемент, и гениальному русскому ученому А. Попову, который 7 мая 1895 года открыл радио. В этой свя зи следует упомянуть также А. Виксцемского (1889 г.) и И. По лякова (1900 г.), которые предложили фотографический метод записи звука с помощью фотоэлемента.
1929 год считается годом создания звукового кино. Изобре тателями советского звукового кино являются А. Шорин, П. Тагер и В. Охотников.
Развитие звукового кино потребовало коренного перевоору жения всей техники кинематографии. К кинопроекторам ТОМП-IV создавались специальные звуковые приставки (звукоблоки), были разработаны звуковоспроизводящие (усили тельные) устройства.
В1935 году была создана первая отечественная широкопле ночная звуковая кинопередвижка «Гекорд» (названная так в честь Георгия Константиновича Орджоникидзе — Народного Комиссара машиностроения СССР) с кинопроектором К-25.
С 1936 года начал выпускаться первый узкопленочный зву ковой кинопроектор 163П-1.
Затем, как ранее звук, кинематограф обогатил цвет, кото рый появился в кино благодаря достижениям физики и химии, изображения на экране стали более красивыми и естественны ми. Появилась возможность передавать на экране все оттенки жизни, богатой звуками и красками.
В1936 году был выпущен новый мощный (для того време ни) стационарный звуковой кинопроектор КЗС-22 (послевоен ная марка СКП-26).
Вдальнейшем, в результате разработки и применения но вых источников света (кинопроекционной лампы, интенсивных
4
киноуглей) и аппаратуры для их питания, улучшилось качест во кинопроекции, а разработка новых фотоэлементов, примене ние новых электронных ламп, новых усилителей и громкогово рителей к ним улучшили качество воспроизведения звука.
В 1946 году широкопленочные и узкопленочные кинопере движки получают новые, а с 1949 года — универсальные усили тельные устройства. Создаются новые модели кинопроектора типа К и стационарный кинопроектор КПТ-1. Модернизируется узкопленочный кинопроектор, в результате чего появляются его
новые марки. |
|
|
|
|
|
В целях приближения кинематографа к реальной действи |
|||
тельности ученые и изобретатели создали ряд |
видов кинема |
|||
тографа— широкоэкранный, |
панорамный, широкоформатный, |
|||
со |
стереофоническим звуковоспроизведением, |
стереоскопиче |
||
ский и др. |
|
в |
содружестве |
|
с |
Теперь отечественная кинопромышленность |
|||
научно-исследовательским |
кинофотоинститутом |
(НИКФИ) |
и конструкторскими бюро заводов создает и выпускает боль шое количество разнообразной киноаппаратуры и оборудова ния. К ним относятся различные кинопроекторы, усилительные, выпрямительные и электрораспределительные устройства и ав тотрансформаторы, киноэкраны, настенные автоматические противопожарные заслонки, лебедки занавеса, темнители све та, полуавтоматические устройства, фильмостаты и т. д.
В настоящее время в нашей стране насчитывается свыше 217 тысяч киноустановок. Основное место среди них занимают звуковые киноустановки для обычных и широкоэкранных филь мов, развивается широкоформатное кино.
Киносеть беспрерывно расширяется,- и большая работа про водится по переоснащению действующих киноустановок.
Высокое качество показа кинофильмов во многом зависит от киномеханика, от его знаний и умения, от своевременного осмотра и ремонта аппаратуры. Данное пособие должно помочь будущим и работающим киномеханикам в изучении и правиль ной эксплуатации киноустановок.
Г Л А В А I.
ОСНОВЫ КИНОТЕХНИКИ
Кинопленка
Кинопленка, изготавливаемая на кинопленочных фабриках, является основным материалом для создания фильма. Она используется на киностудиях для съемки и на кинокопировальных фабриках для печати копий фильмов.
Кинопленка представляет собой длинную, гибкую и тонкую светочувствительную ленту, по краям которой пробиты отвер стия — перфорации, служащие для продвижения пленки в ки носъемочных, кинокопировальных и кинопроекционных аппа ратах.
По ширине (формату) кинопленка (рис. 1, а) бывает уз кой— 16 мм, широкой или нормальной — 35 мм и широкофор матной — 70 мм.
Кинопленка для черно-белых фильмов (рис. 1, б) состоит из четырех слоев: основы 3, подслоя 2, эмульсионного светочувст вительного слоя 1 и лакового слоя 4.
Основа (подложка) удерживает все 'слои кинопленки. Подслой (промежуточный слой) служит для скрепления эмуль сионного слоя с основой, эмульсионный светочувствительный слой — для получения изображения и лаковый слой — для пре дохранения основы кинопленки от скручивания, коробления и механических повреждений.
Основа пленки должна быть прозрачной, гибкой, механиче ски прочной, иметь равномерную толщину, небольшую водонабухаемость, быть устойчивой к колебаниям высокой темпе ратуры.
Основа характеризуется прочностью — количеством кило граммов, которое она выдерживает (специальным прибором) до разрыва, и эластичностью — числом двойных перегибов до излома.
С начала создания кинематографа и до недавнего времени для изготовления 35-миллиметровой кинопленки применялась нитроцеллюлозная основа. Эта основа прозрачна, имеет хоро шую механическую прочность, эластичность и незначительную
6
водонабухаемость. |
Однако |
а |
а |
|||
она |
легко |
воспламеняется |
||||
а |
а |
|||||
(при температуре 134— 149°), |
о |
□ |
||||
быстро горит, выделяя ядо |
а |
□ |
||||
витые газы и развивая высо |
|
|
||||
кую температуру, взрыво |
|
|
||||
опасна. |
|
|
|
|
||
В связи с этим в насто |
|
|
||||
ящее время кинопленка изго |
|
|
||||
товляется только на ацетил- |
|
|
||||
целлюлозной основе. |
|
|
||||
Ацетилцёллюлозная осно |
|
|
||||
ва бывает триацетатной и ди- |
|
|
||||
ацетатной. |
|
|
|
-( |
||
Триацетатная |
основа |
|
||||
|
Щ-г |
|||||
представляет собой сложный |
|
з |
||||
эфир |
целлюлозы и уксусной |
|
л |
|||
кислоты. В качестве раство |
|
|
||||
рителя для |
этой |
основы ча |
Рис. 1. Форматы кинопленки (а) |
|||
ще применяется метиленхло- |
||||||
и строение черно-белой киноплен |
||||||
рид, а пластификатором слу |
ки (б). |
|
жит дибутилфталат. Горю честь такой основы ниже го
рючести бумаги. Температура воспламенения (разложения) ее 510°. При горении она не выделяет взрывоопасных газов. Удар ная прочность ее 130—200 кг1см3, она выдерживает 100— 150 из
гибов.
При испарении пластификатора (усушке), низкой темпера туре и пересыхании эмульсионного слоя триацетатная основа становится хрупкой и прочность ее снижается.
Триацетатная основа используется для изготовления 35-мил- лпметровых обычных, широкоэкранных и 70-миллиметровых фильмов.
Диацетатная (ацетатная) основа содержит меньше уксусной кислоты, чем триацетатная. Для этой основы в качестве раство рителя применяется ацетон, а пластификатором чаще служит трифенилфосфат.
Диацетатная основа считается негорючей и безопасна в по жарном отношении (она загорается с трудом, не дает откры того пламени, плавится и легко тушится). Температура воспла менения ее 260—427°. Однако она менее прочна, быстрее изна шивается и дороже стоит, поэтому используется только для уз ких фильмов.
Ударная прочность этой основы 80— 120 кг/см3, она выдер
живает 45—60 изгибов.
Для изготовления любой основы кинопленки хлопок обра батывается соответствующей кислотой, затем полученный ма-
7
терпал растворяется в растворителе и в него, для придания ос нове эластичности, добавляется пластификатор.
Полученный раствор фильтруется и по трубам, через узкие щели, поступает на специальные машины с гладкими широкими бесконечными лентами, вращающимися с помощью барабанов. Во время движения лент растворители испаряются, а из кол лодийного раствора отливается прозрачная пленка — основа.
После просушки на одну сторону любой основы наносится подслой (чаще желатин), а на другую — лаковый слой (раствор нитроцеллюлозы в ацетоне).
Изготовление основы, нанесение подслоя и лака производит ся при естественном или электрическом освещении.
Эмульсионный светочувствительный слой изготовляется и наносится на основу (подслой) в темноте или при красном све те в горячем виде эмульсионнополивочной машиной. Этот слой состоит из мелких зерен бромистого серебра, растворенных в желатине и обладающих свойством чернеть под действием света.
После застывания светочувствительного слоя готовую кино пленку также в темноте или при красном свете разрезают спе циальной машиной с вращающимися дисковыми ножами на по лоски необходимой ширины и направляют на машины для про бивки перфораций.
Готовую кинопленку проверяют в темноте или при красном свете, а затем рулонами определенной длины упаковывают в светонепроницаемую бумагу и металлическую тару, которую тщательно заклеивают по краям изоляционной лентой и отправ ляют киностудиям (для съемки фильмов) или книокопировальным фабрикам (для печати копий фильмов).
По фотографическим свойствам и назначению кинопленки бывают: негативные — для киносъемок, позитивные — для пе чати с негатива (они менее чувствительны) и лавандовые — для получения промежуточных копий при изготовлении вторич ных негативов.
Для создания цветных фильмов используют многослойную специальную цветную кинопленку (см. стр. 15).
Киносъемка
Кинофильм представляет собой фотографически обработан-, ную (нечувствительную к свету) кинопленку, на которой име ются отдельные снимки (изображения)— кадры, разделенные межкадровой чертой.
Создается кинофильм в соответствии со сценарием путем ки носъемки на пленку необходимых объектов.
Киносъемка производится киносъемочным аппаратом, фото графирующим на пленку изображения.
8