Файл: Красовский, Э. Э. Пособие киномеханику.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 103

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

,____ ,__________________________ А

’ .V . и ' *

'

'

■* » - J

n 1 *

' y j [ ^ J>

' t r f

Синий

Зеленый

Красный

 

 

Объект съемки

 

 

Желтый

 

 

Синечу8ст8ительный слой

 

Пурпурный

 

Зеленочувствителтш слой

 

 

Голубой

КрасночуВстВительныйслой

Желтый

Пурпурный

Голубой

 

 

ПегатиВ

 

 

 

Желтый

Желтый

СинечуВстВительный слой

Пурпурный

 

Пурпурный

ЗеленочуВстбительный слой

Голубой

Голубой

 

КрасночувстВительный слой

Синий

Зеленый

Красный

 

 

Позити8

 

 

 

5

 

 

Рис. 5. Строение цветной кинопленки (а) и схема получения цвет­ ного фотографического изображения (б).

окрашивается красителями. В негативе эмульсионный слой, чувствительный к синим лучам, преобразуется в желтый цвет, зеленый — в пурпурный и красный — в голубой.

После печати с негатива на цветную позитивную пленку по­ следнюю подвергают лабораторной обработке, в результате че­ го полученные в фильмокопии цвета совпадают с цветами сня­ того объекта.

На рис. 5, 6 показан цветной объект съемки и полученные

на основе его цветные негатив и позитив. При этом цвета нега­ тива и позитива-показаны в слоях и при просмотре на просвет.

16


Способ получения цветного фильма на многослойной кино­ пленке имеет преимущество в том, что он сравнительно прост. Однако он дорогой, и ввиду того, что фонограмма такого филь­ ма состоит также из красителей (причем неустойчивых) и име­ ет низкую плотность, она обладает меньшей отдачей и боль­ шим уровнем шума.

Известен способ получения на многослойной пленке цветно­ го изображения и черно-белой фонограммы. Такая фонограм­ ма обеспечивает лучшее качество звуковоспроизведения, одна­ ко способ ее получения сложен и трудоемок.

Магнитная запись звука

и ее воспроизведение

Магнитная запись звука обеспечивается на пленке, покры­ той! ферромагнитным слоем — порошком окиси железа и фер­ рита кобальта. Ферромагнитный слой в виде полоски коричне­ вого цвета наносится на лаковую сторону пленки. Этот слой называется звуконосителем.

Магнитная запись (рис. 6, а) осуществляется путем подачи электрических колебаний от микрофона 1 через усилитель 2 к магнитной головке 3, представляющей собой электромагнит.

Магнитная головка преобразовывает электрические колебания в переменный магнитный поток и, касаясь ферромагнитного слоя равномерно движущейся пленки 4, намагничивает его в

точном соответствии со звуковыми колебаниями, поступающи­ ми в микрофон.

Магнитная запись на пленке не видна, она не требует ника­ кой обработки и ее сразу после перемотки пленки можно вос­ произвести.

При воспроизведении магнитной фонограммы (рис. 6, б) равномерно движущаяся пленка 1 прижимается к зазору вос­ производящей головки 2, благодаря чему намагниченное пере­

менное магнитное поле ферромагнитного слоя вызывает в об­ мотках головки электрические колебания, которые усиливаются усилителем 3 и направляются в громкоговоритель 4, преобра­

зующий их в звуковые колебания.

Отдельной магнитной головкой, на которую подается ток ультразвуковой частоты, магнитную запись можно «стереть», т. е. размагнитить фонограмму. Затем можно сделать другую запись, причем неоднократно.

Качество магнитной записи выше, чем оптической, и износ фильма на нее почти не влияет.

Однако этот вид записи имеет и недостатки. Магнитная фо­ нограмма чувствительна к магнитным-полям. вносимым элект­ родвигателем и другими электрическими устройствами,'ймёкЭТ^"'

ся трудности при размножении фильмокопий,

а прл экспдуата»

I ' '

;


Рис. 6. Принципиальные схемы магнитной записи (а) и воспроизведе­ ния (б) звука.

ции с течением времени ферромагнитный слон откалывается

иотслаивается от основы фильма.

Ивсе же благодаря лучшему качеству звукозаписи и более простой технологии производства кинофильмов магнитная за­ пись постепенно вытесняет оптическую. Она применяется в уз­ копленочных и широкоформатных кинофильмах, на киностуди­ ях для предварительной звукозаписи.

Вцелях обеспечения синхронности изображения и звука магнитная запись в узкопленочных фильмах опережает соот­ ветствующее изображение на 28 кадроз, а в широкоформатных фильмах — отстает от изображения на 24 кадра.

Звуковая кинопроекция

Действие кинематографа объясняется сложными психологи­ ческими законами восприятия, главными из которых являют­ ся память зрения, т. е. свойство человеческого глаза сохранять изображение виденного предмета в течение менее 0,3 секунды после его исчезновения, и ассоциативная память —- опыт наблю­ дения. Например, если в темноте вращать зажженный факел, то при определенной скорости вращения будет видна светящая­ ся окружность.

Показ па экране увеличенных, последовательно и быстро сменяющихся заснятых изображений с воспроизведением фо­ нограммы фильма называется звуковой кинопроекцией.

Аппарат, осуществляющий проекцию кинофильма, называ­ ется кинопроектором.

Для обеспечения звуковой кинопроекции, кроме кинопроек­ тора, нужны и другие устройства, которые вместе образуют киноустановку.

Простейшая киноустановка состоит, как правило, из кино­ проектора, усилителя, громкоговорителя и экрана.

Принципы звуковой кинопроекции заключаются в следую­ щем (рис. 7).

1.8

Фильм, перемотанный на «начало» (верх кадра внизу), с катушки (бобины) 1 кинопроектора равномерно разматывает­ ся зубчатым барабаном 2 и, сделав петлю, поступает в филь­ мовый канал 3, в котором имеется прямоугольное кадровое ок­

но, немного меньшее, чем кадр фильма. В фильмовом канале фильм протягивается прерывисто, по одному кадру, при помо­ щи скачкового барабана (или грейфера) 15, связанного со спе­

циальным механизмом.

В тот момент, когда фильм на короткое время останавли­ вается в кадровом окне, осветительная система 17 просвечива­ ет кадр и направляет свет в объектив 4, который обеспечивает увеличенную проекцию перевернутого кадра на экране 5.

Чтобы на экране не было видно смены кадров и изображе­ ние не получалось «смазанным», в момент протягивания филь­ ма через фильмовый канал доступ света к нему перекрывается обтюратором 16.

Благодаря быстрой смене кадров затемнения на экране не

19



видны. Кадры фильма, изображающие последовательные мо­ менты, т. е. различные фазы движения объекта, поочередно на­ кладываются на экране один на другой, зритель не замечает их смены, в глазах они сливаются и на экране получается кар­ тина движущихся изображений (плавный переход движений из одной фазы в другую).

После проекционной части фильм делает петлю и поступает в фотозвуковую часть (оптический звукоблок). Здесь при по­ мощи зубчатого барабана 10, прижимного 14 и'оттяжного 9 ро­ ликов фильм вращает гладкий барабан 12 с тяжелым махови­

ком (стабилизатор), который обеспечивает строго равномерную скорость движения фильма.

В месте прилегания фильма к гладкому барабану оптиче­ ская фонограмма благодаря читающей оптике 13 просвечивает­

ся (читается) маленькой

прямоугольной резкой

полоской све­

т а — читающим штрихом

(размером 2,15X0,02

мм при проек­

ции 35-миллиметровых фильмов или 1,9X0,018 м м — 16-милли­

метровых фильмов).

Так как гладкий барабан не касается фонограммы, то свет пройдет сквозь фонограмму движущегося фильма и будет из­ меняться в зависимости от имеющейся записи звука — различ­ ной прозрачности фонограммы. Эти изменения (колебания) света улавливаются фотоэлементом (фотоумножителем) 8, ко­

торый обладает свойством преобразовывать световые колеба­ ния в электрический ток.

Так как этот электрический ток очень мал, то он направля­ ется в усилитель 7, откуда поступает в расположенный вблизи экрана громкоговоритель 6, который превращает электрический

ток в звуковые колебания.

Пройдя звуковую часть кинопроектора, фильм автоматиче­ ски наматывается наматывателем на катушку 11.

Фильм с оптической фоншраммой сначала проходит через звуковую часть, а затем через проекционную. Расстояние меж­ ду ними при правильно заряженном 35-миллиметровом филь­ ме составляет 21 кадр и при 16-миллиметровом фильме —

26кадров.

При воспроизведении фильма с магнитной фонограммой

вместо читающей оптики применяются магнитные головки, ко­ торые касаются ферромагнитных слоев фильмокопий. Контакт электромагнитной головки с магнитной записью в 16-мнлли\гёт- ровом фильме обеспечивается на 28 кадров раньше проекции изображения.

При показе широкоформатных фильмов сначала просвечи­ вается изображение кадра, а затем через 24 кадра обеспечи­ вается контакт блока магнитных головок с магнитными дорож­ ками фильма.

При проекции фильма важное значение имеет размер петель его в кинопроекторе. Если петли будут малы, то фильм может

20