Файл: Красовский, Э. Э. Пособие киномеханику.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 102

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

7

Рис. 2. Схема простейшего киносъемочного аппарата.

Простейший киносъемочный аппарат, или киносъемочная камера (рис. 2), состоит из светонепроницаемого ящика 1 с по­ дающей 8 и принимающей 9 кассетами, зубчатыми барабана­ ми 7 и 2, фильмовым каналом с экспозиционным окном 6, меха­ низмом прерывистого движения — грейфером 3, вращающимся затвором — обтюратором 4 (диском с вырезом) и объекти­ вом 5.

В подающую кассету киноаппарата заряжается рулон не­ гативной кинопленки, светочувствительным слоем к объективу. Для удержания кинопленки на зубьях барабанов имеются при­ держивающие ролики, а чтобы она не рвалась, между фильмо­ вым каналом и барабанами делаются петли из кинопленки.

Процесс киносъемки заключается в следующем. При помо­ щи зубчатых барабанов, приводимых во вращение электродви­ гателем, заводной пружиной или рукой, кинопленка равномер­ но поступает в принимающую кассету. В экспозиционном окне фильмового канала кинопленка продвигается прерывисто грейфером. Когда кинопленка стоит неподвижно, обтюратор от­ крывает доступ света в экспозиционное окно и отраженный от снимаемого объекта с помощью объектива свет направляется на кинопленку. В результате на пленке фиксируется скрытое и уменьшенное изображение — отдельный снимок (кадр), пред­ ставляющий одну фазу движения снимаемого объекта или его статического положения.

Когда же кинопленка протягивается грейфером (на один

9


кадр), окно перекрывается обтюратором и доступ света к кино­ пленке прекращается. Затем происходит съемка другого кадра и т. д.

Заснятую (экспонированную) кинопленку в темноте выни­ мают нз кассеты и на специальных проявочных машинах (име­ ющих баки с растворами) подвергают фотохимической лабора­ торной обработке.

При фотохимической обработке проявителем на кинопленке скрытое фотографическое изображение преобразуется в види­ мое серебряное изображение. В нем светлые участки снятого объекта получатся темными, а темные, от которых не отражал­ ся свет, останутся светлыми. Такое изображение называется негативом.

Проявленная кинопленка промывается, затем, в целях со­ хранения изображения, погружается в фиксажиый раствор (закрепитель), опять промывается и поступает в сушильный шкаф. Теперь пленка уже не чувствительна к свету.

Время экспозиции при киносъемке составляет примерно

0,01—0,02 секунды.

Количество кадров, снимаемых киносъемочным аппаратом в секунду, называется частотой киносъемки. Эта частота в зву­ ковом кино составляет 24 кадра в секунду. При этом в тече­ ние секунды 35-мнллнметровая кинопленка движется со ско­ ростью 456 мм.

При помощи особых приспособлений киносъемочные аппа­ раты могут обеспечить большую скорость съемки либо замед­ ленную. Если заснятые таким образом фильмы впоследствии демонстрировать при нормальной скорости (24 кадра в секун­ ду), то зритель увидит на экране обычно невидимые для гла­ за движения объекта. При быстрой съемке (до 240 кадров в се­ кунду) можно показать,- например, в деталях прыжок физ­ культурника в воду. Замедленной съемкой (снимая несколько дней или недель) можно показать процесс роста растения или живого организма.

Киносъемка бывает синхронная звуковая и несинхронная с последующим озвучением. При синхронной звуковой съемке киносъемка и запись звука производятся одновременно. При несинхронной съемке сначала снимается изображение, а затем

производится запись звука

путем согласования

изображения

на экране с записываемым

звуком. Этот метод

используется

также при дублирований фильмов с одного языка на другой.

Оптическая запись звука

В кинотехнике применяются оптический и магнитный мето­ ды записи звука.

Оптическая, или фотографическая, запись звука осуществля­ ется с помощью звукозаписывающего аппарата.

10


1

2

3

4

5

Рис. 3. Запись звука по оптическому способу:

а — принципиальная схема записи; б — виды фонограмм.

Звукозаписывающий аппарат состоит из светонепроницае­ мой камеры с лентопротяжным механизмом и модулятора света.

Процесс оптической записи звука по одному из способов заключается в следующем (рис. 3, а).

Звуковые волны от источника звука поступают в микро­ фон 4, который преобразует звуковые колебания в колебания

электрического тока. Этот слабый электрический ток усиливает­ ся усилителем 3 и поступает в звукозаписывающий аппарат.

В камере 2 звукозаписывающего аппарата равномерно, со скоростью 456 мм/сек (как при киносъемке и кинопроекции),

движется отдельная светочувствительная 35-миллиметровая ки­ нопленка 1.

На движущуюся кинопленку от лампочки 5 через конден­ сор 6 и узкую щель 7 падает пишущий световой штрих.

11

На пути света к светочувствительной кинопленке находится световой модулятор, который изменяет (модулирует) свет в соответствии с электрическими колебаниями звуковой частоты, поступающими от усилителя.

Простейший световой модулятор в виде ленточного (струн­ ного) осциллографа имеет постоянный магнит 8, между полю­

сами которого находится заслонка-ленточка 9, подключенная к выходу усилителя.

В зависимости от поступающих в микрофон звуковых коле­ баний будет колебаться в магнитном поле ленточка, отчего из­ менится освещенность на кинопленке. Эти изменения на пленке будут фотографироваться и создадут на ней невидимую звуко­ вую дорожку — фонограмму.

Изъятая из звукозаписывающего аппарата кинопленка под­ вергается фотохимической обработке, после чего на ней полу­ чается негатив фонограммы.

Внастоящее время применяются сложные звукозаписываю­ щие аппараты с зеркальными гальванометрами, обеспечиваю­ щие высококачественную запись звука.

Взависимости от конструкции светового модулятора свето­

вой штрих может изменяться по величине или по плотности, в результате чего фонограмма бывает поперечной или Тштенсивной (рис.. 3, б).

Поперечная (переменной ширины или трансверсальная) фо­ нограмма представляет собой зубчики различной ширины и вы­ соты. Она бывает односторонней 1, двусторонней 2 и многодо­ рожечной 3.

Многодорожечная фонограмма применяется обычно в узких фильмах.

Наибольшее распространение имеет поперечная двусторон­ няя обесшумленндя фонограмма 4 с зачернением прозрачной

части. Такая фонограмма в моменты пауз или тихого звука не дает шума.

Интенсивная, (переменной плотности) фонограмма 5 пред­

ставляет собой параллельные одинаковой длины полоски раз­ личной прозрачности.

Печать фильмокопий

Печать, или копирование, 35-миллиметровых фильмокопий производится на кинокопировальных аппаратах при светлокрасном свете контактным способом (рис. 4). В таких аппара­ тах эмульсионный слой светочувствительной позитивной дви­ жущейся кинопленки прижимается к эмульсионным слоям дви­ жущихся негативов изображения и оптической фонограммы, через которые пропускается свет.

На киноустановке проекция кадра и чтение фонограммы

12


. Позитивная сВеточубстбительная кинопленка

__________ 27 кадр____________

ю о о а п п а о п о

Позитив (после лабора­ торной обра­ ботки)

Рис. 4. Принципиальная схема печати фильмокопии контактным способом.

фильма происходят в рдзных частях кинопроектора. Поэтому, чтобы при демонстрировании кинофильма была обеспечена синхронность звука и изображения, т. е. звук соответствовал бы изображению, негатив фонограммы 35-миллиметровых фильмов печатается на одну пленку на 20—21 кадр раньше, чем соответствующее изображение.

Узкие (16 мм) фильмокопии печатаются, как правило, с

негатива изображения 35-миллиметрового фильма на киноплен­ ку шириной 32 мм на кинокопировальных аппаратах оптиче­

ским способом с расщепляющей оптикой. Затем 32-миллимет­ ровую пленку разрезают вдоль и получают две 16-миллимет­ ровые фильмокопии. Для улучшения качества звука его запи­ сывают отдельно, причем так, чтобы оптическая фонограмма опережала соответствующее изображение на 26 кадров.

Оптическим способом печатают также с негатива 35-милли­ метрового фильма 70-миллиметровые фильмокопии.

Отпечатанною кинопленку подвергают фотохимической ла­ бораторной обработке на проявочной машине. Под действием, проявителя места светочувствительного слоя, на которые при копировании падал свет, чернеют и наоборот, неосвещенные места останутся белыми.

Такое изображение, соответствующее снятому объекту, на­ зывается позитивом.

Чтобы быстро отпечатать большое количество (примерно 2000 экз.) фильмокопий на нескольких кинокопировальных ап­ паратах на разных фабриках и чтобы сохранить оригинальные негативы изображения и фонограммы, массовая печать филь­ мокопий производится несколько иначе. Сначала из получен­ ной первой (лавандовой) фильмокопии печатают несколько дубликатов негатива (контратипов), а затем с них печатают фильмокопии (до 150 экз.).

Отпечатанные фильмокопии в рулонах отправляются орга­ низациям кинопроката, которые затем отпускают их киноуста­ новкам для демонстрирования.

Наряду с дублированием — переводом текста фильмов на другой язык— развитие киносети в национальных республи­ ках, а также прокат кинофильмов иностранного производства потребовали субтитрирования фильмов.

Субтитрами называются пояснительные надписи или диалог ги в нижней части кадра.

Применяется два способа впечатывания субтитров: фотогра­ фический (оптический) и механический.

Фотографическое впечатывание субтитров осуществляется на кинокопировальных фабриках, где кроме негатива изобра­ жения отпечатываются на позитивной пленке белые субтитры. Если такие субтитры сливаются со светлым изображением кад­ ра, то их делают черными или применяют кашетки, что дает возможность получить белые надписи на черном фоне.

14


Механическое впечатывание субтитров осуществляется в от­ дельных организациях кинопроката и заключается в том, что на специальных машинах к набухшему (в формалиновой ван­ не) эмульсионному слою фильмокопии прижимаются нагретые цинковые клише с надписями. Буквы (или цифры) разрезают эмульсионный слой фильма и вокруг них образуется кромка, что дает возможность отчетливо видеть надписи даже на белом фоне.

Получение цветного изображения

на кинопленке

Известно, что если луч белого света пропустить через стек­ лянную призму, то, дважды преломившись через ее грани, он разложится на цветной спектр. В полученном спектре принято различать семь главных цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый (см. стр. 71).

Если собирательной линзой смешать все эти лучи различ­ ных цветов, то снова будет получен белый цвет.

Если же смешать лучи только одной трети спектра, то мож­ но получить три основных цвета:

а)

синий — из фиолетового, синего и голубого;

б)

зеленый — из зеленого и желтого;

в)

красный — из оранжевого и красного.

Если смешивать между собою основные цвета, можно полу­

чить дополнительные цвета:

а)

синий + зеленый = голубой;

б)

зеле11ый+ красиый= желтый;

в)

сииий + красиый = пурпурный.

Эта возможность получения различных цветов в результате смешивания трех основных цветов и использована в цветной кинематографии.

Преимущественное применение в кинематографии имеет способ получения цветного изображения с помощью негатив­ ной и позитивной многослойных кинопленок, при котором съем­ ка и печать кинофильмов осуществляются на основе обычного негативно-позитивного процесса.

Многослойная (трехслойная) кинопленка (рис. 5, а) в от­

личие от черно-белой имеет не один, а три эмульсионных слоя, чувствительных к синим 1, зеленым 3 и красным 4 лучам, а так­ же желтый фильтр 2, не пропускающий синие лучи на осталь­ ные слои, и противоореольный слой 6, поглощающий лучи, про­ ходящие через третий слой и основу пленки 5.

Съемка цветного фильма производится на многослойную цветную кинопленку тем же киносъемочным аппаратом, кото­ рым снимают черно-белые фильмы.

После съемки цветную кинопленку обрабатывают в особых цветных проявителях, в результате чего скрытое изображение

15