ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 102
Скачиваний: 0
7
Рис. 2. Схема простейшего киносъемочного аппарата.
Простейший киносъемочный аппарат, или киносъемочная камера (рис. 2), состоит из светонепроницаемого ящика 1 с по дающей 8 и принимающей 9 кассетами, зубчатыми барабана ми 7 и 2, фильмовым каналом с экспозиционным окном 6, меха низмом прерывистого движения — грейфером 3, вращающимся затвором — обтюратором 4 (диском с вырезом) и объекти вом 5.
В подающую кассету киноаппарата заряжается рулон не гативной кинопленки, светочувствительным слоем к объективу. Для удержания кинопленки на зубьях барабанов имеются при держивающие ролики, а чтобы она не рвалась, между фильмо вым каналом и барабанами делаются петли из кинопленки.
Процесс киносъемки заключается в следующем. При помо щи зубчатых барабанов, приводимых во вращение электродви гателем, заводной пружиной или рукой, кинопленка равномер но поступает в принимающую кассету. В экспозиционном окне фильмового канала кинопленка продвигается прерывисто грейфером. Когда кинопленка стоит неподвижно, обтюратор от крывает доступ света в экспозиционное окно и отраженный от снимаемого объекта с помощью объектива свет направляется на кинопленку. В результате на пленке фиксируется скрытое и уменьшенное изображение — отдельный снимок (кадр), пред ставляющий одну фазу движения снимаемого объекта или его статического положения.
Когда же кинопленка протягивается грейфером (на один
9
кадр), окно перекрывается обтюратором и доступ света к кино пленке прекращается. Затем происходит съемка другого кадра и т. д.
Заснятую (экспонированную) кинопленку в темноте выни мают нз кассеты и на специальных проявочных машинах (име ющих баки с растворами) подвергают фотохимической лабора торной обработке.
При фотохимической обработке проявителем на кинопленке скрытое фотографическое изображение преобразуется в види мое серебряное изображение. В нем светлые участки снятого объекта получатся темными, а темные, от которых не отражал ся свет, останутся светлыми. Такое изображение называется негативом.
Проявленная кинопленка промывается, затем, в целях со хранения изображения, погружается в фиксажиый раствор (закрепитель), опять промывается и поступает в сушильный шкаф. Теперь пленка уже не чувствительна к свету.
Время экспозиции при киносъемке составляет примерно
0,01—0,02 секунды.
Количество кадров, снимаемых киносъемочным аппаратом в секунду, называется частотой киносъемки. Эта частота в зву ковом кино составляет 24 кадра в секунду. При этом в тече ние секунды 35-мнллнметровая кинопленка движется со ско ростью 456 мм.
При помощи особых приспособлений киносъемочные аппа раты могут обеспечить большую скорость съемки либо замед ленную. Если заснятые таким образом фильмы впоследствии демонстрировать при нормальной скорости (24 кадра в секун ду), то зритель увидит на экране обычно невидимые для гла за движения объекта. При быстрой съемке (до 240 кадров в се кунду) можно показать,- например, в деталях прыжок физ культурника в воду. Замедленной съемкой (снимая несколько дней или недель) можно показать процесс роста растения или живого организма.
Киносъемка бывает синхронная звуковая и несинхронная с последующим озвучением. При синхронной звуковой съемке киносъемка и запись звука производятся одновременно. При несинхронной съемке сначала снимается изображение, а затем
производится запись звука |
путем согласования |
изображения |
на экране с записываемым |
звуком. Этот метод |
используется |
также при дублирований фильмов с одного языка на другой.
Оптическая запись звука
В кинотехнике применяются оптический и магнитный мето ды записи звука.
Оптическая, или фотографическая, запись звука осуществля ется с помощью звукозаписывающего аппарата.
10
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Рис. 3. Запись звука по оптическому способу:
а — принципиальная схема записи; б — виды фонограмм.
Звукозаписывающий аппарат состоит из светонепроницае мой камеры с лентопротяжным механизмом и модулятора света.
Процесс оптической записи звука по одному из способов заключается в следующем (рис. 3, а).
Звуковые волны от источника звука поступают в микро фон 4, который преобразует звуковые колебания в колебания
электрического тока. Этот слабый электрический ток усиливает ся усилителем 3 и поступает в звукозаписывающий аппарат.
В камере 2 звукозаписывающего аппарата равномерно, со скоростью 456 мм/сек (как при киносъемке и кинопроекции),
движется отдельная светочувствительная 35-миллиметровая ки нопленка 1.
На движущуюся кинопленку от лампочки 5 через конден сор 6 и узкую щель 7 падает пишущий световой штрих.
11
На пути света к светочувствительной кинопленке находится световой модулятор, который изменяет (модулирует) свет в соответствии с электрическими колебаниями звуковой частоты, поступающими от усилителя.
Простейший световой модулятор в виде ленточного (струн ного) осциллографа имеет постоянный магнит 8, между полю
сами которого находится заслонка-ленточка 9, подключенная к выходу усилителя.
В зависимости от поступающих в микрофон звуковых коле баний будет колебаться в магнитном поле ленточка, отчего из менится освещенность на кинопленке. Эти изменения на пленке будут фотографироваться и создадут на ней невидимую звуко вую дорожку — фонограмму.
Изъятая из звукозаписывающего аппарата кинопленка под вергается фотохимической обработке, после чего на ней полу чается негатив фонограммы.
Внастоящее время применяются сложные звукозаписываю щие аппараты с зеркальными гальванометрами, обеспечиваю щие высококачественную запись звука.
Взависимости от конструкции светового модулятора свето
вой штрих может изменяться по величине или по плотности, в результате чего фонограмма бывает поперечной или Тштенсивной (рис.. 3, б).
Поперечная (переменной ширины или трансверсальная) фо нограмма представляет собой зубчики различной ширины и вы соты. Она бывает односторонней 1, двусторонней 2 и многодо рожечной 3.
Многодорожечная фонограмма применяется обычно в узких фильмах.
Наибольшее распространение имеет поперечная двусторон няя обесшумленндя фонограмма 4 с зачернением прозрачной
части. Такая фонограмма в моменты пауз или тихого звука не дает шума.
Интенсивная, (переменной плотности) фонограмма 5 пред
ставляет собой параллельные одинаковой длины полоски раз личной прозрачности.
Печать фильмокопий
Печать, или копирование, 35-миллиметровых фильмокопий производится на кинокопировальных аппаратах при светлокрасном свете контактным способом (рис. 4). В таких аппара тах эмульсионный слой светочувствительной позитивной дви жущейся кинопленки прижимается к эмульсионным слоям дви жущихся негативов изображения и оптической фонограммы, через которые пропускается свет.
На киноустановке проекция кадра и чтение фонограммы
12
. Позитивная сВеточубстбительная кинопленка
__________ 27 кадр____________
ю о о а п п а о п о
Позитив (после лабора торной обра ботки)
Рис. 4. Принципиальная схема печати фильмокопии контактным способом.
фильма происходят в рдзных частях кинопроектора. Поэтому, чтобы при демонстрировании кинофильма была обеспечена синхронность звука и изображения, т. е. звук соответствовал бы изображению, негатив фонограммы 35-миллиметровых фильмов печатается на одну пленку на 20—21 кадр раньше, чем соответствующее изображение.
Узкие (16 мм) фильмокопии печатаются, как правило, с
негатива изображения 35-миллиметрового фильма на киноплен ку шириной 32 мм на кинокопировальных аппаратах оптиче
ским способом с расщепляющей оптикой. Затем 32-миллимет ровую пленку разрезают вдоль и получают две 16-миллимет ровые фильмокопии. Для улучшения качества звука его запи сывают отдельно, причем так, чтобы оптическая фонограмма опережала соответствующее изображение на 26 кадров.
Оптическим способом печатают также с негатива 35-милли метрового фильма 70-миллиметровые фильмокопии.
Отпечатанною кинопленку подвергают фотохимической ла бораторной обработке на проявочной машине. Под действием, проявителя места светочувствительного слоя, на которые при копировании падал свет, чернеют и наоборот, неосвещенные места останутся белыми.
Такое изображение, соответствующее снятому объекту, на зывается позитивом.
Чтобы быстро отпечатать большое количество (примерно 2000 экз.) фильмокопий на нескольких кинокопировальных ап паратах на разных фабриках и чтобы сохранить оригинальные негативы изображения и фонограммы, массовая печать филь мокопий производится несколько иначе. Сначала из получен ной первой (лавандовой) фильмокопии печатают несколько дубликатов негатива (контратипов), а затем с них печатают фильмокопии (до 150 экз.).
Отпечатанные фильмокопии в рулонах отправляются орга низациям кинопроката, которые затем отпускают их киноуста новкам для демонстрирования.
Наряду с дублированием — переводом текста фильмов на другой язык— развитие киносети в национальных республи ках, а также прокат кинофильмов иностранного производства потребовали субтитрирования фильмов.
Субтитрами называются пояснительные надписи или диалог ги в нижней части кадра.
Применяется два способа впечатывания субтитров: фотогра фический (оптический) и механический.
Фотографическое впечатывание субтитров осуществляется на кинокопировальных фабриках, где кроме негатива изобра жения отпечатываются на позитивной пленке белые субтитры. Если такие субтитры сливаются со светлым изображением кад ра, то их делают черными или применяют кашетки, что дает возможность получить белые надписи на черном фоне.
14
Механическое впечатывание субтитров осуществляется в от дельных организациях кинопроката и заключается в том, что на специальных машинах к набухшему (в формалиновой ван не) эмульсионному слою фильмокопии прижимаются нагретые цинковые клише с надписями. Буквы (или цифры) разрезают эмульсионный слой фильма и вокруг них образуется кромка, что дает возможность отчетливо видеть надписи даже на белом фоне.
Получение цветного изображения
на кинопленке
Известно, что если луч белого света пропустить через стек лянную призму, то, дважды преломившись через ее грани, он разложится на цветной спектр. В полученном спектре принято различать семь главных цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый (см. стр. 71).
Если собирательной линзой смешать все эти лучи различ ных цветов, то снова будет получен белый цвет.
Если же смешать лучи только одной трети спектра, то мож но получить три основных цвета:
а) |
синий — из фиолетового, синего и голубого; |
б) |
зеленый — из зеленого и желтого; |
в) |
красный — из оранжевого и красного. |
Если смешивать между собою основные цвета, можно полу |
|
чить дополнительные цвета: |
|
а) |
синий + зеленый = голубой; |
б) |
зеле11ый+ красиый= желтый; |
в) |
сииий + красиый = пурпурный. |
Эта возможность получения различных цветов в результате смешивания трех основных цветов и использована в цветной кинематографии.
Преимущественное применение в кинематографии имеет способ получения цветного изображения с помощью негатив ной и позитивной многослойных кинопленок, при котором съем ка и печать кинофильмов осуществляются на основе обычного негативно-позитивного процесса.
Многослойная (трехслойная) кинопленка (рис. 5, а) в от
личие от черно-белой имеет не один, а три эмульсионных слоя, чувствительных к синим 1, зеленым 3 и красным 4 лучам, а так же желтый фильтр 2, не пропускающий синие лучи на осталь ные слои, и противоореольный слой 6, поглощающий лучи, про ходящие через третий слой и основу пленки 5.
Съемка цветного фильма производится на многослойную цветную кинопленку тем же киносъемочным аппаратом, кото рым снимают черно-белые фильмы.
После съемки цветную кинопленку обрабатывают в особых цветных проявителях, в результате чего скрытое изображение
15