Файл: Красовский, Э. Э. Пособие киномеханику.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 156

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

15 16

17

3

I Г51

На валу электродвигателя 1, вращающегося в шарикопод­ шипниках, находится малая цилиндрическая шестерня 2, кото­

рая закреплена с помощью торцовой шпонки и торцового вин­ та. Для этого на торце шестерни имеются прорези (шлицы) и по центру отверстие, в торцовой шпонке — два выступа и от­ верстие, а на валу двигателя — прорези и отверстие с резьбой.

Шестерня насаживается на вал так, чтобы ее прорези сов­ пали с прорезями вала, затем в них вставляется торцовая шпонка, после чего в резьбовое отверстие вала завинчивается винт, который своей головкой удерживает на валу шпонку с шестерней.

Шестерня электродвигателя сцепляется с большой шестер­ ней 3 центрального вала 8 комбинированного барабана.

Большая шестерня крепится тремя винтами к фланцу, кото­ рый удерживается на центральном валу комбинированного ба­ рабана штифтом. Она сцепляется с другой малой шестерней 4,

закрепленной с помощью маховика и разрезной гайки со стяж­ ным винтом на валу 6 эксцентрика мальтийского механизма.

На другом конце центрального вала комбинированного ба­ рабана заштифтована храповая втулка с выступами для за­ цепления с рукояткой н крепится комбинированный барабан:

Узел центрального вала комбинированного барабана смон­

тирован в отдельном корпусе (втулке-,

фланце), который кре­

пится к плато четырьмя винтами.

барабана вращается

Центральный вал комбинированного

в двух шариковых подшипниках 5 и 9,

которые прикрываются

крышками.

 

178

Рис. 76. К арданны й вал.

Вращение наматывателю передается от центрального вала комбинированного барабана с помощью вспомогательного ва­ ла, двух пар конических шестерен 7, 10, 16 и 15 и карданного

вала. Для этого на центральном валу комбинированного бара­ бана заштифтована коническая шестерня, которая передает вращение другой конической шестерне, заштифтованной на вспомогательном валу 12.

Вспомогательный наклонный вал вращается в двух шарико­ вых подшипниках 11 и 13, между которыми на валу имеется

распорная втулка и укреплено стопорное кольцо. Все эти дета­ ли помещены в отдельном кронштейне, который четырьмя вин­ тами и двумя штифтами крепится сбоку центрального вала.

Вспомогательный вал заканчивается штуцером 14, который

во избежание самоотвинчивания

навинчен левой

резьбой.

В штуцер вставляется карданный

пружинящий вал

17, шар­

нирно укрепленный снаружи принимающей кассеты. Карданный вал (рис. 76) представляет собой трубку — по­

лый вал 2, на конце которого шарнирно удерживается коронча­ тый поводок 1. В выточку вала уложена спиральная пружи­ на 3 и вставлен вал 5 меньшего диаметра, в отверстие которого через боковую прорезь полого вала проходит штифт 4. Благо­

даря такому устройству обеспечивается легкое сцепление и расцепление карданного вала со штуцером вспомогательного вала.

На конце карданного вала штифтуется вилка 6, которая

шарнирно, с помощью втулки 7 и штифтов связана с другой вилкой 13, что позволяет передавать вращение без соблюдения

соосности (передача — шарнир Гука).

Вторая вилка штифтуется к отдельному валу 10, вращаю­ щемуся в кронштейне 12, прикрепленном к кассете. Кронштейн имеет отверстие 8 для смазки вала. На конце вала штифтуется коническая шестерня 11, передающая вращение конической шестерне 9, закрепленной с помощью торцовой шпонки и вин­

та на валу наматывателя.

179



При разборке комплекта аппаратуры карданный вал выво­ дят из зацепления и закрепляют на скобе кассеты.

Таким образом, в этом механизме крепление цилиндриче­ ских и конической шестерен на валу наматывателя обеспечи­ вает удобство разборки и сборки. Крепление остальных трех конических шестерен выполнено штифтами, что гарантирует жесткость. Разборка их производится только в киноремонтных мастерских.

Кроме шариковых подшипников, в этом механизме приме­

няются и подшипники скольжения — втулки.

шестерней

делает

Если вал электродвигателя с малой

1440 об1мин, то благодаря соотношению

зубьев

шестерен

(104 : 13 или 8: 1) вал комбинированного барабана с большой шестерней делает 180 об/мин (1440 : 8), или 3 об/сек (180 : 60).

Вследствие этого комбинированный барабан равномерно про­ тягивает 24 кадра (32 зуба барабанаХЗ оборота : 4 перфорацин = 24 кадра).

Благодаря соотношению зубьев большой шестерни и ше­ стерни эксцентрика (1:8) вал эксцентрика (и обтюратор) де­ лает 1440 об/мин, или 24 об/сек, вал мальтийского креста делает 6 об/сек, (в четыре раза меньше) и тогда закрепленный

на валу мальтийского креста скачковый барабан прерывисто протягивает 24 кадра (16 зубьев барабанаХб оборотов : 4 перфорации=24 кадра).

Вращение к наматывателю передается от вала комбиниро­ ванного барабана без изменения количества оборотов.

Шестерни передаточного механизма должны быть с исправ­ ными и смазанными зубьями.

Чрезмерные зазоры между шестернями вызывают удары, стук и быстрый их износ. Недостаточный зазор вызывает тя­ желый ход и заедание механизма.

Зацепление зубьев всех шестерен отрегулировано на заводе и при эксплуатации кинопроектора его не изменяют. Исключе­ нием является зацепление шестерни вала эксцентрика с боль­ шой шестерней, которое можно отрегулировать перемещением мальтийского механизма после ослабления трех винтов крепле­ ния его к плато проектора.

Минимальный зазор между зубьями и смазка обеспечивают хорошее зацепление и легкий бесшумный ход механизма.

Смазка зубьев цилиндрических шестерен, шестерни нама­ тывателя и сочленения вилок карданного вала производится автолом-6 через каждые 50 часов работы, а кронштейна под­ шипника карданного вала — автолом-6 через каждые 25 часов работы кинопроектора.

Шарикоподшипники электродвигателя, центрального и вспо­ могательного валов и конические шестерни в кронштейне сма­ зываются густым (консистентным) маслом при ремонте, но не реже чем через 500 часов работы.

180


Кассеты,

наматыватель и разматыватепь

Кассеты служат для размещения рулонов фильма, предохра­ нения их от воспламенения, запыления и механических повреж­ дений.

Каждая кассета представляет собой круглую штампованную сварную коробку-корпус, шарнирно связанную с закрывающей­ ся с помощью защелки крышкой. В крышке и корпусе кассеты имеются отверстия-решетки, служащие для предохранения кассеты от разрыва в случае воспламенения в ней фильма. В подающей кассете эти отверстия служат также для наблюде­ ния за окончанием части фильма.

К кассете приварено плато с тремя фасонными штифтами для байонетного крепления ее к корпусу проектора.

>

2 3

11

12

6

Рис. 77. Элементы кассеты:

а — противопожарный канал с пламягасящими роликами; б — нама, тыватель.

181

Чтобы обеспечить лучшую надежность установки

кассет,

в каждой из них два штифта подпружинены.

фильма,

Сбоку корпуса кассеты имеется щель для прохода

около которой винтами закреплен противопожарный канал. Противопожарный канал (рис. 77, а) состоит из отдельного

корпуса, в котором помещены три пламягасящих ролика. Большой ролик 1 вращается в косых шлицах, вследствие

чего он своим весом прижимается к малым роликам 2 и 3.

Конусы на концах роликов и перемещение большого ролика создают удобство для зарядки фильма и прохождения склеек.

Когда фильм движется, то он оказывается зажатым роли­ ками по перфорационным дорожкам. В случае воспламенения фильма в кинопроекторе огонь в кассеты не проникает, так как в результате теплопроводности массы роликов тепло загорев­ шегося фильма передается роликам, температура горящего фильма снижается и горение его прекращается.

Для правильного расположения роликов относительно филь­ ма каналы можно смещать после ослабления винтов крепления. Малые ролики должны быть установлены так, чтобы их борта находились с разных сторон. В целях сбережения фильма н надежной работы пламягасящих роликов необходимо следить за тем, чтобы ролики были чистыми, исправными и легко вра­ щались на смазанных осях.

Смазку осей роликов производят жидким маслом через каждые 25 часов работы. Для этой цели в корпусе канала име­ ются отверстия.

В каждой кассете помещается отлитый из алюминиевого сплава диск с пятью отверстиями, ребрами для жесткости и втулкой, которая для.предотвращения произвольного пере-- мещения диска вдоль оси имеет внутри проточку.

Для наматывания и разматывания фильма кассеты имеют фрикционы: в нижней кассете наматыватель, а в верхней — разматыватель.

Наматыватель в кинопроекторе КН-13 такого же типа, как

ив кинопроекторе ПП16-4.

Вотверстие корпуса кассеты вставлен в виде кронштейна подшипник-ось, который с внутренней стороны кассеты за­ креплен винтами.

На

ось

подшипника

свободно насажена

бобышка

1 (рис.

77, б).

В бобышку

и подшипник вставлен

вал 5 со

шпилькой 6, на конце которого насажена и закреплена торцо­ вой шпонкой 15 и торцовым винтом 16 шестерня 14.

В углублении бобышки уложены две фрикционные колодки (вкладыши или полуцилиндры) 2 и 9, удерживаемые с помощью осей 3 и 7, закрепленных в бобышке.

Между колодками с одной стороны помещены две спираль­ ные пружины 12 и 13, а с другой — конусные гайки 10, навин­ ченные па шпильку (винт) 4 с правой и левой резьбой, кото­

182


рая свободно вставлена в торец бобышки и сбоку стопорится винтом 8.

Благодаря пружинам и большим отверстиям для осей в ко­ лодках последние пружинят и прижимаются к втулке наде­ того на бобышку диска.

Ведущей частью наматывателя является бобышка с пру­ жинящими колодками, а ведомой частью — диск.

Когда механизм проектора работает, то при помощи кардан­ ного вала вращается шестерня, которая вращает бобышку с ко­ лодками. Благодаря тому, что колодки уложены на пружинах, между колодками и втулкой диска образуется трение, которое заставляет диск вращаться, и закрепленный на диске фильм наматывается по часовой стрелке глянцевой стороной наружу. С увеличением количества наматываемого фильма между ко­ лодками и диском возникает проскальзывание, которое необ­ ходимо для уменьшения скорости вращения диска.

Для увеличения тяги (усилия натяжения) фильма наматывателем останавливают кинопроектор и поворачивают регули­ ровочный винт по часовой стрелке, а для уменьшения тяги — против часовой стрелки. В первом случае конусные гайки при­ ближаются одна к другой и раздвигают колодки, во втором — наоборот.

Для нормальной работы наматывателя необходимо через каждые 25 часов смазывать техническим вазелином втулку диска и пружинящие колодки, а также автолом-6 — подшипник наматывателя (после снятия диска) через отверстие 11, когда

пружины находятся вверху. До смазки указанные детали реко­ мендуется вытереть и промыть в керосине.

Если поверхность колодок наматывателя и втулка диска не

смазаны, загрязнены

или конусные гайки приближены

одна

к другой — неизбежно

чрезмерное, натяжение фильма

нама-

тывателем. Это в свою очередь вызывает порчу нерабочих углов перфораций фильма комбинированным барабаном и порчу по­ верхности фильма из-за слишком плотной намотки его.

Если колодки слишком смазаны или конусные гайки на­ ходятся далеко одна от другой, то наматыватель тянет слабо, вследствие чего собирается ненамотанный фильм, его невоз­ можно демонстрировать, и он портится.

■ Тяга наматывателя должна быть в начале части 250 а й в конце— 120 г.

Проверяется тяга наматывателя динамометром (см. стр. 366). На практике можно проверить работу наматывателя и без '

динамометра. Для этого во время демонстрирования фильма примерно в середине части на участке между комбинирован­ ным барабаном и противопожарным каналом нажимают на фильм пальцем. Если образующаяся петля убирается плавно, без рывков, регулировку наматывателя считают правильной.

Разматыватель от наматывателя отличается только тем, что

183