Файл: Красовский, Э. Э. Пособие киномеханику.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 116

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

о

О О О

ы

оо о оо

 

6

Рис. 154. Люксметр ЛМ-3 (а) и кашеткн для определения осве­

щенности экрана и балансировки световых потоков кинопроек­ торов (6).

представляет собой металлическую пластинку шириной 35 мм

с отверстиями.

Измерение освещенности экрана производится при работаю­ щем без фильма кинопроекторе. Для этого в фильмовый канал вставляют кашетку. Затем включают проектор и к получен­ ным на обычном экране симметрично расположенным девяти светлым круглым пятнам поочередно подносят параллельно экрану фотоэлемент, обратив чувствительную сторону его к свету, идущему от проектора, и записывают показания прибо­ ра. Сложив показания и разделив полученную сумму на коли­ чество кружков (на 9), определяют среднюю освещенность эк­ рана.

Если наименьшую величину освещенности, полученную при измерении по углам экрана, разделить на величину наиболь­ шей освещенности в центре его, то получится коэффициент равномерности освещенности экрана.

369


Измерив освещенность и зная площадь экрана, можно уз­ нать действительный полезный световой поток кинопроектора;

F=S ■Е.

Например, в результате измерений освещенности экрана площадью 24 м2 получены следующие цифры:

120 135 115

125 145 125

115 130 115

Тогда средняя освещенность экрана будет:

п

120 + 1 3 5 + 1 1 5 + 125+ 145+ 125+115+130+115

1 0 К „..

■Сер----------------------------------------------

 

g------------------------------------------

— 1 ^ 0 ЛК,

а коэффициент равномерности освещенности:

 

 

 

£мн11

115

п 71

 

 

 

£макС ~

145 ~

 

 

 

Получив

среднюю освещенность

и зная площадь

экрана,

определяем

полезный световой поток кинопроектора:

 

 

 

F=E • S= 125 • 24=3000 лм,

 

 

Полученный полезный световой

поток несколько

меньше,

чем должен обеспечивать установленный кинопроектор К.ПТ-2 (4000 лм). Причину следует искать в режиме питания, техни­

ческом

состоянии и

регулировке осветительно-проекционной

системы

проектора.

 

 

На стационарной киноустановке световые потоки кинопро­

екторов

должны 'быть

одинаковыми по величине и

спектру,

т. е. сбалансированы.

В противном случае изменение

яркости

и цветности изображения вызывает неприятные ощущения у зрителей.

Для балансировки световых потоков двух кинопроекторов в их фильмовые каналы заряжают кашетки так, чтобы скошен­ ные торцы кашеток проходили по диагонали экрана и делили его на две части без промежутка. При одновременном вклю­ чении двух кинопроекторов освещенность всей поверхности эк­ рана должна быть одинаковой. В противном случае выравни­ вание освещенности обеспечивают по части, дающей большую яркость.

370


Чтобы определить видимую яркость диффузного экрана,

необходимо полученную освещенность

экрана

умножить на

коэффициент отражения его: В=Е -р.

 

 

 

Если в вышеуказанном примере освещенность составила

125 лк, а коэффициент диффузного экрана 0,8,

то яркость В =

= 125-0,8=100 асб.

 

 

экрана

Так как коэффициент отражения из-за запыления

со временем уменьшается, то яркость

лучше

измерять

непо­

средственно яркомером, который позволяет определять яркость н ее равномерность для всех типов экранов.

Яркомер Я КП-1 (последняя марка ЯКП-2) состоит из оп­ тической части, усилителя и блока питания, сосредоточенных в двух футлярах. При применении прибора футляры соединя­ ются между собой соединительным кабелем с двумя разъема­ ми. При транспортировке комплект яркомера укладывается в чемодан. Размеры его 200X300X500 мм, вес 12 кг.

Яркость экрана измеряется с любой точки зрительного за­ ла на расстоянии не менее Ъ м и не более 8 м от экрана.

Яркомер рассчитан для работы в руках и со штатива. При­ бор направляют на каждую из 9 (или на широком экране из 15) точек освещенного лучами кинопроектора экрана (рис. 155, а).

Часть света, рассеиваемого поверхностью рассматриваемой зоны экрана, попадает в объектив 5 яркомера (рис. 155, б), откуда с помощью полупрозрачного зеркала 6 60—65% света направляется через диафрагму 3 на фотоэлемент 1. Электри­

ческий ток фотоэлемента усиливается усилителем и подводит­ ся к микроамперметру, отградуированному в апостильбах.

Одновременно меньшая часть света — 25% направляется через визирное устройство 7 на окуляр 10, который фокусиру­

ется индивидуально сообразно со зрением измеряющего. Визирное устройство состоит из коллективной линзы с кон­

турной прямоугольной рамкой 8 со шкалой и непрозрачным кружком в середине и освещается лампочкой 9.. Оно служит

для направления прибор? на то место поверхности, яркость которого требуется измерить.

Таким образом, с помощью визирного устройства и окуля­ ра измеряющий видит резкое изображение шкалы прибора и темное пятно на ней, ограничивающее измеряемый участок эк­ рана (рис. 155, в).

Для расширения пределов измерения и обеспечения точно­ сти измерений небольших яркостей прибор снабжен двухпре­ дельной шкалой (0—200 и 0—600 асб с ценою делений соответ­ ственно 10 и 20 асб), секторной заслонкой 4, управляемой ры­

чажком. Рычажок имеет три положения: 1 — закрыт доступ света к фотоэлементу, 2 — открыт доступ света и 3 — открыт доступ света через серый светофильтр.

Наличие в приборе коррегирующего светофильтра 2 позво-

371


а — в рабочем положении; 6 — оптическая схема яркомера; в — вид поля зрения в окуляре его.

ляет измерять яркость экрана, освещаемого любым источни­ ком света кинопроекции. Этот фильтр ослабляет синие и фио­ летовые излучения.

Перед измерением подключают соединительный кабель и включают выключатель питания. Затем, не раньше чем через 5 минут, приступают к измерениям, установив предварительно при закрытой заслонке стрелку прибора на 0.

Измерив яркость экрана, в 9 (или 15) точках, можно опре­ делить среднюю яркость и делением минимальной величины крайних точек на максимальную в центре определить равно­ мерность ее.

По установленным нормам яркость экрана должна быть в пределах 80— 160 асб, а равномерность ее не ниже 0,65.

Низкая или избыточная яркость экрана, низкая контраст­ ность, нерезкость и неустойчивость изображения вызывают раздражение и утомляют зрителей, приводят к излишнему на­ пряжению зрения.

Особенно повышаются требования к яркости, резкости и другим показателям при кинопроекции на большие экраны.

Для проверки и регулировки резкости изображения, уста­ новки обтюратора и устойчивости кадра фильма служит про­ екционная часть контрольного фильма (тестфильм).

Проекционная часть 35-миллиметрового фильма имеет на­ печатанный черный кадр с тестобъектами (контрольными изоб­ ражениями)— белые цифры, вертикальные линии, ромбы д прямоугольники (рис. 156)*.

* В последних контрольных фильмах имеется кадр другого вида.

372

Рис. 156. К адр проекционной части контрольного фильма.

По цифрам контрольного фильма определяют качество рез­ кости изображения-.

При хорошей — оптимальной — резкости с первого ряда зрительного зала отчетливо видны цифры как в центре, так и в отдаленных от центра симметричных участках экрана. Незна­ чительная нерезкость — размытость допускается в углах экра­ на, па цифрах свыше 20. Необходимо добиваться хорошей рез­ кости до цифр 24 включительно.

При обнаружении плохой резкости производят регулиров­ ки и повторную проверку.

Правильность регулировки обтюратора проверяют по бе­ лым ромбам и вертикальным линиям, которые должны быть четкими, без «растягивания» вверх или вниз.

Вертикальную и горизонтальную устойчивость изображе­ ния определяют по белым прямоугольникам, расположенным симметрично внизу и вверху кадра фильма. Для этого при про­ екции контрольного фильма (рис. 157) к экрану / на проеци­ руемый прямоугольник 2 прикладывают лист белой бумаги 3,

на котором карандашом отмечают границы качания (переме­ щения) одной вертикальной и одной горизонтальной сторон прямоугольника. Этим самым определяют горизонтальную и вертикальную неустойчивость увеличенного кадра.

373


Рис. 157. Проверка устой­

чивости изображения на экране.

Затем измеряют расстояние меж­ ду вертикальными и горизонтальны­ ми отметками (линиями). Получен­ ные величины неустойчивости по вер­ тикали (а) и горизонтали (б) делят

на коэффициент увеличения изобра­ жения на экране, который узнают пу­ тем деления ширины экрана (увели­ ченного изображения) на ширину кад­ рового окна проектора или высоты экрана на высоту кадрового окна.

Из полученных результатов вычи­ тают величину неустойчивости печа­ ти контрольного фильма и получают действительные величины неустойчи­ вости кадра фильма в фильмовом ка­ нале кинопроектора, после чего сверя­ ют их с допустимыми.

Величины неустойчивости кадров контрольного фильма указаны в его паспорте. Они обычно состав­ ляют:

по вертикали 0,01 мм для 35-миллиметровых фильмов по горизонтали 0,006 мм

по вертикали 0,016 мм для 16-мнллиметровых фильмов по горизонтали 0,01 мм '

Допустимая неустойчивость кадра в фильмовом канале для 35-миллиметрового кинофильма — 0,025 мм, для 16-миллимет- рового — 0,015 мм.

Например, на киноустановке, оборудованной кинопроекто­ рами КПТ-2, ширина экрана составляет 4 м, или 4000 мм.

Коэффициент увеличения при проекции 35-миллиметровых фильмов составит: 4000:20,9=191. Неустойчивость изображе­ ния на экране при измерениях составила по вертикали 15 мм, по горизонтали — 5 мм. Эти величины делят на коэффициент

увеличения:

по вертикали

15 : 191=0,078 лш;

по горизонтали

5:191 =0,026 мм.

Из этих цифр вычитают неустойчивость самого контрольно­ го фильма:

по вертикали

0,078-0,01=0,068 лш;

по горизонтали

0,026-0,006 = 0,02 мм.

374