Файл: Кочетов, Б. В. Строительно-монтажный конвейер.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 44

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Б.В. КОЧЕТОВ, К. А. ОГАЙ,

К.В. КЛЕВЦОВ

СТРОИТЕЛЬНОМОНТАЖНЫЙ КОНВЕЙЕР

М О С К В А С Т Р О Й И З Д А Т — 1974

У ДК 69.057.7 : G21.S67

Кочетов Б. В., Огай К. А., Клевцов К. В. Строительно-мон­ тажный конвейер. М. Стройиздат, 1974. Ki8 с.

В книге на основе опыта первого в стране строительномонтажного конвейера на строительстве механосборочного корпуса № 9 Горьковского автозавода изложены основные принципы конвейерной сборки и монтажа блоков покрытия промышленных зданий. Подробно освещается технология и ор­ ганизация работ на стоянках конвейера, указываются исполь­ зуемые как при выполнении работ на конвейере, так и при транспортировке и монтаже блоков покрытия строительные ме­ ханизмы, приспособления и инвентарь. Разработаны мероприя­ тия, обеспечивающие полную безопасность при производстве строительных и монтажных работ.

Дан подробный технико-экономический анализ конвейер­ ной сборки и блочного монтажа покрытий промышленных зда­ ний, указаны пути дальнейшего повышения экономической эф­ фективности н перспективы дальнейшего развития конвейерно­ го способа.

В книге определены основные преимущества строительномонтажного конвейера и дано заключение о его прогрессивно­ сти в будущем.

Книга предназначена для инженерно-технических работни­ ков строительных и •вроек'Рны-Х'Ор-ганнзацин. - • •• _

Табл. 36, ил. 58, список" лит. ;13 назв. j

(g) Стройиздат,

1974

I

 

 

 

 

 

„ 0327—278

 

 

 

 

 

017(01)—74 ^/

 

 

№ - SIMS

//(~лХУу/Цг

 

 

Борис

Васильевич

Кочетов,

' (У—/

У

 

Климент

Александрович

Огай,

 

 

Константин

Владимирович

Клевцов

 

 

Строительно-монтажный

Koimciicp

Редактор издательства Т. М. Л а в р е н т ь е в а Внешнее оформление художника К- Д . IO р ч е м к о

Технические редакторы 3. С. М о ч а л н и а, Т. В. К у з н е ц о в а Корректоры М. Ф. К а з а к о в а . Л . Л . Р о д н ч о в

Сдано в набор 28.111.1973 г.

Подписано

к печати

30.VII.1973 г.

T-I21-II.

Формат S4X108'/3 ,. Бумага типографская № 2 8,82

усл. неч. л. (уч.-изд.

9,23 л.)

Тираж 7000 экз. Изд . №

AV1-11-1B

Зак. № 218 Цепа 46 к.

 

 

Стройиздат

 

мост,

д. 9

 

10.3777, Москва,

Кузнецкий

 

Владимирская

типография Союзполиграфпромл

 

при Государственном комитете Совета Министров СССР

 

по делам издательств, полиграфии и книжной торговли'

 

Гор. Владимир, ул . П о б е д ы ,

д . 18-6.

 


ВВЕДЕНИЕ

Главная задача девятой пятилетки состоит в том, чтобы обеспечить значительный подъем материального и культурного уровня жизни народа на основе высоких темпов развития социалистического производства, повы­ шения его эффективности, научно-технического прогресса и ускорения роста производительности труда.

Общий объем капитальных вложений в строительное производство на 1972—1975 гг., предусмотренный пяти­ летним планом развития народного хозяйства СССР, со­ ставляет около 500 млрд. руб. Огромные масштабы ка­ питального строительства требуют быстрого развития и всестороннего совершенствования технологии строитель­ ного производства, сокращения сроков строительства и повышения производительности труда.

«Главное сейчас для всех строительных организаций, •заказчиков и поставщиков оборудования, — заявил на XXIV съезде КПСС А. Н. Косыгин, — добиться реши­ тельного сокращения срока строительства... Перед ра­ ботниками строительства стоит ответственная задача — выполнить задания девятой пятилетки практически без увеличения численности работников, то есть за счет ро­ ста производительности труда».

В развитии строительства в СССР в настоящее время важное место отводится трем направлениям:

созданию конструктивных форм, которые должны удовлетворять комплексу основных требований: умень­ шению массы конструкций, снижению трудоемкости изго­ товления и монтажа, сокращению сроков и снижению стоимости строительства;

индустриализации изготовления строительных конст­ рукций, которая будет решаться в направлении повыше­ ния мощности специализированных заводов и создания новых производственных процессов на основе широкого внедрения механизации и автоматизации операций;

развитию прогрессивных методов монтажа, как, на­ пример, скоростной монтаж крупными блоками, осно­ ванный на превращении строительного процесса в высо-

3

Характерными признаками этого способа монтажа являются:

предварительная сборка отдельных конструкций в блоки с использованием стендов, кондукторов и других устройств, обеспечивающих автоматически, без дополни­ тельного контроля, необходимые размеры блоков;

наличие четко организованного механизированного склада конструкций, расположенного вблизи сборочной линии, позволяющего с минимальными затратами выпол­ нять сортировку, подачу отдельных элементов и их под­ готовку к сборке;

параллельность выполнения различных работ в рам­

ках поточной

линии и наличие такого числа

рабочих

мест, которое

обеспечивает

заданную

производитель­

ность на всех операциях;

 

 

 

 

непрерывная подача собранных блоков в зону мон­

тажа;

 

 

 

 

 

 

 

специализация работающих на выполнении опреде­

ленных операций на стоянках конвейера;

 

 

 

наличие

кранов большой

грузоподъемности;

 

близкая

к

100%-ной готовность блока

покрытия пе­

ред установкой в проектное положение.

 

 

 

Дальнейшему развитию и совершенствованию этого

способа монтажа

в значительной степени

способству­

ют:

 

 

 

 

 

 

 

оснащение строительных организаций мощным пар­

ком монтажных механизмов;

 

 

 

 

оснащение

строительных

организаций

различным

оборудованием, приспособлениями и средствами

малой

механизации

 

для

выполнения

общестроительных

работ.

В стационарных

условиях строительства

на

конвейере

могут быть использованы в совокупности со средствами

малой

механизации

 

высокомеханизированные

универ­

сальные агрегаты (комбайны)

для механизированного

выполнения малярных и кровельных работ;

 

применение на монтаже металлических конструкций

автоматической

и

полуавтоматической

электросварки

и высокопрочных

болтов для

монтажных

соедине­

ний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первые

анализы

 

результатов

процесса конвейерной

сборки

и

блочного

монтажа

показали,

что

этот спо­

соб

содержит

очень

большие

резервы

для

сокраще­

ния

трудозатрат

и

повышения

производительности

труда.

5


В книге на основании опыта строительства механо­ сборочного корпуса № 9 Горьковского автозавода (М.СК-9 ГАЗ) дано подробное описание технологии про­ изводства всех видов строительных и монтажных работ; выполняемых на конвейере; на базе проведенных эконо­ мических исследований выявлена и обобщена экономи­ ческая целесообразность и эффективность конвейерного способа сборки блочного монтажа.

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ РАБОТ НА КОНВЕЙЕРЕ

ГЛАВА

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНВЕЙЕРНОЙ СБОРКИ И МОНТАЖА

БЛОКОВ ПОКРЫТИЯ

§ 1. Проектирование компоновочной схемы покрытия и конструкции блока. Варианты конвейерных линий

Непрерывный рост темпов промышленного строи­ тельства, тенденция к замене тяжелых элементов в кон­ струкциях покрытий промышленных зданий легкими, а также наличие парка монтажных кранов большой гру­ зоподъемности создали предпосылки для перехода к новому эффективному способу монтажа — укрупненны­ ми блоками. Однако часто ввиду отсутствия специаль­ ных компоновочных решений применяется не блочный, а блочно-поэлементный способ монтажа, когда только часть покрытия монтируется укрупненными блоками, а промежутки между ними заполняются поэлементно. При этом недостаточно эффективно используются тяжелые краны, значительных дополнительных трудозатрат тре­ буют укрупнение и транспортировка блоков к месту мон­ тажа, установка и снятие подмостей. Кроме того, уста­ новка укрупненных блоков в проектное положение, ус­ тройство кровли и навеска коммуникационных линий не объединены в единый технологический процесс, способ­ ный обеспечить четкий необходимый и заданный ритм строительства, оптимальный по трудозатратам и стои­ мости.

Требовалось определить конструктивную схему по­ крытия, которая позволила бы выполнить монтаж его крупными блоками с минимумом работ на высоте. Необ-

7

ходимо было разработать методы и технологию сборки и монтажа блоков покрытия, создать для этого оборудо­ вание и приспособления.

В1968 г. такая работа была поручена институту Промстальконструкция и Ленинградскому отделению ЦНИИПроектстальконструкция.

Вработе институтов основное внимание было уделено созданию такой конструкции блока и конструктивной схемы покрытия, которые позволили вести монтаж «блок

кблоку» с минимумом работ на высоте.

Блок размером 12X24 м представляет собой прост­ ранственную неизменяемую систему, обеспечивающую прочность и устойчивость всех составляющих его элемен­ тов за счет внутренних связей.

В отличие от традиционной конструктивной схемы по­ крытия при шаге колонн 12 м и шаге ферм 6 м вместо одной подстропильной фермы имеются две сварные под­ стропильные балки (рис. 2). При сохранении шага стро­ пильных ферм 6 м их оси смещены относительно колонн на 3 м.

По фермам и фонарям расположены прогоны с кон­ солями по 3 м. Прогоны блоков вместе с импостами и стойками фонарей образуют законченную плоскостную систему. По прогонам уложен и прикреплен самонареза­ ющими болтами оцинкованный профилированный сталь­ ной настил, на котором устроена совмещенная рулонная кровля.

Блоки предполагалось монтировать в полной строи­ тельной готовности, т.е. с устройством кровли, установ­ кой бортовых панелей фонаря, окраской и остеклением. При разработке конструкции блока предусмотрена воз­ можность монтажа в межферменном пространстве эле­ ментов электротехнических и вентиляционных систем. Крепление блока предусмотрено в четырех точках на колоннах. Общая масса блока 32—35 т. Основные конструктивные элементы блока покрытия показаны в табл. 1.

Для создания условия стыковки прогонов и установ­ ки соединительных диафрагм настил, утеплитель и кров­ лю по всему периметру блока не доводили до края бло­ ка на 0,3—0,6 м, образуя монтажный стык кровли.

При конвейерной сборке и монтаже блоков покры­ тия МСК-9 ГАЗ выявлен ряд недостатков в конструктив-

8



Т а б л и ц а 1 Основные конструктивные элементы блоков покрытия

 

 

 

Чнсло

мон­

Масса

эле ­

Расход ме­

 

 

 

тажных

эле ­

ментов

 

 

 

талла на 1 л(и

 

 

 

ментов

в

кг

 

 

 

 

 

Конструктивные

 

фонар­ ного

бесфонар­ ного

•з*1 °=

бесфонар­ ного

фонар­ ного

бесфонар­ ного

элементы

 

 

 

 

с

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

|

Подстропильные

балки

2

2

3670

3628

12,7

12,6

Стропильные фермы

2

2

5262

5288

18,4

18,34

Прогоны

 

 

9

9

3020

2740

10,5

9,5

Связи

 

 

29

29

1483

1462

5,15

4,03

 

 

 

4

2074

7,25

—.

Переплеты

фонаря . .

8

570

1,97

Бортовые

плиты

фо-

8

 

1320

 

4,61

 

 

 

 

 

 

 

ной схеме, оказывающих большое влияние на эффектив­ ность конвейерного способа сборки в целом.

Основным недостатком

конструкции блока явилось

то, что на его изготовление

потребовалось металла на

5—8% больше, чем на аналогичное покрытие, монтируе­ мое обычным поэлементным способом. Перерасход металлла вызван установкой на блоке дополнительных свя­ зей жесткости и наличием более тяжелых сварных под­ стропильных балок по средним рядам колонн.

При монтаже блоков в проектное положение их сты­ ковка оказалась сложной, трудоемкой и несовершенной.

Допустимые отклонения при изготовлении

конструкций

на сборке и монтаже блоков не обеспечивали

совпадения

концов стыкуемых прогонов, что вызывало

осложнения

при сварке стыков и дополнительные трудозатраты.

Кро­

ме того, получился сравнительно большой объем

работ

по

стыковке блоков и устройству кровли в стыках

меж­

ду

блоками (площадь'кровли в стыках между блоками

составляла около 8% общей площади кровли).

Возникла необходимость улучшения конструкции блока. С этой целью проектным институтом ЦНИИПроектстальконструкция и его ленинградским филиалом разработаны семь основных вариантов конструктивных схем блока покрытия. При разработке наиболее совер­ шенных конструкций блоков учитывали:

максимально возможное снижение дополнительного

10