ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 44
Скачиваний: 0
Б.В. КОЧЕТОВ, К. А. ОГАЙ,
К.В. КЛЕВЦОВ
СТРОИТЕЛЬНОМОНТАЖНЫЙ КОНВЕЙЕР
М О С К В А С Т Р О Й И З Д А Т — 1974
У ДК 69.057.7 : G21.S67
Кочетов Б. В., Огай К. А., Клевцов К. В. Строительно-мон тажный конвейер. М. Стройиздат, 1974. Ki8 с.
В книге на основе опыта первого в стране строительномонтажного конвейера на строительстве механосборочного корпуса № 9 Горьковского автозавода изложены основные принципы конвейерной сборки и монтажа блоков покрытия промышленных зданий. Подробно освещается технология и ор ганизация работ на стоянках конвейера, указываются исполь зуемые как при выполнении работ на конвейере, так и при транспортировке и монтаже блоков покрытия строительные ме ханизмы, приспособления и инвентарь. Разработаны мероприя тия, обеспечивающие полную безопасность при производстве строительных и монтажных работ.
Дан подробный технико-экономический анализ конвейер ной сборки и блочного монтажа покрытий промышленных зда ний, указаны пути дальнейшего повышения экономической эф фективности н перспективы дальнейшего развития конвейерно го способа.
В книге определены основные преимущества строительномонтажного конвейера и дано заключение о его прогрессивно сти в будущем.
Книга предназначена для инженерно-технических работни ков строительных и •вроек'Рны-Х'Ор-ганнзацин. - • •• _
Табл. 36, ил. 58, список" лит. ;13 назв. j
(g) Стройиздат, |
1974 |
I |
|
|
|
|
|
|
|||
„ 0327—278 |
|
|
|
|
|
017(01)—74 ^/ |
|
|
№ - SIMS |
||
//(~лХУу/Цг |
|
|
Борис |
Васильевич |
Кочетов, |
' (У—/ |
У |
|
Климент |
Александрович |
Огай, |
|
|
Константин |
Владимирович |
Клевцов |
|
|
|
Строительно-монтажный |
Koimciicp |
Редактор издательства Т. М. Л а в р е н т ь е в а Внешнее оформление художника К- Д . IO р ч е м к о
Технические редакторы 3. С. М о ч а л н и а, Т. В. К у з н е ц о в а Корректоры М. Ф. К а з а к о в а . Л . Л . Р о д н ч о в
Сдано в набор 28.111.1973 г. |
Подписано |
к печати |
30.VII.1973 г. |
T-I21-II. |
||
Формат S4X108'/3 ,. Бумага типографская № 2 8,82 |
усл. неч. л. (уч.-изд. |
9,23 л.) |
||||
Тираж 7000 экз. Изд . № |
AV1-11-1B |
Зак. № 218 Цепа 46 к. |
|
|||
|
Стройиздат |
|
мост, |
д. 9 |
|
|
10.3777, Москва, |
Кузнецкий |
|
||||
Владимирская |
типография Союзполиграфпромл |
|
||||
при Государственном комитете Совета Министров СССР |
|
|||||
по делам издательств, полиграфии и книжной торговли' |
|
|||||
Гор. Владимир, ул . П о б е д ы , |
д . 18-6. |
|
ВВЕДЕНИЕ
Главная задача девятой пятилетки состоит в том, чтобы обеспечить значительный подъем материального и культурного уровня жизни народа на основе высоких темпов развития социалистического производства, повы шения его эффективности, научно-технического прогресса и ускорения роста производительности труда.
Общий объем капитальных вложений в строительное производство на 1972—1975 гг., предусмотренный пяти летним планом развития народного хозяйства СССР, со ставляет около 500 млрд. руб. Огромные масштабы ка питального строительства требуют быстрого развития и всестороннего совершенствования технологии строитель ного производства, сокращения сроков строительства и повышения производительности труда.
«Главное сейчас для всех строительных организаций, •заказчиков и поставщиков оборудования, — заявил на XXIV съезде КПСС А. Н. Косыгин, — добиться реши тельного сокращения срока строительства... Перед ра ботниками строительства стоит ответственная задача — выполнить задания девятой пятилетки практически без увеличения численности работников, то есть за счет ро ста производительности труда».
В развитии строительства в СССР в настоящее время важное место отводится трем направлениям:
созданию конструктивных форм, которые должны удовлетворять комплексу основных требований: умень шению массы конструкций, снижению трудоемкости изго товления и монтажа, сокращению сроков и снижению стоимости строительства;
индустриализации изготовления строительных конст рукций, которая будет решаться в направлении повыше ния мощности специализированных заводов и создания новых производственных процессов на основе широкого внедрения механизации и автоматизации операций;
развитию прогрессивных методов монтажа, как, на пример, скоростной монтаж крупными блоками, осно ванный на превращении строительного процесса в высо-
3
Характерными признаками этого способа монтажа являются:
предварительная сборка отдельных конструкций в блоки с использованием стендов, кондукторов и других устройств, обеспечивающих автоматически, без дополни тельного контроля, необходимые размеры блоков;
наличие четко организованного механизированного склада конструкций, расположенного вблизи сборочной линии, позволяющего с минимальными затратами выпол нять сортировку, подачу отдельных элементов и их под готовку к сборке;
параллельность выполнения различных работ в рам |
|||||||
ках поточной |
линии и наличие такого числа |
рабочих |
|||||
мест, которое |
обеспечивает |
заданную |
производитель |
||||
ность на всех операциях; |
|
|
|
|
|||
непрерывная подача собранных блоков в зону мон |
|||||||
тажа; |
|
|
|
|
|
|
|
специализация работающих на выполнении опреде |
|||||||
ленных операций на стоянках конвейера; |
|
|
|
||||
наличие |
кранов большой |
грузоподъемности; |
|
||||
близкая |
к |
100%-ной готовность блока |
покрытия пе |
||||
ред установкой в проектное положение. |
|
|
|
||||
Дальнейшему развитию и совершенствованию этого |
|||||||
способа монтажа |
в значительной степени |
способству |
|||||
ют: |
|
|
|
|
|
|
|
оснащение строительных организаций мощным пар |
|||||||
ком монтажных механизмов; |
|
|
|
|
|||
оснащение |
строительных |
организаций |
различным |
||||
оборудованием, приспособлениями и средствами |
малой |
||||||
механизации |
|
для |
выполнения |
общестроительных |
работ. |
||
В стационарных |
условиях строительства |
на |
конвейере |
могут быть использованы в совокупности со средствами
малой |
механизации |
|
высокомеханизированные |
универ |
||||||
сальные агрегаты (комбайны) |
для механизированного |
|||||||||
выполнения малярных и кровельных работ; |
|
|||||||||
применение на монтаже металлических конструкций |
||||||||||
автоматической |
и |
полуавтоматической |
электросварки |
|||||||
и высокопрочных |
болтов для |
монтажных |
соедине |
|||||||
ний. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Первые |
анализы |
|
результатов |
процесса конвейерной |
||||||
сборки |
и |
блочного |
монтажа |
показали, |
что |
этот спо |
||||
соб |
содержит |
очень |
большие |
резервы |
для |
сокраще |
||||
ния |
трудозатрат |
и |
повышения |
производительности |
труда.
5
В книге на основании опыта строительства механо сборочного корпуса № 9 Горьковского автозавода (М.СК-9 ГАЗ) дано подробное описание технологии про изводства всех видов строительных и монтажных работ; выполняемых на конвейере; на базе проведенных эконо мических исследований выявлена и обобщена экономи ческая целесообразность и эффективность конвейерного способа сборки блочного монтажа.
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ
ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ РАБОТ НА КОНВЕЙЕРЕ
ГЛАВА
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНВЕЙЕРНОЙ СБОРКИ И МОНТАЖА
БЛОКОВ ПОКРЫТИЯ
§ 1. Проектирование компоновочной схемы покрытия и конструкции блока. Варианты конвейерных линий
Непрерывный рост темпов промышленного строи тельства, тенденция к замене тяжелых элементов в кон струкциях покрытий промышленных зданий легкими, а также наличие парка монтажных кранов большой гру зоподъемности создали предпосылки для перехода к новому эффективному способу монтажа — укрупненны ми блоками. Однако часто ввиду отсутствия специаль ных компоновочных решений применяется не блочный, а блочно-поэлементный способ монтажа, когда только часть покрытия монтируется укрупненными блоками, а промежутки между ними заполняются поэлементно. При этом недостаточно эффективно используются тяжелые краны, значительных дополнительных трудозатрат тре буют укрупнение и транспортировка блоков к месту мон тажа, установка и снятие подмостей. Кроме того, уста новка укрупненных блоков в проектное положение, ус тройство кровли и навеска коммуникационных линий не объединены в единый технологический процесс, способ ный обеспечить четкий необходимый и заданный ритм строительства, оптимальный по трудозатратам и стои мости.
Требовалось определить конструктивную схему по крытия, которая позволила бы выполнить монтаж его крупными блоками с минимумом работ на высоте. Необ-
7
ходимо было разработать методы и технологию сборки и монтажа блоков покрытия, создать для этого оборудо вание и приспособления.
В1968 г. такая работа была поручена институту Промстальконструкция и Ленинградскому отделению ЦНИИПроектстальконструкция.
Вработе институтов основное внимание было уделено созданию такой конструкции блока и конструктивной схемы покрытия, которые позволили вести монтаж «блок
кблоку» с минимумом работ на высоте.
Блок размером 12X24 м представляет собой прост ранственную неизменяемую систему, обеспечивающую прочность и устойчивость всех составляющих его элемен тов за счет внутренних связей.
В отличие от традиционной конструктивной схемы по крытия при шаге колонн 12 м и шаге ферм 6 м вместо одной подстропильной фермы имеются две сварные под стропильные балки (рис. 2). При сохранении шага стро пильных ферм 6 м их оси смещены относительно колонн на 3 м.
По фермам и фонарям расположены прогоны с кон солями по 3 м. Прогоны блоков вместе с импостами и стойками фонарей образуют законченную плоскостную систему. По прогонам уложен и прикреплен самонареза ющими болтами оцинкованный профилированный сталь ной настил, на котором устроена совмещенная рулонная кровля.
Блоки предполагалось монтировать в полной строи тельной готовности, т.е. с устройством кровли, установ кой бортовых панелей фонаря, окраской и остеклением. При разработке конструкции блока предусмотрена воз можность монтажа в межферменном пространстве эле ментов электротехнических и вентиляционных систем. Крепление блока предусмотрено в четырех точках на колоннах. Общая масса блока 32—35 т. Основные конструктивные элементы блока покрытия показаны в табл. 1.
Для создания условия стыковки прогонов и установ ки соединительных диафрагм настил, утеплитель и кров лю по всему периметру блока не доводили до края бло ка на 0,3—0,6 м, образуя монтажный стык кровли.
При конвейерной сборке и монтаже блоков покры тия МСК-9 ГАЗ выявлен ряд недостатков в конструктив-
8
Т а б л и ц а 1 Основные конструктивные элементы блоков покрытия
|
|
|
Чнсло |
мон |
Масса |
эле |
Расход ме |
|
|
|
|
тажных |
эле |
ментов |
|||
|
|
|
талла на 1 л(и |
|||||
|
|
|
ментов |
в |
кг |
|||
|
|
|
|
|
||||
Конструктивные |
|
фонар ного |
бесфонар ного |
•з*1 °= |
бесфонар ного |
фонар ного |
бесфонар ного |
|
элементы |
|
|||||||
|
|
|
с |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 о |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Подстропильные |
балки |
2 |
2 |
3670 |
3628 |
12,7 |
12,6 |
|
Стропильные фермы |
2 |
2 |
5262 |
5288 |
18,4 |
18,34 |
||
Прогоны |
|
|
9 |
9 |
3020 |
2740 |
10,5 |
9,5 |
Связи |
|
|
29 |
29 |
1483 |
1462 |
5,15 |
4,03 |
|
|
|
4 |
— |
2074 |
— |
7,25 |
—. |
Переплеты |
фонаря . . |
8 |
— |
570 |
— |
1,97 |
— |
|
Бортовые |
плиты |
фо- |
8 |
|
1320 |
|
4,61 |
|
|
|
|
|
|
|
ной схеме, оказывающих большое влияние на эффектив ность конвейерного способа сборки в целом.
Основным недостатком |
конструкции блока явилось |
то, что на его изготовление |
потребовалось металла на |
5—8% больше, чем на аналогичное покрытие, монтируе мое обычным поэлементным способом. Перерасход металлла вызван установкой на блоке дополнительных свя зей жесткости и наличием более тяжелых сварных под стропильных балок по средним рядам колонн.
При монтаже блоков в проектное положение их сты ковка оказалась сложной, трудоемкой и несовершенной.
Допустимые отклонения при изготовлении |
конструкций |
на сборке и монтаже блоков не обеспечивали |
совпадения |
концов стыкуемых прогонов, что вызывало |
осложнения |
при сварке стыков и дополнительные трудозатраты. |
Кро |
|
ме того, получился сравнительно большой объем |
работ |
|
по |
стыковке блоков и устройству кровли в стыках |
меж |
ду |
блоками (площадь'кровли в стыках между блоками |
составляла около 8% общей площади кровли).
Возникла необходимость улучшения конструкции блока. С этой целью проектным институтом ЦНИИПроектстальконструкция и его ленинградским филиалом разработаны семь основных вариантов конструктивных схем блока покрытия. При разработке наиболее совер шенных конструкций блоков учитывали:
максимально возможное снижение дополнительного
10