Файл: Котвицкий, А. Д. Сварка в среде защитных газов учебное пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 75
Скачиваний: 1
При сварке плавящимся электродом подбирают режи мы, обеспечивающие струйный перенос металла в дуге
(см. рис. 4).
Дугу при сварке вольфрамовым электродом зажигают замыканием междугового промежутка угольком или разрядом осциллятора.
Перед сваркой поверхность алюминия тщательно очи щают от окисиой пленки стальной щеткой, изготовленной из нержавеющей проволоки диаметром 0,15—0,2 мм. Пе ред зачисткой стальной щеткой поверхность обезжирива ют растворителем (например, марки РДВ).
Наиболее равномерное удаление окисной пленки с по верхности алюминиевых сплавов достигается химической обработкой.
При аргоно-дуговой сварке алюминиевых сплавов ре комендуется два способа химической обработки 'поверх ности:
для сплавов АМц, АМг-5, АВ и В-95 обезжиривание в щелочном растворе с последующим осветлением в 25 %- ном растворе ортофосфорной кислоты;
для сплавов АД-1 и АМг обезжиривание в щелочном растворе с последующим осветлением в 30—35%-ном рас творе азотной кислоты.
После этих операций детали промывают в теплой или холодной воде и сушат в сушильном шкафу.
При аргоно-дуговой сварке алюминиевых сплавов при меняют соединения: стыковое с отбортованными кромка ми, внахлестку с проплавлением, обычное соединение вна хлестку, угловое, тавровое. Сварку стыкового соедине ния листового алюминия толщиной 0,8—3 мм выполняют с минимальными зазорами. Соединения с отбортован ными кромками применяются для листов толщиной
0,6—1,2 мм.
При хорошей подгонке кромок угловое соединение ме талла толщиной до 2 мм сваривают без присадочного ма териала вольфрамовым электродом.
Высокая теплопроводность алюминиевых сплавов тре бует применения при сварке строго одинаковых толщин собираемых деталей.
Стыковые без скоса кромок соединения применяют для алюминиевых сплавов толщиной не более 4 мм, при боль шей толщине кромки скашивают. Если возможна сварка с двух сторон,-изделия толщиной до 5—6,5 мм сваривают без скоса кромок.
109
При сварке стыковых соединений из металла толщиной более 1,6 мм применяют присадочную проволоку ввиду склонности сварочной ванны образовывать вогнутую по верхность, что ослабляет шов. В этом случае применяют механизированную сварку с подачей присадочной прово локи.
Ручная сварка алюминия осуществляется неплавящимся электродом. Марку присадочной проволоки подби рают по табл. 5, а ее диаметр по табл. 4.
Режимы автоматической сварки алюминиевых спла вов приведены в табл. 23 и 24.
Т а б л и ц а 23
Ориентировочные режимы автоматической сварки алюминиевых сплавов неплавящимся электродом без присадки
на переменном токе *
Толщина |
Диаметр вольфра- |
Сила тока, А |
Скорость сварки |
Расход |
материала, мм |
мового электрода, |
в нижнем положе |
аргона, |
|
|
мм |
|
нии, м/ч |
л/мин |
1,0 |
2 |
40—70 |
25—50 |
5 - 6 |
1,5 |
3 |
50—80 |
20—45 |
6—7 |
2,0 |
4 |
80—120 |
20—40 |
7—8 |
3,0 |
4 |
150—200 |
15—30 |
8 - 9 |
* Режимы приведены для стыкового соединения без разделки кромок.
Автоматической и полуавтоматической сваркой пла вящимся электродом выполняют все типы соединений. При автоматической сварке плавящимся электродом вы лет электродной проволоки составляет 10—20 мм в зави симости от толщины материала, силы тока и диаметра электродной проволоки. При сварке кольцевых швов дугу смещают на 10—15° в сторону, противоположную враще нию, чтобы не было стекания жидкого металла ванны. Выполнение кольцевых швов обечаек заканчивают с пе рекрытием начала шва на длине около 50 мм.
При сварке многослойных швов следует: наложение каждого слоя вести без перерывов;
зачищать каждый слой шва перед выполнением после дующего прохода;
смещать начало одного шва относительно другого.
110
|
Т а б л и ц а 24 |
Ориентировочные режимы автоматической сварки алюминиевых сплавов |
неплавящимся электродом |
с подачей присадочной проволоки на переменном |
токе |
Толщина |
|
Коли |
Сила |
Мини |
Расход газа, л/мин |
|
Вил разделки кромок |
мальная |
Диаметр |
|
|||
материала, |
чество |
тока, А. |
скорость |
вольфрамового |
|
|
мм |
|
слоев |
|
сварки,’ |
электрода, мм |
гелий |
|
|
|
|
м/ч |
аргон |
Диаметр |
Скорость |
присадоч |
подачи |
ной прово |
проволоки, |
локи, м<м |
м/ч |
2,0 |
Без разделки |
1 |
115—140 |
18,0 |
3 |
6—8 |
— |
1,5 |
|
3,0 |
То же |
1 |
160—210 |
13,0 |
3 |
8 - 9 |
— |
1,5 |
|
6,0 |
V-образная с углом |
1 |
240—260 |
8,5 |
4 |
12—15 |
15,5—19,5 |
2 ,5 -3 ,0 |
20—24 |
|
раскрытия кромок 60° |
|
|
|
|
|
|
|
|
8,0 |
То же |
2 |
240-260 |
6,5 |
4 |
12—15 |
15,5—19,5 |
2 ,5 -3 ,0 |
20 -24 |
П р и м е ч а н и е . При автоматической сварке алюминиевых сплавов неплавящимся электродом с присадочной проволокой вероятность появления пористости в швах несколько увеличивается, поэтому принимают дополнительные меры борьбы с ука занным дефектом: предварительный подогрев изделия до температуры 150—200° С, уменьшение теплоотвода от зоны сварки, увеличение мощности дуги и др.
Длину дуги поддерживают постоянной— 1,5 — 3 мм. Качество шва зависит от скорости сварки и скорости по дачи электродной проволоки.
В случае быстрой кристаллизации швов ухудшаются условия удаления газов из шва и увеличивается склонно сть металла к образованию пор. Для уменьшения пори стости рекомендуется предварительный подогрев стыка. При сварке прямолинейных швов начало и конец шва лучше выводить на приставные технологические планки.
Автоматическую сварку алюминия и его сплавов пла вящимся электродом применяют, как правило, для тол щин более 4 мм.
Скорость сварки определяют по табл. 25 в зависимос ти от выбранного способа сварки. Режимы автоматиче ской сварки плавящимся электродом представлены в табл. 26.
Т а б л и ц а 25
Ориентировочные скорости сварки алюминиевых сплавов
Толщина металла, мм
1
сл 1 со
2- 5 5
СО1 СО 10
12
Средняя скорость :варкн (м/ч) пепла*
пящимся вольфрамопым электродом
Автоматическая плавящимся электро
дом
ручная автоматическая
8 |
25 |
|
6 |
20 |
___ |
6 |
15 |
___ |
5 |
15 |
20 |
— |
— |
18 |
— |
— |
15 |
— |
— |
15 |
Сварка титана и его сплавов
Титан — металл серебристого цвета, с высокой тем пературой плавления, высокой активностью к газам (азоту, кислороду, водороду), реагирует в расплавлен ном состоянии почти со всеми элементами. Титан являет ся одним из важных конструкционных металлов. Он весьма распространен в природе в виде рутила ТЮ 2 и
ильменита FeTiO 3. |
прочность — |
|
Титан |
имеет высокую механическую |
|
сгв = 42-1-75 |
кГ/мм2, oso,2= 39-F63 кГ/мм2, |
6= 15—30%, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 26 |
|
|
Режимы автоматической |
сварки алюминиевых сплавов плавящимся электродом |
|
|
||||||||
|
|
|
Сварка в аргоне |
|
|
|
|
Сварка в гелии |
|
|
||
Разделка |
Толщина |
|
|
диаметр |
|
|
|
|
|
диаметр |
|
|
кромок |
металла, |
|
скорость |
ЧИСЛО |
расход |
|
скорость |
ЧИСЛО |
расход |
|||
> |
мм |
ток, А |
электрод |
ток, А |
электрод |
|||||||
|
|
сварки, |
ной прово |
слоев |
газа, л мин |
сварки, |
ной прово |
слоев |
газа, |
|||
|
|
|
м.'ч |
локи, мм |
|
|
м,ч |
локи, мм |
|
л;мин |
||
Без раздел- |
4 |
140—200 |
20—36 |
1 ,6 -2 |
1 |
|
8 - 9 |
10—150 |
20—36 |
1 ,6 -2 |
1 |
10—12 |
ки |
6 |
140—220 |
20—36 |
1 ,6 -2 |
1 |
|
9—11 |
10—150 |
20—36 |
1 ,6 -2 |
1 |
12—14 |
|
|
|||||||||||
V-образиая |
8 |
200—290 |
20-30 |
2—2,5 |
2 |
|
11—13 |
140—200 |
20—30 |
2—2,5 |
2 |
14—17 |
|
10 |
200—320 |
20—25 |
2—2,5 |
2 |
|
13—15 |
140-220 20-25 |
2—2,5 |
2 |
17—20 |
|
|
15 |
290—375 |
18—22 |
2—3 |
2—3 |
|
15—17 |
200—250 |
18—22 |
2—3 |
2 - 3 |
20—22 |
V-образная |
20 |
290—390 |
15-21 |
2—3 |
3—4 |
|
15—17 |
200—270 |
15-21 |
2—3 |
3 - 4 |
20 -22 |
или Х-об- |
Свыше |
300—420 |
9—18 |
2—3 |
4 и |
|
15—17 |
220-300 |
9—18 |
2—3 |
4 и |
20—25 |
разная |
|
|||||||||||
|
20 |
|
|
|
более |
|
|
|
|
|
более |
|