Файл: Котвицкий, А. Д. Сварка в среде защитных газов учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 75

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При сварке плавящимся электродом подбирают режи­ мы, обеспечивающие струйный перенос металла в дуге

(см. рис. 4).

Дугу при сварке вольфрамовым электродом зажигают замыканием междугового промежутка угольком или разрядом осциллятора.

Перед сваркой поверхность алюминия тщательно очи­ щают от окисиой пленки стальной щеткой, изготовленной из нержавеющей проволоки диаметром 0,15—0,2 мм. Пе­ ред зачисткой стальной щеткой поверхность обезжирива­ ют растворителем (например, марки РДВ).

Наиболее равномерное удаление окисной пленки с по­ верхности алюминиевых сплавов достигается химической обработкой.

При аргоно-дуговой сварке алюминиевых сплавов ре­ комендуется два способа химической обработки 'поверх­ ности:

для сплавов АМц, АМг-5, АВ и В-95 обезжиривание в щелочном растворе с последующим осветлением в 25 %- ном растворе ортофосфорной кислоты;

для сплавов АД-1 и АМг обезжиривание в щелочном растворе с последующим осветлением в 30—35%-ном рас­ творе азотной кислоты.

После этих операций детали промывают в теплой или холодной воде и сушат в сушильном шкафу.

При аргоно-дуговой сварке алюминиевых сплавов при­ меняют соединения: стыковое с отбортованными кромка­ ми, внахлестку с проплавлением, обычное соединение вна­ хлестку, угловое, тавровое. Сварку стыкового соедине­ ния листового алюминия толщиной 0,8—3 мм выполняют с минимальными зазорами. Соединения с отбортован­ ными кромками применяются для листов толщиной

0,6—1,2 мм.

При хорошей подгонке кромок угловое соединение ме­ талла толщиной до 2 мм сваривают без присадочного ма­ териала вольфрамовым электродом.

Высокая теплопроводность алюминиевых сплавов тре­ бует применения при сварке строго одинаковых толщин собираемых деталей.

Стыковые без скоса кромок соединения применяют для алюминиевых сплавов толщиной не более 4 мм, при боль­ шей толщине кромки скашивают. Если возможна сварка с двух сторон,-изделия толщиной до 5—6,5 мм сваривают без скоса кромок.

109

При сварке стыковых соединений из металла толщиной более 1,6 мм применяют присадочную проволоку ввиду склонности сварочной ванны образовывать вогнутую по­ верхность, что ослабляет шов. В этом случае применяют механизированную сварку с подачей присадочной прово­ локи.

Ручная сварка алюминия осуществляется неплавящимся электродом. Марку присадочной проволоки подби­ рают по табл. 5, а ее диаметр по табл. 4.

Режимы автоматической сварки алюминиевых спла­ вов приведены в табл. 23 и 24.

Т а б л и ц а 23

Ориентировочные режимы автоматической сварки алюминиевых сплавов неплавящимся электродом без присадки

на переменном токе *

Толщина

Диаметр вольфра-

Сила тока, А

Скорость сварки

Расход

материала, мм

мового электрода,

в нижнем положе­

аргона,

 

мм

 

нии, м/ч

л/мин

1,0

2

40—70

25—50

5 - 6

1,5

3

50—80

20—45

6—7

2,0

4

80—120

20—40

7—8

3,0

4

150—200

15—30

8 - 9

* Режимы приведены для стыкового соединения без разделки кромок.

Автоматической и полуавтоматической сваркой пла­ вящимся электродом выполняют все типы соединений. При автоматической сварке плавящимся электродом вы­ лет электродной проволоки составляет 10—20 мм в зави­ симости от толщины материала, силы тока и диаметра электродной проволоки. При сварке кольцевых швов дугу смещают на 10—15° в сторону, противоположную враще­ нию, чтобы не было стекания жидкого металла ванны. Выполнение кольцевых швов обечаек заканчивают с пе­ рекрытием начала шва на длине около 50 мм.

При сварке многослойных швов следует: наложение каждого слоя вести без перерывов;

зачищать каждый слой шва перед выполнением после­ дующего прохода;

смещать начало одного шва относительно другого.

110



 

Т а б л и ц а 24

Ориентировочные режимы автоматической сварки алюминиевых сплавов

неплавящимся электродом

с подачей присадочной проволоки на переменном

токе

Толщина

 

Коли­

Сила

Мини­

Расход газа, л/мин

Вил разделки кромок

мальная

Диаметр

 

материала,

чество

тока, А.

скорость

вольфрамового

 

мм

 

слоев

 

сварки,’

электрода, мм

гелий

 

 

 

 

м/ч

аргон

Диаметр

Скорость

присадоч­

подачи

ной прово­

проволоки,

локи, м<м

м/ч

2,0

Без разделки

1

115—140

18,0

3

6—8

1,5

 

3,0

То же

1

160—210

13,0

3

8 - 9

1,5

 

6,0

V-образная с углом

1

240—260

8,5

4

12—15

15,5—19,5

2 ,5 -3 ,0

20—24

 

раскрытия кромок 60°

 

 

 

 

 

 

 

 

8,0

То же

2

240-260

6,5

4

12—15

15,5—19,5

2 ,5 -3 ,0

20 -24

П р и м е ч а н и е . При автоматической сварке алюминиевых сплавов неплавящимся электродом с присадочной проволокой вероятность появления пористости в швах несколько увеличивается, поэтому принимают дополнительные меры борьбы с ука­ занным дефектом: предварительный подогрев изделия до температуры 150—200° С, уменьшение теплоотвода от зоны сварки, увеличение мощности дуги и др.


Длину дуги поддерживают постоянной— 1,5 — 3 мм. Качество шва зависит от скорости сварки и скорости по­ дачи электродной проволоки.

В случае быстрой кристаллизации швов ухудшаются условия удаления газов из шва и увеличивается склонно­ сть металла к образованию пор. Для уменьшения пори­ стости рекомендуется предварительный подогрев стыка. При сварке прямолинейных швов начало и конец шва лучше выводить на приставные технологические планки.

Автоматическую сварку алюминия и его сплавов пла­ вящимся электродом применяют, как правило, для тол­ щин более 4 мм.

Скорость сварки определяют по табл. 25 в зависимос­ ти от выбранного способа сварки. Режимы автоматиче­ ской сварки плавящимся электродом представлены в табл. 26.

Т а б л и ц а 25

Ориентировочные скорости сварки алюминиевых сплавов

Толщина металла, мм

1

сл 1 со

2- 5 5

СО1 СО 10

12

Средняя скорость :варкн (м/ч) пепла*

пящимся вольфрамопым электродом

Автоматическая плавящимся электро­

дом

ручная автоматическая

8

25

 

6

20

___

6

15

___

5

15

20

18

15

15

Сварка титана и его сплавов

Титан — металл серебристого цвета, с высокой тем­ пературой плавления, высокой активностью к газам (азоту, кислороду, водороду), реагирует в расплавлен­ ном состоянии почти со всеми элементами. Титан являет­ ся одним из важных конструкционных металлов. Он весьма распространен в природе в виде рутила ТЮ 2 и

ильменита FeTiO 3.

прочность —

Титан

имеет высокую механическую

сгв = 42-1-75

кГ/мм2, oso,2= 39-F63 кГ/мм2,

6= 15—30%,


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 26

 

Режимы автоматической

сварки алюминиевых сплавов плавящимся электродом

 

 

 

 

 

Сварка в аргоне

 

 

 

 

Сварка в гелии

 

 

Разделка

Толщина

 

 

диаметр

 

 

 

 

 

диаметр

 

 

кромок

металла,

 

скорость

ЧИСЛО

расход

 

скорость

ЧИСЛО

расход

>

мм

ток, А

электрод­

ток, А

электрод­

 

 

сварки,

ной прово­

слоев

газа, л мин

сварки,

ной прово­

слоев

газа,

 

 

 

м.'ч

локи, мм

 

 

м,ч

локи, мм

 

л;мин

Без раздел-

4

140—200

20—36

1 ,6 -2

1

 

8 - 9

10—150

20—36

1 ,6 -2

1

10—12

ки

6

140—220

20—36

1 ,6 -2

1

 

9—11

10—150

20—36

1 ,6 -2

1

12—14

 

 

V-образиая

8

200—290

20-30

2—2,5

2

 

11—13

140—200

20—30

2—2,5

2

14—17

 

10

200—320

20—25

2—2,5

2

 

13—15

140-220 20-25

2—2,5

2

17—20

 

15

290—375

18—22

2—3

2—3

 

15—17

200—250

18—22

2—3

2 - 3

20—22

V-образная

20

290—390

15-21

2—3

3—4

 

15—17

200—270

15-21

2—3

3 - 4

20 -22

или Х-об-

Свыше

300—420

9—18

2—3

4 и

 

15—17

220-300

9—18

2—3

4 и

20—25

разная

 

 

20

 

 

 

более

 

 

 

 

 

более