Файл: Колпашников, А. И. Армирование цветных металлов и сплавов волокнами.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 103
Скачиваний: 0
Авторы исследовали также влияние отношения ljdB
дискретных волокон из нержавеющей стали на их спо |
|
собность к упрочнению алюминиевых спла-вов. Образцы |
|
из сплава марки Д20 |
армировали (Ув= |5%) проволо |
кой диаметром 0,6 мм |
из стали марки Х18Н9Т, прока |
тывали при 400°С с суммарным обж-атием есум=50%, затем испытывали на растяжение. Результаты испыта ний приведены на рис. 90. По итогам испытаний можно
сделать |
вывод, что упрочнение |
обеспечивается |
при |
/ / g?b> 6 0 . |
При нарушении этого |
условия понижаются |
|
механические свойства, особенно |
при l/dB<C30, |
когда |
прочность армированного материала уступает прочности матрицы.
Рис. 90. Влияние |
отношения |
Рис. 91. Влияние отноше |
|||
ния алитирующего |
слоя к |
||||
длины дискретных |
волокон к |
диаметру |
волокна |
на |
пре |
их диаметру на прочность ар |
дельную |
объемную |
долю |
||
мированного материала Д20 — |
волокон в |
армированных |
|||
Х1879Т (VB=5%) |
|
полосах |
|
|
|
Три технологические схемы производства армирован ных листов с алюминиевой матрицей изложены в рабо те [404]. В первой из них волокно (борволокно, стекло волокно, пол-икристаллические волокнаSi02, стальную проволоку) протягивают через ванну с матричным ра сплавом, после чего наматывают в несколько слоев на центральную тонкую пластину. Между -слоями алитиро ванных волокон прокладывают листы алюминиевой фольги. Затем скрепленный пакет -нагревают до темпе ратуры начала деформации матричного алюминиевого Ьплава -и прокатывают в направлении, поперечном по отношению к направлению волокон в заготовке (паке те). На рис. 91 показано влияние отношения толщины алитированного слоя к диаметру волокон dB на пре дельную объемную долю волокон VB в армированных листах, получаемых по этой технологии.
159
iB другой технологической схеме с ‘некоторым смеще нием наматывали армирующие волокна бора без пок рытия и проволоку из алюминиевого сплава так, что в каждом слое они чередовались. Между слоями волокон прокладывали алюминиевую фольгу для предотвраще ния непосредственного контакта волокон различных слоев. После ‘получения заготовок производили нагрев и вакуумное спрессовывание при температуре 480°С, пос ле чего заготовки прокатывали на необходимую толщи ну. По изложенной схеме получали армированные лис ты, содержащие 25% (объемн.) волокон.
Третья схема производства армированных листов с алюминиевой матрицей заключается в намотке прово локи из мартенситостареющей стали на относительно толстую среднюю пластину (а затем последовательно на -полученную намоткой часть заготовки устанавливают обкладки и вновь производят намотку и т. д.), нагреве и прокатке пакета. Тот же метод успешно использован для армирования алюминия бериллиевой проволокой и волокнами бора. Эта схема отличается простотой, малы ми производственными затратами, большим габари тами получаемых листов, -отсутствием реакций между волокнами и матрицей. Очень высокой производитель ностью отличается процесс армирования полос сеткой. Однако следует о-тметить, что яри получении таких лис тов прокаткой заметное упрочнение ‘может достигаться лйшь в том случае, ко-гда степень деформации при про катке мала и не приводит к разрушению сетки. Прове
денные эксперименты показали, что армирование |
алю |
||
миниевых листов стальной |
сеткой |
позволяет повышать |
|
их прочность ,и жесткость*. |
К этим же выводам пришли |
||
и другие исследователи**. |
|
осуществить |
непре |
Армирование сеткой позволяет |
|||
рывную -прокатку*** (рис. |
92). С трех разматывателей |
поступают компоненты армированной полосы: с первого
и третьего — алюминиевые |
полосы толщиной |
0,625 |
мм, |
со второго — сетка из стальной проволоки |
диаметром |
||
0,625 мм. Прокатку ведут |
при температуре, |
обычно |
ис- |
*Эксперименты по армированию алюминиевых листов стальны ми сетками авторы провели совместно с И. И. Ивановым.
**Б о т в и н а Л. Р. Исследование металлических армирован ных систем при различных видах нагружения. Автореф. канд. дис.
М. ИМЕТ АН СССР, М„ 1969.
*** Пат. (США), кл. 29—497.5, № 3406446, 1969.
160
пользуемой три обработке алюминия (370—460°С). Армирование полос дискретными волокнами осуще ствляют по схеме непрерывной прокатки, показанной на рис. 93 [98].
. 1 |
2 |
|
3 |
Рис. |
92. |
Схема непрерывного процесса армирования |
|
полос сеткой: |
|||
/, |
2, |
3, |
6 —-моталки; 4 — ролики; 5 — рабочая клеть |
прокатного стана
Рис. |
93. Схема непрерывного процесса армирования |
алюми |
|||
ниевых полос дискретными волокнами при прокатке: |
для |
по |
|||
I и |
3 —разматыватели для |
подачи полос, |
2— бункер |
||
дачи |
дискретных волокон; |
4 —ролики; 5 — рабочая клеть |
про |
||
катного стана; 6 — полоса, |
армированная |
неориентированными |
|||
волокнами |
|
|
|
|
[Процессы армирования при прокатке стали и тяже лых цветных металлов выполняют по аналогичным схе мам. Они отличаются большей сложностью оборки па кетов, операций по их герметизации, меньшими скорос тями прокатки и большими степенями деформации, не обходимыми для схватывания компонентов [(матрицы и волокон, а также матричных слоев .между собой).
Технологическая схема получения армированных листов йз указанных [материалов включает следующие основные этапы [105]:
(1) сборка пакета, состоящего из чередующихся сло ев матричных листов и волокон (сеток);
2) герметизация пакета для защиты соединяемых поверхностей от окисления при повышенных температу рах. Пакет обертывают фольгой из матричного мате риала, после чего производят заварку по контуру арго но-дуговой или электроннолучевой сваркой;
6 .(0,25) Зак. 747 |
161 |
3)нагрев пакета;
4)деформация прокаткой или спрессовывание паке
та в вакууме с целью получения компактного армиро ванного полуфабриката.
П р и м е р 1. Получение листов из сплава инконель 600, армиро ванного вольфрамовой проволокой (объемная доля Кв<|27%). Пакеты получали намоткой, три кромки заваривали в инертном газе дуговым способом, снимали зажимы и четвертую кромку заварива ли электроннолучевым способом в вакуумной камере. Нагретый до 1200°С пакет подвергали продольно-поперечной прокатке в несколь ко проходов с обжатием 5— 10%. Суммарное обжатие при прокат ке составило 50%. Степень долевой деформации во избежание раз рушения волокон вольфрама не превышала 25%. После каждого прохода пакет подогревали. Производство катаных армированных листов завершалось операцией отжига (980°С, 10 мин) [93].
П р и м е р 2. Получение листов из ферроникелевых сплавов, ар мированных вольфрамовыми волокнами [106]. Листы из сплавов Fe+50% Ni и Fe+1,35% Ni собирали в пакеты, волокна вольфра ма диаметром 30—250 мкм наматывали на листы перед сборкой. Пакет заваривали в никелевой оболочке толщиной 50 мкм и под вергали продольно-поперечной прокатке. Катаные листы отжигали при температуре 750°С в атмосфере водорода в течение 1 ч.
Листы, армированные относительно толстыми волок нами, можно получать с помощью другой технологичес кой схемы*. На полосе выдавливают продольные пазы (рис. 94, а), затем в них вкладывают (волокна и завальцовывают роликами (см. рис. 94, б).
а |
5 |
Рис. 94. Получение полосы с однорядным ар мированием:
а — сечение полосовой заготовки; б — сечение армированного листа
Прокаткой можно получать также армированные профили. Например, алюминиевые сортовые профили, армированные стальной проволокой, можно получать следующим способом**. Очищенные механическим способом и обезжиренные волокна и ленты из алюми ния поступают в калибры сортового стана, причем к стальному волокну прикладываются заднее натяжение.
* Пат. (США), кл. 29599 (В21 39/00 В23р 11/00, В21 5/00),
№3553831, 1971.
**Пат. (Япония), кл. 12С224, № 14115, 1966.
162