Файл: Копелевич, Ю. Х. Возникновение научных академий. Середина XVII - середина XVIII в.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 112

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АКАДЕМИЯ НАУК СССР

ИНСТИТУТ ИСТОРИИ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И ТЕХНИКИ

Ю.Х. Копелевич

ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАуЧНЫХ АКАДЕМИЙ

середина XVII-середина XVIIl в.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «НАУКА»

ЛЕНИНГРАДСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ

ЛЕНИНГРАД - 19 7 4

rf⅛c. дуДдичная

⅛8

'l""^

∙∙'"∙

⅛κ-⅞

ер

■ *

⅛?

 

..

. г

^-Y- мш

Ответственный р'е д а к т о р

доктор физико-математических наук проф. А. П. ЮШКЕВИЧ

К

60200-521

 

042 (02)-74 1081-74

© Издательство «Наука», 1974

ВВЕДЕНИЕ

При той большой и с каждым днем все возрастающей роли, которую играет наука в современном обществе, усиливается стремление и необходимость познать науку в ее логических, психологических и социальных аспектах. Оптимальное управление современной наукой, прогнози­ рование ее дальнейших путей развития невозможно без познания ее внутренних закономерностей, которые не мо­ гут быть установлены только путем исследования условий современного научно-технического развития. Для уста­ новления этих закономерностей необходим охват больших исторических отрезков, наблюдение и сопоставление су­ деб науки на разных, в особенности на переломных, эта­ пах человеческой истории. Это относится не только к на­ коплению и развитию знания, к эволюции научных методов и подходов, но и к организации науки, изучение которой составляет неотъемлемую часть комплексного изучения науки в целом.

Научные академии возникли в эпоху, когда, по выра­ жению Ф. Энгельса, «бесчисленные хаотические данные познания были упорядочены, выделены и приведены в причинную связь; знание стало наукой, и науки при­ близились к своему завершению, т. е. сомкнулись, с одной стороны, с философией, с другой стороны — с практикой».1

В данной работе рассмотрена история возникновения академий и научных обществ, ставших основными цент­ рами развития науки нового времени, когда наука высво­ бодилась из-под господства церкви, порвала со средневе­ ковой схоластикой, отказалась от слепого следования авторитетам и провозгласила наблюдение и эксперимент главным методом исследования. В научных академиях, которые возникали преимущественно как частные объеди-*

‘ К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. 1, с. 599.

1* 3


нения, а потом превращались в государственные учрежде­ ния, получила наиболее полное выражение новая, общест­ венная функция науки.

Обстановка формирования первых академий раз­ лична — в Лондоне Научное общество возникло после окончания гражданских войн и реставрации Стюартов на началах компромисса между нарождающейся буржуазией и королевской властью, в Париже — в эпоху расцвета аб­ солютизма Людовика XIV, в Берлине — вместе с рожде­ нием прусского абсолютистского государства, в Петер­ бурге — как завершающий акт петровских преобразований. Сопоставление ранней истории разных академий позво­ ляет проследить общие их черты как отражение нового этапа развития самой науки, а различия как отпечаток конкретных условий их возникновения и развития в от­ дельных государствах.

Источниками для изучения ранней истории академий служат прежде всего декларации и программы, написан­ ные их создателями, первые уставы, протоколы академи­ ческих собраний. Доступность этих документов по разным академиям неодинакова. Основные источники по истории формирования Лондонского королевского общества и его протоколы за первые десятилетия опубликованы еще в се­ редине XVIII в. Т. Бёрчем [98]. Протоколы конферен­ ций Петербургской академии до 1803 г. вышли в свет в начале нашего века [64]. Берлинская академия издала под редакцией Э. Винтера свои протоколы за 1746—1766 [216]. Парижская академия сейчас готовит под руковод­ ством Р. Татона многотомное издание своих протоколов,

иих отсутствие приходится пока восполнять сведениями, заимствованными у исследователей, которые могли поль­ зоваться рукописными текстами.

Незаменимым дополнением к протоколам служат пер­ вые издания академий, прежде всего их журналы, такие как лондонские «Философские записки» [192], «История

имемуары Парижской академии» [156], «Берлинский сборник» [183], петербургские «Комментарии» [ИЗ], бо­

лонские «Комментарии» [120], шведские «Записки» [166].

К числу первоисточников с полным правом можно от­ нести и те «Истории», которые были написаны по заданию академий уже на раннем этапе их существования, как правило, историографом академии или ее конференц-секре­ тарем. Обычно это не просто летопись жизни академии и

4

перечень ее научных результатов, но и своеобразная «апо­ логия» нового учреждения, защита его принципов, показ его достижений и значения для государства и всего человечества. Особенно выразительна в этом отношении «История Лондонского королевского общества» Спрата [200], написанная уже через шесть лет после создания Общества. Таковы и очерки секретарей Парижской акаде­ мии Ж. Б. Дюамеля и Б. Фонтенеля [128, 136], секретаря Берлинской академии Формея [139], история Болонской академии в I томе ее «Комментариев» [120], история Пе­ тербургской академии Г. Ф. Миллера [46, т. 6], история «Леопольдины» [108] и многие другие сочинения публи­ цистического и биографического характера.

Следующий «слой» в изучении истории академий от­ носится к середине и концу XIX в., когда издаются обсто­ ятельные исследования по истории почти всех крупных академий. Несколько особняком стоит «История Лондон­ ского королевского общества» Т. Томсона [207], в кото­ рой дается обзор статей в «Философских записках» по отдельным наукам. Другие истории академий, изданные в середине и конце XlX в., — это повествования об органи­ зации академий, общая характеристика их деятельности, биографии выдающихся академиков. Таковы двухтомное сочинение К. Р. Уэлда [213], книги Ж. Бертрана и Э. Мендрона [96,174], П. Пекарского [59], А. Харнака [153] и др. Все они сопровождаются публикацией огромного ко­ личества рукописных материалов.

В XX в. исследование истории академий идет по пути дальнейшего изучения архивных материалов. Особое вни­ мание уделяется научной переписке создателей академий и их первых членов. В этой связи приобретает большое значение сотрудничество академий, поскольку специфика переписки в том, что каждая академия хранит у себя не столько письма своих деятелей, сколько письма их ино­ странных корреспондентов. Недаром, например, моногра­ фия X. Броуна о научных организациях Франции XVII в, [106] написана в основном на материалах английских и других иностранных архивов.

Начиная с 30-х годов нашего века в историко-научной литературе ведется полемика о социальных истоках на­ учного движения XVII—XVIII вв. Разбор этой полемики в данной работе (в главе о Лондонском королевском об­ ществе) — только попытка обобщить имеющиеся данные

5


о социальной роли ранних академий. Эта большая проб­ лема нуждается в дальнейшем детальном исследовании.

В исследованиях последних десятилетий можно наблю­ дать усиление интереса к истории внутренней организа­ ции академий, их социальной структуре. Характерна в этом отношении книга Лайонса о Лондонском королев­ ском обществе [172] и большая статья Даниэля Роша о провинциальных академиях Франции [196].

Конец 50-х и 60-е годы принесли новые фундаменталь­ ные издания по истории крупнейших академий. Лондон­ ское королевское общество в 1960 г. праздновало свое 300-летие. В связи с этой датой, помимо многих журналь­ ных статей, издан сборник биографий «основателей» Общества [205], исследование Марджери Парвер [195], переиздана с новой вступительной статьей «История» Спрата [200].

К 300-летию Парижской академии наук подготовлено двухтомное юбилейное издание, в которое включены статьи по истории создания Академии [209]. Опубликован каталог юбилейной выставки [159]. Книга Р. Хана [147], вышедшая в 1971 г. под оригинальным названием «Ана­ томия научного учреждения», как бы препарирует исто­ рию Парижской академии за первые полтора столетия, вскрывая ее двойную принадлежность — к мировой «рес­ публике наук» и к абсолютистскому режиму Франции, а отсюда — и сущность ее конфликта с силами Француз­ ской революции, ее ломки и новой организации в ходе революционных событий. Убедительные обобщения ав­ тора — свидетельство плодотворности такого анализа.

Изданы два тома «Истории Академии наук СССР» — коллективный труд, итог многолетней исследовательской и публикаторской работы советских историков науки [26].

Литература по ранней истории Берлинской академии пополнилась книгой В. Харткопфа и Г. Дункена [154]. Академии естествоиспытателей «Леопольдина» к 300-лет­ нему юбилею этой академии посвящена работа Л. Штерна [201]. Недавно вышла в свет книга В. Рольбецкого по истории научных обществ в Польше [197].

Для уяснения деятельности академий в общем кон­ тексте научного развития эпохи могут служить новые обобщающие труды по истории науки, такие как моно­ графии Г. Сартона [198] и Г. Баттерфилда [110], первый том ,«Истории науки» под редакцией Р. Татона [158] ; име­

ющаяся в русском переводе книга Дж. Д. Бернала «Наука в истории общества» [95] и др.

Предлагаемая работа — краткие очерки истории фор­ мирования первых естественнонаучных академий2 в хро­ нологическом порядке их возникновения, не претен­ дующие на полноту освещения этой большой проб­ лемы. Степень детальности изложения определялась как сохранностью и доступностью источников, так и срав­ нительно небольшим объемом книги. Мы стремились объ­ единить очерки об отдельных академиях, прослеживая те общие идеи, которые вдохновляли их первых организато­ ров, те общие задачи, которые определяли их сходство, и те общественные условия, в силу которых ни одна акаде­ мия все же не копировала какую-нибудь другую, каждая имела свое лицо и свою неповторимую судьбу.

Работа охватывает период до середины XVIII в., когда академии сформировались в большинстве крупных государств. Однако процесс их возникновения не завер­ шился к этому времени. И позднее основывались акаде­ мии и перестраивались старые. В следующем столетии, когда новые принципы организации науки выразились главным образом в возникновении множества новых и перестройке старых университетов п специальных учеб­ ных заведений, а еще позднее — развитии сети исследова­ тельских институтов и лабораторий, академии наук, од­

нако, не

стали анахронизмом,

а только — по-разному

в разных

государствах — заняли

определенное место

в разветвленной системе научных учреждений. Одна из крупнейших академий мира — Академия наук СССР, которая в течение двух с половиной веков сохраняла и в наши дни с успехом выполняет роль центрального на­ учного учреждения страны.

В Постановлении ЦК КПСС «О 250-летнем юбилее Ака­ демии наук СССР» отмечено, что «создание Академии яви­ лось крупным событием в истории развития науки, образо­ вания и культуры нашей страны. Ее деятельность оказала существенное влияние на развитие мировой науки» («Прав­ да», 17 октября 1973 г.). Небольшой очерк о Петербургской академии в данной работе есть лишь опыт рассмотрения ее ранней истории в общей системе организации науки эпохи.

2 Речь пойдет об академиях, занимавшихся математикой, техни­ кой и- всем комплексом наук о природе, т. е., теми науками, которые входили и сейчас входят в значение французского слова science.


ПРЕДПОСЫЛКИ: ИДЕЯ КОЛЛЕКТИВНОЙ И ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАУКИ.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД

Основание академий наук в крупнейших странах Европы относится к эпохе, когда наука, особенно естест­ вознание, переживала могучий подъем, круто пошла в гору после многих веков прозябания или застоя. Как бы ни было велико значение научного наследия античности, как бы ни было ощутимо влияние науки арабов, средневеко­ вого Востока, как бы высоко ни взлетала мысль гениев Возрождения, естествознание в Европе до XVII в. нахо­ дилось лишь в зачаточном состоянии. Историки науки на­ шего времени вскрыли много неизвестных и забытых фак­ тов, относящихся к средневековью, показали, что и в это мрачное время не угасали очаги разума, накапливались эмпирические, да и не только эмпирические знания. Однако остается бесспорным, что представление о Вселенной за все это время почти не изменилось. Оно мало чем отли­ чалось от того, которое зафиксировали сочинения Птоле­ мея. Новая система мира, выдвинутая Коперником, была достоянием узкого круга лиц и воспринималась в основ­ ном как чисто математическая гипотеза. Накопив извест­ ные знания по статике, необходимые для строительства домов, мостов, оборонительных сооружений, человечество еще не знало почти ничего о законах движения тел. О при­ роде и свойствах света было известно ничтожно мало. Магнит и кусок янтаря, притягивающий мелкие пред­ меты, оставались еще таким же непостижимым чудом, ка­ ким они были для человека античности. Ученые, считав­ шие себя исследователями природы, в представлении о воздухе как о веществе почти не продвинулись дальше Аристотеля и не имели понятия об атмосферном давле­ нии. При довольно высоком развитии анатомии и практи­ ческой медицины врачи ничего не знали о кровообраще­ нии и о функции сердца, о роли легких и воздуха в жизни

8

организма. Микроорганизмы — весь мир, недоступный че­ ловеческому глазу, был скрыт от человека.

XVII в. иногда называют «веком гениев», или «мятеж­ ным веком». Это был век бурного роста производитель­ ных сил, испытывавший острую потребность в улучше­ нии средств передвижения по суше и по морю, горного дела, ремесел, земледелия — век начала «капиталистиче­ ской эры» (К. Маркс). Интенсивные поиски новых путей овладения природой, решения острых проблем века за­ ставляют человечество обратить свои взоры к науке, ко­ торая к этому времени накапливает необходимые сред­ ства для могучего броска вперед. По словам Дж. Бернала, «капитализм и современная наука родились в одном и том же движении» [95, с. XI].

На заре века, в том самом 1600 г., когда в Риме был сожжен на костре Джордано Бруно, в Англии вышла книга королевского медика Уильяма Гильберта, где впер­ вые из наблюдений и опытов выводится понятие о полю­ сах магнита, о магнитном силовом поле, об электриче­ ских силах. Земля в этой книге представлена как боль­ шой магнит [15].

В том же году поступил на службу в Пражскую ко­ ролевскую обсерваторию Иоганн Кеплер, который, заняв место Тихо Браге, использовав его превосходные для своего времени наблюдения, подверг эти наблюдения тщатель­ ному математическому анализу с точки зрения системы Коперника. Сформулированные Кеплером законы дви­ жения планет представили его современникам строгую математическую аргументацию в пользу гелиоцентриче­ ской системы и в то же время освободили эту систему от

сохранившихся

у Коперника античных представлений

о равномерных

круговых движениях небесных тел и

о хрустальных небесных сферах. Кеплер сделал следую­ щий после Коперника решающий шаг к познанию чело­ вечеством Солнечной системы, что было великим завоева­ нием на заре современной науки.

Наблюдения Тихо Браге, которые использовал Кеп­ лер, по своей точности были пределом возможного для невооруженного глаза. Но если эти наблюдения, как об этом говорят историки науки, стали революционным фак­ тором только пройдя через математический ум Кеплера, то для дальнейшего познания Солнечной системы необ­ ходимы были другие, гораздо более зоркие глаза. Шлп-

9