Файл: Колпашников, А. И. Армирование цветных металлов и сплавов волокнами.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 76
Скачиваний: 0
подвергают горячей прокатке при 1000°С на среднесорт-
ном стане |
и получают прутковую заготовку диаметром |
8 мм. Если |
вместо горячен прокатки применить холод |
ную' и ротационную ковку, выход годного снижается на
25%. |
Прутковую |
заготовку |
подвергают холодному во |
||||||
лочению с тремя |
промежуточными |
операциями |
отжи |
||||||
та (в |
диаметрах |
3,0; |
1,5 и |
0,8 мм) |
при |
температуре |
|||
580°С. Конечный |
диаметр |
проволоки |
0,25 мм. |
После |
|||||
окончания волочения |
проволоку из |
сверхпроводящего |
|||||||
материала подвергают меднению, причем толщина |
обо |
||||||||
лочки |
может изменяться |
в |
широких |
пределах, но |
|||||
предпочтительный интервал |
|
0,02—0,05 |
мм. |
Затем про |
изводят стабилизирующую термическую обработку при
420°С в течение 4 ч в атмосфере гелия. При |
использова |
|||||
нии моноволокнистого |
сверхпроводника на |
его |
поверх |
|||
ность |
можно нанести |
слой |
диэлектрической |
изоляции |
||
из полиэфирного лака толщиной 0,03 мм. |
|
|
||||
В последние годы |
разработан отечественный литей |
|||||
ный |
волокнистый |
материал для производства оболо |
||||
чек и некоторых деталей |
кумулятивных |
перфораторов |
||||
[165]. |
В качестве |
матричного компонента используют |
сплав на основе алюминия (10—13% Si, 4,5—5,5% Си и 0,5% Fe), упрочняемый термической обработкой. Пос ле закалки с 500±5°С в воде и искусственного старения при 180±5°С в течение 12 ч достигается предел прочно
сти |
345 МН/м2 (34,5 |
кгс/мм2) |
и |
твердость НВ = |
148, |
|||||||||||
а относительное |
удлинение |
снижается |
до |
1%. |
Этот |
|||||||||||
сплав |
предназначен |
для |
работы |
|
в глубоких |
скважи |
||||||||||
нах |
в |
условиях гидростатического |
давления до 500 |
ат |
||||||||||||
при |
150°С в течение 5—6 ч. В |
качестве арматуры |
при |
|||||||||||||
меняют дискретные |
волокнистые |
частицы |
окиси |
цир |
||||||||||||
кония либо |
карбида |
кремния. |
Предел |
прочности |
в |
|||||||||||
результате |
армирования |
повышается |
на |
15—35 МН/м2 |
||||||||||||
(4,5—3,5 кгс/мм2). |
При использовании |
волокон карби |
||||||||||||||
да |
кремния повышенная |
механическая |
|
прочность |
||||||||||||
достигается |
после термической |
обработки |
по режиму: |
|||||||||||||
закалка с температуры 5il0°С с последующим |
старени |
|||||||||||||||
ем |
при |
180°С в течение 4—6 ч (рис. |
120). |
Этот новый |
||||||||||||
литейный |
|
армированный |
материал |
для |
изготовления |
|||||||||||
оболочек |
перфораторов кумулятивного действия позво |
|||||||||||||||
ляет |
|
расширить область перфорационных работ и |
уве |
личить глубину бурения скважин.
Выделяются из группы волокнистых материалов материалы, полученные в результате схватывания на
238
множестве участков -клубка или пучка из волокон. В этом случае волокна могут иметь самые различные прочностные и пластические характеристики, могут иметь или не иметь .покрытия. Эти материалы могут быть пористыми или с вязким наполнителем. В част ности, сушка суспензии образцов .проволоки из меди,
|
|
|
250(15) |
|
|
|
гго(гг) | |
Рис. 120. |
Механические |
|
|
свойства |
композиции алю |
|
|
миниевый |
сплав — кар |
|
|
бид кремния [164]: |
|
380(38) ^ |
|
а — после |
литья; |
б — после |
|
закалки и старения |
|
О ^ |
|
|
|
|
|
|
|
|
300(30) |
|
|
Объемная |
доля |
|
|
волокон , °/о |
|
бронзы |
ОЦ4-3 |
или нержавеющей |
стали в поливинило |
вом спирте при -комнатной температуре в течение суток позволяет получать высококачественные -металлические фильтры [99]. Фильтровые элементы получают также виброуплотнением проволочного нихромового или мо либденового «войлока», состоящего из волокон диамет ром 40—100 мкм, длиной 5—12 мм. Наиболее эффектив но процесс вибрационного уплотнения протекает при использовании вибрационно-импульсного вибратора, работающего при частоте 150—100 Г-ц, амплитуде 40— 50 мм и пиковой форме импульса колебаний. Волокни стые фильтры имеют пористость до 98% и значитель но превосходят по этому показателю пористые по рошковые фильтры (пористость до 47%). При равной пористости прочность и проницаемость волокнистых фильтров намного выше, чем порошковых. Например, при пористости 32% проницаемость у волокнистых фильтров в 4 раза выше, чем у порошковых. Максималь ная проницаемость волокнистых фильтров повышается
239
при использовании волокон с совершенной поверхно стью. Поэтому в фильтрах лучше применять проволоку, чем волокна, получаемые резкой из полос, экструдированием, и металлическую «шерсть». Наиболее стой ки двухслойные фильтры. Слой, обращенный к очища емой жидкости, лучше выполнять из волокон большего сечения.
Спрессовывание волокон позволяет получить по мимо фильтров материалы других назначений. Напри мер, спрессовывание волокон из бронзы или нержа веющей стали диаметром 0,6—1,2 мм позволяет полу чать транспирационный материал, пропускающий газы и жидкости и используемый в противообледенительных системах. В частности, пластины из этого материала, имеющие пористость 15—20%, устанавливают на лобо вых участках «рыла и на хвостовом оперении самолета
[166].
В указанных противообледенительных системах ис пользуют либо горячий воздух (-~'350°С), либо специ альную жидкость — антифриз.
Кроме того, волокнистые транспирационные мате риалы используют для охлаждения высокотемператур ных узлов, для проведения химических реакций в кипя щем слое, для смешивания газов либо жидкости, в системах сушки, а также в процессах обогащения по лезных искомаемых.
Использование пористых волокнистых материалов для охлаждения может быть весьма эффективным. На пример, пористая тазоохлаждаемая нержавеющая сталь успешно работает в атмосфере продуктов сжигания тя
желого топлива в течение 150 ч при |
температуре |
газа |
|||
820°С. Принцип пористого охлаждения |
применяется |
||||
для турбин. Охлаждение |
лопаток |
воздухом |
(расход |
||
0,7 кг/с) позволяет снизить |
их температуру |
с |
800 |
до |
|
400°С, что в свою очередь ведет к повышению |
рабочей |
||||
температуры газа двигателя с 840 до 1200°С и |
увеличе |
||||
нию его мощности на 10% i[167,168]. |
|
|
|
|
Другим видом пористых волокнистых материалов являются «потеющие» материалы. Их используют в самолетной и ракетной технике для охлаждения быстро испаряющимися жидкостями. В частности, «потеющие» материалы из нержавеющей стали, никелевых и кобаль товых сплавов используют для охлаждения камер сго рания газовых турбин ракетных двигателей и МГ'Д-ге-
240
нераторов [168, |
169]. |
Использование |
этих материалов |
|||||||||
при равной эффективности сокращает расход |
охладите |
|||||||||||
ля в десять раз по сравнению с обычным |
циркуляцион |
|||||||||||
ным охлаждением. |
|
|
успешно |
применяют |
в |
|||||||
Волокнистые |
материалы |
|||||||||||
качестве уплотнений. В этом случае |
лродеформирован- |
|||||||||||
ный пучок волокон |
пропитывают |
каким-либо |
|
мягким |
||||||||
материалом. Такие металлические уплотнения |
|
работа |
||||||||||
ют при температурах до 660°С |
и выдерживают дав |
|||||||||||
ление до 350 даН/см2. Для изготовления этих |
уплотне |
|||||||||||
ний используют |
проволоку диаметром |
|
0,ll—0,2, |
длиной |
||||||||
19—42 мм. В |
качестве наполнителей применяют |
OJfO- |
||||||||||
во, серебро, индий, |
магний |
и различные |
полимерные |
|||||||||
материалы. |
|
|
волокнистые |
уплотнения |
успешно |
|||||||
Металлические |
||||||||||||
работают в |
контакте с химически активными |
средами |
||||||||||
и различными видами топлива. Эти |
материалы |
могут |
||||||||||
также с успехом |
выполнять |
роль прокладочных |
и на |
|||||||||
бивочных элементов. |
Например, |
волокнистые |
материа |
лы из кремнекислого алюминия в виде рыхлой волокни стой массы используют в расширяющихся швах печей, паровых котлов и т. д. Уплотненные тканиевые ленты из волокон алюминия, монеля, инконеля, посеребрен ной меди и других применяют в самолете- и ракетостро ении [170]. Материал из волокон инконеля с графитом применяют для герметизации переборок камер сгора ния реактивных двигателей, для противопожарных перегородок и для перегородок, изолирующих ком прессор и кабину для экипажа самолета от камер сго рания и выхлопной системы.
В отечественном машиностроении для уплотнения паровых и газовых турбин применяют никелевые во локнистые материалы с наполнителем из графита, бронзографита или нитрида бора. Наиболее эффективен материал никель +5% слюды, получаемый прессова нием пластифицированной смеси порошков компонентов с последующей термической обработкой для удаления пластификатора [80].
Наконец, волокнистые материалы обладают при значительной пористости способностью к звукопоглоще нию и вибропоглощению. Материал из волокон нержа веющей стали имеет способность к звукопоглощению, на 8—.11% большую, чем лучшие звукопоглощающие изделия из стекловолокна, причем способность к звуко
241