Файл: Колпашников, А. И. Армирование цветных металлов и сплавов волокнами.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 92

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

матрица — волокно должна соответствовать выражению dB

2с“

В процессе испытаний образцов, показанных на рис. 116, а, нагружение может вызвать появление изгибающего момента, приводящего к повороту плоскости соеди­ нения матричных слоев на некоторый угол относительно

•направления действующей силы. В результате вместо чи­

стого сдвига может проис­

 

 

 

ходить

сдвиг

с

частичным

 

 

 

отрывом. Влияние изгибаю­

 

 

 

щего

момента

становится

 

 

 

заметным лишь

при

боль­

 

 

 

шой

толщине

образца.

Н а­

 

 

 

пример,

при

 

испытаниях

 

 

О

многослойных

 

алюминие­

 

 

 

вых образцов сдвиг с отры­

 

 

 

вом

наблюдался

начиная с

 

 

 

общей

толщины образцов

а

 

 

4 мм.

Для

 

исключения

 

 

 

Рис. 116.

Образцы

для испы­

влияния

изгибающего

мо­

тания прочности соединения:

мента на результат испыта­

а — пары

матрица

— матрица;

ний

образцов

относительно

б — пары матрица — волокно

больших толщин можно устанавливать их в захваты машины попарно (с обра­

зованием симметричного профиля (вырезов на испы­ тываемом участке образцов). При попарном испытании происходит деформация сдвига, т. е. поворот плоско­ сти соединения не наблюдается.

Приведенные варианты геометрии образцов обеих испытываемых пар использованы нами при исследовании влияния степени и температуры деформации на проч­ ность соединения компонентов сталеалюминиевых мате­ риалов при прокатке, результаты которых приведены вы­ ше (см. главу III).

При отклонениях от оптимальных режимов подготов­ ки поверхностей, нагрева и деформации можно получить прочное соединение только в матричных одноименных парах (в лучшем случае), а между волокнами и матрич­ ными элементами (в разноименных парах) образуются лишь фрикционные связи, т. е. связи за счет сил трения, действующих по границам контакта компонентов и за­ висящих от многих факторов: температуры и степени де-

199



фрикционной связи между компонентами армированного образца ход кривой на всех участках машинной диаграм­ мы нестабилен. При соединении высокого качества ход кривой на нервом участке равномерен, а затем, при до­ стижении напряжений, достаточных для разрушения от­ дельных волокон и связей .между волокнами и матрицей, кривая принимает «пилообразный» характер, т. е. идет нестабильно. Протяженность нестабильного участка не­ значительна, он предшествует разрушению образца. На существование такого участка на кривой напряжение — деформация указывают также Саттон и Чорне [1], при­ водя данные исследования процесса армирования сереб­ ра волокнистыми монокристаллами окиси алюминия. Появление участка с нестабильным ходом кривой они объясняют для этого случая разрушением отдельных монокристаллов, А120 3 с наименьшей прочностью. При этом нагрузка пропорционально перераспределяется на оставшиеся более прочные кристаллы, и быстрого разру­ шения образца не происходит. Важный момент исследо­ вания процесса армирования — определение влияния способа получения армированного материала на состоя­ ние и свойства волокон, что, в конечном счете, определя­ ет конечные свойства материала и позволяет судить о степени рациональности принятой технологической схе­ мы. Наиболее подходит для этой цели моделирование процесса производства армированного полуфабриката (например, процесса прокатки армированных листов) с соблюдением особенностей принятой технологии. .Кроме того, достаточно объективные данные можно получить при исследовании волокон, извлеченных из компактного армированного материала с помощью вытравливания. Моделирование применимо в тех случаях, когда армиро­ ванный материал изготавливается методами обработки давлением, извлечение волокон вытравливанием возмож­ но для любого случая (т. е. не зависнет от способа -изго­ товления армированного полуфабриката или изделия), однако в последнем случае необходимо обращать особое внимание на выбор состава травителя с тем, чтобы не внести каких-либо изменений в характеристики волокон.

В процессе исследований оталеалюминиевых -армиро­ ванных листов метод моделирования был использован для определения влияния направления прокатки на -со­ стояние и свойства волокон (в частности, был-а подробно исследована на-ра Д2'0—Х18Н9Т). Перед прокаткой за­

201


готовок, состоящих из двух пластин алюминиевого спла­ ва марки Д20 и размещенного между ними слоя прово­ лочных волокон из стали марки Х18Н9Т диаметром 0,8 мм, на поверхность компонентов наносили разделитель­ ный слой (графит), предотвращавший схватывание как матричных элементов между собой, так и волокон с мат­ рицей. Модельные образцы прокатывали в двух направ­ лениях— вдоль и поперек расположения волокон. Де­ формация вдоль волокон была различной, суммарная степень деформации в двух направлениях была постоян­ ной (50%). Каждую серию образцов прокатывали при температурах 350, 400 и 450°С. Для выявления влияния температур на прочность волокон одновременно с модель­ ными образцами нагревали проволочные образцы-свиде­ тели. После прокатки извлекали волокна из пластин и проводили исследования их геометрии, а также испыты­ вали на растяжение. Исследования геометрии заключа­ лись в замерах диаметра на различных участках волокна при помощи инструментального микроскопа. Кроме то­ го, фиксировали присутствие и характер поверхностных дефектов и повреждений волокон. В результате исследо­ ваний установлено, что горячая прокатка моделей сбор­ ных заготовок сталеалюминиевых композиционных ли­ стов не вызывает появления заметных искажений сече­ ния волокон и дефектов поверхности, резко снижающих их прочность. В то же время прокатка вдоль волокон име­ ет весьма ограниченную допустимую степень деформа­ ции, при повышении которой волокна сначала ослабля­ ются из-за образования множества местных утонений, а затем разрушаются на отдельные отрезки.

Результаты испытания волокон, извлеченных из мо­ дельных образцов, на растяжение приведены в табл. 50.

Проведенное исследование позволило установить до­ пустимый коэффициент вытяжки при прокатке вдоль во­ локон (для данного вида высокопрочных стальных воло­ кон он равен — 1,10). Выводы, сделанные при проведении модельных исследований, неоднократно проверены ис­ следованием изломов компактных армированных листов, состоящих из тех же компонентов и полученных по тем же режимам прокатки. Результаты исследования изломов хорошо согласуются с данными модельных исследова­ ний. Помимо исследования изломов, проводили испыта­ ния компактных армированных листов на растяжение с целью выявления влияния степени деформации при про-

202

Таблица 50

Влияние температуры прокати и величины деформации вдоль волокон на свойства волокон в модельных сталеалюминиевых

образцах

 

 

 

Предел прочности

Температура

Коэффициент вытяжки при

волокон, извлеченных

начала

прокатке вдоль волокон

из модельного

прокатки, °С

 

 

образца,

 

 

 

МН/м2 (кгс/мм2)

350

Не деформированные

при про­

1850 (185)

 

катке волокна

 

1850 (185)

 

 

 

1870 (187)

350

Поперечная прокатка

 

1930 (193)

 

 

 

2020 (202)

 

 

 

1930 (193)

 

 

 

2020 (202)

 

 

 

2060(206)

350

1,035

 

2000 (200)

 

 

 

1980 (198)

 

 

 

2010 (201)

 

 

 

1960 (196)

 

 

 

1980 (198)

350

1,075

 

1900 (190)

 

 

 

1900 (190)

 

 

 

1950 (195)

350

1,124

 

1780 (178)

 

 

 

1890 (189)

 

 

 

1800 (180)

350

1,170

 

1630 (163)

 

 

 

1420 (142)

 

 

 

1600 (160)

 

 

 

1670 (167)

 

 

 

1700 (170)

400

Не деформированные

при про­

2070 (207)

 

катке волокна

 

1880 (188)

 

 

 

2100 (210)

 

 

 

2090 (209)

400

Поперечная прокатка

 

2060 (206)

 

 

 

2060 (206)

2040

(204)

2080

(208)

203


Продолжение табл. 50

 

 

Предел прочности

Температура

Коэффициент вытяжки при прокатке

волокон, извлеченных

начала прокатки,

вдоль волокон

из модельного

°С

 

образца,

 

 

МН/м2 (кгс/мм8)

400

1,05

1820 (182)

 

 

2020 (202)

 

 

2030 (203)

 

 

1960 (196)

 

 

2000 (200)

400

1,10

1820(182)

 

 

1780(178)

 

 

1850 (185)

400

1,15

1730 (173)

 

 

1760 (176)

 

 

1590(159)

 

 

1420 (142)

400

1,20

1480 (148)

 

 

1560 (156)

 

 

1620 (162)

 

 

1500 (150)

450

Не деформированные при про­

1950 (195)

 

катке волокна

1910(191)

 

 

1930(193)

450

Поперечная прокатка

1960 (196)

 

 

1900 (190)

 

 

1930 (193)

 

 

1930 (193)

450

1,05

1900(190)

 

 

1870 (187)

 

 

1980(198)

450

1,11

1650 (165)

 

 

1780 (178)

 

 

1590 (159)

450

1,15

1830 (183)

 

 

1540(154)

 

 

1640 (164)

204