Файл: Илинич, А. Я. Сберегательное дело учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 77

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

чении 'Средств трудящихся от обесценения. В этих целях поступаю­ щие средства населения во вклады, принятые в советских бумажных деньгах, учитывались по курсу золотого рубля и выда­ вались вкладчикам с процентами по курсу золотого рубля на день выдачи. Таким образом, сохранялась реальная заработная плата рабочих и служащих. В золотом исчислении вклады учитывались до завершения денежной реформы в 1924 г.

Большую роль в привлечении денежных сбережений 'населения и предприятий на нужды хозяйственного строительства и для упо­ рядочения денежного обращения в стране сыграл государственный кредит. В условиях продолжающегося обесценения денег государ­ ством выпускались натуральные и денежные займы. Были выпу­ щены три натуральных займа — из них два хлебных займа и один сахарный. Облигации этих займов продавались за деньги, но по ним гарантировалось получение указанного на облигации количества ржи и сахара. Первый денежный заем в золотом исчислении был выпущен в 1922 г. С 1922 по 1925 г. было размещено 8 денежных займов как среди населения, так и среди организаций. Доходы от займов в тот период использовались в основном на покрытие бюджетного дефицита. После проведения денежной реформы ра­ бота сберегательных касс принимает направление кредитного уч­ реждения.

Установление твердой валюты и восстановление народного хо­ зяйства создают благоприятные условия для роста вкладов насе­ ления. Деятельность сберегательных касс была направлена на при­ влечение сбережений и временно свободных средств населения и использование их в интересах развития народного хозяйства. С этого времени принимаются меры к развитию сети сберегатель­

ных касс. Так,

с 1 октября 1924 г. по 1 октября

1925 г. (хозяй­

ственный

год)

количество сберегательных

касс

увеличилось с

5,3 тыс.

до 10

тыс., а остаток вкладов возрос почти в три раза.

В соответствии с постановлением ЦИК и СНК от 23 февраля

1925 г. был выпущен заем в сумме 10 млн.

руб. (в

масштабе цен

указанного года). Заем был рассчитан на один год и успешно реализован на сумму, превышающую первоначальную сумму займа в пять с лишним раз. Это был опытный заем, показавший, что в стране имеются свободные средства, которые могут быть по­ мещены в ценные бумаги. В связи с тем, что после проведения денежной реформы бюджеты стали бездефицитными, доходы от дальнейшей реализации займов использовались па новое строи­ тельство (на проведение дорог, постройку новых зданий, оборудо­ вание новых и переоборудование старых фабрик, заводов и пр.).

Переход к индустриализации страны потребовал дальнейшего ■развития сберегательного дела и государственного кредита. Пят­ надцатая партийная конференция в своем решении о хозяйственном положении в стране и задачах партии отмечала, что темп расши­ рения основного капитала будет, в частности, зависеть от «ис­ пользования сбережений населения путем вовлечения их в коопе­ рацию, в сберегательные кассы, внутренние государственные зай­

13


мы, кредитную систему и т. н.»1. Сберегательное дело в стране получило дальнейшее развитие, и расширился круг операций, вы­ полняемых сберегательными кассами. Сберегательные кассы стали выполнять простейшие банковские операции — переводные, аккре­ дитивные, расчетные и комиссионные.

Рост доходов трудящихся создавал благоприятные экономиче­ ские возможности для ежегодных выпусков государственных зай­ мов. Облигации государственных займов стали размещаться среди рабочих и служащих в порядке подписки с рассрочкой платежей. Названия займов соответствовали задачам использования посту­ пающих средств. Например, были выпущены займы с названиями:

первый, второй и третий

заем индустриализации

(1927, 1928,

1929 гг.), заем укрепления

крестьянского хозяйства

(1927 г.).

Решением ЦИК и СНК СССР в феврале 1929 г. было утверж­ дено новое «Положение о государственных трудовых сберегатель­ ных кассах Союза Советских Социалистических Республик»12. В Положении определялись новые функции сберегательных касс и помещение средств сберегательных касс в государственные займы. Таким образом, привлекаемые сберегательными кассами средства направлялись через .государственный бюджет на финансирование народного хозяйства, культуры и обороны страны.

Большую помощь в проведении массово-разъяснительной ра­ боты по размещению займов и привлечению вкладов оказывали созданные по инициативе трудящихся на предприятиях, в учрежде­ ниях, организациях, а также при Советах и исполнительных коми­ тетах комиссии содействия государственному кредиту и сберега­ тельному делу. Постановлением ЦИК и Совнаркома СССР 15 мая 1929 г. было утверждено Положение о постоянных комиссиях со­ действия государственному кредиту и сберегательному делу.

В связи с тем, что средства, поступающие от размещения зай­ мов, направлялись в основном на капитальные вложения в народ­ ное хозяйство, необходимо было обеспечить долгосрочность кре­ дита и унифицировать имевшееся многообразие займов. В этих целях в 1930 г. была проведена реформа государственного кредита, в результате реформы все облигации ранее выпущенных займов обменивались на новый заем под названием «Пятилетка в четыре года», что соответствовало лозунгу, выдвинутому трудящимися о выполнении первого пятилетнего плана в четыре года. Обмен проводился без уменьшения суммы доходов по займу, однако за продажей и залогом облигаций был введен общественный контроль со стороны комиссий содействия государственному кредиту и сбе­ регательному делу. Работа по размещению государственных зай­ мов осуществлялась финансовыми органами и учреждениями Госу­ дарственного банка, а в 1931—1932 гг. она была полностью воз­ ложена на систему сберегательных касс.

1 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Изд. 8-е, т. 3. Политиздат, 1970, с. 366.

2 СЗ, 1929, № 17, с. 140.

14


В целях стимулирования развития сберегательного дела в те­ чение 1931— 1936 гг. местным Советам и колхозам из сумм при­ роста вкладов в сберегательные кассы выдавались долгосрочные ссуды, которые использовались на местные нужды хозяйственного и культурного строительства. Развитие сети сберегательных касс в сельской -местности дало возможность возложить на них кассовое обслуживание сельских организаций. В этот период сберегательные кассы выполняли роль кассового аппарата колхозов, совхозов, за­ готовительных организаций; по поручению сельских Советов сбе­ регательные кассы принимали налоговые платежи от населения, выплачивали заработную плату рабочим и служащим.

Для предоставления удобств вкладчикам и увеличения вкладов с 1930 г. сберегательные кассы стали осуществлять безналичные расчеты по платежам населения предприятиям, учреждениям и ор­

ганизациям. В

1930—1938 гг. сберегательные кассы принимали це­

левые вклады

на приобретение швейных машин, фотоаппаратов

и велосипедов.

Условиями целевых вкладов предусматривались

сроки взноса денежных сумм и сроки получения указанных пред­ метов от промышленных предприятий.

Для того чтобы средства по государственным займам эффек­ тивнее использовались в социалистическом строительстве, необхо­ димо было удлинить -срок займов и удешевить кредит. В связи с этим в 1936 г. по решению правительства была проведена кон­ версия государственных займов (изменены срок и доходность по займам). Конверсия проводилась путем обмена облигаций ранее выпущенных займов на новый Государственный внутренний заем второй пятилетки (выпуск четвертого года), который был раз­ мещен среди населения сроком на 20 лет нз 4% годовых. При этом была разрешена выдача сберегательными кассами ссуд под залог облигаций без разрешения комиссий содействия государ­ ственному кредиту и сберегательному делу (такие выдачи были прекращены в 1942 г.).

Кроме займов, размещавшихся среди трудящихся в порядке под-пис-ки с рассрочкой платежей, государством продолжался вы­ пуск займов с продажей облигаций за наличный расчет. В 1938 г.

был выпущен

Государственный внутренний выигрышный заем

1938 г. сроком

на 20 лет (выигрыши из расчета 3% годовых); на

этот заем были обменены облигации ранее выпущенных займов. Одновременно со снижением доходности по займам были умень­ шены и процентные ставки по вкладам до 3% годовых. В 1939 г. -стали приниматься срочные вклады с доходностью из расчета 5%

годовых.

Средства, привлекаемые путем вкладов и размещения государ­ ственных займов, способствовали успешному выполнению пятилет­ них планов развития народного хозяйства СССР. За годы довоен­ ных пятилеток но государственным займам поступило в бюджет 50 <млрд. руб., а сумма вкладов составила на начало 1941 г. 7253,4 млн. руб. (в ценах того периода). Количество сберегатель­ ных касс значительно увеличилось как в городе, так и на селе.

15


В годы Великой Отечественной войны сеть сберегательных касс сократилась. Перед сберегательными кассами стояла задача при­ влечь денежные сбережения населения для финансирования меро­

приятий

по разгрому немецко-фашистских захватчиков.

Чтобы

c o x p a m i T b

в государственном обороте привлеченные суммы вкла­

дов, временно была

ограничена

выдача

вкладов, внесенных до

войны

(до 20 руб.1

в месяц). Это ограничение

существовало до

1944 г.

Во время войны продолжали поступать

и новые

вклады.

С 1942

г.

в сберегательные кассы

стали

перечисляться

на

счета

рабочих и служащих суммы компенсации за неиспользованные отпуска. Эти вклады в отличие от обычных назывались специаль­ ными, и по ним до конца войны деньги не выдавались. Специаль­ ные вклады явились дополнительным источником доходов государ­

ственного бюджета. Общая

сумма вкладов достигла

к началу

1946 г. 900,1 млн. руб. Для

финансирования расходов,

связанных

с войной, сберегательные кассы путем размещения военных госу­ дарственных займов и денежно-вещевых лотерей привлекли 8,8 млрд. руб. Кроме того, через сберегательные кассы поступали добровольные взносы в фонд обороны СССР и в фонд Красной Армии.

После 'окончания Великой Отечественной войны для выполне­ ния четвертого пятилетнего плана восстановления и развития на­ родного хозяйства необходимо было обеспечить дальнейшее при­ влечение денежных сбережений населения и упорядочить денежное обращение в стране. В 1947 г. была проведена денежная реформа. Обмен денег, находящихся на руках у населения, производился по соотношению десять рублей в старых деньгах за один рубль новых. Вклады в сберегательных кассах в размере до 3000 руб. (в старом

масштабе

цен) переоценивались рубль за

рубль,

суммы

сверх

3000 руб.

до 10000 руб.— по соотношению

за три

рубля

старых

денег два рубля новых денег, а суммы сверх 10 000 руб. — по соот­ ношению за два рубля старых один рубль новых. Переоценка вкла­ дов не затронула интересов большинства вкладчиков. Льготный порядок переоценки вкладов благоприятно сказался на притоке средств населения в сберегательные кассы.

Одновременно с денежной реформой была проведена конверсия государственных займов. Необходимость конверсии вызывалась тем, что основная часть государственного долга образовалась в во­ енные годы, когда покупательная способность рубля снизилась. Ранее выпущенные государственные займы, размещавшиеся среди населения по подписке, обменивались на новый Государственный 2-процентный заем 1948 г. по соотношению 3 : 1 (три рубля в ранее выпущенных займах на один рубль в облигациях займа 1948 г.). В таком же порядке была обменена на этот заем невыплаченная часть специальных вкладов. В 1947 г. был выпущен новый свободно обращающийся Государственный 3% внутренний выигрышный

1 В действующем масштабе цен.

16


заем, на который обменивались облигации займа 1938 г. по соот­ ношению 1 : 5.

Важное значение для развития сберегательного дела имело утверждение в 1948 г. Устава государственных трудовых сберега­ тельных касс. В Уставе были сформулированы задачи системы

сберегательных

касс, определена их организационная структура,

а также взаимоотношения с населением и организациями.

Выполнение

планов восстановления и развития народного хо­

зяйства сопровождалось ростом материального благосостояния и культурного уровня советских людей. Значительный рост нацио­ нального дохода, реальных доходов трудящихся нашли отражение в увеличении денежных сбережений населения, аккумулируемых в сберегательных кассах. С каждым годом увеличивалась сеть сбе­ регательных касс.

В годы пятой пятилетки происходило дальнейшее расширение деятельности сберегательных касс. С 1950—1951 гг. начали про­ водиться по индивидуальным заявлениям рабочих и служащих пе­ речисления в сберегательные кассы сумм заработной платы и еди­ новременного вознаграждения за выслугу лет. Усилился рост вкладчиков среди сельского населения, и в виде опыта стали перечисляться денежные доходы колхозников на счета в сбере­ гательные кассы. В связи с изменением экономических условий стало возможным снизить процентные ставки по вкладам и тем самым удешевить кредит государству. С 1 января 1955 г. были уста- 1 новлены новые процентные ставки: по вкладам населения до вос­ требования, условным и на текущие счета — 2% годовых, по сроч­ ным вкладам — 3, по выигрышным вкладам — в среднем 2% го­ довых.

За годы пятой пятилетки от размещения государственных займов по подписке поступило 13,7 млрд, руб., а выплачено выигрышей по облигациям 4,4 млрд. руб. Средства, полученные от размещения государственных займов, были использованы на восстановление и развитие народного хозяйства. К 1 апреля 1957 г. государственный долг по займам, размещенным по подписке среди трудящихся, составлял около 25,8 млрд, руб., а платежи :по государственным займам за 1946—1956 гг. — 7,4 млрд. руб. Сумма превышения до­ ходов государства над его расходами по займам с каждым годом снижалась. Продолжение выпуска займов привело бы к такому положению, когда вся сумма поступлений по вновь выпущенному займу должна была бы обращаться на выплату денег населению ■по ранее выпущенным займам. Таким образом, значение государ­ ственных займов как дополнительного источника финансирования народного хозяйства систематически снижалось. Однако отказ от выпуска новых займов без одновременного прекращения выплат населению по тиражам выигрышей и погашения ранее выпущенных займов вызвал, бы сокращение ассигнований на нужды народного хозяйства. В связи с этим в 1957 г. был выпущен последний госу­ дарственный заем, размещенный среди населения по подписке, сроком на 5 лет. Начиная с 1958 г. были прекращены дальнейший

17