Файл: Егоров, Г. П. Устройство, монтаж, эксплуатация и ремонт промышленных электроустановок учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 118
Скачиваний: 3
§ 26. СХЕМЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ АСИНХРОННЫМИ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯМИ
Схема управления асинхронными короткозамкнутыми двигателями
при помощи магнитных пускателей. Схема в свернутом виде показана на рис. 135, а, в развернутом — на рис. 135, б.
Из указанных схем видно, что в обоих случаях отдельные элементы аппаратов отмечены одинаковыми индексами и все контакты аппара
|
Л1Л2ЛЗ |
|
тов, |
реле |
и |
кнопочных |
|||||
|
|
|
станций |
показаны |
в их |
||||||
|
|
|
нормальном |
положении. |
|||||||
|
|
|
|
Из |
развернутой |
схемы |
|||||
|
|
|
видно, |
|
что |
с |
нажатием |
||||
|
|
|
кнопки |
Пуск |
образуется |
||||||
|
|
|
замкнутая |
цепь |
управле |
||||||
|
|
|
ния: фаза Л2, контакты |
||||||||
|
|
|
кнопки Пуск, н. з. контак |
||||||||
|
|
|
ты кнопки Стоп, обмотка |
||||||||
|
|
|
тяговой катушки |
1К, н. з. |
|||||||
|
|
|
контакты |
реле 2РТ и 1РТ |
|||||||
|
|
|
и фаза ЛЗ. Цепь включаю |
||||||||
|
|
|
щей катушки 1К окажется |
||||||||
|
|
|
замкнутой, |
в |
результате |
||||||
|
|
|
чего двигатель будет пущен |
||||||||
|
|
|
в ход. |
|
|
|
|
|
1К., |
||
|
|
|
|
Блок-контакты |
|
||||||
|
|
|
шунтируя кнопку |
Пуск, |
|||||||
|
|
|
исключают |
необходимость |
|||||||
|
|
|
дальнейшего |
|
воздействия |
||||||
|
|
|
на нее оператора. |
|
|
||||||
|
|
|
|
Остановка |
двигателя |
||||||
|
|
|
осуществляется |
при |
помо |
||||||
Рис. |
135. Принципиальные схемы |
управления |
щи кнопки Стоп, нажатием |
||||||||
на которую разрывают цепь |
|||||||||||
двигателем при помощи магнитного пускателя: |
|||||||||||
|
а — свернутая, б — развернутая |
катушки |
1К. |
|
|
|
|||||
|
|
|
Из |
схемы видно также, |
|||||||
дет |
разомкнута и двигатель |
отключится |
что |
цепь |
катушки |
1К. бу- |
|||||
при |
срабатывании |
любого |
|||||||||
из двух реле РТ. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Схема управления асинхронными короткозамкнутыми двигателями из нескольких мест при помощи магнитных пускателей. Схема при ведена на рис. 136. Управление двигателями из нескольких мест осуществляется путем включения в схему необходимого количества кнопок Пуск и Стоп, причем первые включаются в электрическую цепь параллельно, а вторые — последовательно.
по
В схеме, показанной на рис. 136, защита осуществлена плавкими предохранителями. В настоящее время все большее применение полу чают автоматические предохранительные устройства.
/77 П 2 П З
Рис. 136. Схема управления асинхронным двига телем из трех мест при помощи магнитного пус кателя
Схема управления асинхронными короткозамкнутыми двигателями при помощи реверсивных пускателей. Схема может быть выполнена в двух вариантах.
По первому варианту (рис. 137, а) при нажатии на кнопку В* образуется замкнутая цепь управления: фаза Л2, контакты кнопки С, н. з. контакты кнопки Я, контакты кнопки В, обмотка катушки КВ, фаза ЛЗ. Под воздействием катушки КВ замкнутся контакты КВ цепи главного тока и двигатель будет пущен в ход в режиме «Вперед».
Реверсивный пуск может быть произведен путем нажатия на кнопку Я после отключения двигателя. При этом образуется цепь управления: фаза Л2, контакты кнопки С, н. з. контакты кнопки В, замкнувшиеся при нажатии нижние контакты кнопки Я, катушка КН, фаза ЛЗ.
Одновременный пуск двигателя при помощи обеих кнопок исклю чается в результате того, что в одном случае соответствующая цепь будет разомкнута открывшимися верхними н. з. контактами кнопки Я, а- в другом — открывшимися нижними н. з. контактами кнопки В.
По варианту схемы (рис. 137, б) взаимная блокировка цепей управ ления «Вперед» и «Назад» осуществляется в результате того, что в пер
* На некоторых рисунках кнопки «Пуск», «Стоп», «Вперед», «Назад» для сокра щения обозначаются первыми заглавными буквами, соответственно Я, С, В , Н.
111
вую цепь введены н. з. контакты КН, |
а во вторую — н. з. контакты КВ. |
||||||||
Во |
время |
работы двигателя в режиме «Вперед» открывшиеся кон |
|||||||
т пгпз |
|
такты КВ разорвут цепь режи |
|||||||
|
ма «Назад», и наоборот. |
|
|||||||
|
|
|
|
||||||
|
|
|
Электрическая |
блокировка |
|||||
|
|
|
как в первом, так |
и во втором |
|||||
|
|
|
вариантах |
дополняется механи |
|||||
|
|
|
ческой блокировкой. |
|
|||||
|
|
|
Схема управления асинхрон |
||||||
|
|
|
ными короткозамкнутыми двига |
||||||
|
|
|
телями с ограничением пусковых |
||||||
|
|
|
токов. |
Чтобы при |
пуске круп |
||||
|
|
|
ных короткозамкнутых двигате |
||||||
|
|
|
лей ограничить |
пусковые токи, |
|||||
|
|
|
применяют схемы реостатного и |
||||||
|
|
|
автотрансформаторного пуска. |
||||||
|
|
|
Схема реостатного пуска по |
||||||
|
|
|
казана на рис. 138. Из нее вид |
||||||
|
|
|
но, что при нажатии на кнопку |
||||||
|
|
|
П включается контактор К, кон |
||||||
|
|
|
такты |
К которого подсоединяют |
|||||
Рис. |
137. Схема управления асинхрон |
электродвигатель |
к |
сети |
через |
||||
активные сопротивления |
Са. По |
||||||||
ным |
короткозамкнутым двигателем при |
||||||||
|
помощи |
реверсивного пускателя: |
истечении |
времени, |
соответст |
||||
а — первый |
вариант, б — второй вариант |
вующего периоду разгона дви |
|||||||
|
|
|
гателя, |
срабатывает |
пристроен |
ное к контактору маятниковое реле. Последнее, замкнув свои кон такты, создаст цепь контактора У, который своими контактами У
ill
^DDO
©
[| ПР |
п |
к |
[ \пр |
|
|
1PM2PN ЗРМ |
41 |
гУ
Рис. 138. Реостатный пуск электродвигателя
112
зашунтирует сопротивления Са и присоединит двигатель к сети напря мую (1РМ, 2РМ, ЗРМ — токовая защита, Р — рубильник, ПР — предохранители).
Схема автотрансформаторного пуска показана на рис. 139. Схема работает в следующем порядке. Нажатием кнопки П замыкают цепь реле РУ и катушки контактора У. В результате этого закрываются контакты У в цепи главного тока и у автотрансформатора АТ, что
Рис. 139. Автотрансформаторный пуск двигателя
приведет к включению двигателя через автотрансформатор. По исте чении заданного времени и. з. контакты РУ2 реле РУ разомкнутся, а нормально открытые (н. о.) контакты РУЗ того же реле замкнутся. Это приведет к отключению контактора У и включению контактора Л, в связи с чем двигатель окажется присоединенным на полное напря жение сети. Контакт РУ1 шунтирует кнопку П.
§ 27. СХЕМЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯМИ ПОСТОЯННОГО ТОКА
Автоматизированное управление двигателями постоянного тока
с параллельным возбуждением. Простейшая схема построена на прин ципе использования контакторов ускорения /У, 2У, ЗУ (рис. 140), срабатывающих по мере увеличения числа оборотов двигателя.
Для приведения схемы в действие включают рубильник Р, а затем, нажимая кнопку Пуск, включают контактор К, контакты К которого замыкаются в цепи главного тока.
113
Включенный на полное сопротивление (1г + 2г + Зг) двигатель придет во вращение и будет постепенно набирать скорость. С увеличе нием скорости начнут действовать
|
контакторы ускорения. При этом |
||||||
|
вначале сработает контактор 1У, |
||||||
|
его нормально открытые контакты |
||||||
|
/У замкнутся и зашунтируют пер |
||||||
|
вую ступень пускового сопротив |
||||||
|
ления 1г. Затем последовательно |
||||||
|
сработают контакторы 2У и ЗУ, |
||||||
|
контакты |
которых |
зашунтируют |
||||
|
вторую 2г и третью |
Зг ступени пу |
|||||
|
скового сопротивления. |
После вы |
|||||
|
вода всех трех ступеней |
сопротив |
|||||
|
ления |
двигатель |
получит |
полное |
|||
|
число |
оборотов и машина |
войдет в |
||||
|
нормальный режим работы. |
||||||
Рис. 140. Схема автоматизированного |
Автоматизированное |
управле |
|||||
управления двигателем постоянного |
ние двигателями |
постоянного тока |
|||||
тока с параллельным возбуждением |
с последовательным возбуждением. |
||||||
|
Двигатели |
с |
последовательным |
возбуждением управляются по схеме, данной на рис. 141. В схеме применены реле времени 1РВ, 2РВ и ЗРВ и контакторы ускоре ния /У, 2У, ЗУ.
Рис. 141. Схема автоматизированного управления дви гателем постоянного тока с последовательным возбуж дением
Включением рубильника Р напряжение подается на главные и вспомогательные цепи схемы. При этом включается реле 1РВ, н. з. контакты которого размыкаются. Далее нажимают кнопку Пуск,
114
в результате чего включается катушка контактора К и его н. о. кон такты К, замыкаясь, подсоединяют двигатель к сети. Одновременно с этим окажутся включенными в сеть катушки реле 2РВ и ЗРВ, н. з. контакты которых 2РВ и ЗРВ будут разомкнуты.
Поскольку главные контакты К после их включения зашунтируют катушку реле 1РВ, н. з. контакты последнего закроются, замкнув тем самым цепь катушки контактора ускорения 1У. Закрыв свои н. о. контакты /У, контактор выведет первую ступень пускового сопротив ления 1г.
Одновременно закрывшиеся контакты /У зашунтируют катушку реле 2РВ, н. з. контакты которого замкнут цепь контактора ускоре ния 2У, что приведет к закрытию его контактов 2У и выводу второй ступени сопротивления 2г.
Закрывшись, контакты 2У зашунтируют обмотку катушки кон тактора ЗРВ, в результате чего замкнутся контакты ЗРВ и цепь кон тактора ЗУ. При этом последняя ступень пускового сопротивления Зг будет выведена и операция по пуску двигателя закончится.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1.Назовите основную аппаратуру автоматизированного управления электро двигателями.
2.Расскажите о конструктивном устройстве и назначении теплового реле.
3.Как устроены и работают конечные и путевые выключатели?
4.Начертите схему управления асинхронным электродвигателем с помощью магнитного пускателя.
5.По заданной схеме расскажите об автоматизированном управлении двигателем постоянного тока с параллельным возбуждением.
ГЛАВА VII
СХЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ЭЛЕМЕНТЫ ОБОРУДОВАНИЯ НЕКОТОРЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ МЕХАНИЗМОВ
§ 28. СХЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НЕКОТОРЫМИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ МЕХАНИЗМАМИ
Технология производственного процесса промышленных пред приятий предъявляет различные требования к системе управления двигателями рабочих механизмов. При этом возникает необходимость в самых разнообразных схемах управления, обеспечивающих в одном случае торможение электродвигателя, в другом — определенную по следовательность включения отдельных двигателей, в третьем — своевременные перерывы в их работе и др.
115