Файл: Егоров, Г. П. Устройство, монтаж, эксплуатация и ремонт промышленных электроустановок учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 118

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§ 26. СХЕМЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ АСИНХРОННЫМИ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯМИ

Схема управления асинхронными короткозамкнутыми двигателями

при помощи магнитных пускателей. Схема в свернутом виде показана на рис. 135, а, в развернутом — на рис. 135, б.

Из указанных схем видно, что в обоих случаях отдельные элементы аппаратов отмечены одинаковыми индексами и все контакты аппара­

 

Л1Л2ЛЗ

 

тов,

реле

и

кнопочных

 

 

 

станций

показаны

в их

 

 

 

нормальном

положении.

 

 

 

 

Из

развернутой

схемы

 

 

 

видно,

 

что

с

нажатием

 

 

 

кнопки

Пуск

образуется

 

 

 

замкнутая

цепь

управле­

 

 

 

ния: фаза Л2, контакты

 

 

 

кнопки Пуск, н. з. контак­

 

 

 

ты кнопки Стоп, обмотка

 

 

 

тяговой катушки

1К, н. з.

 

 

 

контакты

реле 2РТ и 1РТ

 

 

 

и фаза ЛЗ. Цепь включаю­

 

 

 

щей катушки окажется

 

 

 

замкнутой,

в

результате

 

 

 

чего двигатель будет пущен

 

 

 

в ход.

 

 

 

 

 

1К.,

 

 

 

 

Блок-контакты

 

 

 

 

шунтируя кнопку

Пуск,

 

 

 

исключают

необходимость

 

 

 

дальнейшего

 

воздействия

 

 

 

на нее оператора.

 

 

 

 

 

 

Остановка

двигателя

 

 

 

осуществляется

при

помо­

Рис.

135. Принципиальные схемы

управления

щи кнопки Стоп, нажатием

на которую разрывают цепь

двигателем при помощи магнитного пускателя:

 

а — свернутая, б — развернутая

катушки

1К.

 

 

 

 

 

 

Из

схемы видно также,

дет

разомкнута и двигатель

отключится

что

цепь

катушки

1К. бу-

при

срабатывании

любого

из двух реле РТ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Схема управления асинхронными короткозамкнутыми двигателями из нескольких мест при помощи магнитных пускателей. Схема при­ ведена на рис. 136. Управление двигателями из нескольких мест осуществляется путем включения в схему необходимого количества кнопок Пуск и Стоп, причем первые включаются в электрическую цепь параллельно, а вторые — последовательно.

по


В схеме, показанной на рис. 136, защита осуществлена плавкими предохранителями. В настоящее время все большее применение полу­ чают автоматические предохранительные устройства.

/77 П 2 П З

Рис. 136. Схема управления асинхронным двига­ телем из трех мест при помощи магнитного пус­ кателя

Схема управления асинхронными короткозамкнутыми двигателями при помощи реверсивных пускателей. Схема может быть выполнена в двух вариантах.

По первому варианту (рис. 137, а) при нажатии на кнопку В* образуется замкнутая цепь управления: фаза Л2, контакты кнопки С, н. з. контакты кнопки Я, контакты кнопки В, обмотка катушки КВ, фаза ЛЗ. Под воздействием катушки КВ замкнутся контакты КВ цепи главного тока и двигатель будет пущен в ход в режиме «Вперед».

Реверсивный пуск может быть произведен путем нажатия на кнопку Я после отключения двигателя. При этом образуется цепь управления: фаза Л2, контакты кнопки С, н. з. контакты кнопки В, замкнувшиеся при нажатии нижние контакты кнопки Я, катушка КН, фаза ЛЗ.

Одновременный пуск двигателя при помощи обеих кнопок исклю­ чается в результате того, что в одном случае соответствующая цепь будет разомкнута открывшимися верхними н. з. контактами кнопки Я, а- в другом — открывшимися нижними н. з. контактами кнопки В.

По варианту схемы (рис. 137, б) взаимная блокировка цепей управ­ ления «Вперед» и «Назад» осуществляется в результате того, что в пер­

* На некоторых рисунках кнопки «Пуск», «Стоп», «Вперед», «Назад» для сокра­ щения обозначаются первыми заглавными буквами, соответственно Я, С, В , Н.

111

вую цепь введены н. з. контакты КН,

а во вторую — н. з. контакты КВ.

Во

время

работы двигателя в режиме «Вперед» открывшиеся кон­

т пгпз

 

такты КВ разорвут цепь режи­

 

ма «Назад», и наоборот.

 

 

 

 

 

 

 

 

Электрическая

блокировка

 

 

 

как в первом, так

и во втором

 

 

 

вариантах

дополняется механи­

 

 

 

ческой блокировкой.

 

 

 

 

Схема управления асинхрон­

 

 

 

ными короткозамкнутыми двига­

 

 

 

телями с ограничением пусковых

 

 

 

токов.

Чтобы при

пуске круп­

 

 

 

ных короткозамкнутых двигате­

 

 

 

лей ограничить

пусковые токи,

 

 

 

применяют схемы реостатного и

 

 

 

автотрансформаторного пуска.

 

 

 

Схема реостатного пуска по­

 

 

 

казана на рис. 138. Из нее вид­

 

 

 

но, что при нажатии на кнопку

 

 

 

П включается контактор К, кон­

 

 

 

такты

К которого подсоединяют

Рис.

137. Схема управления асинхрон­

электродвигатель

к

сети

через

активные сопротивления

Са. По

ным

короткозамкнутым двигателем при

 

помощи

реверсивного пускателя:

истечении

времени,

соответст­

а — первый

вариант, б — второй вариант

вующего периоду разгона дви­

 

 

 

гателя,

срабатывает

пристроен­

ное к контактору маятниковое реле. Последнее, замкнув свои кон­ такты, создаст цепь контактора У, который своими контактами У

ill

^DDO

©

[| ПР

п

к

[ \пр

 

 

1PM2PN ЗРМ

41

гУ

Рис. 138. Реостатный пуск электродвигателя

112


зашунтирует сопротивления Са и присоединит двигатель к сети напря­ мую (1РМ, 2РМ, ЗРМ — токовая защита, Р — рубильник, ПР — предохранители).

Схема автотрансформаторного пуска показана на рис. 139. Схема работает в следующем порядке. Нажатием кнопки П замыкают цепь реле РУ и катушки контактора У. В результате этого закрываются контакты У в цепи главного тока и у автотрансформатора АТ, что

Рис. 139. Автотрансформаторный пуск двигателя

приведет к включению двигателя через автотрансформатор. По исте­ чении заданного времени и. з. контакты РУ2 реле РУ разомкнутся, а нормально открытые (н. о.) контакты РУЗ того же реле замкнутся. Это приведет к отключению контактора У и включению контактора Л, в связи с чем двигатель окажется присоединенным на полное напря­ жение сети. Контакт РУ1 шунтирует кнопку П.

§ 27. СХЕМЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯМИ ПОСТОЯННОГО ТОКА

Автоматизированное управление двигателями постоянного тока

с параллельным возбуждением. Простейшая схема построена на прин­ ципе использования контакторов ускорения /У, 2У, ЗУ (рис. 140), срабатывающих по мере увеличения числа оборотов двигателя.

Для приведения схемы в действие включают рубильник Р, а затем, нажимая кнопку Пуск, включают контактор К, контакты К которого замыкаются в цепи главного тока.

113

Включенный на полное сопротивление (+ + Зг) двигатель придет во вращение и будет постепенно набирать скорость. С увеличе­ нием скорости начнут действовать

 

контакторы ускорения. При этом

 

вначале сработает контактор 1У,

 

его нормально открытые контакты

 

/У замкнутся и зашунтируют пер­

 

вую ступень пускового сопротив­

 

ления 1г. Затем последовательно

 

сработают контакторы и ЗУ,

 

контакты

которых

зашунтируют

 

вторую и третью

Зг ступени пу­

 

скового сопротивления.

После вы­

 

вода всех трех ступеней

сопротив­

 

ления

двигатель

получит

полное

 

число

оборотов и машина

войдет в

 

нормальный режим работы.

Рис. 140. Схема автоматизированного

Автоматизированное

управле­

управления двигателем постоянного

ние двигателями

постоянного тока

тока с параллельным возбуждением

с последовательным возбуждением.

 

Двигатели

с

последовательным

возбуждением управляются по схеме, данной на рис. 141. В схеме применены реле времени 1РВ, 2РВ и ЗРВ и контакторы ускоре­ ния /У, 2У, ЗУ.

Рис. 141. Схема автоматизированного управления дви­ гателем постоянного тока с последовательным возбуж­ дением

Включением рубильника Р напряжение подается на главные и вспомогательные цепи схемы. При этом включается реле 1РВ, н. з. контакты которого размыкаются. Далее нажимают кнопку Пуск,

114


в результате чего включается катушка контактора К и его н. о. кон­ такты К, замыкаясь, подсоединяют двигатель к сети. Одновременно с этим окажутся включенными в сеть катушки реле 2РВ и ЗРВ, н. з. контакты которых 2РВ и ЗРВ будут разомкнуты.

Поскольку главные контакты К после их включения зашунтируют катушку реле 1РВ, н. з. контакты последнего закроются, замкнув тем самым цепь катушки контактора ускорения 1У. Закрыв свои н. о. контакты /У, контактор выведет первую ступень пускового сопротив­ ления 1г.

Одновременно закрывшиеся контакты /У зашунтируют катушку реле 2РВ, н. з. контакты которого замкнут цепь контактора ускоре­ ния 2У, что приведет к закрытию его контактов и выводу второй ступени сопротивления 2г.

Закрывшись, контакты зашунтируют обмотку катушки кон­ тактора ЗРВ, в результате чего замкнутся контакты ЗРВ и цепь кон­ тактора ЗУ. При этом последняя ступень пускового сопротивления Зг будет выведена и операция по пуску двигателя закончится.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.Назовите основную аппаратуру автоматизированного управления электро­ двигателями.

2.Расскажите о конструктивном устройстве и назначении теплового реле.

3.Как устроены и работают конечные и путевые выключатели?

4.Начертите схему управления асинхронным электродвигателем с помощью магнитного пускателя.

5.По заданной схеме расскажите об автоматизированном управлении двигателем постоянного тока с параллельным возбуждением.

ГЛАВА VII

СХЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ И ЭЛЕМЕНТЫ ОБОРУДОВАНИЯ НЕКОТОРЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ МЕХАНИЗМОВ

§ 28. СХЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НЕКОТОРЫМИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ МЕХАНИЗМАМИ

Технология производственного процесса промышленных пред­ приятий предъявляет различные требования к системе управления двигателями рабочих механизмов. При этом возникает необходимость в самых разнообразных схемах управления, обеспечивающих в одном случае торможение электродвигателя, в другом — определенную по­ следовательность включения отдельных двигателей, в третьем — своевременные перерывы в их работе и др.

115