Файл: Егоров, Г. П. Устройство, монтаж, эксплуатация и ремонт промышленных электроустановок учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 119
Скачиваний: 3
основано на изгибании биметаллической пластинки при ее нагревании током перегрузки.
Рис. 128. Схема, поясняющая работу трехполюс ного контактора
Принципиальная схема теплового реле приведена на рис. 129. Из схемы видно, что биметаллическая пластинка 1 находится внутри нагревательного элемента 2, включаемого в цепь главного тока. При
Цепь гмЪногетока |
перегрузке двигателя элемент 2 под |
|||
действием |
протекающего |
по нему |
||
|
тока перегрузки нагреется и в свою |
|||
|
очередь |
нагреет биметаллическую |
||
|
пластинку /, которая, деформи |
|||
|
руясь, изогнется и, поднявшись |
|||
|
вверх, освободит рычаг 7. Послед |
|||
|
ний под действием пружины 4 по |
|||
|
вернется |
|
на оси 8 по часовой стрел |
|
|
ке и посредством связанной с ним |
|||
|
тяги 5 разомкнет контакты 6 вспо |
|||
|
могательной цепи. Кнопка 3 обе |
|||
|
спечивает |
возможность |
возврата |
|
|
системы реле в исходное (вклю |
|||
|
ченное) |
положение. |
|
|
цепь |
На рис. 130 приведены общий |
|||
вид и схема включения магнитного |
||||
Рис. 129. Принципиальная схема теп |
пускателя. |
6) видно, |
||
лового реле |
Из схемы (рис. 130, |
|||
|
что с нажатием кнопки Пуск замы |
кается цепь: фаза ЛЗ, контакты 3 и 4 кнопки Стоп, контакты 1 и 2 кнопки Пуск, контакт 5 блок-контактов БК, контакты реле 2РТ, катушка К, контакты реле 1РТ, фаза Л1.
10 2
а)
|
|
*) |
Рис. 130. |
Магнитный пускатель: |
|
общий вид, б —• схема; |
/ |
— тепловые реле, 2 «—тяговая катуш |
ка, |
3 — траверса |
Поскольку цепь катушки будет обтекаться током, то возникшие в ней магнитные силы, воздействуя на якорь Я, подтянут его вверх. Поднимется вверх и траверса Т с контактами К, которые замкнут цепь главного тока. Одновременно замкнутся блок-контакты БК, которые зашунтируют кнопку Пуск, исключая необходимость даль нейшего воздействия на нее оператора.
Действие любого из тепловых реле 1РТ и 2РТ приведет к разрыву цепи катушки К, что вызовет прекращение воздействия магнитных сил на якорь Я ■Последний опустится вниз, в связи с чем контакты главной цепи разомкнутся.
Реверсивный магнитный пускатель. Направление вращения дви гателей изменяют реверсивными магнитными пускателями, которые представляют собой со четание двух обычных
|
|
|
магнитных |
пускателей. |
||
|
|
|
Принципиальная схе |
|||
|
|
|
ма |
пускателя дана |
на |
|
|
|
|
рис. |
131. Фазы Л1, Л2, |
||
|
|
|
ЛЗ подведены к пускате |
|||
|
|
|
лю так, что при замыка |
|||
|
|
|
нии контактов КВ пра |
|||
|
|
|
вой части |
пускателя |
на |
|
|
|
|
выходящих |
концах |
по |
|
|
|
|
лучается сочетание фаз: |
|||
|
|
|
Л1 — СР, Л2 — С2; ЛЗ |
|||
|
|
|
— сз. |
разомкнутых |
||
|
|
|
При |
|||
|
|
|
контактах КВ и одно |
|||
|
|
|
временном |
замыкании |
||
Рис |
131. Принципиальная |
схема реверсивного |
контактов КП сочетание |
|||
|
магнитного пускателя |
фаз изменится: Л1 — СЗ; |
||||
этом |
случае двигатель |
получит обратное |
Л2 — С2; |
ЛЗ — С1. |
В |
|
направление вращения. |
При нажатии на кнопку Вперед образуется замкнутая цепь управле ния: фаза Л1, нормально закрытые (н. з.) контакты 6 и 5 кнопки Стоп, н. а. контакты 3 и 8 кнопки Назад, замкнувшиеся при нажатии нижние контакты 9 и 2 кнопки Вперед, контакт 12БКВ, обмотка тяговой катушки КВ, контакты реле 1РТ и 2РТ, фаза ЛЗ. Цепь катушки КВ окажется замкнутой, ее якорь поднимется вверх и замкнет контакты КВ главной цепи, а также контакт БКВ, шунтирующий кнопку Вперед. При нажатии на кнопку Назад образуется замкнутая цепь управления: фаза Л1, н: з. контакты 6 и 5 кнопки Стоп, н. з. контакты 1 а 10 кнопки Вперед, контакты 7 и 4, замкнувшиеся при нажатии на кнопку Назад, контакты 14 блок-контакта БКН, обмотка тяговой катушки КН, контакты реле 1РТ и 2РТ, фаза ЛЗ.
Очевидно, что при этом в результате действия катушки КН про изойдет замыкание.главных контактов контактора КН и пуск двига теля в режиме «Назад». Цепи управления движением двигателя
104
\
«Вперед» и «Назад» блокируются, чтобы исключить одновременное включение обоих контакторов и обеспечить правильное управление двигателем.
Реверсивный магнитный пускатель снабжен кроме электрической еще и механической блокировкой, препятствующей включению одного из контакторов в то время, когда включен другой. Эта блокировка предусмотрена на случай «прилипания» якоря к сердечнику магнит ной системы контактора.
Маятниковое реле времени (рис. 132). Реле устроено и действует следующим образом.
13
12
11
Рис. 132. Маятниковое реле времени
После того как сработает связанный с реле контактор, он через вилку 2 окажет воздействие на гильзу 3 реле, которая переместится вниз, сжимая пружину 1. Одновременно с гильзой начнет опускаться стержень 4, поворачивая по часовой стрелке рычаг 6 на оси 5. Однако это движение рычага 6 будет задерживаться соединенным с ним рыча гом 10, который через свой зубчатый сектор 11 связан валом 13,
,выходящим на другую сторону реле, с системой зубчатых колес 16, 17, 19 и через рейку 15 с маятником 22. Одновременно под действием толчка маятник придет в колебательное движение и вся система зуб чатых колес, включая колесо 12, начнет вращаться.
Поскольку рычаг 10 связан через свой зубчатый сектор И с зубча тым колесом 12, он (рычаг) начнет перемещаться вверх и через опре деленный промежуток времени выйдет из зацепления с колесом 12. В результате этого освободится и связанный с рычагом 10 рычаг 6,
105
который, повернувшись по часовой стрелке, замкнет своим контакт ным мостиком 14 неподвижные контакты 1К и 2К.
Рис. 133. Микропереключатель:
асхема, 6 — вид спереди, в — вид сбоку
Время срабатывания реле зависит от работы всей системы колес и от частоты колебаний маятника 22. Воздействуя на частоту колебаний
|
маятника при помощи ре |
|
гулировочных гаек 20 и 21, |
|
можно замедлить или уско |
ч |
рить время срабатывания |
реле. |
|
|
Регулировать |
|
время |
|||
|
|
срабатывания реле можно, |
|||||
|
|
кроме того, изменением по |
|||||
|
|
ложения |
рычага 6 при по |
||||
|
|
мощи винта 7, а также под |
|||||
|
|
тягиванием |
или |
отпуска |
|||
|
|
нием пружины 1, для чего |
|||||
58х |
|
служат |
расположенные |
||||
* 75 |
внизу гайки. |
|
|
|
|
||
|
При |
отключении |
кон |
||||
. |
тактора, с которым связа |
||||||
|
|
но реле, |
давление |
вилки |
|||
Рис. 134. Кнопочный конечный выключатель |
2 на гильзу 3 прекратится. |
||||||
u |
|
В результатеD i a i e |
9этогоI U 1 U |
рычаги |
О6 |
под действием груза 9 начнет перемещаться вниз и разомкнет контак ты реле.
На рис. 132 цифры 8, 18 и 23 обозначают оси системы. '
106
Микропереключатели (рис. 133). В схеме управления двигателями применяют также микропереключатели, конечные и путевые выклю чатели. Назначение микропереключателей состоит в выполнении переключений на различных деталях механизмов, главным образом металлорежущих станков. Время их действия измеряется долями секунды. Микропереключатель, как правило, встраивают в пласт массовый корпус.
Конечные и путевые выключатели. Эти выключатели применяются для переключения цепей управления по мере передвижения меха низмов или их элементов и для автоматического отключения переме щающихся механизмов в конце их рабочего пути.
На рис. 134 показан кнопочный конечный выключатель, имеющий два нормально закрытых 2 и два нормально открытых 3 контакта. Они управляются штифтом 1, на который воздействует упор рабочего механизма.
§ 25. СХЕМЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯМИ
Для управления автоматизированным приводом применяется целый ряд аппаратов и приборов, соединяемых один с другим в определенные электрические схемы. Последние составляют с таким расчетом, чтобы дать полную возможность судить об электрической связи между отдельными аппаратами, их назначении и о порядке действия. По спо собу изображения схемы управления делятся на м о н т а ж н ы е и п р и н ц и п и а л ь н ы е .
Принципиальные схемы могут быть двух исполнений: свернутые и развернутые. В первом случае отдельные аппараты изображают условными обозначениями в едином комплексе, в котором все эле менты показывают в собранном, свернутом, виде.
Во втором случае каждый аппарат подразделяют на отдельные элементы, причем каждый из элементов размещают в той цепи, к ко торой он должен быть отнесен с учетом последовательности действия схемы.
Место расположения отдельных аппаратов и их элементов в прин ципиальных схемах выбирают, исходя из удобства чтения схемы. Действительное расположение аппаратов и их частей во внимание не принимают.
Возможность - чтения схем обеспечивается соответствующими бук венными, цифровыми и графическими обозначениями. Условные гра фические обозначения элементов схем приведены в табл. 7.
В принципиальных развернутых схемах контакты аппаратов изобра жают в нормальном положении, при котором предполагается отсутствие какого-либо электрического, электромагнитного или механического воздействия на данный аппарат.
107
Т А Б Л И Ц А 7
Условные обозначения некоторых элементов схем автоматизированного управления электроприводами
Обозначение
а
l-F
—I R ”
а
—1 R ~
6
Наименование
Катушка контактора и магнитного пускателя
Обмотка токовая измерительного прибора
Обмотка напряжения измерительного прибора
Элемент |
нагревательный |
теплового реле |
Контакт |
электрического |
реле, контактора, пуска |
теля: |
|
|
а— замыкающий
б— размыкающий
Контакт, замыкающийся с выдержкой времени:
а — при замыкании
•
б — при размыкании
1
108
Обозначение
а
5
-J L .
а
6
Продолжение табл. 7
Наименование
Контакт, размыкающийся с выдержкой времени:
а— при замыкании
б— при размыкании
Кнопка о самовозвратом и замыкающим контактом
Кнопка с самовозвратом и размыкающим контактом
Выключатель, кинематически связанный с рабочей машиной (путевой, конечный и блокировочный вы-
•ключатели, микровыключатель):
а— с замыкающим контактом
б— с размыкающим контактом
Всем элементам одного и того же аппарата присваивают общие обозначения, что облегчает чтение схем. Так, например, буквой К обозначают основные контакты контактора, тяговую катушку, блок-контакты и другие возможные в схеме дополнительные кон
такты. |
элементы, относя- |
Для реверсивного магнитного пускателя все |
|
» щиеся к цепи управления движением «Вперед», |
обозначают бук |
вами КВ, а «Назад» — буквами КН. |
|
Принципиальные развернутые схемы дают наиболее точное пред |
ставление о последовательности действия каждого аппарата и его отдельных элементов.
Монтажные электрические схемы представляют собой рабочие чертежи^ по которым ведется монтаж.
109