Файл: Егоров, Г. П. Устройство, монтаж, эксплуатация и ремонт промышленных электроустановок учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 119

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

основано на изгибании биметаллической пластинки при ее нагревании током перегрузки.

Рис. 128. Схема, поясняющая работу трехполюс­ ного контактора

Принципиальная схема теплового реле приведена на рис. 129. Из схемы видно, что биметаллическая пластинка 1 находится внутри нагревательного элемента 2, включаемого в цепь главного тока. При

Цепь гмЪногетока

перегрузке двигателя элемент 2 под

действием

протекающего

по нему

 

тока перегрузки нагреется и в свою

 

очередь

нагреет биметаллическую

 

пластинку /, которая, деформи­

 

руясь, изогнется и, поднявшись

 

вверх, освободит рычаг 7. Послед­

 

ний под действием пружины 4 по­

 

вернется

 

на оси 8 по часовой стрел­

 

ке и посредством связанной с ним

 

тяги 5 разомкнет контакты 6 вспо­

 

могательной цепи. Кнопка 3 обе­

 

спечивает

возможность

возврата

 

системы реле в исходное (вклю­

 

ченное)

положение.

 

цепь

На рис. 130 приведены общий

вид и схема включения магнитного

Рис. 129. Принципиальная схема теп­

пускателя.

6) видно,

лового реле

Из схемы (рис. 130,

 

что с нажатием кнопки Пуск замы­

кается цепь: фаза ЛЗ, контакты 3 и 4 кнопки Стоп, контакты 1 и 2 кнопки Пуск, контакт 5 блок-контактов БК, контакты реле 2РТ, катушка К, контакты реле 1РТ, фаза Л1.

10 2


а)

 

 

*)

Рис. 130.

Магнитный пускатель:

общий вид, б —• схема;

/

— тепловые реле, 2 «—тяговая катуш­

ка,

3 — траверса

Поскольку цепь катушки будет обтекаться током, то возникшие в ней магнитные силы, воздействуя на якорь Я, подтянут его вверх. Поднимется вверх и траверса Т с контактами К, которые замкнут цепь главного тока. Одновременно замкнутся блок-контакты БК, которые зашунтируют кнопку Пуск, исключая необходимость даль­ нейшего воздействия на нее оператора.

Действие любого из тепловых реле 1РТ и 2РТ приведет к разрыву цепи катушки К, что вызовет прекращение воздействия магнитных сил на якорь Я ■Последний опустится вниз, в связи с чем контакты главной цепи разомкнутся.

Реверсивный магнитный пускатель. Направление вращения дви­ гателей изменяют реверсивными магнитными пускателями, которые представляют собой со­ четание двух обычных

 

 

 

магнитных

пускателей.

 

 

 

Принципиальная схе­

 

 

 

ма

пускателя дана

на

 

 

 

рис.

131. Фазы Л1, Л2,

 

 

 

ЛЗ подведены к пускате­

 

 

 

лю так, что при замыка­

 

 

 

нии контактов КВ пра­

 

 

 

вой части

пускателя

на

 

 

 

выходящих

концах

по­

 

 

 

лучается сочетание фаз:

 

 

 

Л1 СР, Л2 С2; ЛЗ

 

 

 

— сз.

разомкнутых

 

 

 

При

 

 

 

контактах КВ и одно­

 

 

 

временном

замыкании

Рис

131. Принципиальная

схема реверсивного

контактов КП сочетание

 

магнитного пускателя

фаз изменится: Л1 СЗ;

этом

случае двигатель

получит обратное

Л2 С2;

ЛЗ С1.

В

направление вращения.

При нажатии на кнопку Вперед образуется замкнутая цепь управле­ ния: фаза Л1, нормально закрытые (н. з.) контакты 6 и 5 кнопки Стоп, н. а. контакты 3 и 8 кнопки Назад, замкнувшиеся при нажатии нижние контакты 9 и 2 кнопки Вперед, контакт 12БКВ, обмотка тяговой катушки КВ, контакты реле 1РТ и 2РТ, фаза ЛЗ. Цепь катушки КВ окажется замкнутой, ее якорь поднимется вверх и замкнет контакты КВ главной цепи, а также контакт БКВ, шунтирующий кнопку Вперед. При нажатии на кнопку Назад образуется замкнутая цепь управления: фаза Л1, н: з. контакты 6 и 5 кнопки Стоп, н. з. контакты 1 а 10 кнопки Вперед, контакты 7 и 4, замкнувшиеся при нажатии на кнопку Назад, контакты 14 блок-контакта БКН, обмотка тяговой катушки КН, контакты реле 1РТ и 2РТ, фаза ЛЗ.

Очевидно, что при этом в результате действия катушки КН про­ изойдет замыкание.главных контактов контактора КН и пуск двига­ теля в режиме «Назад». Цепи управления движением двигателя

104


\

«Вперед» и «Назад» блокируются, чтобы исключить одновременное включение обоих контакторов и обеспечить правильное управление двигателем.

Реверсивный магнитный пускатель снабжен кроме электрической еще и механической блокировкой, препятствующей включению одного из контакторов в то время, когда включен другой. Эта блокировка предусмотрена на случай «прилипания» якоря к сердечнику магнит­ ной системы контактора.

Маятниковое реле времени (рис. 132). Реле устроено и действует следующим образом.

13

12

11

Рис. 132. Маятниковое реле времени

После того как сработает связанный с реле контактор, он через вилку 2 окажет воздействие на гильзу 3 реле, которая переместится вниз, сжимая пружину 1. Одновременно с гильзой начнет опускаться стержень 4, поворачивая по часовой стрелке рычаг 6 на оси 5. Однако это движение рычага 6 будет задерживаться соединенным с ним рыча­ гом 10, который через свой зубчатый сектор 11 связан валом 13,

,выходящим на другую сторону реле, с системой зубчатых колес 16, 17, 19 и через рейку 15 с маятником 22. Одновременно под действием толчка маятник придет в колебательное движение и вся система зуб­ чатых колес, включая колесо 12, начнет вращаться.

Поскольку рычаг 10 связан через свой зубчатый сектор И с зубча­ тым колесом 12, он (рычаг) начнет перемещаться вверх и через опре­ деленный промежуток времени выйдет из зацепления с колесом 12. В результате этого освободится и связанный с рычагом 10 рычаг 6,

105

который, повернувшись по часовой стрелке, замкнет своим контакт­ ным мостиком 14 неподвижные контакты и 2К.

Рис. 133. Микропереключатель:

асхема, 6 — вид спереди, в — вид сбоку

Время срабатывания реле зависит от работы всей системы колес и от частоты колебаний маятника 22. Воздействуя на частоту колебаний

 

маятника при помощи ре­

 

гулировочных гаек 20 и 21,

 

можно замедлить или уско­

ч

рить время срабатывания

реле.

 

 

Регулировать

 

время

 

 

срабатывания реле можно,

 

 

кроме того, изменением по­

 

 

ложения

рычага 6 при по­

 

 

мощи винта 7, а также под­

 

 

тягиванием

или

отпуска­

 

 

нием пружины 1, для чего

58х

 

служат

расположенные

* 75

внизу гайки.

 

 

 

 

 

При

отключении

кон­

.

тактора, с которым связа­

 

 

но реле,

давление

вилки

Рис. 134. Кнопочный конечный выключатель

2 на гильзу 3 прекратится.

u

 

В результатеD i a i e

9этогоI U 1 U

рычаги

О6

под действием груза 9 начнет перемещаться вниз и разомкнет контак­ ты реле.

На рис. 132 цифры 8, 18 и 23 обозначают оси системы. '

106


Микропереключатели (рис. 133). В схеме управления двигателями применяют также микропереключатели, конечные и путевые выклю­ чатели. Назначение микропереключателей состоит в выполнении переключений на различных деталях механизмов, главным образом металлорежущих станков. Время их действия измеряется долями секунды. Микропереключатель, как правило, встраивают в пласт­ массовый корпус.

Конечные и путевые выключатели. Эти выключатели применяются для переключения цепей управления по мере передвижения меха­ низмов или их элементов и для автоматического отключения переме­ щающихся механизмов в конце их рабочего пути.

На рис. 134 показан кнопочный конечный выключатель, имеющий два нормально закрытых 2 и два нормально открытых 3 контакта. Они управляются штифтом 1, на который воздействует упор рабочего механизма.

§ 25. СХЕМЫ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯМИ

Для управления автоматизированным приводом применяется целый ряд аппаратов и приборов, соединяемых один с другим в определенные электрические схемы. Последние составляют с таким расчетом, чтобы дать полную возможность судить об электрической связи между отдельными аппаратами, их назначении и о порядке действия. По спо­ собу изображения схемы управления делятся на м о н т а ж н ы е и п р и н ц и п и а л ь н ы е .

Принципиальные схемы могут быть двух исполнений: свернутые и развернутые. В первом случае отдельные аппараты изображают условными обозначениями в едином комплексе, в котором все эле­ менты показывают в собранном, свернутом, виде.

Во втором случае каждый аппарат подразделяют на отдельные элементы, причем каждый из элементов размещают в той цепи, к ко­ торой он должен быть отнесен с учетом последовательности действия схемы.

Место расположения отдельных аппаратов и их элементов в прин­ ципиальных схемах выбирают, исходя из удобства чтения схемы. Действительное расположение аппаратов и их частей во внимание не принимают.

Возможность - чтения схем обеспечивается соответствующими бук­ венными, цифровыми и графическими обозначениями. Условные гра­ фические обозначения элементов схем приведены в табл. 7.

В принципиальных развернутых схемах контакты аппаратов изобра­ жают в нормальном положении, при котором предполагается отсутствие какого-либо электрического, электромагнитного или механического воздействия на данный аппарат.

107


Т А Б Л И Ц А 7

Условные обозначения некоторых элементов схем автоматизированного управления электроприводами

Обозначение

а

l-F

I R ”

а

1 R ~

6

Наименование

Катушка контактора и магнитного пускателя

Обмотка токовая измерительного прибора

Обмотка напряжения измерительного прибора

Элемент

нагревательный

теплового реле

Контакт

электрического

реле, контактора, пуска­

теля:

 

 

а— замыкающий

б— размыкающий

Контакт, замыкающийся с выдержкой времени:

а — при замыкании

б — при размыкании

1

108

Обозначение

а

5

-J L .

а

6

Продолжение табл. 7

Наименование

Контакт, размыкающийся с выдержкой времени:

а— при замыкании

б— при размыкании

Кнопка о самовозвратом и замыкающим контактом

Кнопка с самовозвратом и размыкающим контактом

Выключатель, кинематически связанный с рабочей машиной (путевой, конечный и блокировочный вы-

ключатели, микровыключатель):

а— с замыкающим контактом

б— с размыкающим контактом

Всем элементам одного и того же аппарата присваивают общие обозначения, что облегчает чтение схем. Так, например, буквой К обозначают основные контакты контактора, тяговую катушку, блок-контакты и другие возможные в схеме дополнительные кон­

такты.

элементы, относя-

Для реверсивного магнитного пускателя все

» щиеся к цепи управления движением «Вперед»,

обозначают бук­

вами КВ, а «Назад» — буквами КН.

 

Принципиальные развернутые схемы дают наиболее точное пред­

ставление о последовательности действия каждого аппарата и его отдельных элементов.

Монтажные электрические схемы представляют собой рабочие чертежи^ по которым ведется монтаж.

109