Файл: Егоров, Г. П. Устройство, монтаж, эксплуатация и ремонт промышленных электроустановок учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 121
Скачиваний: 3
Большое значение имеют блокировки между отдельными узлами станков, исключающие возможность неправильных включений элек тродвигателей. В ряде случаев возникает необходимость включения двигателей толчками, что, в частности, свойственно установочному и наладочному режимам.
Ниже приводятся отдельные типовые схемы и их узлы, обеспечи вающие заданный производственными условиями режим работы элек тродвигателей.
Схема управления двумя асинхронными двигателями при условии включения одного из них только после включения другого. В произ водственных условиях может возникнуть необходимость включения одного двигателя только при условии предварительного включения другого.
/П /72А?
Рис. 142. Схема управления двумя асинхронными дви гателями при условии включения одного из них толь ко после включения другого
Это может быть, например, тогда, когда производственный меха низм разрешается пускать в ход только после обеспечения работы вентиляции. Схема управления двигателями для этого случая приво дится на рис. 142. Из схемы видно, что пустить в ход двигатель II возможно лишь при условии закрытия н. о. блок-контакта 1К. Это произойдет в момент пуска двигателя I, с цепью которого связан контакт ПК.
Схема управления асинхронными двигателями при помощи двух последовательно включенных кнопок «Пуск». Электроприводы прес сов, штампов и некоторых других механизмов по условиям безопас ности управляются таким образом, что их пуск рабочий осуществляет обеими руками. Это необходимо для того, чтобы рабочий свободной рукой не мог по неосторожности попасть под пресс или под штамп.
Схема управления электроприводом для указанного случая при ведена на рис. 143. Из схемы видно, что для пуска двигателя рабочему необходимо двумя руками одновременно нажать на две кнопки Пуск.
Схема управления двигателем станочного зажимного устройства. Станочные зажимные устройства служат для закрепления обрабаты-
116
ваемых на станках деталей. Двигатель устройства должен работать до того момента, пока деталь не будет закреплена.
Рис. 143. Схема управления асинхронным двигателем с применением двух последовательно включенных кнопок «Пуск»
После этого двигатель следует отключить, что осуществляют путем применения конечных выключателей. Один из вариантов схемы при
веден |
на рис. 144. Схема работает |
в такой последовательности. |
|||
Включают рубильник Р. После |
|
||||
этого нажимают кнопку 3 («Зажа |
|
||||
тие»), в результате чего замыкает |
|
||||
ся цепь катушки 1К и срабатывает |
|
||||
контактор 1К, включая |
двига |
|
|||
тель. |
|
|
быть на |
|
|
Работа схемы должна |
|
||||
лажена так, чтобы после оконча |
|
||||
ния |
закрепления детали двигатель |
|
|||
был |
отключен конечным выключа |
|
|||
телем 1ВК до того, как будет зажат |
|
||||
вал двигателя. Окончательно де |
|
||||
таль |
|
зажимают при отключенном |
|
||
двигателе за счет его работы по |
|
||||
инерции; |
|
|
|
||
Отжатие выполняют при помо |
Рис. 144. Схема управления станоч |
||||
щи кнопки О, создающей обычную |
|||||
схему |
реверсирования. |
Из |
схемы |
ным зажимным устройством |
|
видно, |
что одновременное включе |
|
ние контакторов 1К и 2К исключается благодаря блокировке соответ ствующих цепей кнопок 3 и О н. з. контактами 1К и 2К, а также бла годаря применению двухцепных кнопок.
Схема управления двигателями токарно-винторезного станка.
Управление станком осуществляется по схеме, приведенной на
117
рис. 145. После включения пакетного выключателя ВП-1 токарь нажимает кнопку П (8 и 9), замыкая цепь катушки контактора КГ (10 и 7), в результате чего контактор КГ срабатывает и подключает главный двигатель ДГ к сети.
т Л 2 л з
Рис. 145. Схема управления электроприводом токарно-винторезного станка
Блок-контакты КГ (8 я 9), срабатывая, исключают необходимость дальнейшего нажатия кнопки П.
Остановка главного двигателя ДГ производится при помощи
кнопки С (4 и 8), |
разрывающей цепь тяговой катушки контактора КГ. |
|||
. I I |
_________ ______ |
Двигатель насоса охлажде- |
||
ния ДО включается пакет- |
||||
\о vi фv? |
J |
1 |
ным выключателем ВП-2. |
|
|
|
|
Если токарю нужно пе |
|
|
|
|
ревести станок в режим бы |
|
|
|
|
строго хода, он нажимает |
|
|
|
|
кнопку Б Х — быстрый ход |
|
|
|
|
(4 и 12), включая контак |
|
|
|
|
тор КБХ двигателя ДБХ . |
|
|
|
|
Холостой |
ход главного |
|
|
|
двигателя |
ограничивают |
|
|
|
при помощи |
реле времени |
|
|
|
РВ, устанавливая его на |
|
|
|
|
соответствующую выдерж |
|
|
|
|
ку времени. |
Это реле сра |
|
|
|
батывает при замыкании |
|
|
|
|
конечного выключателя КВ |
|
Рис. 146. Схема управления электроприводом |
(9 и 11), когда шпиндель |
|||
плоскошлифовального станка |
|
станка не вращается (хо |
||
Цепи управления двигателями |
ДГ |
лостой ход). |
|
|
и Д БХ включаются через |
понижающий трансформатор ТП. От него же питается светильник местного освещения Л МО, включаемый пакетным выключателем ВП-3.
118
Электродвигатель гидравлики ДГП подсоединяют к имеющейся на станке штепсельной розетке РШ. Он может работать только при условии предварительного включения двигателя ДГ.
В модели станка 1К62 амперметр в цепи главного тока имеет две белые и одну черную шкалы. Белая шкала слева — недогрузка, справа — перегрузка, черная — нагрузка до 100%.
Схема управления двигателями плоскошлифовального станка. Управление двигателем шлифовального круга (Д/С) плоскошлифоваль ного станка и двигателем шлифовальной головки (ДГ) осуществляется по схеме, приведенной на рис. 146, из которой видно, что после вклю чения рубильника Р и нажатия кнопки П замкнутся контакты кон тактора К, в результате чего будет произведен пуск двигателя ДК.
Двигатель шлифовальной головки управляется контроллером КП. При повороте контроллера в положение 1 концы двигателя ДГ со
единяются |
так: Л1 — С1, |
Л2 — С2, ЛЗ — СЗ, а при |
повороте кон |
|||||||||
троллера в положение 2: Л1 — С1, Л2 — СЗ, ЛЗ — С2. |
|
|
||||||||||
|
Таким образом, меняются местами два конца С2 и СЗ двигателя, |
|||||||||||
что и является |
условием для его реверсирования. |
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
§ 29. ЭЛЕМЕНТЫ ОБОРУДОВАНИЯ |
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
НЕКОТОРЫХ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ |
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
МЕХАНИЗМОВ |
|
|
|
|
и |
Электромагнитные муфты. В отдельных станках для включения |
|||||||||||
реверсирования |
хода |
применяют |
электромагнитные |
муфты |
1 |
|||||||
(рис. |
147), |
встраиваемые в |
. г~т |
1 |
I |
п |
^ |
|||||
шкивы 2 и 3. В зазоре меж- |
||||||||||||
ду |
муфтами |
помещается |
* |
|
|
|
|
|||||
якорь |
4, |
закрепленный |
на |
|
|
|
|
|
||||
валу |
рабочего |
механизма. |
|
|
|
|
|
|||||
|
Якорь попеременно мо |
|
|
|
|
|
||||||
жет притягиваться |
к шки |
|
|
|
|
|
||||||
ву 2 или к шкиву 3 в зави |
|
|
|
|
|
|||||||
симости от того, какая муф |
|
|
|
|
|
|||||||
та |
будет |
подключена |
к |
|
|
|
|
|
||||
электрической |
сети. |
Тот |
|
|
|
|
|
|||||
шкив, |
к которому в данном |
|
|
|
|
|
||||||
случае |
притянут |
якорь, |
|
|
|
|
|
|||||
оказывается ведомым. |
что |
|
|
|
|
|
||||||
|
Из |
рис. |
147 видно, |
|
|
|
|
|
||||
ремень, |
связывающий |
вал |
|
|
|
|
|
|||||
двигателя |
со |
шкивом |
3, |
|
|
|
|
|
||||
прямой, |
а |
со шкивом 2 |
Рис. |
1 4 7 _ Электромагнитная |
муфта |
|
||||||
перекрещивающийся. |
|
|
|
|
|
|
||||||
|
Если ведомым окажется шкив 3, то рабочий механизм будет вра |
|||||||||||
щаться в одну сторону, |
а если шкив 2, |
то в другую сторону. К сети |
119
муфты шкивов подключаются при помощи конечных выключателей, на которые воздействуют упоры, укрепленные на рабочем механизме.
Тормозные магниты и электромагнитные плиты5 Наряду с элект рическим торможением применяется механическое торможение элект родвигателей при помощи тормозных магнитов (рис. 148, а). Они подключаются к сети параллельно с двигателем. При этом якорь 2 (рис. 148, б) втягивается катушкой I, расслабляя рычаги механиче ского тормоза 3 и освобождая вал двигателя.
При отключении двигателя отключается и тормозной магнит, в результате чего якорь опускается вниз и освободившиеся рычаги устройства осуществляют торможение.
Рис. 148. Тормозной магнит! |
|
а — общий вид, б — кинематическая схема |
' |
Закрепление обрабатываемых деталей на некоторых станках (на пример, на плоскошлифовальных) осуществляется при помощи элект ромагнитных плит (рис. 149, а).
Электромагнитная плита представляет собой стальной короб 1 (рис. 149, б), внутри которого встроены электромагниты 2. Сверху короб прикрыт стальной плитой 3, разделенной на части 5 прослой ками из немагнитного материала. После включения в сеть плита намагничивается и прочно удерживает установленную на ней деталь 4.
Для того чтобы облегчить снятие с плиты деталей, которые удер живаются на ней за счет остаточного магнетизма, через обмотки катушек электромагнитов 2 пропускают ток обратного направления, Электромагнитные плиты подключают к сети постоянного тока.
Элементы автоматизации станков, Современные средства автома тизации станков обширны. Рассмотрим лишь некоторые принципы
120
построения отдельных элементов устройств, автоматизирующих работу станков.
' |
На рис. |
150, а приведена схе |
|
|
|||||
ма автоматизации правки круга |
|
|
|||||||
шлифовального станка. Кулачок, |
|
|
|||||||
связанный с механизмом шлифо |
|
|
|||||||
вального |
станка, |
периодически |
|
|
|||||
замыкает |
цепь электромагнита |
|
|
||||||
ЭМ, который приводит в дейст |
|
|
|||||||
вие устройство правки круга. |
|
|
|||||||
Показанное на |
рис. |
150, б |
|
|
|||||
реле давления РД действует сле |
|
|
|||||||
дующим |
образом. |
Пока давле |
|
|
|||||
ние в системе смазки станка |
|
|
|||||||
нормальное, контакты 3 и 4, |
|
|
|||||||
введенные |
в |
цепь |
управления |
|
|
||||
двигателем, |
замкнуты. |
В случае |
|
|
|||||
падения |
давления |
и нарушения |
|
|
|||||
нормальной |
|
смазки контакты |
|
|
|||||
размыкаются |
и разрывают цепь |
|
|
||||||
управления. |
Одновременно за |
|
6) |
||||||
мыкаются контакты 5 и 6, обра |
|
||||||||
Рис. 149. Электромагнитная плита1 |
|||||||||
зуя |
цепь |
сигнальной |
лампы |
||||||
|
а — общий вид, б — разрез |
||||||||
ЛС, |
указывающей |
на |
наруше |
|
|||||
ние режима смазки. |
|
|
МП (рис. 150, в) ввести |
||||||
Если |
контакты |
микропереключателя |
вцепь управления движением суппорта 7 токарного станка, то этот
я0
ш ш ш ш ш я ? .
в)
Рис. 150. Схемы автоматизации правки круга шлифовального станка (а), контроля смазки станка (б), остановки суппорта токарного станка (в)
суппорт будет остановлен сразу же, как трлько при своем движении влево нажмет выступом 8 на отключающую кнопку 9.
121