Файл: Егоров, Г. П. Устройство, монтаж, эксплуатация и ремонт промышленных электроустановок учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 127
Скачиваний: 3
ппппппл
нен из стали толщиной 1,5—2 мм. Ящик снабжен блокировкой, которая исключает возможность открывания дверцы при включенном рубиль нике и включения рубильника при открытой дверце.
Силовые ящики блочной конструкции серии ЯБПВУ комплек туются также на токи 200 и 350 а.
Подробные данные об указанных и других силовых ящиках при водятся в специальных каталогах.
§ 35. ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЕКТА СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ
В состав проекта силовой установки промышленного предприятия входят принципиальные и монтажные схемы и рабочие чертежи уста новки.
Т А Б Л И Ц А 8
Условные обозначения на планах электрического силового электрооборудования и проводок
Обозначение |
Наименование |
Закрытый шинопровод на стойках
Закрытый шинопровод на подвесках
Закрытый шинопровод на кронштейнах
Закрытый шинопровод под полом
Линия заземления
Заземлители
Заземление
Муфты кабельные соединительные
Муфты кабельные ответвительные
|
|
|
|
|
Продолжение табл 8 |
Обозначение |
|
|
Наименование |
||
|
У |
|
Муфты |
кабельные |
конечные |
|
|
|
|
|
|
А ААА |
Рубильники |
|
|||
) |
|
m |
|
|
|
|
<Ь |
Электродвигатель асинхронный |
|||
|
|
|
|||
- |
о |
- |
Электродвигатель |
постоянного тока |
|
|
|
|
|||
|
по |
Ящик с |
рубильником |
||
|
|
|
□Пускатель Маркировка силовых распределительных шкафов
А |
(пунктов): |
|
А — маркировка по плану, |
||
Б |
||
& — установленная мощность |
||
|
||
Шил |
Шинопровод штепсельный |
|
Шд |
Шинопровод с болтовым контактом |
|
ТР |
Троллейная линия |
|
|
При составлении схем и рабочих чертежей пользуются общими условными обозначениями и дополнительными обозначениями, приня тыми для силовых установок (табл. 8).
Проекты силовых установок содержат: схему питающей сети; поэтажные планы; разрезы; рабочие чертежи отдельных монтажных узлов; пояснительную записку.
Для |
характеристики промышленной силовой электроустановки |
на рис. |
163 дан участок плана цехов завода с нанесенной на.нем силовой |
сетью. |
|
132
AnP3(1*6)TJf y "
При выборе системы распределения электроэнергии в цехах про
мышленных предприятий исходят из соображений |
уменьшения рас |
||||||||||||
|
|
|
|
|
ходов |
на |
сооружение сетей и сок |
||||||
|
|
|
|
|
ращения |
потерь |
электроэнергии. |
||||||
|
|
|
|
|
С учетом |
этих положений |
наибо |
||||||
|
|
|
|
|
лее целесообразной является схема |
||||||||
|
|
|
|
|
централизованного питания с рас |
||||||||
|
|
|
|
|
положением |
питающей подстанции |
|||||||
|
|
|
|
|
в центре нагрузок (рис. |
164, а). |
|||||||
|
|
|
|
|
Однако по условиям размеще |
||||||||
|
|
|
|
|
ния технологического оборудования |
||||||||
|
|
|
|
|
либо другим причинам не всегда |
||||||||
Г |
Г |
~Z«-JL |
|
|
возможно расположить подстанцию |
||||||||
5ш!— |
r'YI |
в центре цеха. В этом случае |
|||||||||||
|
|
|
|
о о |
используется |
торцевое |
|
питание |
|||||
|
|
|
|
(рис. 164, б). |
|
|
|
|
|||||
|
|
|
ж = С < ® |
|
|
электро |
|||||||
|
|
|
Для |
|
распределения |
|
|||||||
|
|
|
|
я_? Hi |
энергии в цехах широко приме |
||||||||
? |
Я |
4 S L |
|
няют шинные токопроводы (шино |
|||||||||
|
проводы). При этом используют |
||||||||||||
|
|
|
S) |
|
схемы |
как централизованного, так |
|||||||
|
|
|
|
и торцевого |
питания. При наличии |
||||||||
|
|
|
|
|
|||||||||
15- |
|
|
|
в цехе нескольких подстанций ши |
|||||||||
|
|
|
нопровод |
может |
быть |
запитан от |
|||||||
,9 |
|
|
|
двух |
и более из них. Пример запит |
||||||||
|
я , |
|
ки цехового |
шинопровода |
от двух |
||||||||
GD- |
- © ' |
|
подстанций показан на рис. |
164, в. |
|||||||||
i _ - |
|
|
|
|
|||||||||
6 |
|
|
|
Шинопроводы |
прокладывают |
||||||||
|
|
|
вдоль |
станков, |
механизмов |
и др. |
|||||||
|
|
|
|
|
Удобство такого питания заклю |
||||||||
|
|
|
|
|
чается |
в возможности присоедине |
|||||||
|
|
|
|
|
ния |
электроприемников |
в |
любой |
|||||
Рис. 164. Схема централизованного |
точке цеха, что важно при переста |
||||||||||||
питания с расположением |
подстанции |
новках |
оборудования, |
вызванных |
|||||||||
в центре нагрузок (а), торцевое пита |
изменениями |
|
технологического |
||||||||||
ние (б), запитка |
цехового |
шинопрово |
|
||||||||||
|
да от двух подстанций (в) |
процесса |
производства. |
|
|
|
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1.Назовите основные элементы, входящие в состав распределительного устрой ства силовой сети.
2.По заданному чертежу расскажите об устройстве силового распределительного
щита.
3. Расскажите о назначении и устройстве силовых распределительных шкафов
исиловых ящиков.
4.Прочитайте план силовой электроустановки, приведенный на предложенном чертеже.
РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ
МОНТАЖ СИЛОВОГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ
ГЛАВА X
МОНТАЖ СИЛОВЫХ СЕТЕЙ
В силовых сетях промышлен ных предприятий применяют электропроводки тех же видов, что и в осветительных сетях, в том числе небронированными ка белями АВРГ, АНРГ и др., проводами в стальных и изоля ционных трубах, на лотках, бро нированными кабелями. Широко используют также токопроводы (шинопроводы) открытые и за крытые.
По станинам станков прокла дывают провода ПРП или неза щищенные провода в металлорукавах.
§ 36. МОНТАЖ ШИНОПРОВОДОВ (ТОКОПРОВОДОВ)
Открытые шинопроводы при меняют главным образом в круп ных цехах, где имеется свободное пространство в верхней части помещения и когда количество ответвлений невелико.
Закрытые шинопроводы раз деляются на распределительные и магистральные. Распредели тельные шинопроводы служат
.для питания значительного числа электроприемников. Их уста навливают на небольшой высоте, в результате чего сокращается длина ответвлений. Магистраль ные шинопроводы питают рас пределительные шинопроводы, силовые шкафы, крупные элек троприемники и имеют сравни тельно ограниченное количество потребителей.
Монтаж открытых шинопро водов. Открытые шинопроводы представляют собой алюминие вые шины, уложенные на опор ных изоляторах, которые уста навливают по фермам, колоннам и стенам с помощью различных
135
а)
6)
Рис. 165. Телескопическая вышка (а), гидроплатформа (б):
i — « л е ж к а , 2 — гидродомкрат, 3 — р у к о я тк а ручного действия, 4 — электродвигатель
металлоконструкций. Шинопроводы вместе с конструкциями и уста новленными на них изоляторами заготовляют в монтажных мастер ских и доставляют к месту монтажа.
Работа по монтажу шинопроводов начинается с разметки трассы. Затем устанавливают конструкции, используя леса, подмости или
Рис. 166. Раскаточные ролики:
а — концевой, б — промежуточный
мосты кранов. Целесообразно вести работы с телескопических вышек (рис. 165, а) или гидроплатформ (рис. 165, б). Конструкции под шино проводы крепят пристреливанием, электросваркой или на анкерных шпильках и болтах.
После установки конструкций приступают к прокладке шин, доставляемых из мастерских МЗУ намотанными на инвентарные кас сеты. Перед прокладкой шин на од ном конце трассы устанавливают кас сеты, а на другом — лебедку. В на чале и конце трассы размещают конце вые (рис. 166, а), а на промежуточных опорах — промежуточные (рис. 166, б)
раскаточные ролики. Шины прокла дывают пофазно. Прокладку рекомен дуется начинать со средней фазы.
В ходе выполнения работ конец шины прикрепляют с помощью спе циального зажима (рис. 167) к тяго
вому тросу лебедки и протягивают полосу по раскаточным роликам. Проложенные шины закрепляют на натяжных концевых конструкциях. Спуски от шин к силовым шкафам и ящикам выполняют проводами в стальных трубах или в коробах.
Монтаж закрытых шинопроводов. Магистральные шинопроводы переменного тока серий ШМА59-Н и ШМА68-Н выпускаются на номи нальные токи 1600, 2500 и 4000 а и напряжение до 1000 в в виде от дельных секций. Шинопроводы четырехпроводные: каждая секция содержит три фазовые спаренные изолированные шины и нулевой
137
7 |
S |
9 |
Г |
Рис. |
168. |
Прямая секция трехфазного магистраль |
||||||
|
|
|
ного |
шинопровода |
ШМА59-Н: |
|
||
] _ |
верхняя перф орированная |
крыш ка, |
2 — болт |
для |
||||
крепления |
шины |
заземления, |
3 |
— боковая крышка, |
||||
4 — изоляционная перегородка, |
5 |
— у гольн и к для креп |
||||||
ления, |
6 — алюминиевая шина, |
7 — эластичная |
про |
|||||
кладка, |
8 — опорные пластмассовые |
изоляторы, |
9 — |
|||||
|
|
|
|
обойма |
|
|
|
|
Рис. 169. Секции магистральных шинопроводов:
а — прям ая , 6 — тройниковая, ь — угловая
\
проводник, состоящий из двух алюминиевых уголков. Устройство секции такого шинопровода показано на рис. 168.
Рис. 170. Одноболтовое соединение шинопровода ШМА59-Н:
; — малая |
втулка, 2 — полоса |
заземления, |
3 — изоляционная |
пере |
||||
городка, |
4 |
— изоляция |
шины, 5 — шина, 6 |
— круглы й |
изолятор, |
7 — |
||
больш ая |
опорная шайба, 8 — опорная шайба, 9 — изоляционная труб |
|||||||
ка, 10 — тарельчатая |
пруж ина, |
/ / |
— больш ая втулка, |
12 — гайка, |
||||
|
|
13 — ш пилька, |
14 — шплинт |
|
|
Секции магистральных шинопроводов выполняют прямыми, тройниковыми, угловыми (рис. 169). Применяют также секции регулируе мой в пределах ±100 мм длины. Шины отдельных секций соединяют
(— |
£ ----------------------------- 5 — |
, |
|
|
||
1 |
! |
|
! |
1 . |
|
|
|
Ш |
Ш |
& - |
|
|
/ |
1 |
Ш |
Й |
Ш |
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
' ± |
А » |
• |
! |
л |
1! ; |
|
1 |
|
V |
|
|
|
|
f |
|
|
" |
11 |
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
т |
|
т |
с | |
|
|
|
|
У7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
а) |
г |
|
5)
Рис. 171. Варианты установки магистральных шинопроводов;
а — на железобетонной ферме, |
б — на подкрановой балке; |
1 — |
шинопровод, 2 — кронштейн, 3 |
— ферма, 4 — подкрановая |
балка |
одну с другой сваркой при помощи специального кондуктора или одноболтовым сжимом, показанным на рис. 170.
Монтаж магистральных шинопроводов заключается в установке по предварительной разметке опорных конструкций. Затем на кон струкции поднимают собранные в укрупненные блоки секции шино
139