Файл: Егоров, Г. П. Устройство, монтаж, эксплуатация и ремонт промышленных электроустановок учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 127

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ппппппл

нен из стали толщиной 1,5—2 мм. Ящик снабжен блокировкой, которая исключает возможность открывания дверцы при включенном рубиль­ нике и включения рубильника при открытой дверце.

Силовые ящики блочной конструкции серии ЯБПВУ комплек­ туются также на токи 200 и 350 а.

Подробные данные об указанных и других силовых ящиках при­ водятся в специальных каталогах.

§ 35. ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЕКТА СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ

В состав проекта силовой установки промышленного предприятия входят принципиальные и монтажные схемы и рабочие чертежи уста­ новки.

Т А Б Л И Ц А 8

Условные обозначения на планах электрического силового электрооборудования и проводок

Обозначение

Наименование

Закрытый шинопровод на стойках

Закрытый шинопровод на подвесках

Закрытый шинопровод на кронштейнах

Закрытый шинопровод под полом

Линия заземления

Заземлители

Заземление

Муфты кабельные соединительные

Муфты кабельные ответвительные

 

 

 

 

 

Продолжение табл 8

Обозначение

 

 

Наименование

 

У

 

Муфты

кабельные

конечные

 

 

 

 

 

А ААА

Рубильники

 

)

 

m

 

 

 

 

Электродвигатель асинхронный

 

 

 

-

о

-

Электродвигатель

постоянного тока

 

 

 

 

по

Ящик с

рубильником

 

 

 

Пускатель Маркировка силовых распределительных шкафов

А

(пунктов):

А — маркировка по плану,

Б

& — установленная мощность

 

Шил

Шинопровод штепсельный

Шд

Шинопровод с болтовым контактом

ТР

Троллейная линия

 

При составлении схем и рабочих чертежей пользуются общими условными обозначениями и дополнительными обозначениями, приня­ тыми для силовых установок (табл. 8).

Проекты силовых установок содержат: схему питающей сети; поэтажные планы; разрезы; рабочие чертежи отдельных монтажных узлов; пояснительную записку.

Для

характеристики промышленной силовой электроустановки

на рис.

163 дан участок плана цехов завода с нанесенной на.нем силовой

сетью.

 

132


AnP3(1*6)TJf y "

При выборе системы распределения электроэнергии в цехах про­

мышленных предприятий исходят из соображений

уменьшения рас­

 

 

 

 

 

ходов

на

сооружение сетей и сок­

 

 

 

 

 

ращения

потерь

электроэнергии.

 

 

 

 

 

С учетом

этих положений

наибо­

 

 

 

 

 

лее целесообразной является схема

 

 

 

 

 

централизованного питания с рас­

 

 

 

 

 

положением

питающей подстанции

 

 

 

 

 

в центре нагрузок (рис.

164, а).

 

 

 

 

 

Однако по условиям размеще­

 

 

 

 

 

ния технологического оборудования

 

 

 

 

 

либо другим причинам не всегда

Г

Г

~Z«-JL

 

 

возможно расположить подстанцию

5ш!—

r'YI

в центре цеха. В этом случае

 

 

 

 

о о

используется

торцевое

 

питание

 

 

 

 

(рис. 164, б).

 

 

 

 

 

 

 

ж = С < ®

 

 

электро­

 

 

 

Для

 

распределения

 

 

 

 

 

я_? Hi

энергии в цехах широко приме­

?

Я

4 S L

 

няют шинные токопроводы (шино­

 

проводы). При этом используют

 

 

 

S)

 

схемы

как централизованного, так

 

 

 

 

и торцевого

питания. При наличии

 

 

 

 

 

15-

 

 

 

в цехе нескольких подстанций ши­

 

 

 

нопровод

может

быть

запитан от

,9

 

 

 

двух

и более из них. Пример запит­

 

я ,

 

ки цехового

шинопровода

от двух

GD-

- © '

 

подстанций показан на рис.

164, в.

i _ -

 

 

 

 

6

 

 

 

Шинопроводы

прокладывают

 

 

 

вдоль

станков,

механизмов

и др.

 

 

 

 

 

Удобство такого питания заклю­

 

 

 

 

 

чается

в возможности присоедине­

 

 

 

 

 

ния

электроприемников

в

любой

Рис. 164. Схема централизованного

точке цеха, что важно при переста­

питания с расположением

подстанции

новках

оборудования,

вызванных

в центре нагрузок (а), торцевое пита­

изменениями

 

технологического

ние (б), запитка

цехового

шинопрово­

 

 

да от двух подстанций (в)

процесса

производства.

 

 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.Назовите основные элементы, входящие в состав распределительного устрой­ ства силовой сети.

2.По заданному чертежу расскажите об устройстве силового распределительного

щита.

3. Расскажите о назначении и устройстве силовых распределительных шкафов

исиловых ящиков.

4.Прочитайте план силовой электроустановки, приведенный на предложенном чертеже.


РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ

МОНТАЖ СИЛОВОГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ

ГЛАВА X

МОНТАЖ СИЛОВЫХ СЕТЕЙ

В силовых сетях промышлен­ ных предприятий применяют электропроводки тех же видов, что и в осветительных сетях, в том числе небронированными ка­ белями АВРГ, АНРГ и др., проводами в стальных и изоля­ ционных трубах, на лотках, бро­ нированными кабелями. Широко используют также токопроводы (шинопроводы) открытые и за­ крытые.

По станинам станков прокла­ дывают провода ПРП или неза­ щищенные провода в металлорукавах.

§ 36. МОНТАЖ ШИНОПРОВОДОВ (ТОКОПРОВОДОВ)

Открытые шинопроводы при­ меняют главным образом в круп­ ных цехах, где имеется свободное пространство в верхней части помещения и когда количество ответвлений невелико.

Закрытые шинопроводы раз­ деляются на распределительные и магистральные. Распредели­ тельные шинопроводы служат

.для питания значительного числа электроприемников. Их уста­ навливают на небольшой высоте, в результате чего сокращается длина ответвлений. Магистраль­ ные шинопроводы питают рас­ пределительные шинопроводы, силовые шкафы, крупные элек­ троприемники и имеют сравни­ тельно ограниченное количество потребителей.

Монтаж открытых шинопро­ водов. Открытые шинопроводы представляют собой алюминие­ вые шины, уложенные на опор­ ных изоляторах, которые уста­ навливают по фермам, колоннам и стенам с помощью различных

135

а)

6)

Рис. 165. Телескопическая вышка (а), гидроплатформа (б):

i — « л е ж к а , 2 — гидродомкрат, 3 — р у к о я тк а ручного действия, 4 — электродвигатель

Рис. 167. Зажим для захвата шин

металлоконструкций. Шинопроводы вместе с конструкциями и уста­ новленными на них изоляторами заготовляют в монтажных мастер­ ских и доставляют к месту монтажа.

Работа по монтажу шинопроводов начинается с разметки трассы. Затем устанавливают конструкции, используя леса, подмости или

Рис. 166. Раскаточные ролики:

а — концевой, б — промежуточный

мосты кранов. Целесообразно вести работы с телескопических вышек (рис. 165, а) или гидроплатформ (рис. 165, б). Конструкции под шино­ проводы крепят пристреливанием, электросваркой или на анкерных шпильках и болтах.

После установки конструкций приступают к прокладке шин, доставляемых из мастерских МЗУ намотанными на инвентарные кас­ сеты. Перед прокладкой шин на од­ ном конце трассы устанавливают кас­ сеты, а на другом — лебедку. В на­ чале и конце трассы размещают конце­ вые (рис. 166, а), а на промежуточных опорах — промежуточные (рис. 166, б)

раскаточные ролики. Шины прокла­ дывают пофазно. Прокладку рекомен­ дуется начинать со средней фазы.

В ходе выполнения работ конец шины прикрепляют с помощью спе­ циального зажима (рис. 167) к тяго­

вому тросу лебедки и протягивают полосу по раскаточным роликам. Проложенные шины закрепляют на натяжных концевых конструкциях. Спуски от шин к силовым шкафам и ящикам выполняют проводами в стальных трубах или в коробах.

Монтаж закрытых шинопроводов. Магистральные шинопроводы переменного тока серий ШМА59-Н и ШМА68-Н выпускаются на номи­ нальные токи 1600, 2500 и 4000 а и напряжение до 1000 в в виде от­ дельных секций. Шинопроводы четырехпроводные: каждая секция содержит три фазовые спаренные изолированные шины и нулевой

137


7

S

9

Г

Рис.

168.

Прямая секция трехфазного магистраль­

 

 

 

ного

шинопровода

ШМА59-Н:

 

] _

верхняя перф орированная

крыш ка,

2 — болт

для

крепления

шины

заземления,

3

— боковая крышка,

4 — изоляционная перегородка,

5

— у гольн и к для креп­

ления,

6 — алюминиевая шина,

7 — эластичная

про­

кладка,

8 — опорные пластмассовые

изоляторы,

9

 

 

 

 

обойма

 

 

 

 

Рис. 169. Секции магистральных шинопроводов:

а — прям ая , 6 — тройниковая, ь — угловая

\

проводник, состоящий из двух алюминиевых уголков. Устройство секции такого шинопровода показано на рис. 168.

Рис. 170. Одноболтовое соединение шинопровода ШМА59-Н:

; — малая

втулка, 2 — полоса

заземления,

3 — изоляционная

пере­

городка,

4

— изоляция

шины, 5 — шина, 6

— круглы й

изолятор,

7 —

больш ая

опорная шайба, 8 — опорная шайба, 9 — изоляционная труб­

ка, 10 — тарельчатая

пруж ина,

/ /

— больш ая втулка,

12 — гайка,

 

 

13 — ш пилька,

14 — шплинт

 

 

Секции магистральных шинопроводов выполняют прямыми, тройниковыми, угловыми (рис. 169). Применяют также секции регулируе­ мой в пределах ±100 мм длины. Шины отдельных секций соединяют

(—

£ ----------------------------- 5 —

,

 

 

1

!

 

!

1 .

 

 

 

Ш

Ш

& -

 

 

/

1

Ш

Й

Ш

 

 

 

 

 

 

 

 

' ±

А »

!

л

1! ;

 

1

 

V

 

 

 

 

f

 

 

"

11

 

 

 

 

 

 

 

 

т

 

т

с |

 

 

 

 

У7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а)

г

 

5)

Рис. 171. Варианты установки магистральных шинопроводов;

а — на железобетонной ферме,

б — на подкрановой балке;

1

шинопровод, 2 — кронштейн, 3

— ферма, 4 — подкрановая

балка

одну с другой сваркой при помощи специального кондуктора или одноболтовым сжимом, показанным на рис. 170.

Монтаж магистральных шинопроводов заключается в установке по предварительной разметке опорных конструкций. Затем на кон­ струкции поднимают собранные в укрупненные блоки секции шино­

139