Файл: Егоров, Г. П. Устройство, монтаж, эксплуатация и ремонт промышленных электроустановок учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 125
Скачиваний: 3
провода и закрепляют их на месте с помощью анкерных болтов и шпилек. Варианты установки магистральных шинопроводов пока заны на рис. 171.
Распределительные шинопроводы серии ШРА-64 выпускаются на номинальные токи 250, 400 и 600 а и напряжение 380/220 в. Все четыре шины (три фазовые и одна нулевая) выполнены из алюминия одина кового прямоугольного сечения. Элементы распределительного шино провода, в том числе прямые, угловые и тройниковые секции, пока заны на рис. 172.
Рис. 172. Элементы распределительного шинопровода:
1 и 6 — угловые секции, 2 — прямая секция, 3 и 4 — тройниковые секции, 5 и 7 — заглушки, 8 и 9 — ответвительные коробки, 10 — коробка с сигнальными лампами, указывающими на наличие напряжения, 11 — вводная коробка
Закрытые шинопроводы прокладывают на кронштейнах, подвеши вают на тросах, монтируют на стойках, устанавливаемых на полу. Практикуется совместная прокладка распределительных и освети тельных шинопроводов. Так, на коробах распределительного шино провода крепят светильники с их кронштейнами. Пример совмест ной прокладки шинопроводов разных назначений показан на рис. 173.
Распределительные шинопроводы могут питаться как от щита цеховой подстанции, так и от магистральных шинопроводов (рис. 174).
Спуски от шинопроводов к электроприемникам выполняют прово дами в металлорукавах или стальных трубах.
140
А -А
Рис. 173. Пример совместной прокладки распределительного и осветительного шинопроводов:
I — подвес, 2 — консоль, 3 — распределительный шинопровод, 4 — кронштейн со светиль ником, 5 — штепсельный разъем,6Й5—ответвительные коробки, 7 — осветительный шино провод
Рис. 174. Питание распределительного шинопровода от магистраль ного шинопровода:
а — вводная коробка на распределительном шинопроводе, б — схема соеди нения шинопроводов; / — распределительный шинопровод, 2 — вводная ко робка, 3 — проводник заземления, 4 — магистраль заземления, 5 — маги стральный шинопровод, 6 — ответвительная секция, 7 — ящик с коммута
ционной аппаратурой, 3 — перемычка
§ 37. СВЕДЕНИЯ О МОНТАЖЕ
ЦЕХОВЫХ ТРОЛЛЕЕВ
Крановые цеховые троллеи применяются для питания кранов и выполняются из квадратной, угловой, швеллерной или двутавровой стали. Наиболее часто используют равно бокую угловую сталь. Для крепления троллеев служат специальные троллеедержатели. Один из типов троллеедержателей
показан на" рис. 175.
|
I |
|
|
|
|
|
/1 |
|
|
,2 |
|
|
|
1 |
га |
д |
1—1 |
--------1—1 |
у—/ |
" ДТ |
|
||||
|
г |
|
- |
z t |
|
|||||||
|
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Рис. 175. Троллеедержа- |
Рис. 176. |
Алюминиевая |
шина |
подпитки, |
про |
|||||||
тель |
ложенная параллельно |
стальному |
троллею: |
|||||||||
|
|
|
I — шина, 2 — троллей |
|
|
|
|
|||||
Чтобы уменьшить потери напряжения, стальные троллеи обычно |
||||||||||||
дополняют устройством подпитки, |
которое изготовляют из алюминие |
|||||||||||
|
|
|
|
вых |
шин, |
прокладываемых |
||||||
|
|
|
|
параллельно троллеям(рис. |
||||||||
|
|
|
|
176). При этом стальная |
||||||||
|
|
|
|
часть выполняет |
функции |
|||||||
|
|
|
|
токосъема, шины же обе |
||||||||
|
|
|
|
спечивают |
основную |
про |
||||||
|
|
|
|
водимость. |
К |
|
стальным |
|||||
|
|
|
|
троллеям |
шины |
подпитки |
||||||
|
|
|
|
присоединяют |
через |
каж |
||||||
|
|
|
|
дые |
1,5 |
м. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Электрическую |
|
цепь |
|||||
|
|
|
|
между |
стальным троллеем |
|||||||
|
|
|
|
и |
алюминиевой |
подпиточ- |
||||||
|
|
|
|
ной шиной выполняют че |
||||||||
|
|
|
|
рез посредство стале-алю- |
||||||||
|
|
|
|
миниевых планок. Сталь |
||||||||
Рис. 177. Крепление троллейных |
конструкций |
ную часть планки привари |
||||||||||
к подкрановым |
балкам: |
|
вают к стальному троллею, |
|||||||||
а — железобетонным, б — стальным; |
/ — железобе |
а |
алюминиевую — к |
под- |
||||||||
тонная балка, 2 — анкерная шпилька, |
3 — троллей |
питочной |
шине. |
|
|
|
||||||
ная конструкция, 4 — стальная |
балка |
|
месторас |
|||||||||
|
|
|
|
|
При |
выборе |
||||||
|
|
|
|
положения цеховых |
трол |
леев учитывают, что наиболее выгодно их размещать со стороны ка
бины крана, так как в этом случае укорачиваются |
провода, иду |
|
щие от токосъемников к электроприемникам крана. |
|
|
Троллеи должны |
находиться на высоте не менее 3,5 м от уровня |
|
пола. При меньшей |
высоте их необходимо защищать |
специальными |
142
ограждениями от случайных прикосновений. В проезжей части цеха троллеи должны быть расположены на высоте не менее 6 м. Если троллеи питаются от сети напряжением выше 500 в, их высота во всех случаях должна быть не менее 7 м.
Работы по монтажу крановых троллеев начинают с разметки мест установки, а затем установки троллейных конструкций. Расстояние между осями подкрановых балок и троллеев должно быть 550—600 мм. К железобетонным подкрановым балкам конструкции крепят с по мощью анкерных шпилек (рис. 177, а), продеваемых сквозь отверстия, подготовленные в балках. К стальным подкрановым балкам кон струкции крепят электросваркой (рис. 177, б). Расстояние между отдельными конструкция ми по длине линии (трас сы) задается проектом.
Обычно это расстояние не превышает 3 м.
После установки конст рукций с закрепленными на них троллеедержателями приступают к проклад ке троллеев и подпиточных шин. На линиях большой протяженности примерно через каждые 30—40 м, а также в местах переходов через температурные швы устанавливают тепловые компенсаторы (рис. 178, а
и б). В средней точке между двумя компенсаторами троллеи закреп ляют неподвижно. На остальных троллеедержателях троллеи наглухо не закрепляют, чтобы была обеспечена возможность продольного их перемещения'.
Питаются троллеи от проводов, прокладываемых в трубах, или от ка белей. Алюминиевые жилы к троллеям подключают через посредство троллейных планок с приваренными к ним наконечниками (рис. 178, в) при наличии подпиточных шин. Питание присоединяется к этим шинам. На вводах, питающих троллеи, устанавливают автоматы или блоки ру бильник — предохранитель. Аппараты ввода должны иметь приспо собление, обеспечивающее их запирание в отключенном положении.
Троллеи после прокладки окрашивают. Рекомендуется применять ту же окраску, что принята для ошиновки (ж, з, к). Поверхность токосъема троллеев не окрашивают.
Для того чтобы обслуживающий персонал знал о наличии напряже ния на троллеях, применяют светофоры. Число ламп в светофоре должно соответствовать числу фаз. Светофоры устанавливают при мерно через каждые 60—80 м пути.
В монтажную практику внедряется установка троллеев готовыми блоками,Акоторые собирают с применением индустриальных методов
143
в мастерских МЗУ. Блоки доставляют к месту монтажа, где устанав ливают на подкрановых балках согласно данным рабочих чертежей проекта.
Наряду с крановыми троллеями в цехах промышленных пред приятий обычно монтируют тельферные троллейные линии. Общий
Рис. 179. Троллейный тельферный кронштейн:
а — общий вид, б — пример установки кронштейна на стальной балке; / — дистанционная скоба, 2 — консоль, 3 — троллеедержатель
вид троллейного тельферного кронштейна показан на рис. 179, а. Пример установки кронштейна на стальной балке приведен на рис. 179, б:
§ 38. МОНТАЖ СИЛОВЫХ КАБЕЛЕЙ
Прокладка кабельных линий вне зданий. Прокладка выполняется в траншеях, каналах, туннелях, коллекторах и на эстакадах. Рассмот-
Рис. 180. Кабельная траншея, ее габариты и расположение в ней кабелей:
I — засыпка «пушонкой», 2 — грунт, 3 — кирпичи
рим простейший способ прокладки кабеля в кабельных траншеях, основные размеры которых даны на рис. 180. При устройстве траншеи учитывают, что при одновременной прокладке в ней нескольких
144
кабелей ее ширина должна быть достаточной для обеспечения расстоя ния между кабелями в свету 100 мм. Расстояние от крайних кабелей до стенок траншеи должно быть не менее 50 мм. Размеры траншеи должны обеспечивать укладку кабеля на глубине 0,7—0,8 м от пла нировочной отметки.
Перед укладкой кабелей из траншеи следует удалить камни, щебень и другой строительный мусор, выровнять ее дно и сделать
подсыпку толщиной не менее 100 мм |
||||||
мелким |
просеянным грунтом. |
|||||
Раскатка и прокладка кабеля. |
||||||
Барабаны |
с кабелем |
доставляют |
||||
к месту монтажа на автомашинах |
||||||
или |
на |
специальных |
кабельных |
|||
транспортерах. При транспортиро |
||||||
вании барабаны должны быть проч |
||||||
но закреплены тросами и клиньями. |
||||||
По трассе барабаны с кабелем |
||||||
развозят и устанавливают с учетом |
||||||
строительных |
длин кабелей и рас |
|||||
положения |
соединительных |
муфт |
||||
в местах, удобных для |
монтажа. |
|||||
Для снятия барабанов с транс |
||||||
порта |
следует |
применять |
краны |
|||
или наклонные плоскости. Запре |
||||||
щается сбрасывать барабаны, так |
||||||
как при этом можно повредить |
||||||
кабель. |
На небольшие расстояния |
|||||
(15—20 м) барабаны с кабелем мож |
||||||
но перекатывать. При этом барабан |
||||||
нужно перекатывать по направ |
||||||
лению стрелки, имеющейся |
на его |
щеке. Перекатка в обратную сторо |
|
|
|
ну может привести к смещению и |
Рис. |
181. Безосевой гидравлический |
|
повреждению кабеля. |
|||
|
домкрат |
||
Раскатка кабелей с. барабанов |
|
|
|
для прокладки их в траншеях про |
|
|
изводится с движущегося кабельного транспортера или автомо биля, а также тяжением кабеля с неподвижно установленного барабана по роликам приводной или ручной лебедкой.
Для раскатки барабаны с кабелем устанавливают на домкратах. На рис. 181 показан безосевой гидравлический кабельный домкрат. В его состав входит сварной каркас из угловой стали, на основании 1 которого установлен домкрат 2 с опирающейся на него пустотелой штангой 3. Штанга имеет цапфу 7 с шаровой опорой. Цапфа передвиж ная, крепится на штанге в заданном положении с помощью пальца 6, продеваемого через отверстия цапфы и штанги. На цапфе устанавли вается сменная втулка 8. Ее диаметр должен соответствовать диаметру отверстия поднимаемого кабельного барабана.
145
Домкрат приводится в действие путем качания рукоятки 5, при этом поршень домкрата перемещается вверх и, воздействуя на пере городку 4 штанги, поднимает ее, а вместе с ней цапфу 7. Последняя и перемещает вверх барабан. Для подъема барабана необходимы два домкрата, устанавливаемые с
обеих его сторон.
Кроме гидравлических применяют винтовые кабель ные домкраты. При пользова нии ими сквозь ось барабана продевают стальной стержень.
В условиях загруженных территорий промышленных предприятий раскатку и про кладку кабелей зачастую вы полняют вручную.
Во всех возможных слу чаях раскатывать и прокла дывать кабели следует меха низированным способом с при менением раскаточных роли ков (рис. 182).
Кабели в траншеях надо укладывать волнообразно с запасом по длине 1—3% для компенсации возможных сме щений почвы и температур ных деформаций.
Пересечения прокладывае мых кабельных линий с су ществующими кабельными трассами и другими подзем ными коммуникациями выпол няют в стальных или асбесто цементных трубах.
В здания кабели вводят через отрезки труб, уложен ных с уклоном в сторону траншеи. Отверстия в трубе уплотняют паклей или снятой
с кабеля кабельной пряжей и обмазывают глиной. Это предохраняет здания от проникновения в них грунтовых вод. Кроме того, заполнение труб водой может привести зимой к образованию в них льда и повре ждению кабеля.
При большом количестве одновременно вводимых в здание кабелей рекомендуется устраивать свободные проемы, у которых с внешней стороны. выкладывают приямки в один кирпич, заполняемые гли ной.
146
Маркировка кабелей и трассы. Кабели после укладки маркируют специальными бирками из антикоррозийного материала (пласт массы). Бирки навешивают на кабели на поворотах, у входов в трубы, у вводов в здания, у соединительных муфт и концевых заделок. На бир ке указывают номинальное напряжение кабеля, его марку, сечение, номер линии или наименование питаемого объекта.
Перед засыпкой траншеи производится осмотр кабельной трассы с участием представителя эксплуатирующей организации. До засыпки траншеи составляют исполнительный чертеж кабельной линии, на который наносят «привязки» кабелей к постоянным ориентирам и со оружениям. Одновременно на стенах зданий и на других ориентирах делают отметки, указывающие расстояние от них до кабельной линии.
После маркировки трассы траншею засыпают первым слоем раз рыхленного грунта толщиной 100 мм. Поверх первого слоя засыпки
Рис. 183. Примеры прокладки кабелей на эстакадах
по длине кабеля укладывают кирпич или бетонные плитки, которые защищают кабель от механических повреждений, а также указывают при последующих раскопках на то, что в грунте заложен кабель. Кабели напряжением до 1000 в должны иметь такую защиту лишь на участках, где вероятны механические повреждения (например, в местах частых раскопок).
Окончательно траншею засыпают после составления акта на скры тые работы.
Из прочих видов кабельных прокладок вне зданий в последнее время широко применяют прокладки на эстакадах. При этом одновре менно с применением специальных кабельных астакад (рис. 183) прак тикуется использование эстакад технических трубопроводов.
Внутрицеховые кабельные прокладки. В цехах промышленных предприятий кабели прокладывают открыто по стенам и потолкам или в каналах и полах.
При открытой прокладке кабели крепят к стенам и потолкам скобами, подвешивают на тросах с помощью тросовых подвесок (рис.
184, а) или |
прокладывают на сборных кабельных конструкциях |
(рис. 184, б) |
либо на лотках. |
Проходы кабелей сквозь стены и междуэтажные перекрытия выполняют в отрезках стальных труб.
147