Файл: Егоров, Г. П. Устройство, монтаж, эксплуатация и ремонт промышленных электроустановок учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 125

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

провода и закрепляют их на месте с помощью анкерных болтов и шпилек. Варианты установки магистральных шинопроводов пока­ заны на рис. 171.

Распределительные шинопроводы серии ШРА-64 выпускаются на номинальные токи 250, 400 и 600 а и напряжение 380/220 в. Все четыре шины (три фазовые и одна нулевая) выполнены из алюминия одина­ кового прямоугольного сечения. Элементы распределительного шино­ провода, в том числе прямые, угловые и тройниковые секции, пока­ заны на рис. 172.

Рис. 172. Элементы распределительного шинопровода:

1 и 6 — угловые секции, 2 — прямая секция, 3 и 4 — тройниковые секции, 5 и 7 — заглушки, 8 и 9 — ответвительные коробки, 10 — коробка с сигнальными лампами, указывающими на наличие напряжения, 11 — вводная коробка

Закрытые шинопроводы прокладывают на кронштейнах, подвеши­ вают на тросах, монтируют на стойках, устанавливаемых на полу. Практикуется совместная прокладка распределительных и освети­ тельных шинопроводов. Так, на коробах распределительного шино­ провода крепят светильники с их кронштейнами. Пример совмест­ ной прокладки шинопроводов разных назначений показан на рис. 173.

Распределительные шинопроводы могут питаться как от щита цеховой подстанции, так и от магистральных шинопроводов (рис. 174).

Спуски от шинопроводов к электроприемникам выполняют прово­ дами в металлорукавах или стальных трубах.

140

А -А

Рис. 173. Пример совместной прокладки распределительного и осветительного шинопроводов:

I — подвес, 2 — консоль, 3 — распределительный шинопровод, 4 — кронштейн со светиль­ ником, 5 — штепсельный разъем,6Й5—ответвительные коробки, 7 — осветительный шино­ провод

Рис. 174. Питание распределительного шинопровода от магистраль­ ного шинопровода:

а — вводная коробка на распределительном шинопроводе, б — схема соеди­ нения шинопроводов; / — распределительный шинопровод, 2 — вводная ко­ робка, 3 — проводник заземления, 4 — магистраль заземления, 5 — маги­ стральный шинопровод, 6 — ответвительная секция, 7 — ящик с коммута­

ционной аппаратурой, 3 — перемычка


§ 37. СВЕДЕНИЯ О МОНТАЖЕ

ЦЕХОВЫХ ТРОЛЛЕЕВ

Крановые цеховые троллеи применяются для питания кранов и выполняются из квадратной, угловой, швеллерной или двутавровой стали. Наиболее часто используют равно­ бокую угловую сталь. Для крепления троллеев служат специальные троллеедержатели. Один из типов троллеедержателей

показан на" рис. 175.

 

I

 

 

 

 

 

/1

 

 

,2

 

 

 

1

га

д

1—1

--------1—1

у—/

" ДТ

 

 

г

 

-

z t

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 175. Троллеедержа-

Рис. 176.

Алюминиевая

шина

подпитки,

про­

тель

ложенная параллельно

стальному

троллею:

 

 

 

I — шина, 2 — троллей

 

 

 

 

Чтобы уменьшить потери напряжения, стальные троллеи обычно

дополняют устройством подпитки,

которое изготовляют из алюминие­

 

 

 

 

вых

шин,

прокладываемых

 

 

 

 

параллельно троллеям(рис.

 

 

 

 

176). При этом стальная

 

 

 

 

часть выполняет

функции

 

 

 

 

токосъема, шины же обе­

 

 

 

 

спечивают

основную

про­

 

 

 

 

водимость.

К

 

стальным

 

 

 

 

троллеям

шины

подпитки

 

 

 

 

присоединяют

через

каж­

 

 

 

 

дые

1,5

м.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Электрическую

 

цепь

 

 

 

 

между

стальным троллеем

 

 

 

 

и

алюминиевой

подпиточ-

 

 

 

 

ной шиной выполняют че­

 

 

 

 

рез посредство стале-алю-

 

 

 

 

миниевых планок. Сталь­

Рис. 177. Крепление троллейных

конструкций

ную часть планки привари­

к подкрановым

балкам:

 

вают к стальному троллею,

а — железобетонным, б — стальным;

/ — железобе­

а

алюминиевую — к

под-

тонная балка, 2 — анкерная шпилька,

3 — троллей­

питочной

шине.

 

 

 

ная конструкция, 4 — стальная

балка

 

месторас­

 

 

 

 

 

При

выборе

 

 

 

 

положения цеховых

трол­

леев учитывают, что наиболее выгодно их размещать со стороны ка­

бины крана, так как в этом случае укорачиваются

провода, иду­

щие от токосъемников к электроприемникам крана.

 

Троллеи должны

находиться на высоте не менее 3,5 м от уровня

пола. При меньшей

высоте их необходимо защищать

специальными

142


Рис. 178. Детали троллейных линий:
а — проволочный тепловой компенсатор, б — лен­ точный тепловой компенсатор, в — подключение алюминиевой жилы к стальному троллею; / — сталь­ ной троллей, 2 — троллейная планка с приваренным наконечником

ограждениями от случайных прикосновений. В проезжей части цеха троллеи должны быть расположены на высоте не менее 6 м. Если троллеи питаются от сети напряжением выше 500 в, их высота во всех случаях должна быть не менее 7 м.

Работы по монтажу крановых троллеев начинают с разметки мест установки, а затем установки троллейных конструкций. Расстояние между осями подкрановых балок и троллеев должно быть 550—600 мм. К железобетонным подкрановым балкам конструкции крепят с по­ мощью анкерных шпилек (рис. 177, а), продеваемых сквозь отверстия, подготовленные в балках. К стальным подкрановым балкам кон­ струкции крепят электросваркой (рис. 177, б). Расстояние между отдельными конструкция­ ми по длине линии (трас­ сы) задается проектом.

Обычно это расстояние не превышает 3 м.

После установки конст­ рукций с закрепленными на них троллеедержателями приступают к проклад­ ке троллеев и подпиточных шин. На линиях большой протяженности примерно через каждые 30—40 м, а также в местах переходов через температурные швы устанавливают тепловые компенсаторы (рис. 178, а

и б). В средней точке между двумя компенсаторами троллеи закреп­ ляют неподвижно. На остальных троллеедержателях троллеи наглухо не закрепляют, чтобы была обеспечена возможность продольного их перемещения'.

Питаются троллеи от проводов, прокладываемых в трубах, или от ка­ белей. Алюминиевые жилы к троллеям подключают через посредство троллейных планок с приваренными к ним наконечниками (рис. 178, в) при наличии подпиточных шин. Питание присоединяется к этим шинам. На вводах, питающих троллеи, устанавливают автоматы или блоки ру­ бильник — предохранитель. Аппараты ввода должны иметь приспо­ собление, обеспечивающее их запирание в отключенном положении.

Троллеи после прокладки окрашивают. Рекомендуется применять ту же окраску, что принята для ошиновки (ж, з, к). Поверхность токосъема троллеев не окрашивают.

Для того чтобы обслуживающий персонал знал о наличии напряже­ ния на троллеях, применяют светофоры. Число ламп в светофоре должно соответствовать числу фаз. Светофоры устанавливают при­ мерно через каждые 60—80 м пути.

В монтажную практику внедряется установка троллеев готовыми блоками,Акоторые собирают с применением индустриальных методов

143


в мастерских МЗУ. Блоки доставляют к месту монтажа, где устанав­ ливают на подкрановых балках согласно данным рабочих чертежей проекта.

Наряду с крановыми троллеями в цехах промышленных пред­ приятий обычно монтируют тельферные троллейные линии. Общий

Рис. 179. Троллейный тельферный кронштейн:

а — общий вид, б — пример установки кронштейна на стальной балке; / — дистанционная скоба, 2 — консоль, 3 — троллеедержатель

вид троллейного тельферного кронштейна показан на рис. 179, а. Пример установки кронштейна на стальной балке приведен на рис. 179, б:

§ 38. МОНТАЖ СИЛОВЫХ КАБЕЛЕЙ

Прокладка кабельных линий вне зданий. Прокладка выполняется в траншеях, каналах, туннелях, коллекторах и на эстакадах. Рассмот-

Рис. 180. Кабельная траншея, ее габариты и расположение в ней кабелей:

I — засыпка «пушонкой», 2 — грунт, 3 — кирпичи

рим простейший способ прокладки кабеля в кабельных траншеях, основные размеры которых даны на рис. 180. При устройстве траншеи учитывают, что при одновременной прокладке в ней нескольких

144

кабелей ее ширина должна быть достаточной для обеспечения расстоя­ ния между кабелями в свету 100 мм. Расстояние от крайних кабелей до стенок траншеи должно быть не менее 50 мм. Размеры траншеи должны обеспечивать укладку кабеля на глубине 0,7—0,8 м от пла­ нировочной отметки.

Перед укладкой кабелей из траншеи следует удалить камни, щебень и другой строительный мусор, выровнять ее дно и сделать

подсыпку толщиной не менее 100 мм

мелким

просеянным грунтом.

Раскатка и прокладка кабеля.

Барабаны

с кабелем

доставляют

к месту монтажа на автомашинах

или

на

специальных

кабельных

транспортерах. При транспортиро­

вании барабаны должны быть проч­

но закреплены тросами и клиньями.

По трассе барабаны с кабелем

развозят и устанавливают с учетом

строительных

длин кабелей и рас­

положения

соединительных

муфт

в местах, удобных для

монтажа.

Для снятия барабанов с транс­

порта

следует

применять

краны

или наклонные плоскости. Запре­

щается сбрасывать барабаны, так

как при этом можно повредить

кабель.

На небольшие расстояния

(15—20 м) барабаны с кабелем мож­

но перекатывать. При этом барабан

нужно перекатывать по направ­

лению стрелки, имеющейся

на его

щеке. Перекатка в обратную сторо­

 

 

ну может привести к смещению и

Рис.

181. Безосевой гидравлический

повреждению кабеля.

 

домкрат

Раскатка кабелей с. барабанов

 

 

для прокладки их в траншеях про­

 

 

изводится с движущегося кабельного транспортера или автомо­ биля, а также тяжением кабеля с неподвижно установленного барабана по роликам приводной или ручной лебедкой.

Для раскатки барабаны с кабелем устанавливают на домкратах. На рис. 181 показан безосевой гидравлический кабельный домкрат. В его состав входит сварной каркас из угловой стали, на основании 1 которого установлен домкрат 2 с опирающейся на него пустотелой штангой 3. Штанга имеет цапфу 7 с шаровой опорой. Цапфа передвиж­ ная, крепится на штанге в заданном положении с помощью пальца 6, продеваемого через отверстия цапфы и штанги. На цапфе устанавли­ вается сменная втулка 8. Ее диаметр должен соответствовать диаметру отверстия поднимаемого кабельного барабана.

145


Рис. 182. Линейные кабельные ролики (а), угловые кабельные ролики (б)

Домкрат приводится в действие путем качания рукоятки 5, при этом поршень домкрата перемещается вверх и, воздействуя на пере­ городку 4 штанги, поднимает ее, а вместе с ней цапфу 7. Последняя и перемещает вверх барабан. Для подъема барабана необходимы два домкрата, устанавливаемые с

обеих его сторон.

Кроме гидравлических применяют винтовые кабель­ ные домкраты. При пользова­ нии ими сквозь ось барабана продевают стальной стержень.

В условиях загруженных территорий промышленных предприятий раскатку и про­ кладку кабелей зачастую вы­ полняют вручную.

Во всех возможных слу­ чаях раскатывать и прокла­ дывать кабели следует меха­ низированным способом с при­ менением раскаточных роли­ ков (рис. 182).

Кабели в траншеях надо укладывать волнообразно с запасом по длине 1—3% для компенсации возможных сме­ щений почвы и температур­ ных деформаций.

Пересечения прокладывае­ мых кабельных линий с су­ ществующими кабельными трассами и другими подзем­ ными коммуникациями выпол­ няют в стальных или асбесто­ цементных трубах.

В здания кабели вводят через отрезки труб, уложен­ ных с уклоном в сторону траншеи. Отверстия в трубе уплотняют паклей или снятой

с кабеля кабельной пряжей и обмазывают глиной. Это предохраняет здания от проникновения в них грунтовых вод. Кроме того, заполнение труб водой может привести зимой к образованию в них льда и повре­ ждению кабеля.

При большом количестве одновременно вводимых в здание кабелей рекомендуется устраивать свободные проемы, у которых с внешней стороны. выкладывают приямки в один кирпич, заполняемые гли­ ной.

146

Маркировка кабелей и трассы. Кабели после укладки маркируют специальными бирками из антикоррозийного материала (пласт­ массы). Бирки навешивают на кабели на поворотах, у входов в трубы, у вводов в здания, у соединительных муфт и концевых заделок. На бир­ ке указывают номинальное напряжение кабеля, его марку, сечение, номер линии или наименование питаемого объекта.

Перед засыпкой траншеи производится осмотр кабельной трассы с участием представителя эксплуатирующей организации. До засыпки траншеи составляют исполнительный чертеж кабельной линии, на который наносят «привязки» кабелей к постоянным ориентирам и со­ оружениям. Одновременно на стенах зданий и на других ориентирах делают отметки, указывающие расстояние от них до кабельной линии.

После маркировки трассы траншею засыпают первым слоем раз­ рыхленного грунта толщиной 100 мм. Поверх первого слоя засыпки

Рис. 183. Примеры прокладки кабелей на эстакадах

по длине кабеля укладывают кирпич или бетонные плитки, которые защищают кабель от механических повреждений, а также указывают при последующих раскопках на то, что в грунте заложен кабель. Кабели напряжением до 1000 в должны иметь такую защиту лишь на участках, где вероятны механические повреждения (например, в местах частых раскопок).

Окончательно траншею засыпают после составления акта на скры­ тые работы.

Из прочих видов кабельных прокладок вне зданий в последнее время широко применяют прокладки на эстакадах. При этом одновре­ менно с применением специальных кабельных астакад (рис. 183) прак­ тикуется использование эстакад технических трубопроводов.

Внутрицеховые кабельные прокладки. В цехах промышленных предприятий кабели прокладывают открыто по стенам и потолкам или в каналах и полах.

При открытой прокладке кабели крепят к стенам и потолкам скобами, подвешивают на тросах с помощью тросовых подвесок (рис.

184, а) или

прокладывают на сборных кабельных конструкциях

(рис. 184, б)

либо на лотках.

Проходы кабелей сквозь стены и междуэтажные перекрытия выполняют в отрезках стальных труб.

147