Файл: Егоров, Г. П. Устройство, монтаж, эксплуатация и ремонт промышленных электроустановок учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 138

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

водит к порче стартера и балластного сопротивления, а неисправ­ ность стартера вызывает порчу лампы и балластного сопротивле­ ния.

Ниже приведены наиболее. характерные случаи неисправностей люминесцентных ламп и способы их устранения.

1. Лампа не зажигается. Причиной может быть нарушение контакта или обрыв провода, обрыв электродов в лампе, неисправность стартера и недостаточное напряжение в сети. Для определения и устранения неисправности прежде всего следует сменить лампу; если она вновь не будет гореть, заменить стартер и проверить напряжение на контак­ тах держателя. При отсутствии напряжения на контактах держателя лампы необходимо найти и устранить обрыв сети и проверить контакты

вместах присоединения проводов к балластному сопротивлению и держателю.

2.Лампа мигает, но не зажигается, свечение наблюдается только

содного конца лампы. Причиной неисправности может быть замы­ кание в проводах, держателе или в выводах самой лампы. Для опре­ деления и устранения неисправности необходимо переставить лампу так, чтобы светящийся и неисправный конец поменялись местами. Если при этом неисправность не будет устранена, следует заменить лампу или искать дефект в держателе или проводке.

3.На концах лампы видно тусклое оранжевое свечение, которое то исчезает, то вновь появляется, но лампа не зажигается. Причина неисправности — наличие воздуха в лампе. Такая лампа подлежит замене.

4.Лампа вначале зажигается нормально, но затем наблюдается сильное потемнение ее концов и она гаснет. Обычно такое явление связано с неисправностью балластного сопротивления, не обеспечи­ вающего необходимый режим работы лампы. В этом случае следует заменить балластное сопротивление.

5.Лампа периодически зажигается и гаснет. Это может произойти

врезультате неисправности лампы или стартера. Необходимо заменить лампу или стартер.

6.При включении лампы перегорают спирали и чернеют концы лампы. В этом случае следует проверить напряжение питающей сети и соответствие его напряжению подключаемой лампы, а также балласт­ ное сопротивление. Если напряжение сети соответствует напряжению лампы, то неисправно балластное сопротивление, которое должно быть заменено.

Осветительные устройства с люминесцентными лампами необхо­ димо ежедневно осматривать и устранять замеченные дефекты. Не реже одного раза в месяц люминесцентные лампы и всю осветительную аппаратуру нужно очищать от пыли и проверять в работе.

Дежурный монтер, обслуживающий осветительные установки, должен иметь в запасе исправные лампы и стартеры в количестве 5—10% общего числа ламп, находящихся в эксплуатации. Хранить

лампы следует в заводской упаковке на

специальном стеллаже или

в ящике отдельно от неисправных ламп.

 

222


Переносные светильники и понижающие трансформаторы. При осмотрах установок и ремонтных работах применяют переносные

светильники,

к которым

предъявляются повышенные требования

с точки зрения безопасности персонала.

Рукоятка

переносного

светильника должна быть выполнена из

изоляционного влаго- и теплостойкого материала. Все токоведущие части светильника и лампы защищают, чтобы исключить случайное прикосновение к ним.

Лампу и патрон закрывают специальной предохранительной метал­ лической сеткой, закрепляемой на рукоятке светильника таким обра­ зом, чтобы ее невозможно было снять без применения специального инструмента. Переносной светильник должен быть заряжен шланго­ вым гибким шнуром ШРПЛ и ШРПС.

Переносные светильники могут представлять значительную опас­ ность для персонала при повреждении изоляции провода, особенно если они подключены к сети напряжением 110—220 в. В помещениях с повышенной опасностью и особо опасных переносные светильники применяют на напряжение не выше 36 в. При особо неблагоприятных условиях, когда работающий может соприкасаться с металлическими (хорошо заземленными) поверхностями или находиться в особо сырых помещениях (в котлах, баках, колодцах), для питания переносных светильников следует применять напряжение не выше 12 в.

Переносные светильники присоединяют к стационарной сети напряжением 12—36 в или к сети напряжением ПО—220 в через понижающие трансформаторы. Длина проводов от штепсельной розетки на напряжение 127—220 в до переносного трансформатора должна быть не более 2 м. Изоляцию переносных проводов, а также пони­ жающих трансформаторов не реже одного раза в месяц проверяют мегомметром. Результаты проверки заносят в специальный контроль­ ный журнал. При работах внутри металлических баков, котлов и т. п. понижающий трансформатор располагают снаружи.

У понижающих трансформаторов корпус и обмотки низшего напря­ жения заземляют, открытые токоведущие незащищенные части огра­ ждают. Все контактные соединения должны иметь хорошие плотные контакты.

Осветительные щитки. На осветительных щитках у предохраните­ лей, рубильников, выключателей должны быть надписи с указанием назначения линии или группы и номинальной величины тока плавкой вставки.

В осветительных сетях необходимо применять только калиброван­ ные плавкие вставки, которые должны соответствовать току нагрузки осветительных линий. Контактные соединения на щитках, зажимы, аппаратуру и их отдельные части следует хорошо затянуть и прочно укрепить. Все контактные поверхности на щитках по мере обгорания очищают или заменяют новыми.

Выключатели, переключатели, штепсельные розетки. Выключа­ тели, -переключатели и штепсельные розетки должны иметь хорошие контакты с проводами и работать при токах не выше номинальных.

223


Все контакты по мере обгорания очищают. Штепсельные розетки для сети напряжением 12—36 в должны отличаться от розеток для сети напряжением 127—220 в; вилки 12—36 в не должны подходить к ро­ зеткам 127 и 220 в.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.Как производится приемка в эксплуатацию осветительных электроустановок?

2.Какие работы проводятся периодически при эксплуатации светильников?

3.Назовите характерные неисправности люминесцентных ламп.

4.Какие требования предъявляют к переносным светильникам?

5.Какие условия и требования техники безопасности следует соблюдать при обслуживании осветительных электроустановок?

РАЗДЕЛ ВОСЬМОЙ

ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РЕМОНТ СИЛОВОГО

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ

ГЛАВА XVII

ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РЕМОНТ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ

§ 60. УХОД И НАДЗОР ЗА РАБОТАЮЩИМИ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯМИ

Эксплуатация электродвига­ телей складывается из следую­ щих основных элементов:

ухода и надзора; своевременного выявления

неисправностей и их устранения; профилактических испыта­

ний; пуска и остановки.

Проверка температуры на­ грева. В цехах промышленных предприятий надзор за работаю­ щими двигателями осуществляет­ ся обслуживающим персоналом цеха и периодически дежурным электромонтером.

Во время работы двигателей проверяют температуру их на­ грева. У двигателей мощностью до 100 кет нагрев статора про­ веряют на ощупь. Нагрев элек­ тродвигателей мощностью свыше 100 кет контролируют по термо­ метру, установленному на кор­ пусе статора, или по термосо­ противлениям, заложенным в об­ мотку двигателя.

В табл. 15 приведены наи­ большие допустимые темпера­ туры нагрева отдельных частей двигателя.

За номинальную температуру охлаждающего воздуха прини­ мают 35° С для двигателей, изго­ товленных по ГОСТ 183—55, и 40° С для двигателей, выпол­ ненных по новому ГОСТ 183—66. При температуре охлаждающего воздуха, отличающейся от 35° С, величину тока работающего дви­ гателя пересчитывают по табл. 16. Резкое повышение температуры указывает на неисправности в системе охлаждения, например на засорение вентиляционных отверстий каналов и т. д.

Для контроля за пуском и нагрузкой у двигателей мощно-

8 Егоров, Коварский

225


Т А Б Л И Ц А 15

Допустимые температуры отдельных частей двигателя по ГОСТ 183—66

 

 

 

Наибольшая допустимая

Наибольшее

Наименование частей двигателя

допустимое пре­

температура, ®С

вышение темпера­

 

 

 

 

туры, ®С

Обмотка

статора ..............................................

1 0 0

60

Обмотка

ротора:

 

 

ф азного............................................................

 

1 0 0

60

короткозамкнутого......................................

Не устанавливается

 

Сталь статора ....................................................

1 0 0

60

Контактные

кольца.........................................

1 0 0

60

Подшипники

скольжения..............................

80

40

Подшипники

качения.....................................

1 0 0

60

Пр и м е ч а н и я : 1. Температура обмоток двигателя указана для изоляции класса А.

2.Для машин, изготовленных по старому ГОСТ 183—55, предельно допустимые пре­ вышения температуры частей могут быть на 5* больше, при условии, что температура газо­ образной охлаждающей среды не превышает 35° С.

Т А Б Л И Ц А 16

Зависимость величины тока от температуры охлаждающего воздуха

 

Температура охлаждающего воздуха, ?С

2 0

 

30

35

40

45

50

Изменение величины тока, % ...............

+ 1

0

+ 5

0

- 5

- 1 0

- 1 5

стью 40 кет и выше устанавливают амперметры. Электродвигатели мощностью меньше 40 кет также снабжают амперметрами, особенно в том случае, когда в зависимости от загрузки двигателя регулируется технологический процесс производства. Синхронные электродвига­ тели, кроме того, должны иметь амперметр, включенный в цепь воз­ буждения. На шкале амперметра красной чертой должна быть отме­ чена величина номинального тока электродвигателя.

На сборках или групповых щитках, к которым подсоединены электродвигатели, должны быть установлены вольтметры или сигналь­ ные лампы для контроля наличия напряжения.

Если ток нагрузки больше допустимого, двигатель разгружают, уменьшая производительность механизма. Допускается работа элек­ тродвигателя при отклонении напряжения от +10% до —5% без снижения мощности. Снижение напряжения больше чем на 5% влечет за собой нагрев ротора, а повышение больше чем на 10% — значи­ тельное возрастание намагничивающего тока и, как следствие, увели­ чение потерь в стали.

Двигатели и приводимые ими в движение механизмы следует содержать в чистоте. Все посторонние предметы (тряпки, куски металла и проводов) необходимо убрать, чтобы они не попали в двигатели. Рядом с двигателями не должно быть воспламеняющихся материалов

226


(керосина, бензина, масла и др.), которые могут вызвать пожар. Все горючие материалы, тряпки и ветошь нужно хранить в металлических

ящиках. Необходимо периодически

обтирать

двигатели

тряпками,

в пыльных помещениях — не менее двух раз

в смену.

 

Уход за подшипниками. Для нормальной

работы двигателя его

п о д ш и п н и к и с к о л ь ж е н и я

нужно

содержать

в чистоте.

Чтобы в них не попали пыль и грязь, крышки подшипников плотно закрывают. Спускные отверстия и крышку на торце вала двигателя также плотно закрывают, иначе масло будет вытекать из подшипников

иразбрызгиваться или попадать внутрь двигателя на обмотки. Применяемое для смазки подшипников масло не должно содержать

кислоту или смолу. При работе двигателя не следует допускать появ­ ления пены в подшипниках. Пену можно ликвидировать, добавив свежего масла, а если это не поможет, нужно полностью сменить масло.

Перед доливкой в подшипники масла открывают контрольные отверстия, служащие маслоуказателями. Обычно эти отверстия за­ крыты пробками на резьбе. Уровень масла считается нормальным, когда оно появляется в контрольном отверстии. Вместо пробки неко­ торые подшипники имеют масломерные стекла.

Для нормальной работы подшипников с кольцевой смазкой необ­ ходимо не менее двух раз в смену, даже если подшипники не нагре­ ваются, проверять вращение колец и чистоту масла (наличие механи­ ческих примесей, шлама и т. д.).

Если кольца вращаются медленно или совсем не вращаются, значит смазка подшипника ухудшилась, он будет сильно нагреваться и может расплавиться.

Масло в подшипниках со временем загрязняется и становится густым, поэтому в зависимости от условий работы через каждые 3—4 месяца, но не реже одного раза в полгода, его заменяют пол­ ностью, даже если подшипники имеют нормальный нагрев. При работе подшипников в тяжелых условиях (большая запыленность помещения, высокая температура окружающей среды, низкое качество масла и т. д.) сроки замены масла сокращаются.

Обычно в подшипники с кольцевой смазкой масло доливают после 200—300 ч непрерывной работы. Если доливка производится во время работы двигателя, делают это как можно медленнее.

Перед заменой смазки подшипники промывают керосином, проду­ вают воздухом, промывают маслом той марки, которую применяют

для данных

подшипников, и после этого заливают

свежим маслом.

 

Надзор

за п о д ш и п н и к а м и

к а ч е н и я

(шариковыми и

роликовыми) такой же, как и за подшипниками скольжения.

 

Перед первым пуском электродвигателя проверяют наличие смазки

в

подшипниках. Количество смазки

должно составлять не более

2/3

объема камеры.

 

 

Если подшипники работают нормально и не нагреваются, то осмотр и замена смазки производятся при очередных ремонтах, а также по мере необходимости в зависимости от состояния смазки.

8*

227