Файл: Егоров, Г. П. Устройство, монтаж, эксплуатация и ремонт промышленных электроустановок учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 135
Скачиваний: 3
Перед заменой смазки подшипник при снятых крышках промывают чистым бензином с добавлением 6—8% по объему трансформатор ного или веретенного масла. Подшипник промывают с торца.
При этом бензин увлекает за собой растворившуюся смазку. Промывка производится при легком проворачивании ротора и про должается до тех пор, пока не будет вытекать чистый бензин, затем подшипник следует просушить сжатым воздухом. Процесс набивки смазки прост, выполнять набивку нужно чистыми руками и чистым инструментом (деревянными или металлическими лопаточками). При набивке все кольцевые углубления в деталях подшипникового узла, обращенные к подшипнику, заполняют смазкой на одну треть в нижней их части. Пространство между обоймами с шариками набивают смаз кой по всей окружности.
После сборки подшипниковых узлов проверяют легкость вращения ротора от руки и затем включают двигатель и вращают его в течение 15 мин вхолостую. Если состояние подшипников хорошее, при про слушивании слышен равномерный гул (жужжание шариков) без стуков и ударов.
П р и г о д н о с т ь м а с л а д л я р а з л и ч н ы х д в и г а т е л е й при заданных условиях работы прежде всего определяется его вязкостью.
Вязкостью масла в градусах называется число, которое показы вает, во сколько раз больше времени требуется для истечения данной жидкости по отношению к такому же объему воды. Вязкость масла условно определяют в градусах по Энглеру, обычно при 50°С, так
как при увеличении температуры |
масла до 50° С |
вязкость умень |
|
шается |
резко, а после 50° С — более медленно. |
|
|
|
|
|
Т А Б Л И Ц А 17 |
|
Сорта масел для подшипников с кольцевой смазкой |
||
Скорость |
вращения и режим работы электро |
Вязкость в граду |
Марка масла |
|
двигателя |
сах по Энглеру |
|
|
|
при 50° С |
|
1 0 0 0 об/мин и выше:
нереверсивные и с редкими пусками . .
реверсивные и с частыми пусками . . .
От 250 до 1000 об/мин:
нереверсивные и с редкими пусками . . реверсивные и с частыми пусками . . .
До 250 об/мин-.
нереверсивные и реверсивные . . . • .
3 ,0 -3 ,5
1О |
ю |
4 ,0 -4 ,5
4 ,0 -4 ,5
5 ,5 -6 ,5
Индустриальное «20» (веретенное «3»)
Индустриальное «30» (машинное «Л»)
То же
>
Индустриальное «45» (машинное «С»)
Марку масла для подшипников с кольцевой смазкой электродви гателей мощностью от 100 кет и выше выбирают по данным, указан ным в табл. 17.
228
В электродвигателях мощностью до 100 кет с подшипниками скольжения можно использовать масло веретенное «3» с вязкостью 3,0—3,5 градусов по Энглеру.
Для подшипников с принудительной циркуляцией смазки приме няют турбинные масла: для быстроходных двигателей со скоростью вращения 1000 об/мин и выше — турбинное масло «Л» (легкое), а для двигателей со скоростью вращения 250—1000 об/мин — «УТ» утяже ленное турбинное.
Требуемую вязкость можно получить путем смешивания масел различных марок в определенных пропорциях (табл. 18).
|
|
Т А Б Л И Ц А |
18 |
|
Смеси смазочных масел |
|
|
Вязкость |
|
Пропорции |
сме |
смеси масла |
Марки смешиваемых масел |
||
в градусах |
шиваемых масел |
||
по Энглеру |
|
в частях |
|
при 50° С |
|
|
|
3 |
I. Индустриальное «12» (веретенное «2») |
1 |
|
|
Индустриальное «30» (машинное «Л») |
2 |
|
|
11. Индустриальное «12» (веретенное «2») |
1 1 |
|
|
Индустриальное «45» (машинное «С») |
9 |
|
4 |
1. Индустриальное «12» (веретенное «2») |
3 |
|
|
Индустриальное «45» (машинное «С») |
7 |
|
|
И. Индустриальное «20» (веретенное «3») |
1 |
|
|
Индустриальное «45» (машинное «С») |
1 |
|
|
111. Индустриальное «20» (веретенное «3») |
2 |
|
|
Автол «10» |
1 |
|
6 |
1. Индустриальное «12» (веретенное «2») |
1 |
|
|
Автол «10» |
6 |
|
|
11. Индустриальное «30» (машинное «Л») |
2 |
|
|
Автол «10» |
3 |
|
В табл. 19 приведены смазки, рекомендуемые для подшипников
качения.
Уход за коллекторами. Коллекторы двигателей постоянного тока требуют тщательного ухода и содержания в чистоте. Особенно вредное действие на коллекторы оказывает металлическая и угольная проводя щая пыль, которая, смешиваясь с попавшим на контактные поверх ности маслом, вызывает искрение. Поэтому коллекторы необходимо один раз в смену очищать от грязи чистой сухой неволокнистой тряп кой. Коллектор можно чистить на ходу машины с помощью дощечки, обернутой сухой тряпкой.
При правильной эксплуатации коллектор электродвигателя не искрит, поверхность его не имеет царапин, нагара и хорошо отшлифо вана; коллектор не должен «бить» при вращении машины. В случае большого биения коллектора, а также для устранения выработок («дорожек»), шероховатостей и других дефектов, появляющихся на поверхности коллектора, производят его обточку и шлифовку.
229
8
О
Т А Б Л И Ц А 19
Смазки для подшипников качения электродвигателей
Наименование смазки |
Марка |
||
Смазка |
универсальная |
Г -13 |
|
тугоплавкая |
водостой |
|
|
кая |
УТВ (1— 13 жиро |
|
|
вая) |
|
|
|
Смазка |
универсальная |
УТ-1 |
|
тугоплавкая УТ (кон- |
УТ-2 |
||
сталин жировой) |
УТс-1 |
||
Смазка |
универсальная |
||
тугоплавкая |
синтетиче |
УТс- 2 |
|
ская |
УТс |
(консталин |
|
синтетический) |
|
||
Смазка |
УСс |
(солидол |
УСс-1 |
синтетический) |
УСс-2 |
УСс — авто мобильная
Номер |
Температура |
Допустимая |
ГОСТа |
каплепаде- |
рабочая тем |
|
ния, ®С |
пература, ° С |
гост |
1 2 0 |
90 |
1631—61
Область применения и особенности смазки
Основная смазка для машин малой, сред ней и большой мощности как общего, так и большинства машин специаль ного назначения. Применяется для ра боты в помещениях и вне помещений при относительно небольшой влажности. Допустимый срок хранения 1—2 года
|
130 |
по |
Применяются в машинах малой, средней |
|
150 |
130 |
и большой мощности, работающих толь |
гост |
130 |
|
ко в сухих и закрытых помещениях. |
1 1 0 |
Смазки гигроскопичны, т. е. впитывают |
||
1957—52 |
150 |
130 |
влагу из атмосферы. Под действием |
|
|
|
воды разлагаются на основные части, а |
|
|
|
выделяющиеся кислоты и щелочь вы |
|
|
|
зывают коррозию деталей подшипника. |
|
|
|
Допустимый срок хранения 2 года |
ГОСТ |
70 |
40 |
Смазка ограниченного применения из-за |
4366 —64 |
75 |
50 |
низких допустимых рабочих темпера |
|
75 |
50 |
тур. Допустимый срок хранения 5 лет |
|
|
|
|
|
|
|
|
Продолжение табл. 19 |
||
Наименование смазки |
Марка |
Номер |
Температура |
Допустимая |
Область применения и особенности |
|||||
ГОСТа |
каплепаде- |
рабочая тем |
|
смазки |
|
|
||||
|
|
|
|
ния, ° С |
пература, ° С |
|
|
|
|
|
Консистентная |
смазка |
ЦИАТИМ-201 |
гост |
170 |
От + 120 |
Перспективная смазка для электрических |
||||
ЦИАТИМ-201 |
|
|
6267—59 |
|
До —60 |
машин общего применения. Исполь |
||||
|
|
|
|
|
|
зуется в машинах малой мощности |
||||
|
|
|
|
|
|
специального назначения и в миниа |
||||
|
|
|
|
|
|
тюрных машинах. Заполняются закры |
||||
|
|
|
|
|
|
тые подшипники. Смазку можно приме |
||||
|
|
|
|
|
|
нять до рабочих температур 100— 120° С |
||||
|
|
|
|
|
|
в условиях |
повышенной |
влажности и |
||
|
|
|
|
|
|
низких температур. Допустимый срок |
||||
|
|
|
|
|
|
хранения не менее 3 лет |
|
|
||
Смазка ЦИАТИМ-202 |
ЦИАТИМ-202 |
ГОСТ |
170 |
От + 120 |
По свойствам |
близка |
к |
смазке |
||
|
|
|
11110—64 |
|
до —50 |
ЦИАТИМ-201. Применяется в миниа |
||||
|
|
|
|
|
|
тюрных электрических машинах с вы |
||||
|
|
|
|
|
|
сокими числами оборотов |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
Применяется |
в машинах с высокой рабо |
|||
Смазка ЦИАТИМ-221 |
ЦИАТИМ-221 |
ГОСТ |
2 0 0 |
От + 1 5 0 |
чей температурой |
и для работы в неко |
||||
|
|
|
9433—60 |
|
до —60 |
торых агрессивных средах. Заполняют |
||||
|
|
|
|
|
|
ся закрытые подшипники. Допустимый |
||||
|
|
|
|
|
|
срок хранения 6 |
лет |
|
|