Файл: Егоров, Г. П. Устройство, монтаж, эксплуатация и ремонт промышленных электроустановок учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 135

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Перед заменой смазки подшипник при снятых крышках промывают чистым бензином с добавлением 6—8% по объему трансформатор­ ного или веретенного масла. Подшипник промывают с торца.

При этом бензин увлекает за собой растворившуюся смазку. Промывка производится при легком проворачивании ротора и про­ должается до тех пор, пока не будет вытекать чистый бензин, затем подшипник следует просушить сжатым воздухом. Процесс набивки смазки прост, выполнять набивку нужно чистыми руками и чистым инструментом (деревянными или металлическими лопаточками). При набивке все кольцевые углубления в деталях подшипникового узла, обращенные к подшипнику, заполняют смазкой на одну треть в нижней их части. Пространство между обоймами с шариками набивают смаз­ кой по всей окружности.

После сборки подшипниковых узлов проверяют легкость вращения ротора от руки и затем включают двигатель и вращают его в течение 15 мин вхолостую. Если состояние подшипников хорошее, при про­ слушивании слышен равномерный гул (жужжание шариков) без стуков и ударов.

П р и г о д н о с т ь м а с л а д л я р а з л и ч н ы х д в и г а ­ т е л е й при заданных условиях работы прежде всего определяется его вязкостью.

Вязкостью масла в градусах называется число, которое показы­ вает, во сколько раз больше времени требуется для истечения данной жидкости по отношению к такому же объему воды. Вязкость масла условно определяют в градусах по Энглеру, обычно при 50°С, так

как при увеличении температуры

масла до 50° С

вязкость умень­

шается

резко, а после 50° С — более медленно.

 

 

 

 

Т А Б Л И Ц А 17

 

Сорта масел для подшипников с кольцевой смазкой

Скорость

вращения и режим работы электро­

Вязкость в граду­

Марка масла

 

двигателя

сах по Энглеру

 

 

при 50° С

 

1 0 0 0 об/мин и выше:

нереверсивные и с редкими пусками . .

реверсивные и с частыми пусками . . .

От 250 до 1000 об/мин:

нереверсивные и с редкими пусками . . реверсивные и с частыми пусками . . .

До 250 об/мин-.

нереверсивные и реверсивные . . . • .

3 ,0 -3 ,5

1О

ю

4 ,0 -4 ,5

4 ,0 -4 ,5

5 ,5 -6 ,5

Индустриальное «20» (веретенное «3»)

Индустриальное «30» (машинное «Л»)

То же

>

Индустриальное «45» (машинное «С»)

Марку масла для подшипников с кольцевой смазкой электродви­ гателей мощностью от 100 кет и выше выбирают по данным, указан­ ным в табл. 17.

228


В электродвигателях мощностью до 100 кет с подшипниками скольжения можно использовать масло веретенное «3» с вязкостью 3,0—3,5 градусов по Энглеру.

Для подшипников с принудительной циркуляцией смазки приме­ няют турбинные масла: для быстроходных двигателей со скоростью вращения 1000 об/мин и выше — турбинное масло «Л» (легкое), а для двигателей со скоростью вращения 250—1000 об/мин — «УТ» утяже­ ленное турбинное.

Требуемую вязкость можно получить путем смешивания масел различных марок в определенных пропорциях (табл. 18).

 

 

Т А Б Л И Ц А

18

 

Смеси смазочных масел

 

 

Вязкость

 

Пропорции

сме­

смеси масла

Марки смешиваемых масел

в градусах

шиваемых масел

по Энглеру

 

в частях

 

при 50° С

 

 

 

3

I. Индустриальное «12» (веретенное «2»)

1

 

 

Индустриальное «30» (машинное «Л»)

2

 

 

11. Индустриальное «12» (веретенное «2»)

1 1

 

 

Индустриальное «45» (машинное «С»)

9

 

4

1. Индустриальное «12» (веретенное «2»)

3

 

 

Индустриальное «45» (машинное «С»)

7

 

 

И. Индустриальное «20» (веретенное «3»)

1

 

 

Индустриальное «45» (машинное «С»)

1

 

 

111. Индустриальное «20» (веретенное «3»)

2

 

 

Автол «10»

1

 

6

1. Индустриальное «12» (веретенное «2»)

1

 

 

Автол «10»

6

 

 

11. Индустриальное «30» (машинное «Л»)

2

 

 

Автол «10»

3

 

В табл. 19 приведены смазки, рекомендуемые для подшипников

качения.

Уход за коллекторами. Коллекторы двигателей постоянного тока требуют тщательного ухода и содержания в чистоте. Особенно вредное действие на коллекторы оказывает металлическая и угольная проводя­ щая пыль, которая, смешиваясь с попавшим на контактные поверх­ ности маслом, вызывает искрение. Поэтому коллекторы необходимо один раз в смену очищать от грязи чистой сухой неволокнистой тряп­ кой. Коллектор можно чистить на ходу машины с помощью дощечки, обернутой сухой тряпкой.

При правильной эксплуатации коллектор электродвигателя не искрит, поверхность его не имеет царапин, нагара и хорошо отшлифо­ вана; коллектор не должен «бить» при вращении машины. В случае большого биения коллектора, а также для устранения выработок («дорожек»), шероховатостей и других дефектов, появляющихся на поверхности коллектора, производят его обточку и шлифовку.

229



8

О

Т А Б Л И Ц А 19

Смазки для подшипников качения электродвигателей

Наименование смазки

Марка

Смазка

универсальная

Г -13

тугоплавкая

водостой­

 

кая

УТВ (1— 13 жиро­

 

вая)

 

 

 

Смазка

универсальная

УТ-1

тугоплавкая УТ (кон-

УТ-2

сталин жировой)

УТс-1

Смазка

универсальная

тугоплавкая

синтетиче­

УТс- 2

ская

УТс

(консталин

 

синтетический)

 

Смазка

УСс

(солидол

УСс-1

синтетический)

УСс-2

УСс — авто­ мобильная

Номер

Температура

Допустимая

ГОСТа

каплепаде-

рабочая тем­

 

ния, ®С

пература, ° С

гост

1 2 0

90

1631—61

Область применения и особенности смазки

Основная смазка для машин малой, сред­ ней и большой мощности как общего, так и большинства машин специаль­ ного назначения. Применяется для ра­ боты в помещениях и вне помещений при относительно небольшой влажности. Допустимый срок хранения 1—2 года

 

130

по

Применяются в машинах малой, средней

 

150

130

и большой мощности, работающих толь­

гост

130

 

ко в сухих и закрытых помещениях.

1 1 0

Смазки гигроскопичны, т. е. впитывают

1957—52

150

130

влагу из атмосферы. Под действием

 

 

 

воды разлагаются на основные части, а

 

 

 

выделяющиеся кислоты и щелочь вы­

 

 

 

зывают коррозию деталей подшипника.

 

 

 

Допустимый срок хранения 2 года

ГОСТ

70

40

Смазка ограниченного применения из-за

4366 —64

75

50

низких допустимых рабочих темпера­

 

75

50

тур. Допустимый срок хранения 5 лет


 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжение табл. 19

Наименование смазки

Марка

Номер

Температура

Допустимая

Область применения и особенности

ГОСТа

каплепаде-

рабочая тем­

 

смазки

 

 

 

 

 

 

ния, ° С

пература, ° С

 

 

 

 

 

Консистентная

смазка

ЦИАТИМ-201

гост

170

От + 120

Перспективная смазка для электрических

ЦИАТИМ-201

 

 

6267—59

 

До —60

машин общего применения. Исполь­

 

 

 

 

 

 

зуется в машинах малой мощности

 

 

 

 

 

 

специального назначения и в миниа­

 

 

 

 

 

 

тюрных машинах. Заполняются закры­

 

 

 

 

 

 

тые подшипники. Смазку можно приме­

 

 

 

 

 

 

нять до рабочих температур 100— 120° С

 

 

 

 

 

 

в условиях

повышенной

влажности и

 

 

 

 

 

 

низких температур. Допустимый срок

 

 

 

 

 

 

хранения не менее 3 лет

 

 

Смазка ЦИАТИМ-202

ЦИАТИМ-202

ГОСТ

170

От + 120

По свойствам

близка

к

смазке

 

 

 

11110—64

 

до —50

ЦИАТИМ-201. Применяется в миниа­

 

 

 

 

 

 

тюрных электрических машинах с вы­

 

 

 

 

 

 

сокими числами оборотов

 

 

 

 

 

 

 

 

Применяется

в машинах с высокой рабо­

Смазка ЦИАТИМ-221

ЦИАТИМ-221

ГОСТ

2 0 0

От + 1 5 0

чей температурой

и для работы в неко­

 

 

 

9433—60

 

до —60

торых агрессивных средах. Заполняют­

 

 

 

 

 

 

ся закрытые подшипники. Допустимый

 

 

 

 

 

 

срок хранения 6

лет