Файл: Егоров, Г. П. Устройство, монтаж, эксплуатация и ремонт промышленных электроустановок учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 136

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

У машин большой мощности проточку выполняют на месте, для чего к фундаменту машины прикрепляют специальное переносное устройство, основной деталью которого является суппорт, а якорь приводят во вращение с помощью другой машины. После проточки коллектор шлифуют.

Рис. 256. Колодки для шлифовки коллектора:

а — с одной ручкой, 6 — с двумя ручками; 1 — деревянная колодка, 2 — стеклянная бумага

Если на коллекторе появились царапины и нагар, его полируют. Полировка производится на ходу при нормальной скорости вращения двигателя мелкозернистой стеклянной бумагой № 00. Бумагу прик­ репляют к деревянной колодке с одной или двумя ручками (рис. 256).

Наждачную бумагу для полировки не применяют, так как крупинки наждака, покрывающие бумагу, являются проводящим материалом. После полировки коллектор очищают и продувают сжатым воздухом,

С

Л. 0 0

Хллллмлллллллллллл/^

Рис. 257. Скребок-пила для продороживания коллектора:

/— деревянная ручка, 2 — ножовочное полотно

кколодке прикрепляют новую стеклянную бумагу, на которую нано­ сят слой вазелина, и снова полируют, пока поверхность коллектора не приобретет равномерный темный цвет.

При работе машины медь коллектора изнашивается быстрее, чем слюда между пластинами,, в результате чего слюда выступает над по­ верхностью коллектора, вызывая биение щеток и искрение. Поэтому коллектор периодически продороживают специальным скребком-пи­ лой (рис. 257), т. е. спиливают слюду на глубину 1,5—2 мм между пластинами. Такую пилу обычно изготовляют из куска ножовочного полотна, который зажимают в деревянную ручку. Для продороживания

коллектора применяют также специальные механизмы, состоящие из

232

6
а — правильное,
— неправильное
Рис. 258. Выпиливание слюды:
а)
6)

фрез и вращаемые двигателем. Правильное выпиливание слюды пока­ зано на рис. 258, а, неправильное — на рис. 258, б. При неправильном выпиливании через некоторое время слю­ да снова будет выступать за пределы коллектора.

По окончании продороживания изо­ ляции с краев коллекторных пластин. снимают грат шабером и отшлифовывают коллектор стеклянной шкуркой.

При экплуатации машин постоянно­ го тока добиваются равномерного износа коллектора расстановкой щеток согласно рис. 259, так как износ коллектора под положительными и отрицательными щет­ ками бывает неодинаковым.

Уход за контактными кольцами. Кон­ тактные кольца необходимо содержать в чистоте и периодически протирать чистой

сухой неволокнистой тряпкой, так как их загрязнение вызывает ис­ крение щеток. Если щетки продолжают искрить и после очистки колец, последние следует протереть тряпкой, смоченной денатуратом.

В том случае, если искрение продолжается, контактные кольца

нуж­

но отполировать мелкой стеклянной бумагой тем же способом,

что и

<

ч.

9

Рис. 259. Расстановка щеток на коллекторе:

а — шахматная, б — шахматно-ступенчатая

коллектор. У двигателей с фазными роторами при постоянно наложен­ ных щетках контактные кольца и щеткодержатели периодически про­ дувают сжатым воздухом, чтобы удалить скопившуюся пыль.

Уход за щетками. Щетки электродвигателей должны работать бесшумно и иметь гладкую зеркальную поверхность. Новые щетки

233


пришлифовывают к коллектору или кольцам. Для этого между щет­ кой и коллектором протягивают мелкое стеклянное полотно или бу­ магу в направлении вращения машины. На рис. 260, а показана пра­ вильная пришлифовка, на рис. 260, б — неправильная пришлифовка, при которой края щеток будут опилены, в результате чего уменьшится их площадь, что может вызвать искрение.

Рис. 260. Пришлифовка щеток:

а — правильная, б — неправильная; 1 — щетка,- 2 — стеклянная бумага. 3 — коллектор

После шлифовки щеток удаляют с коллектора или контактных колец пыль при помощи сжатого воздуха и включают машину для работы в течение нескольких часов вхолостую, чтобы обеспечить луч­ шую приработку щеток.

Периодически щетки вынимают из щеткодержателей и промывают бензином для удаления грязи и пыли. Щетки подгоняют таким обра­ зом, чтобы они свободно перемещались

 

в щеткодержателях, нормальный зазор

 

между

щетками

и

щеткодержателями

 

должен составлять 0,2—0,3 мм.

 

Щетки заменяют новыми, если они

 

застревают в обоймах щеткодержателей,

 

свободно перемещаются в них, а также

 

если сработались. Щеткодержатель уста­

 

навливают таким образом, чтобы рас­

 

стояние от обоймы до коллектора со­

Рис. 261. Расстояние от обой­

ставляло 2,5—4

мм у крупных машин

мы щеткодержателя до поверх­

и 1,5—2,5 мм

у средних (рис. 261).

ности коллектора

Щетки

должны

свободно прижиматься

 

к коллектору или кольцам, при этом

твердые щетки прижимаются сильнее, чем мягкие.

Нажатие всех ще­

ток пружинами должно быть примерно одинаковым. Давление щеток проверяют динамометром, оно не должно превышать в среднем 150— 200 Псм2 в зависимости от марки щеток (рис. 262). Допускается раз­ ность в давлении щеток одного стержня ±10% . Проверка давления динамометром производится при остановленном двигателе. Если нажа­ тие всех щеток не будет одинаковым, то сильно прижатые щетки ока­ жутся перегруженными и станут нагреваться и изнашиваться быстрее, а слабо прижатые будут искрить.

234


Рис. 262. Проверка динамометром нажатия щеток

Нажатие щеток следует периодически проверять, при ослаблении нажатия в результате износа щеток необходимо подтягивать пружины щеткодержателей.

Марка щеток должна соответствовать типу двигателя. Для двига­ телей постоянного тока и двигателей с фазными роторами, работаю­ щих с постоянно наложенными щетка­ ми, применяют щетки Г (графитные)

или ЭГ (электрографитные) с боль­ шим содержанием графита. Для дви­ гателей, работающих с поднятыми щетками, обычно используют медно­ графитные щетки (МГ).

§61. ПУСК И ОСТАНОВКА ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ

Перед пуском электродвигатель не­ обходимо осмотреть, проверить всю пускорегулирующую аппаратуру, кол­ лектор, кольца, убедиться, что все вращающиеся части закрыты, корпус двигателя заземлен, на двигателе и внутри него нет посторонних предме­ тов, а в непосредственной близости от двигателя не работают люди. Если двигатель находился в ремонте или длительно не работал, предварительно проверяют сопротивление его изоля­

ции по отношению к корпусу, обмотки статора и ротора на обрыв, а также сопротивление изоляции подводящих кабелей.

При осмотре проверяют уровень масла в подшипниках и пусковых устройствах (реостатах, автотрансформаторах и т. д.). У двигателей с фазным ротором щетки должны быть опущены на контактные кольца, короткозамыкающее приспособление ротора разомкнуто и реостат должен находиться в пусковом положении.

У двигателей постоянного тока сопротивление пускового реостата должно быть полностью введено.

Последовательность операций при включении и отключении двига­ телей, а также схемы пуска были рассмотрены ранее.

Пуск короткозамкнутого двигателя можно производить не более двух-трех раз подряд, если он перед этим не работал, и не более одного раза из горячего состояния, так как двукратный пуск подряд вызывает повышение температуры, которое заметно сокращает срок службы двигателя.

Отступление от этого правила допускается только в аварийных случаях, а также для тех двигателей, у которых время пуска не пре­ вышает 2—3 сек (например, у центробежных насосов). Сразу же после пуска проверяют работу подшипников электродвигателя. У подшип­

235

ников скольжения должны хорошо вращаться смазочные кольца. При прослушивании подшипников качения, работающих в правильном режиме, слышен равномерный гул (жужжание шариков) без стуков и ударов. Тщательно.прослушивают всю работу двигателя, особое внима­ ние обращают на посторонние шумы (задевание ротора за статор, наличие вибрации и т. д.).

У двигателей с фазным ротором по окончании пуска сопротивление реостата должно быть полностью выведено и обмотка ротора накоротко замкнута короткозамыкающим приспособлением, щетки подняты, а пусковой реостат поставлен в пусковое положение.

После пуска проверяют загрузку двигателей, ток двигателя не должен превосходить номинального значения.

На двигателях и приводимых ими механизмах наносят стрелки, указывающие направление вращения. На пусковом устройстве необ­

ходимо написать наименование агрегата, к которому

оно относится.

§ 62. НЕИСПРАВНОСТИ

,

ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН

 

И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ

 

Неисправности электрических машин делятся на механические и электрические.

М е х а н и ч е с к и е н е и с п р а в н о с т и . Механические не­ исправности машин бывают следующие: нарушение центровки агрега­ тов; ослабление посадки роторов, шкивов и полумуфт на валы, посадка соединительных муфт на валы с перекосом; износ пальцев муфт и не­ правильная их установка; ослабление затяжки болтов, крепящих подшипниковые щиты; искривление валов или овальность их шеек; неправильное зацепление зубчатых полумуфт или дефекты ременных передач; перекос двигателя вследствие неравномерной затяжки фунда­ ментных болтов; недостаточная жесткость фундаментов и фундаментных плит; непрочное закрепление двигателей.

Следствием механической неисправности машин могут быть: пере­ гревание подшипников, разбрызгивание и вытекание масла из под­ шипников с кольцевой смазкой, попадание масла или масляных паров внутрь машины, вибрация двигателей и т. д.

Перегревание подшипников скольжения. У машин с кольцевой смазкой причиной повышенного нагрева подшипников может быть недостаточная подача масла в результате медленного вращения или полной остановки смазочных колец. Смазочные кольца могут остано­ виться из-за сгущения масла. Недостаточная подача масла может быть также следствием защемления смазочных колец, неправильной их формы или низкого уровня масла в подшипниках.

Для устранения указанной неисправности необходимо густое масло заменить новым, проверить уровень масла по маслоуказателю, легкие кольца заменить более тяжелыми, а поврежденные выправить или тоже заменить новыми.

2 3 6


У машин с принудительной смазкой подшипники могут перегре­ ваться в результате засорения маслопровода или масляного фильтра

изагрязнения масла в подшипниках. Этот дефект устраняют промыв­ кой всей масляной системы, очисткой масляных камер, заменой масла

иуплотнением подшипников.

Подшипники могут перегреться из-за неправильной центровки дви­ гателя с производственным механизмом, а также из-за малого зазора между шейкой вала и вкладышем. Вкладыш считается хорошо приг­

нанным, если

следы приработки распределены равномерно по всей

длине нижнего вкладыша на дуге в 25—30°.

На нагрев

подшипников влияют также несоответствие применяе­

мого сорта масла или баббита, плохая заливка вкладышей, искривление

вала

двигателя

или

его

 

 

 

 

 

шеек, наличие осевого дав­

 

 

 

 

 

ления на подшипники. По­

 

 

 

 

 

следнее возникает

вследст­

 

 

 

 

 

вие

осевого сдвига ротора

 

 

 

 

 

или

недостаточности

зазо­

 

 

 

 

 

ров между торцами вкла­

 

 

 

 

 

дышей подшипников и гал­

 

 

 

 

 

телями вала, что препятст­

 

 

 

 

 

вует его свободному тепло­

 

 

 

 

 

вому расширению.

 

 

 

 

 

 

 

Разбрызгивание и выте­

 

 

 

 

 

кание масла из

подшипни­

 

 

 

 

 

ков с кольцевой смазкой*

 

 

 

 

 

Причиной этой неисправно­

 

 

 

 

 

сти

является переполнение

 

 

 

 

 

подшипников маслом,

кото­

Рис. 263. Уплотнение подшипника:

рое разбрызгивается из них

а — латунной шайбой, б — стальной

шайбой; / —

и растекается

вдоль

вала.

латунная

шайба, 2

— винт,

3 — вал,

4 — подшип­

ник, 5

фетровая

шайба,

6 — стальная шайба

Во избежание

этого

необ­

 

 

 

 

 

ходимо наливать масло в подшипники при остановленной машинедо чер­ ты маслоуказателя, так как смазочные кольца при вращении забирают часть масла и уровень его в маслоуказателе несколько понижается.

Если контрольная черта на маслоуказателе отсутствует, масло на­ ливают в подшипники до уровня, при котором смазочные кольца ока­ зываются погруженными на */4—1/6 их диаметра. Из-за вязкости масла уровень его в подшипнике устанавливается не сразу, поэтому наливать масло следует постепенно. При неудовлетворительном уплотнении подшипников, больших зазорах в торцах вкладышей, а также при ма­ лых размерах отверстий для стока в нижней части вкладышей масло может попасть по валу в двигатель.

Для исключения такой возможности подшипники дополнительно уплотняют с помощью латунной шайбы толщиной 2 мм, которую плотно пригоняют к валу (рис. 263, а). Крепят шайбу винтами. Другой тип уплотнения — с помощью стальной шайбы толщиной 1—2 мм, с зазором между шайбой и валом 0,5 мм (рис. 263, б). Между стальной

237


шайбой и подшипником устанавливают без зазора фетровую шайбу, которую крепят к подшипнику винтами.

Попадание масла или масляных паров внутрь машины. Масло или масляные пары из подшипников проникают внутрь машины в резуль­

тате действия вентилятора или

 

 

 

 

 

других вращающихся частей ма­

 

 

 

 

 

шины.

Наиболее

часто засасы­

 

 

 

 

 

вание

масла

происходит у за­

 

 

 

 

 

крытых машин с подшипнико­

 

 

 

 

 

выми щитами, так как подшип­

 

 

 

 

 

ники

частично

расположены

 

 

 

 

 

внутри корпуса машины. В этом

 

 

 

 

 

случае

при

работе вентилятора

 

 

 

 

 

в зоне

подшипника

создается

Рис. 264. Устройство,

предотвращающее

разрежение,

способствующее за­

попадание масла

внутрь машины:

сасыванию масла.

 

указанного

/ — подшипник,

2

— винт,

3 — стальная по­

Для

ликвидации

лоса,

4

— фетр,

5 — щит

явления следует устранить де­

а также дополнительно уплотнить

фекты в подшипниках

(см. выше),

подшипники

(рис.

264) и стыки

между статором и

частями щитов

(рис. 265).

 

 

 

 

 

 

 

 

Неисправности подшипников качения. Одной из основных неисправ­ ностей подшипников качения является их чрезмерное нагревание.

Перегрев подшипников может происходить в результате неправиль­ ной сборки, тугой посадки внешнего кольца подшипника в подшипни­

ковом щите, а также из-за

 

 

 

 

 

отсутствия осевого зазора в

 

 

 

 

 

одном из подшипников, не­

 

 

 

 

 

обходимого для

компенса­

 

 

 

 

 

ции температурного расши­

 

 

 

 

 

рения

вала при работе ма­

 

 

 

 

 

шины (рис. 266). При этой

 

 

 

 

 

неисправности

ротор легко

 

 

 

 

 

проворачивается

в

холод­

Рис. 265. Уплотнение стыков между статором и

ном подшипнике,

а

в на­

 

 

частями

щитов:

 

гретом — его заедает. Что­

/ и 2

— части

щита, 3

— отрезок

угловой стали,

бы установить

нормальный

4

— винт,

5 — стальная полоса,

6 — фетр

осевой

зазор,

необходимо

 

 

 

 

 

проточить бортик крышки подшипника или установить прокладки меж­ ду его крышкой и корпусом. Для уменьшения тугой посадки кольца по­ садочное место подшипника расшабривают. Иногда в подшипниках возникает ненормальный шум, сопровождаемый повышением темпе­ ратуры. Это может быть результатом плохой центровки двигателя, загрязнения подшипников, большого износа отдельных деталей (ша­ риков, роликов) и неплотной посадки внутреннего кольца подшипника на вал.

Если в подшипники заложено смазки больше, чем следует, или ее марка не соответствует температуре окружающей среды и при этом

238

/