Файл: Егоров, Г. П. Устройство, монтаж, эксплуатация и ремонт промышленных электроустановок учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 136
Скачиваний: 3
У машин большой мощности проточку выполняют на месте, для чего к фундаменту машины прикрепляют специальное переносное устройство, основной деталью которого является суппорт, а якорь приводят во вращение с помощью другой машины. После проточки коллектор шлифуют.
Рис. 256. Колодки для шлифовки коллектора:
а — с одной ручкой, 6 — с двумя ручками; 1 — деревянная колодка, 2 — стеклянная бумага
Если на коллекторе появились царапины и нагар, его полируют. Полировка производится на ходу при нормальной скорости вращения двигателя мелкозернистой стеклянной бумагой № 00. Бумагу прик репляют к деревянной колодке с одной или двумя ручками (рис. 256).
Наждачную бумагу для полировки не применяют, так как крупинки наждака, покрывающие бумагу, являются проводящим материалом. После полировки коллектор очищают и продувают сжатым воздухом,
С
Л. 0 0
Хллллмлллллллллллл/^
Рис. 257. Скребок-пила для продороживания коллектора:
/— деревянная ручка, 2 — ножовочное полотно
кколодке прикрепляют новую стеклянную бумагу, на которую нано сят слой вазелина, и снова полируют, пока поверхность коллектора не приобретет равномерный темный цвет.
При работе машины медь коллектора изнашивается быстрее, чем слюда между пластинами,, в результате чего слюда выступает над по верхностью коллектора, вызывая биение щеток и искрение. Поэтому коллектор периодически продороживают специальным скребком-пи лой (рис. 257), т. е. спиливают слюду на глубину 1,5—2 мм между пластинами. Такую пилу обычно изготовляют из куска ножовочного полотна, который зажимают в деревянную ручку. Для продороживания
коллектора применяют также специальные механизмы, состоящие из
232
фрез и вращаемые двигателем. Правильное выпиливание слюды пока зано на рис. 258, а, неправильное — на рис. 258, б. При неправильном выпиливании через некоторое время слю да снова будет выступать за пределы коллектора.
По окончании продороживания изо ляции с краев коллекторных пластин. снимают грат шабером и отшлифовывают коллектор стеклянной шкуркой.
При экплуатации машин постоянно го тока добиваются равномерного износа коллектора расстановкой щеток согласно рис. 259, так как износ коллектора под положительными и отрицательными щет ками бывает неодинаковым.
Уход за контактными кольцами. Кон тактные кольца необходимо содержать в чистоте и периодически протирать чистой
сухой неволокнистой тряпкой, так как их загрязнение вызывает ис крение щеток. Если щетки продолжают искрить и после очистки колец, последние следует протереть тряпкой, смоченной денатуратом.
В том случае, если искрение продолжается, контактные кольца |
нуж |
но отполировать мелкой стеклянной бумагой тем же способом, |
что и |
<
ч.
9
Рис. 259. Расстановка щеток на коллекторе:
а — шахматная, б — шахматно-ступенчатая
коллектор. У двигателей с фазными роторами при постоянно наложен ных щетках контактные кольца и щеткодержатели периодически про дувают сжатым воздухом, чтобы удалить скопившуюся пыль.
Уход за щетками. Щетки электродвигателей должны работать бесшумно и иметь гладкую зеркальную поверхность. Новые щетки
233
пришлифовывают к коллектору или кольцам. Для этого между щет кой и коллектором протягивают мелкое стеклянное полотно или бу магу в направлении вращения машины. На рис. 260, а показана пра вильная пришлифовка, на рис. 260, б — неправильная пришлифовка, при которой края щеток будут опилены, в результате чего уменьшится их площадь, что может вызвать искрение.
Рис. 260. Пришлифовка щеток:
а — правильная, б — неправильная; 1 — щетка,- 2 — стеклянная бумага. 3 — коллектор
После шлифовки щеток удаляют с коллектора или контактных колец пыль при помощи сжатого воздуха и включают машину для работы в течение нескольких часов вхолостую, чтобы обеспечить луч шую приработку щеток.
Периодически щетки вынимают из щеткодержателей и промывают бензином для удаления грязи и пыли. Щетки подгоняют таким обра зом, чтобы они свободно перемещались
|
в щеткодержателях, нормальный зазор |
|||
|
между |
щетками |
и |
щеткодержателями |
|
должен составлять 0,2—0,3 мм. |
|||
|
Щетки заменяют новыми, если они |
|||
|
застревают в обоймах щеткодержателей, |
|||
|
свободно перемещаются в них, а также |
|||
|
если сработались. Щеткодержатель уста |
|||
|
навливают таким образом, чтобы рас |
|||
|
стояние от обоймы до коллектора со |
|||
Рис. 261. Расстояние от обой |
ставляло 2,5—4 |
мм у крупных машин |
||
мы щеткодержателя до поверх |
и 1,5—2,5 мм |
у средних (рис. 261). |
||
ности коллектора |
Щетки |
должны |
свободно прижиматься |
|
|
к коллектору или кольцам, при этом |
|||
твердые щетки прижимаются сильнее, чем мягкие. |
Нажатие всех ще |
ток пружинами должно быть примерно одинаковым. Давление щеток проверяют динамометром, оно не должно превышать в среднем 150— 200 Псм2 в зависимости от марки щеток (рис. 262). Допускается раз ность в давлении щеток одного стержня ±10% . Проверка давления динамометром производится при остановленном двигателе. Если нажа тие всех щеток не будет одинаковым, то сильно прижатые щетки ока жутся перегруженными и станут нагреваться и изнашиваться быстрее, а слабо прижатые будут искрить.
234
Нажатие щеток следует периодически проверять, при ослаблении нажатия в результате износа щеток необходимо подтягивать пружины щеткодержателей.
Марка щеток должна соответствовать типу двигателя. Для двига телей постоянного тока и двигателей с фазными роторами, работаю щих с постоянно наложенными щетка ми, применяют щетки Г (графитные)
или ЭГ (электрографитные) с боль шим содержанием графита. Для дви гателей, работающих с поднятыми щетками, обычно используют медно графитные щетки (МГ).
§61. ПУСК И ОСТАНОВКА ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ
Перед пуском электродвигатель не обходимо осмотреть, проверить всю пускорегулирующую аппаратуру, кол лектор, кольца, убедиться, что все вращающиеся части закрыты, корпус двигателя заземлен, на двигателе и внутри него нет посторонних предме тов, а в непосредственной близости от двигателя не работают люди. Если двигатель находился в ремонте или длительно не работал, предварительно проверяют сопротивление его изоля
ции по отношению к корпусу, обмотки статора и ротора на обрыв, а также сопротивление изоляции подводящих кабелей.
При осмотре проверяют уровень масла в подшипниках и пусковых устройствах (реостатах, автотрансформаторах и т. д.). У двигателей с фазным ротором щетки должны быть опущены на контактные кольца, короткозамыкающее приспособление ротора разомкнуто и реостат должен находиться в пусковом положении.
У двигателей постоянного тока сопротивление пускового реостата должно быть полностью введено.
Последовательность операций при включении и отключении двига телей, а также схемы пуска были рассмотрены ранее.
Пуск короткозамкнутого двигателя можно производить не более двух-трех раз подряд, если он перед этим не работал, и не более одного раза из горячего состояния, так как двукратный пуск подряд вызывает повышение температуры, которое заметно сокращает срок службы двигателя.
Отступление от этого правила допускается только в аварийных случаях, а также для тех двигателей, у которых время пуска не пре вышает 2—3 сек (например, у центробежных насосов). Сразу же после пуска проверяют работу подшипников электродвигателя. У подшип
235
ников скольжения должны хорошо вращаться смазочные кольца. При прослушивании подшипников качения, работающих в правильном режиме, слышен равномерный гул (жужжание шариков) без стуков и ударов. Тщательно.прослушивают всю работу двигателя, особое внима ние обращают на посторонние шумы (задевание ротора за статор, наличие вибрации и т. д.).
У двигателей с фазным ротором по окончании пуска сопротивление реостата должно быть полностью выведено и обмотка ротора накоротко замкнута короткозамыкающим приспособлением, щетки подняты, а пусковой реостат поставлен в пусковое положение.
После пуска проверяют загрузку двигателей, ток двигателя не должен превосходить номинального значения.
На двигателях и приводимых ими механизмах наносят стрелки, указывающие направление вращения. На пусковом устройстве необ
ходимо написать наименование агрегата, к которому |
оно относится. |
§ 62. НЕИСПРАВНОСТИ |
, |
ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ МАШИН |
|
И СПОСОБЫ ИХ УСТРАНЕНИЯ |
|
Неисправности электрических машин делятся на механические и электрические.
М е х а н и ч е с к и е н е и с п р а в н о с т и . Механические не исправности машин бывают следующие: нарушение центровки агрега тов; ослабление посадки роторов, шкивов и полумуфт на валы, посадка соединительных муфт на валы с перекосом; износ пальцев муфт и не правильная их установка; ослабление затяжки болтов, крепящих подшипниковые щиты; искривление валов или овальность их шеек; неправильное зацепление зубчатых полумуфт или дефекты ременных передач; перекос двигателя вследствие неравномерной затяжки фунда ментных болтов; недостаточная жесткость фундаментов и фундаментных плит; непрочное закрепление двигателей.
Следствием механической неисправности машин могут быть: пере гревание подшипников, разбрызгивание и вытекание масла из под шипников с кольцевой смазкой, попадание масла или масляных паров внутрь машины, вибрация двигателей и т. д.
Перегревание подшипников скольжения. У машин с кольцевой смазкой причиной повышенного нагрева подшипников может быть недостаточная подача масла в результате медленного вращения или полной остановки смазочных колец. Смазочные кольца могут остано виться из-за сгущения масла. Недостаточная подача масла может быть также следствием защемления смазочных колец, неправильной их формы или низкого уровня масла в подшипниках.
Для устранения указанной неисправности необходимо густое масло заменить новым, проверить уровень масла по маслоуказателю, легкие кольца заменить более тяжелыми, а поврежденные выправить или тоже заменить новыми.
2 3 6
У машин с принудительной смазкой подшипники могут перегре ваться в результате засорения маслопровода или масляного фильтра
изагрязнения масла в подшипниках. Этот дефект устраняют промыв кой всей масляной системы, очисткой масляных камер, заменой масла
иуплотнением подшипников.
Подшипники могут перегреться из-за неправильной центровки дви гателя с производственным механизмом, а также из-за малого зазора между шейкой вала и вкладышем. Вкладыш считается хорошо приг
нанным, если |
следы приработки распределены равномерно по всей |
длине нижнего вкладыша на дуге в 25—30°. |
|
На нагрев |
подшипников влияют также несоответствие применяе |
мого сорта масла или баббита, плохая заливка вкладышей, искривление
вала |
двигателя |
или |
его |
|
|
|
|
|
|
шеек, наличие осевого дав |
|
|
|
|
|
||||
ления на подшипники. По |
|
|
|
|
|
||||
следнее возникает |
вследст |
|
|
|
|
|
|||
вие |
осевого сдвига ротора |
|
|
|
|
|
|||
или |
недостаточности |
зазо |
|
|
|
|
|
||
ров между торцами вкла |
|
|
|
|
|
||||
дышей подшипников и гал |
|
|
|
|
|
||||
телями вала, что препятст |
|
|
|
|
|
||||
вует его свободному тепло |
|
|
|
|
|
||||
вому расширению. |
|
|
|
|
|
|
|
||
Разбрызгивание и выте |
|
|
|
|
|
||||
кание масла из |
подшипни |
|
|
|
|
|
|||
ков с кольцевой смазкой* |
|
|
|
|
|
||||
Причиной этой неисправно |
|
|
|
|
|
||||
сти |
является переполнение |
|
|
|
|
|
|||
подшипников маслом, |
кото |
Рис. 263. Уплотнение подшипника: |
|||||||
рое разбрызгивается из них |
а — латунной шайбой, б — стальной |
шайбой; / — |
|||||||
и растекается |
вдоль |
вала. |
латунная |
шайба, 2 |
— винт, |
3 — вал, |
4 — подшип |
||
ник, 5 |
— фетровая |
шайба, |
6 — стальная шайба |
||||||
Во избежание |
этого |
необ |
|
|
|
|
|
ходимо наливать масло в подшипники при остановленной машинедо чер ты маслоуказателя, так как смазочные кольца при вращении забирают часть масла и уровень его в маслоуказателе несколько понижается.
Если контрольная черта на маслоуказателе отсутствует, масло на ливают в подшипники до уровня, при котором смазочные кольца ока зываются погруженными на */4—1/6 их диаметра. Из-за вязкости масла уровень его в подшипнике устанавливается не сразу, поэтому наливать масло следует постепенно. При неудовлетворительном уплотнении подшипников, больших зазорах в торцах вкладышей, а также при ма лых размерах отверстий для стока в нижней части вкладышей масло может попасть по валу в двигатель.
Для исключения такой возможности подшипники дополнительно уплотняют с помощью латунной шайбы толщиной 2 мм, которую плотно пригоняют к валу (рис. 263, а). Крепят шайбу винтами. Другой тип уплотнения — с помощью стальной шайбы толщиной 1—2 мм, с зазором между шайбой и валом 0,5 мм (рис. 263, б). Между стальной
237
шайбой и подшипником устанавливают без зазора фетровую шайбу, которую крепят к подшипнику винтами.
Попадание масла или масляных паров внутрь машины. Масло или масляные пары из подшипников проникают внутрь машины в резуль
тате действия вентилятора или |
|
|
|
|
|
||||
других вращающихся частей ма |
|
|
|
|
|
||||
шины. |
Наиболее |
часто засасы |
|
|
|
|
|
||
вание |
масла |
происходит у за |
|
|
|
|
|
||
крытых машин с подшипнико |
|
|
|
|
|
||||
выми щитами, так как подшип |
|
|
|
|
|
||||
ники |
частично |
расположены |
|
|
|
|
|
||
внутри корпуса машины. В этом |
|
|
|
|
|
||||
случае |
при |
работе вентилятора |
|
|
|
|
|
||
в зоне |
подшипника |
создается |
Рис. 264. Устройство, |
предотвращающее |
|||||
разрежение, |
способствующее за |
попадание масла |
внутрь машины: |
||||||
сасыванию масла. |
|
указанного |
/ — подшипник, |
2 |
— винт, |
3 — стальная по |
|||
Для |
ликвидации |
лоса, |
4 |
— фетр, |
5 — щит |
||||
явления следует устранить де |
а также дополнительно уплотнить |
||||||||
фекты в подшипниках |
(см. выше), |
||||||||
подшипники |
(рис. |
264) и стыки |
между статором и |
частями щитов |
|||||
(рис. 265). |
|
|
|
|
|
|
|
|
Неисправности подшипников качения. Одной из основных неисправ ностей подшипников качения является их чрезмерное нагревание.
Перегрев подшипников может происходить в результате неправиль ной сборки, тугой посадки внешнего кольца подшипника в подшипни
ковом щите, а также из-за |
|
|
|
|
|
||||
отсутствия осевого зазора в |
|
|
|
|
|
||||
одном из подшипников, не |
|
|
|
|
|
||||
обходимого для |
компенса |
|
|
|
|
|
|||
ции температурного расши |
|
|
|
|
|
||||
рения |
вала при работе ма |
|
|
|
|
|
|||
шины (рис. 266). При этой |
|
|
|
|
|
||||
неисправности |
ротор легко |
|
|
|
|
|
|||
проворачивается |
в |
холод |
Рис. 265. Уплотнение стыков между статором и |
||||||
ном подшипнике, |
а |
в на |
|
|
частями |
щитов: |
|
||
гретом — его заедает. Что |
/ и 2 |
— части |
щита, 3 |
— отрезок |
угловой стали, |
||||
бы установить |
нормальный |
4 |
— винт, |
5 — стальная полоса, |
6 — фетр |
||||
осевой |
зазор, |
необходимо |
|
|
|
|
|
проточить бортик крышки подшипника или установить прокладки меж ду его крышкой и корпусом. Для уменьшения тугой посадки кольца по садочное место подшипника расшабривают. Иногда в подшипниках возникает ненормальный шум, сопровождаемый повышением темпе ратуры. Это может быть результатом плохой центровки двигателя, загрязнения подшипников, большого износа отдельных деталей (ша риков, роликов) и неплотной посадки внутреннего кольца подшипника на вал.
Если в подшипники заложено смазки больше, чем следует, или ее марка не соответствует температуре окружающей среды и при этом
238 |
/ |