Файл: Егоров, Г. П. Устройство, монтаж, эксплуатация и ремонт промышленных электроустановок учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 117
Скачиваний: 3
срок их службы был не менее 20—25 лет. Перегрузки трансформато ров подразделяются на нормальные и аварийные.
Н о р м а л ь н ы е п е р е т р у з- к и силовых трансформаторов допу скаются в зависимости от коэффи циента заполнения суточного гра фика нагрузки, а также от недо грузки трансформатора в летнее вре мя.
Нагрузки, зависящие от коэффи циента заполнения суточного графи ка, определяют по диаграммам нагру зочной способности масляных транс форматоров (рис. 296). На диаграмме по оси абсцисс отложена длительность максимума нагрузки в часах, а по оси ординат — отношение максимальной
нагрузки к номинальной (k =
Коэффициентом заполнения суточ ного графика нагрузки ka за опреде ленный отрезок времени t называет ся отношение ограниченной графиком площади к площади прямоугольника, сторонами которого являются абсцис
са времени и ордината / макс (рис. 297), т. е. отношение средней на грузки к максимальной
|
а |
2 / / |
/ср |
|
|
^9 4' / м а к с/ |
9 ' м а к с |
где SIt |
— площадь графика |
нагрузки; |
|
/ макс — максимальный ток |
нагрузки |
за сутки; |
|
/ ср |
— среднесуточный ток нагрузки. |
Определив значение kK и зная длительность в часах максимальной нагрузки (см. рис. 296), определяют допустимую для трансформатора перегрузку.
У большинства трансформаторов летом нагрузка значительно ниже, чем зимой, и износ изоляции меньше нормального, это позво ляет в зимние месяцы без ущерба для срока службы трансформаторов увеличить допустимую перегрузку. В зимние месяцы (ноябрь—фев раль) допускается перегрузка в размере 1% на каждый процент не догрузки летом, но не более чем на 15%.
Разрешается перегружать трансформаторы, руководствуясь од новременно диаграммой нагрузочной способности и зимней перегруз кой за счет летней недогрузки. Однако суммарная перегрузка не должна превышать 30%.
Ниже приводится несколько примеров расчета нагрузочной спо собности трансформаторов.
276
П р и м е р 1. Трансформатор масляный номинальной мощности 750 ква уста новлен на открытом воздухе (среднегодовая температура воздуха + 5 ° С). Коэффи циент заполнения суточного графика k H= 0,7. Число часов максимума нагрузки п = 6 ч. Чему равна допустимая максимальная нагрузка?
Для &н = |
0,7 и п = 6 находим по диаграмме рис. 296: k = |
! * акс- — 1 , 1 4 . |
|
|
|
|
1 ном |
Допустимая при номинальном вторичном напряжении мощность за время ше |
|||
стичасового суточного максимума составит 750 |
X 1,14 = 855 ква. |
||
П р и м е р |
2. Трансформатор такой же, |
как в примере 1. |
В течение июня — |
августа суточный максимум нагрузки не превышает 640 ква. Чему равен допустимый суточный максимум в течение декабря — марта?
Так как максимальная нагрузка в летние месяцы на 25% ниже номинальной, то допустимая максимальная мощность в зимние месяцы выше номинальной примерно
на 37—38%, но она не должна быть больше 30%, т. е. должна составить 750 X |
1,3 = |
||||||
= 975 ква. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т А Б Л И Ц А |
31 |
||
Аварийные перегрузки трансформаторов |
|
|
|
|
|||
Нагрузка в долях от номинальной . . . |
1,3 |
1,4 |
1,5 |
1 , 6 |
1,75 |
2 , 0 |
0 |
Допустимая продолжительность, мин , , |
1 2 0 |
90 |
70 |
45 |
2 0 |
1 0 |
|
А в а р и й н ы е п е р е г р у з к и |
трансформаторов |
(табл. |
31) |
допускаются независимо от длительности предшествующей нагрузки,
температуры |
охлаждающей среды |
||
и места установки. |
|
||
Длительные |
эксплуатационные |
||
перегрузки |
трансформаторов |
рег |
|
ламентируются местными инструк |
|||
циями. |
|
допустимые |
пре |
Максимально |
вышения температуры для транс форматоров по ГОСТ 11677—65 со ставляют: обмотки 65° С, поверх ности магнитопровода и конструк тивных элементов 75° С, верхние слои масла герметизированных трансформаторов или трансформа
торов с устройством, полностью защищающим масло от соприкосно вения с окружающим воздухом, 60° С, в остальных случаях 55° С.
В жаркое время года в случае необходимости применяют усилен ное охлаждение трансформаторов (добавочные вентиляторы и радиа торы, обдувку сжатым воздухом от компрессора и т. д.).
Трансформаторы с дутьевым охлаждением допускается эксплуа тировать с отключенным дутьем, если температура верхних слоев масла не превышает 55° С и нагрузка трансформатора не более 100% его номинальной мощности.
277
§ 72. ОБСЛУЖИВАНИЕ ТРАНСФОРМАТОРОВ
Трансформаторные подстанции на промышленных предприятиях разделяются на подстанции с постоянным дежурным персоналом и без постоянного дежурного персонала.
Там, где имеется постоянный дежурный персонал, в часы макси мальных нагрузок систематически наблюдают за показаниями изме рительных приборов — амперметров и вольтметров — а также за температурой масла. Все показания измерительных приборов запи сывают в специальную ведомость.
На подстанциях без постоянного дежурного персонала показания измерительных приборов записывают только при осмотре трансфор маторов.
Осмотр трансформаторов без их отключения на подстанциях с по стоянным дежурным персоналом проводится один раз в сутки, в уста новках без постоянного дежурного персонала — не реже одного раза в месяц и на трансформаторных пунктах — не реже одного раза в шесть месяцев. В зависимости от местных условий эти сроки могут быть изменены.
Во время осмотра трансформаторов необходимо прислушиваться к их работе. По изменению характера гудения, появлению дребезжа ния, потрескиванию внутри трансформатора определяют наличие в нем неисправностей.
Проверяют уровень и цвет масла по масломерному стеклу расши
рителей |
и в маслонаполненных изоляторах, отсутствие течи масла |
во всех |
местах уплотнений, состояние ошиновки трансформатора |
и подводящих кабелей, отсутствие нагрева в контактах, состояние заземления.
На изоляторах трансформаторов не должно быть грязи, следов перекрытий, трещин, а также следов вытекания мастики (мастико наполненные изоляторы). Проверяют температуру масла в трансфор маторах, а в трансформаторах, установленных в закрытых камерах, — температуру воздуха. Убеждаются в наличии пробивных предохра нителей (если нейтраль не заземлена наглухо). Исправность же про бивных предохранителей проверяют при текущих ремонтах трансфор маторов.
Пробивной предохранитель (рис. 298) предназначен для защиты сетей низшего напряжения от появления в них высокого напряжения в случае пробоя изоляции в трансформаторах между обмотками низ шего и высшего напряжений. При повреждении обмоток воздушный промежуток в пробивном предохранителе перекрывается и повреж денная обмотка соединяется с сетью заземления, в результате чего высокое напряжение не может возникнуть в сети низшего напряжения.
При осмотре трансформаторов проверяют также состояние строи тельной части установки: отсутствие течи в крыше, исправность ос вещения, вентиляции, противопожарных средств, целость запоров, дверей, окон, состояние фундаментов и маслосборных ям, наличие гравия.
278
Помимо периодических осмотров трансформаторы подвергаются внеочередным осмотрам, которые проводятся после каждого отключе ния газовой или дифференциальной защитой, а также при резком изменении температуры наружного воздуха. При этом тщательно про-
Рис. 298. Пробивной предохранитель:
j — центральный контакт, |
2 — установочная скоба, |
|
3 — фарфоровая головка, 4 |
— слюдяная |
пластина с от |
верстиями, 5 — цокольный |
контакт, 6 |
—• фарфоровый |
корпус
веряют состояние и уровень масла в расширителях, так как в эксплуатации наблюдаются случаи отключения трансформаторов газовой за щитой вследствие понижения уровня масла при внезапном похоло дании.
§ 73. ПРИЗНАКИ НЕИСПРАВНОСТИ ТРАНСФОРМАТОРОВ
Работа газовой защиты. При отключении трансформаторов газовой защитой, прежде чем приступить к устранению неисправности, сле дует выяснить причины, вызвавшие срабатывание газового реле. Необходимо исследовать скопившиеся в нем газы (определить их цвет, горючесть, количество и химический состав). По цвету газа можно судить о характере повреждения, например, черный цвет сви детельствует о повреждении масла, желтый — дерева, бело-серый — бумаги или картона. Окраска газа через некоторое время может ис чезнуть, поэтому цвет газа необходимо определять сразу при его по явлении. По количеству скопившегося газа можно судить о размерах повреждения. Для определения горючести газа к верхнему крану газового реле сбоку подносят зажженную спичку и открывают кран. Если газ горит, значит имеется внутреннее повреждение. Если же газы бесцветны и не горят, то причиной действия реле является выделив шийся из масла воздух. При понижении уровня масла газовую защиту переводят на сигнал и доливают масло. Обратное нормальное включе ние газовой защиты производится через 24 ч после того, как из масла перестанет выделяться воздух.
?79
После капитального ремонта трансформаторов газовую защиту включают только на сигнал на срок до трех суток во избежание ложных отключений, так как в этот период из трансформатора выделяется большое количество воздуха. Дежурный персонал должен периоди чески выпускать из газового реле скопившийся в нем воздух.
Часто газовая защита срабатывает на сигнал или на отключение в результате замыкания между витками в первичной или вторичной обмотке трансформатора. Эти повреждения возникают при продавливании витков в процессе прессования обмоток, наличии заусенцев на меди витков, механических повреждениях изоляции, обнажении обмоток вследствие понижения уровня масла, динамическом дей ствии токов короткого замыкания, естественном износе изоляции, обводнении масла и т. д.
По замкнутым накоротко виткам проходят токи большой силы, изоляция поврежденного витка быстро сгорает и даже могут выгореть сами витки; не исключено также разрушение соседних витков. Авария может перейти в междуфазовое короткое замыкание, при этом масло может сильно перегреться, в результате чего произойдет выброс его через предохранительную пробку расширителя. Замыкание между витками характеризуется также уменьшением омического сопроти вления поврежденной фазы.
Газовая защита срабатывает йри образовании в трансформаторах короткозамкнутых контуров, возникающих вследствие нарушения изоляции болтов, стягивающих активную сталь трансформаторов, а также вследствие повреждения междулистовой изоляции. Такого рода повреждения можно определить по снижению температуры вспышки масла.
Обрывы в обмотках. Обрывы в обмотках трансформаторов возни кают при плохо выполненных пайках соединений, поврежде ниях в проводах, соединяющих концы обмоток с выводами, коротких замыканиях внутри и вне трансформаторов, вызывающих электро динамические усилия, а также при неисправностях переключателей. В результате обрывов или плохих контактов выгорает или оплавляется часть проводников. Указанные дефекты сопровождаются выделением горючих газов и обнаруживаются работой газового реле на сигнал или на отключение.
Обрывы в обмотках чаще всего происходят в местах присоединения обмоток под болтами, поэтому отводы, выполненные жесткими про водниками, следует заменять гибкими соединениями, состоящими из набора тонких медных лент общим сечением, равным сечению пря мого проводника, как это указано на рис. 299.
Потрескивания внутри трансформаторов. Потрескивания внутри трансформаторов возникают в результате перенапряжения обмоток или их ответвлений, а также в результате обрыва в сети заземления. Активную сталь и все другие детали магнитопровода в трансформа торе заземляют, чтобы отвести в землю статические заряды, появляю щиеся на этих частях (обмотки и металлические части магнитопроводов в трансформаторах являются по существу обкладками конденса
2 8 0