Файл: Егоров, Г. П. Устройство, монтаж, эксплуатация и ремонт промышленных электроустановок учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 122

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Рис- 2„93', ^хема включения намагничи-
вающеи обмотки для сушки обмотки стаТОров машин переменного тока методом
индукционных потерь

Для намагничивающей обмотки используют изолированные про­ вода ПР и ПРГ или АПР. Нагрузка проводов током должна быть не более 0,6—0,7 допустимой, так как температура в воздушном зазоре двигателя намного боль­ ше нормальной.

В процессе сушки температу­ ру регулируют изменением ин­ дукции, для чего изменяют ве­ личину напряжения или число витков намагничивающей обмот­ ки; нужно помнить, что увеличе­ ние числа витАов уменьшает ин­ дукцию в стали, а уменьшение их увеличивает индукцию и потери.

В первый момент сушки ин­ дукцию необходимо увеличивать,

а затем переключением на боль-

г

Шее ЧИСЛО ВИТКОВ постепенно уменьшать.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.Из какйх основных работ складывается эксплуатация электродвигателей?

2.В чем заключается надзор за работой электродвигателей?

3.Из каких работ состоит уход за подшипниками?

4.В чем заключается уход за коллекторами, контактными кольцами и щетками?

5.Каков порядок пуска и остановки асинхронного электродвигателя с контакт­

ными кольцами?

6 . Перечислите основные механические неисправности электродвигателей.

7. Кратко перечислите основные электрические неисправности электродвига­ телей.

8 . Расскажите о профилактических испытаниях электродвигателей и укажите нормы испытаний.

9.В каком порядке ведутся разборка и сборка асинхронных электродвигателей?

10.Какими способами осуществляется сушка электродвигателей?

ГЛАВА XVIII

ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РЕМОНТ .

ПУСКОРЕГУЛИРУЮЩИХ

АППАРАТОВ

ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ

__ § 66. ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РЕМОНТ РУБИЛЬНИКОВ,

МАГНИТНЫХ ПУСКАТЕЛЕЙ,

КОНТАКТОРОВ И АВТОМАТОВ

Эксплуатация пускорегулирующей аппаратуры сводится к уходу за постоянными контактными соединениями, отключающими контак­ тами, электромагнитами и механизмами.

265


Все контактные соединения должны содержаться в хорошем со­ стоянии, не покрытыми окисью и плотно пригнанными. Для этого нужно затянуть гайки, соединяющие контакты, а окисленные контакты тщательно зачистить.

Нагрев контактов легко обнаружить сразу же после отключения оборудования на ощупь, а у аппаратов, находящихся под напряже­ нием, — с помощью набора термосвечей или термопленок.

Отключающие контакты рубильников, контакторов, магнитных пускателей, автоматов и т. д. следует систематически очищать от нагара металла, копоти и окислов. Контакты не должны иметь пере­ косов.

Поверхности контактов сначала очищают напильником с мелкой насечкой, а затем протирают чистой тряпкой; чисти*гь наждачным полотном не разрешается. Не допускается применять для контактов смазку, так как она выгорает от дуги, загрязняя контакты и сокра­ щая срок их службы.

Во включенном положении контакты должны плотно прилегать друг к другу. У рубильников это достигается путем сжатия губок неподвижных контактов, а у автоматов, магнитных пускателей и кон­ такторов — с помощью пружин.

При’эксплуатации рубильников необходимо следить, чтобы винты, стягивающие шарнирную стойку и нож, создавали необходимое да­ вление и ножи при включении в контактную стойку касались ее с обеих сторон. По всей лиции соприкосновения должно быть достаточное контактное давление. '

Для каждого типа автомата, магнитного пускателя и контактора нажатие пружин должно быть определенной величины. При большом нажатии электромагнит может произвести неполное включение и ка­ тушка контактора переменного тока сгорит, так как будет потреблять больше тока из-за увеличенного зазора в магнитной цепи. В случае малого нажатия пружин плотность контактов будет недостаточная и контакты нагреются выше нормы.

Нажатие контактов контакторов периодически проверяют динамо­ метром.

Хорошо отрегулированные контакты в первый момент соприкос­ новения должны соединяться верхними частями. В рабочем состоянии они должны касаться нижними частями, т. е. в процессе замыкания контакты как бы перекатываются. Подобная регулировка обеспечи­ вает в периоды замыкания и размыкания контактов некоторое сколь­ жение одного контакта по другому, что способствует взаимной очистке контактов от нагара и препятствует их привариванию. Износившиеся контакты заменяют. Кроме главных контактов, очищают от нагара и регулируют вспомогательные блок-контакты контакторов. При ре­ гулировке блок-контактов с помощью пружин добиваются необходи­ мого нажатия между мостиком и контактными стойками. Кроме того, в зависимости от электрической схемы проверяют работу блок-кон­ тактов. При неправильной работе блок-контакты настраивают. На­ стройка блок-контакта может быть без перекрытия и с перекрытием.

266


Настройка с перекрытием производится так, чтобы нормально открытый блок-контакт замыкался раньше, чем разомкнется нор­ мально закрытый. Настройка без перекрытия заключается в том, что нормально открытый блок-контакт замыкается после размыкания нор­ мально закрытого.

При включенной катушке якорь ее должен плотно прилегать к сер­ дечнику. В случае неплотного прилегания сердечник нужно опилить мелким напильником.

Магнитная система контакторов при работе может создавать силь­ ный шум, похожий на гудение трансформаторов, что обычно вызы­ вается следующими причинами:

плохой затяжкой винтов, крепящих якорь и сердечник; неплотным прилеганием якоря к сердечнику вследствие загрязне­

ния мест их соприкосновения; повреждением короткозамкнутого витка, находящегося в проре­

зях сердечника; очень большим нажатием контактов.

Устранить гудение можно своевременной чисткой и подтяжкой винтов, а также регулировкой магнитной системы. Отдельные детали механизмов пусковых аппаратов должны работать без заеданий и не иметь повышенной изношенности. Наличие этих дефектов у кон­ такторов может повлечь за собой задержку в отключении, а иногда и неотключение контактов. В пусковых ящиках с рубильниками не­ правильная работа блокировки крышек может привести к перекосу рубильников и неодновременности замыкания и размыкания их ножей.

В соответствии с правилами устройства электроустановок кон­ такторы, магнитные пускатели и автоматы должны подвергаться сле­ дующим профилактическим испытаниям:

измерению сопротивления изоляции контактов и катушек аппа­ ратов (сопротивление изоляции не нормируется);

измерению минимального напряжения срабатывания втягивающих электромагнитов у контакторов и магнитных пускателей; оно должно быть не выше 85% номинального, а у автоматов — не выше 90% но­ минального;

Т А Б Л И Ц А 27

Объем испытаний контакторов

 

Напряжение на шинах

Операция

оперативного тока,

 

% номинального

Вклю чение................................................................

90

Включение и отклю чение..................................

1 0 0

Отключение ............................................................

80

Число

операций

5 СО 1

1 0

испытанию контакторов (табл. 27) и автоматов при пониженном . и нормальном напряжениях оперативного тока дистанционным вклю­ чением и отключением.

267


§ 67. ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РЕМОНТ

ПУСКОРЕГУЛИРУЮЩИХ РЕОСТАТОВ,

УНИВЕРСАЛЬНЫХ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЕЙ, РЕЛЕ И СТАНЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ

Пускорегулирующие реостаты. Для охлаждения реостаты обычно заливают чистым трансформаторным маслом. Уровень масла в баке должен соответствовать черте на маслоуказательном стекле. Допу­ стимая температура нагрева масла, измеренная на поверхности, не должна превышать 105° С. Температура контактов реостата должна быть не более чем на 15—20° С выше температуры масла.

Масло в реостатах со временем засоряется пылью и портится от нагревов, теряя свои изоляционные свойства, поэтому его следует своевременно заменять.

В нормальных условиях масло в реостате заменяют не реже одного раза в пять лет.

При текущих и планово-предупредительных ремонтах контакты реостатов очищают от нагара стеклянной бумагой или напильником. Контактные поверхности всех контактов должны быть расположены

в

одной плоскости,

при этом условии щетка реостата, скользящая

по

контактам, будет

иметь одинаковую плоскость соприкосновения

со всеми контактами.

Для пуска двигателей с фазовыми роторами широко применяют также жидкостные реостаты. Их необходимо регулярно пополнять чистой водой с 10—12%-ным содержанием соды, так как с течением времени вода в них испаряется.

Контактные соединения жидкостного реостата нуждаются в тща­ тельном надзоре.

Наиболее частыми повреждениями реостатов являютсй обрывы в соединениях между элементами сопротивлений и замыкания.

Соединения отдельных элементов сопротивлений в проволочных реостатах могут происходить от провисания спиралей или от сотря­ сения. У чугунных сопротивлений соединения между отдельными элементами реостатов возникают от механических повреждений и коробления элементов в результате высокой температуры. Замыкание отдельных элементов уменьшает сопротивление реостатов, что в свою очередь может вызвать увеличение тока при пуске двигателя и при­

вести к

перегоранию реостата, а также преждевременному выходу

из строя

двигателя.

Обрывы в реостатах могут возникнуть как от механических повре­ ждений, так и от перегорания какого-либо из элементов. Наличие обрыва обычно устанавливают с помощью мегомметра или лампочки.

Плохие контакты в реостатах чаще всего возникают между сколь­ зящими щетками и контактными пластинами. Это происходит вслед­ ствие подгорания контактов, скапливания между ними грязи или

268


в результате того, что контактные пластины находятся не в одной плоскости. В таких случаях контакты очищают от нагара и опиливают контактные пластины или подкладывают под них шайбы. При сильном подгорании контакты, как правило, заменяют новыми.

Иногда плохие контакты возникают в местах соединений отдельных элементов сопротивлений. Очень часто эти дефектные места можно определить только осмотром при вскрытии реостата.

Элементы секций реостатов ремонтируют различными способами в зависимости от характера повреждений. Сильно поврежденные

секции заменяют

новыми.

Если же при об­

 

рыве в реостате материал секций не постра­

 

дал, то образованные части соединяют одним

а)

из способов, приведенных

на

рис. 294. Про­

волоку небольшого диаметра

скручивают так

 

же, как и медный проводник,

а места скру­

 

ток пропаивают

чистым

оловом.

Чугунные

EJ7

сопротивления реостатов обычно

сваривают.

a d

Для получения хорошего контакта места со­

 

единений перед пайкой или сваркой тщатель­

 

но зачищают.

 

 

 

 

5)

Универсальные переключатели реле истан­

ций управления.

Контакты

универсальных

 

переключателей УП при длительной работе

 

 

допускают нагрузку до 20 а при напряжении

- ф - ф -

до 500 в. Во

время

работы переключателей

 

6)

на серебряных контактах образуется копоть,

 

которую необходимо

периодически

снимать

Рис. 294. Способы соеди­

слегка смоченной в бензине тряпкой. Замена

нения элементов секций

серебряных контактов медными не допу­

реостата:

скается.

 

 

контактов

реле или

а — болтовое

внахлестку,

В случае обгорания

б — сваркой,

в «—заклепка­

наличии на их поверхностях застывших ка­

 

ми

пелек металла

(нагара)

контактные

поверхности слегка зачищают на­

пильником с мелкой насечкой, снимая только выступающие капли и не задевая слоя серебра. При этом нужно сохранить и радиус закругле­ ния контактов. После обработки напильником контакты протирают чистой мягкой тряпкой. Зачистка контактов наждачным полотном и смазка не допускаются. При включении якоря от руки в подвижных частях реле не должно быть затирания.

В процессе обслуживания станций управления необходимо строго соблюдать последовательность включения отдельных включающих

иотключающих рубильников главной цепи и цепей управления. Сначала включают главный (силовой) рубильник, затем рубиль­

ники цепей управления, а отключают сначала рубильники цепей управления, а затем рубильник главной цепи.

Кроме того, должна быть предусмотрена блокировка между ру­ бильником главной цепи и цепями управления, исключающая иную последовательность операции.

269