Файл: Егоров, Г. П. Устройство, монтаж, эксплуатация и ремонт промышленных электроустановок учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 120

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§ 68. ОСОБЕННОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ И РЕМОНТА ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ КРАНОВЫХ УСТАНОВОК

Периодичность ремонтов электрооборудования крановых устройств зависит от производственных условий, в которых оно работает. Для средних условий работы периодичность осмотров и ремонтов электро­

оборудования крановых устройств следующая:

 

осмотр электрооборудования — ежедневно;

 

профилактический текущий

ремонт — один раз в десять

дней;

текущий ремонт электрооборудования крана — один раз

в ме­

сяц;

раз в год;

 

капитальный ремонт — один

 

капитальный ремонт, требующий демонтажа электрооборудова­ ния, — один раз в 3—4 года в ремонтной мастерской.

При профилактическом ремонте внутренние части электродвига­ телей очищают от пыли и грязи, проверяют состояние щеточных уст­

ройств, колец

и коллекторов электродвигателей; снимают

кожухи

с контроллеров

и командоконтроллеров и удаляют пыль

и грязь

с сегментов, пальцев контактов и механизмов. После очистки осмат­ ривают отдельные части аппаратов и проверяют легкость хода штур­ вала и рукояток.

Осмотру подвергают также главные и блокировочные контакты контакторов и реле. При этом снимают следы нагара с контактов и регулируют нажатие. В очень запыленных помещениях вскрывают крышки конечных выключателей и производят тщательную внутрен­ нюю чистку.

При текущем ремонте все электрооборудование крановых уста­ новок очищают от пыли и грязи сжатым воздухом. Износившиеся части оборудования заменяют новыми. Щетки электродвигателей должны быть тщательно пришлифованы к кольцам или коллекторам. Проверяют наличие и состояние смазки во всех подшипниках, а также работу тормозных устройств и контроллеров.

Кроме того, нужно измерить сопротивление изоляции всего элек­ трооборудования и отдельно электродвигателей и тормозных электро­ магнитов.

Во время капитального ремонта электрооборудования разбирают электродвигатели, при этом проверяют состояние и надежность кре­ пления отдельных элементов оборудования, промывают подшипники, заменяют смазку, проверяют зазоры между статорами и роторами в полном объеме работ, установленном для двигателей. Всю пуско­ регулирующую аппаратуру подвергают подробному осмотру и ре­ монту. Измеряют сопротивление изоляции электрооборудования, электропроводки и проверяют сеть заземления.

После капитального ремонта оборудование крана налаживают и регулируют.

Объем работ при капитальном ремонте электрооборудования оп­ ределяется степенью его износа.

270


КО НТРО ЛЬНЫ Е ВО ПРО СЫ

1.В чем заключается эксплуатация магнитных пускателей?

2.Как производятся испытания магнитных пускателей?

3.Каковы особенности эксплуатации пусковых реостатов?

4.В чем заключается эксплуатация станций управления?

5.Что входит в объем капитального и текущего ремонтов электрооборудования

кранов?

ГЛАВА XIX

ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РЕМОНТ

ЭЛЕКТРОСВАРОЧНОГО

ОБОРУДОВАНИЯ

§ 69. ОСОБЕННОСТИ ВКЛЮЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОСВАРОЧНЫХ АППАРАТОВ

Электросварочное оборудование должно быть надежно заземлено. На кожухах трансформаторов имеются специальные болты с надписью «Земля». Помимо этого, у сварочных трансформаторов заземляют зажимы вторичных обмоток. Схема подключения сварочного трансфор­ матора показана на рис. 295.

Рис. 295. Схема подключения сварочного транс­ форматора к сварочному посту:

I _ сварочный пост, 2 — шланговый трехжильный ка­ бель с заземляющей жилой, 3 — сварочный трансфор- , матор, 4 — регулятор, 5 — заземляющие зажимы кор-

/пуса, 6 — шланговый одножильный кабель, 7 — элек-

трододержатель, 8 — заземляющие провода

Перед пуском машины проверяют схему соединения обмоток дви­ гателя, а у трансформатора — соответствие напряжения его первич­ ной обмоткр подводимому напряжению сети.

До пуска генераторов или до включения трансформаторов свароч­ ная цепь должна быть разомкнута. Трансформаторы и сварочные машины следует подключать к питающей сети отдельными рубиль-

271

никами. Если на генераторе установлен пакетный выключатель, пуск производится после включения рубильника на щите. Отключают сварочные машины в обратной последовательности: сначала отклю­ чают пакетный выключатель, затем рубильник. Расстояние от сети до сварочного аппарата должно быть наименьшим.

Сечения проводов, присоединяемых к вторичным цепям трансфор­

маторов или к выводам сварочных генераторов, выбирают по табл.

28.

 

 

 

ТА Б л И Ц А

28

 

Сечения сварочных проводов

 

 

Сечение провода,

Наибольшая допу­

Сечение провода,

Наибольшая допу­

мм2

стимая сила тока, а

ммг

стимая сила тока, а

ш

1 0 0

70

270

 

25

140

95

330

 

35

170

1 2 0

380

 

50

215

150

440

 

Для подвода тока к электрододержателю применяют изолированные гибкие провода в защитном шланге длиной не менее 3 м. Их сечения выбирают по табл. 29.

Т А Б Л И Ц А 29

Нормы нагрузок на гибкие сварочные провода, присоединяемые к электрододержателю

Наибольшая допу­

Сечение провода,

мм*

стимая сила тока,

одинарного

 

а

Д В О Й Н О Г О

2 0 0

25

 

300

50

2 x 1 6

450

70

2 x 2 5

600

95

2 x 3 5

Т А Б Л И Ц А 30

 

 

Сечения

соединительных проводов

 

 

 

Марка пре­

Сечение провода, жж2

Марка пре­

Сечение провода. им3

медного

алюминиевого

медного

алюминиевого

образователя

образователя

или аппарата

220 в

380 в

220 в

380 е

аппарата

220 в

380 в

220 е

380 в

 

 

СУГ-2

6 ,0

2,5

1 0 , 0

4,0

СТЭ-23

16,0

1 0 , 0

25,0

16,0

СУП-0

2,5

1,5

2,5

2,5

СТЭ-24

16,0

1 0 , 0

25,0

16,0

СУП-1

6 , 1

2,5

1 0 , 0

4,0

СТЭ-32

35,0

16,0

50,0

25,0

ПС-500

25,0

1 0 , 0

35,0

16,0

СТЭ-34

35,0

16,0

50,0

25,0

ПСМ-1000

95,0

50,0

150,0

70,0

СТН-500

35,0

16,0

50,0

25,0

СТЭ-22

1 0 , 0

4,0

16,0

6 ,0

СТН-700

50,0

25,0

95,0

35,0

272


В качестве обратного провода для соединения свариваемого из­ делия с источником сварочного тока могут служить стальные шины достаточного сечения, различные стальные конструкции, сама свари­ ваемая конструкция и т. д.

Не разрешается использовать в качестве обратного провода сети заземления, а также металлические конструкции зданий, оборудо­

вание и т. д.

Падение напряжения в питающих соединительных сварочных проводах допускается не более 5% напряжения сети. Если это усло­ вие не выдерживается, сечение проводов необходимо увеличить.

Сечения соединительных проводов следует выбирать по табл. 30.

§70. НАДЗОР ЗА РАБОТОЙ ЭЛЕКТРОСВАРОЧНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

ИУСТРАНЕНИЕ МЕЛКИХ НЕИСПРАВНОСТЕЙ

Сварочные генераторы и пусковые аппараты систематически очи­ щают от пыли путем продувания сжатым воздухом, а доступные части протирают чистыми тряпками. Уход за подшипниками, коллек­ торами и щетками такой же, как и у других двигателей.

Обслуживание сварочных трансформаторов проще, чем свароч­ ных генераторов, и уход за ними сводится к обеспечению надежного заземления корпуса, содержанию всех контактов в хорошем состоя­ нии и периодической проверке сопротивления изоляции обмоток, особенно при работе установки на открытом воздухе.

Во время эксплуатации в сварочных трансформаторах могут возникнуть следующие неисправности:

сильное гудение и нагрев обмоток вследствие виткового замыка­ ния в первичных обмотках; повреждение устраняют частичной или полной перемоткой обмоток;

трансформатор дает очень большой ток вследствие короткого за­ мыкания во вторичной обмотке или в обмотке регулятора; устраняют неисправность ликвидацией замыкания в обмотках или их перемот­

кой; сварочный ток не уменьшается при воздействии регулятора, что

может быть вызвано замыканием между зажимами регулятора; регулятор при сварке ненормально гудит, это может возникнуть

из-за неисправности привода или из-за ослабления натяжения пру­

жины; сильный нагрев контактов в соединениях вследствие нарушения

электрического контакта; неисправность устраняют переборкой гре­ ющихся соединений, зачисткой и плотной пригонкой контактных

поверхностей и затяжкой до отказа зажимов;

 

его шпилек

очень большой нагрев сердечника и скрепляющих

в результате нарушения изоляции сердечника

и шпилек;

в этом слу­

273


чае следует немедленно отключить трансформатор и восстановить поврежденную изоляцию.

К О Н Т Р О Л Ь Н Ы Е В О П Р О С Ы

1.Какое оборудование входит в состав сварочного поста?

2.Нарисуйте схему соединений основного оборудования сварочного пункта.

3.В чем заключается эксплуатация сварочной установки?

4.Перечислите основные наиболее характерные неисправности сварочного электрооборудования?

5.Какие требования предъявляют к питающим проводам сварочной электро­

установки?

6 . Какие требования предъявляют к проводам заземления?

РАЗДЕЛ ДЕВЯТЫЙ

ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РЕМОНТ

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ

ПРОМЫШЛЕННЫХ

ПРЕДПРИЯТИИ

ГЛАВА XX

ЭКСПЛУАТАЦИЯ И РЕМОНТ ТРАНСФОРМАТОРОВ

§ 71. РЕЖИМЫ РАБОТЫ СИЛОВЫХ ТРАНСФОРМАТОРОВ

Режим работы силовых транс­ форматоров определяют токи нагрузок, температура верхних слоев масла, напряжение на вводах первичной обмотки и тем­ пература окружающего воздуха. Нормальным режимом работы трансформатора называется ре­ жим, соответствующий данным, указанным на заводском щитке 'и в паспорте трансформатора.

Для трансформаторов допу­ скается длительное превышение первичного напряжения не бо­ лее чем на 5% напряжения, соответствующего данному от­ ветвлению, так как даже не­ большое увеличение напряже­ ния приводит к значительному увеличению намагничивающего тока, возрастанию потерь а ста­ ли, ее повышенному нагреву и повышенному потреблению ре­ активной мощности.

Трансформаторы, длительно работающие с номинальной на­ грузкой, как правило, не сле­ дует перегружать. Перегрузка ведет к усиленному износу изо­ ляции и сокращению срока службы трансформатора. Одна­ ко в отличие от других электри­ ческих машин нагрузка транс­ форматоров редко бывает по­ стоянной и равной их номиналь­ ной мощности. Она изменяется как в течение суток, так и в за­ висимости от времени года. При неполной нагрузке срок службы трансформатора удлиняется, в результате чего моральный из­ нос наступает раньше физиче­ ского. Кроме того, недогрузка трансформаторов сама по себе экономически нецелесообразна. В связи с этим в эксплуатации допускают перегрузку трансфор­ маторов с таким расчетом, чтобы

275