Файл: Гуреев, А. А. Автомобильные эксплуатационные материалы учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

туре 470—540° С и

давлении От

 

 

 

 

 

 

 

20

до

70 кгс/см2.

Бензиновые

 

 

 

 

 

 

 

фракции термического крекинга

 

 

 

 

 

 

 

используются в качестве компо­

 

 

 

 

 

 

 

нента

товарных

автомобильных

 

 

 

 

 

 

 

бензинов. Однако качество та­

 

 

 

 

 

 

 

ких бензинов невысокое, и по­

 

 

 

 

 

 

 

этому

установки

термического

 

 

 

 

 

 

 

крекинга на новых нефтеперера­

 

 

 

 

 

 

 

батывающих заводах не приме­

 

 

 

 

 

 

 

няют.

промышленных условиях

 

 

 

 

 

 

 

 

В

 

 

 

 

 

 

 

используют и некоторые другие

 

 

 

 

 

 

 

термические процессы

перера­

Рис. 3.

Схема

установки

двухпечного

ботки.

Так, при нагревании неф­

крекинга;

2 —

термического крекинга:

тяных

остатков до температуры

нагревательно-реакционная

550° С при

атмосферном

давле­

1

— нагревательно-реакционная печь легкого

печь глубокого крекинга; 3

— испаритель; 4

нии происходит

 

образование

первая

ректификационная

колонна; 5 — вто­

 

рая ректификационная колонна;

6 — газоотде-

кокса.

В

процессе

коксования

 

 

 

 

 

 

литель

нефтяных

остатков

образуются

 

можно

использовать

в качестве

и

жидкие

углеводороды, которые

топлив. Нагревание нефтяного сырья до температуры 670—800° С (пи­ ролиз) ведет к значительному образованию газообразных углеводоро­ дов (этилен, пропилен и др.), которые являются сырьем для нефтехими­ ческого синтеза —получения полиэтилена, полипропилена и т. д. В процессе пиролиза сырья образуются и жидкие углеводороды, пре­ имущественно ароматического характера.

Более совершенным процессом, позволяющим получать качествен­ ные нефтепродукты, является каталитический крекинг. При катали­ тическом крекинге все превращения углеводородов происходят в при­ сутствии катализаторов. Для каталитического крекинга нефтяного сырья наибольшее распространение получили твердые алюмосиликат­ ные катализаторы, в состав которых входят окись кремния и окись алюминия.

Основной реакцией каталитического крекинга, так же как и терми­ ческого, является расщепление сложных и больших молекул на более легкие с меньшим числом углеродных атомов. В присутствии катали­ заторов скорость расщепления углеводородов значительно возрастает.

В условиях каталитического крекинга большое значение приобре­ тают вторичные превращения образующихся углеводородов. В моле­ кулах нефтяных углеводородов в присутствии катализатора атомы водорода могут отщепляться с образованием ароматических угле­ водородов (реакции ароматизации). Водород, выделяющийся в процес­ се ароматизации нефтяных углеводородов, может вступать в реакцию с углеводородами олефинового ряда с насыщением двойных связей (реакция гидрогенизации). Углеводороды с прямой цепочкой углерод­ ных атомов в присутствии катализатора могут изменять взаимное рас­ положение атомов внутри молекул без изменения общего числа атомов (реакция изомеризации).

9



Процесс каталитического крекинга в промышленных условиях осуществляют по различным технологическим схемам: с неподвижным слоем катализатора, с подвижным сферическим катализатором и с пы­ левидным, или микросферическим, катализатором. Наиболее часто применяют крекинг с подвижным сферическим (шариковым) катали­ затором при температуре 450—500° С (рис. 4).

При этом сырье, подогретое в теплообменниках, поступает в труб­ чатую печь 2, где нагревается и далее идет в реактор 3. Продукты кре­ кинга из реактора направляют в ректификационную колонну / для раз­ деления. Катализатор поступает в регенератор 6, где в токе горячего воздуха выжигают кокс, и активность катализатора восстанавливается.

При производстве автомобильных бензинов из ректификационной колонны отбирают бензиновую фракцию и используют ее в качестве компонента для приготовления товарного продукта. Процесс катали­ тического крекинга в этом случае проводят в одну ступень и поэтому называют одноступенчатым.

При производстве авиационных бензинов из ректификационной колонны отбирают широкую фракцию, конец кипения которой 220— 240° С. Эту фракцию вторично пропускают через каталитический реак­ тор, где происходит более глубокое облагораживание бензина: содержа­ ние непредельных углеводородов уменьшается, а ароматических уве­ личивается. Такая система двукратной обработки сырья называется двухступенчатым крекингом.

Керосино-газойлевые фракции каталитического крекинга добав­ ляют в дизельные топлива в количестве не более 20%.

Привлекает внимание также каталитический крекинг тяжелого сырья под давлением водорода до 200 кгс/см2. Этот процесс, назван­ ный гидрокрекингом, с новыми эффективными катализаторами поз­

воляет перерабатывать тяжелые остатки с получением

высококачест­

 

 

 

венных продуктов при относи­

 

 

 

тельно небольшом расходе

водо­

 

 

 

рода.

 

 

 

 

 

 

 

Все перечисленные выше про­

 

 

 

цессы вторичной

переработки

 

 

 

нефтяного

сырья

одновременно

 

 

 

с улучшением качества бензино­

 

 

 

вых фракций дают и увеличение

 

 

 

их выхода. Поэтому стоимость

 

 

 

строительства таких

установок

 

 

 

окупается как за счет увеличения

 

 

 

ресурсов бензина,

так и за счет

 

 

 

экономии

при использовании в

 

 

 

двигателях

более

качественного

 

 

 

топлива.

в настоящее

время

Рис. 4. Схема установки каталитическо­

Однако

го крекинга с подвижным

шариковым

требования к качеству бензинов

 

катализатором:

настолько высоки, что их удов­

1 — ректификационная

колонна;

2 — трубча­

тая печь; ч — реактор;

4 и 5 — пневматиче­

летворение возможно лишь с по­

ские подъемники катализатора;

6 «** регенера*

мощью специальных

процессов,

тор

 

 

10


не дающих увеличения выхода бензина из нефти. В таких процессах сырьем служит бензин и готовой продукцией — также бензин, но с лучшими эксплуатационными свойствами.

Целесообразность строительства таких установок обусловливается только тем выигрышем, который получают от применения на двигате­ лях бензинов с повышенными эксплуатационными свойствами. Эти обстоятельства значительно увеличили роль экономики в оценке ра­ боты автомобильных двигателей и повышении соответствия между требованиями двигателей и качеством применяемых бензинов.

Наиболее типичным процессом улучшения качества бензинов яв­ ляется риформинг.

Термический риформинг бензиновых фракций не нашел широкого применения в промышленности, так как при этом процессе не удается резко улучшить эксплуатационные свойства бензинов.

Каталитический риформинг является наиболее перспективным про­ цессом для производства современных и перспективных автомобиль­ ных бензинов. Установки каталитического риформинга строят на мно­ гих заводах как в нашей стране, так и за рубежом.

Сущность каталитического риформинга заключается в ароматиза­ ции бензиновых фракций в результате каталитического преобразова­ ния нафтеновых и парафиновых углеводородов в ароматические. При риформировании в присутствии катализатора нафтеновые углеводоро­ ды могут терять атомы водорода, превращаясь в ароматические (реак­ ция ароматизации), а парафиновые углеводороды могут образовывать кольчатые структуры (реакция циклизации), которые также, отщепляя водород, превращаются в ароматические углеводороды.

Кроме этих основных реакций, при каталитическом риформирова­ нии молекулы парафиновых углеводородов могут подвергаться изо­ меризации, наиболее тяжелые углеводороды могут расщепляться на более мелкие, при этом образующиеся непредельные углеводороды гидруютея.

Основным промышленным катализатором риформинга является алюмоплатиновый (содержание платины от 0,1 до 1,0%).

Этот катализатор позволяет осуществлять риформирование при температуре 460—510° С при давлении водорода 40 кгс/см2 без регене­ рации в течение нескольких месяцев. Процесс получил название плат­ форминга. Сырье для платформинга обычно подвергают предваритель­ ному обессериванию, так как платиновый катализатор «отравляется» сернистыми соединениями, содержащимися в бензинах прямой перегон­ ки. Обессеривание бензинов производят путем гидроочистки, при этом используют тот водород, который выделяется при риформировании бензинов. Процесс платформинга выгоден еще и тем, что может обеспе­ чить водородом установки по гидроочистке топлива и масел.

Типовая схема отечественной установки риформинга представле­ на на рис. 5.

Сырье (бензиновая фракция прямой перегонки нефти) нагревается в теплообменниках и нагревательной печи 1до температуры 380—420° С и поступает в реактор 2, где под давлением 35 кгс/см2 и при воздействии алюмокобальтмолибденового катализатора подвергается гидроочист-

п


ке. Очищенное сырье после освобождения от сероводорода, углеводо­ родных газов и воды нагревается в печи 1 до температуры 500—520° С и поступает в реакторы 4, 5, 6, где под давлением более 40 кгс/см2 про­ исходит его риформирование. Полученный катализат после отделе­ ния от водородсодержащего газа и стабилизации может использоваться для приготовления товарных автомобильных бензинов.

Режимы проведения риформинга, а также состав и свойства пла­ тинового катализатора могут различаться. При ведении процесса в мягких условиях получают бензин с меньшей детонационной стой­ костью, чем при жестком режиме платформинга. Процесс платформинга часто используют для получения ароматических углеводородов — бен­ зола, толуола, ксилолов. Остатки бензиновых фракций после из­ влечения ароматических углеводородов применяют в качестве ком­ понента автомобильных бензинов.

Для улучшения эксплуатационных свойств бензинов пользуются также процессом изомеризации, т. е. процессом перегруппировки ато­ мов в молекуле с образованием углеводородов изостроения. В промыш­ ленных условиях сырьем для процесса изомеризации служат легкие бен­ зиновые фракции прямой перегонки нефти, в составе которых преобла­ дают углеводороды с пятью и шестью атомами углерода в молекуле нормального строения (н-пентан и н-гексан). Изомеризацию проводят

в присутствии

катализаторов — хлористого алюминия, платины,

палладия и др.

Продукт изомеризации является высококачественным

компонентом товарных бензинов.

В процессах деструктивной переработки нефти всегда образуются углеводородные газы. Состав их весьма разнообразен и зависит от режима процесса, наличия и характера катализатора и т. д. На современном нефтеперерабатывающем заводе технологический про­ цесс построен так, чтобы максимально использовать все газообразные

Рис. 5. Схема установки каталитического риформинга:

1 — печь для нагрепя сырья, 2 — реактор гидроочистки; 3 — колонна для стабилизации гид­ роочищенного сырья; 4, 5 и 6 — реакторы риформинга; 7 — фракционирующий абсорбер; S — колонна стабилизации катализам

12