Файл: Гуреев, А. А. Автомобильные эксплуатационные материалы учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 87
Скачиваний: 1
туре 470—540° С и |
давлении От |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
20 |
до |
70 кгс/см2. |
Бензиновые |
|
|
|
|
|
|
|
|||
фракции термического крекинга |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
используются в качестве компо |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
нента |
товарных |
автомобильных |
|
|
|
|
|
|
|
||||
бензинов. Однако качество та |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
ких бензинов невысокое, и по |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
этому |
установки |
термического |
|
|
|
|
|
|
|
||||
крекинга на новых нефтеперера |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
батывающих заводах не приме |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
няют. |
промышленных условиях |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
В |
|
|
|
|
|
|
|
|||||
используют и некоторые другие |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
термические процессы |
перера |
Рис. 3. |
Схема |
установки |
двухпечного |
||||||||
ботки. |
Так, при нагревании неф |
крекинга; |
2 — |
термического крекинга: |
|||||||||
тяных |
остатков до температуры |
нагревательно-реакционная |
|||||||||||
550° С при |
атмосферном |
давле |
1 |
— нагревательно-реакционная печь легкого |
|||||||||
печь глубокого крекинга; 3 |
— испаритель; 4 — |
||||||||||||
нии происходит |
|
образование |
первая |
ректификационная |
колонна; 5 — вто |
||||||||
|
рая ректификационная колонна; |
6 — газоотде- |
|||||||||||
кокса. |
В |
процессе |
коксования |
|
|
|
|
|
|
литель |
|||
нефтяных |
остатков |
образуются |
|
можно |
использовать |
в качестве |
|||||||
и |
жидкие |
углеводороды, которые |
топлив. Нагревание нефтяного сырья до температуры 670—800° С (пи ролиз) ведет к значительному образованию газообразных углеводоро дов (этилен, пропилен и др.), которые являются сырьем для нефтехими ческого синтеза —получения полиэтилена, полипропилена и т. д. В процессе пиролиза сырья образуются и жидкие углеводороды, пре имущественно ароматического характера.
Более совершенным процессом, позволяющим получать качествен ные нефтепродукты, является каталитический крекинг. При катали тическом крекинге все превращения углеводородов происходят в при сутствии катализаторов. Для каталитического крекинга нефтяного сырья наибольшее распространение получили твердые алюмосиликат ные катализаторы, в состав которых входят окись кремния и окись алюминия.
Основной реакцией каталитического крекинга, так же как и терми ческого, является расщепление сложных и больших молекул на более легкие с меньшим числом углеродных атомов. В присутствии катали заторов скорость расщепления углеводородов значительно возрастает.
В условиях каталитического крекинга большое значение приобре тают вторичные превращения образующихся углеводородов. В моле кулах нефтяных углеводородов в присутствии катализатора атомы водорода могут отщепляться с образованием ароматических угле водородов (реакции ароматизации). Водород, выделяющийся в процес се ароматизации нефтяных углеводородов, может вступать в реакцию с углеводородами олефинового ряда с насыщением двойных связей (реакция гидрогенизации). Углеводороды с прямой цепочкой углерод ных атомов в присутствии катализатора могут изменять взаимное рас положение атомов внутри молекул без изменения общего числа атомов (реакция изомеризации).
9
Процесс каталитического крекинга в промышленных условиях осуществляют по различным технологическим схемам: с неподвижным слоем катализатора, с подвижным сферическим катализатором и с пы левидным, или микросферическим, катализатором. Наиболее часто применяют крекинг с подвижным сферическим (шариковым) катали затором при температуре 450—500° С (рис. 4).
При этом сырье, подогретое в теплообменниках, поступает в труб чатую печь 2, где нагревается и далее идет в реактор 3. Продукты кре кинга из реактора направляют в ректификационную колонну / для раз деления. Катализатор поступает в регенератор 6, где в токе горячего воздуха выжигают кокс, и активность катализатора восстанавливается.
При производстве автомобильных бензинов из ректификационной колонны отбирают бензиновую фракцию и используют ее в качестве компонента для приготовления товарного продукта. Процесс катали тического крекинга в этом случае проводят в одну ступень и поэтому называют одноступенчатым.
При производстве авиационных бензинов из ректификационной колонны отбирают широкую фракцию, конец кипения которой 220— 240° С. Эту фракцию вторично пропускают через каталитический реак тор, где происходит более глубокое облагораживание бензина: содержа ние непредельных углеводородов уменьшается, а ароматических уве личивается. Такая система двукратной обработки сырья называется двухступенчатым крекингом.
Керосино-газойлевые фракции каталитического крекинга добав ляют в дизельные топлива в количестве не более 20%.
Привлекает внимание также каталитический крекинг тяжелого сырья под давлением водорода до 200 кгс/см2. Этот процесс, назван ный гидрокрекингом, с новыми эффективными катализаторами поз
воляет перерабатывать тяжелые остатки с получением |
высококачест |
||||||
|
|
|
венных продуктов при относи |
||||
|
|
|
тельно небольшом расходе |
водо |
|||
|
|
|
рода. |
|
|
|
|
|
|
|
Все перечисленные выше про |
||||
|
|
|
цессы вторичной |
переработки |
|||
|
|
|
нефтяного |
сырья |
одновременно |
||
|
|
|
с улучшением качества бензино |
||||
|
|
|
вых фракций дают и увеличение |
||||
|
|
|
их выхода. Поэтому стоимость |
||||
|
|
|
строительства таких |
установок |
|||
|
|
|
окупается как за счет увеличения |
||||
|
|
|
ресурсов бензина, |
так и за счет |
|||
|
|
|
экономии |
при использовании в |
|||
|
|
|
двигателях |
более |
качественного |
||
|
|
|
топлива. |
в настоящее |
время |
||
Рис. 4. Схема установки каталитическо |
Однако |
||||||
го крекинга с подвижным |
шариковым |
требования к качеству бензинов |
|||||
|
катализатором: |
настолько высоки, что их удов |
|||||
1 — ректификационная |
колонна; |
2 — трубча |
|||||
тая печь; ч — реактор; |
4 и 5 — пневматиче |
летворение возможно лишь с по |
|||||
ские подъемники катализатора; |
6 «** регенера* |
мощью специальных |
процессов, |
||||
тор |
|
|
10
не дающих увеличения выхода бензина из нефти. В таких процессах сырьем служит бензин и готовой продукцией — также бензин, но с лучшими эксплуатационными свойствами.
Целесообразность строительства таких установок обусловливается только тем выигрышем, который получают от применения на двигате лях бензинов с повышенными эксплуатационными свойствами. Эти обстоятельства значительно увеличили роль экономики в оценке ра боты автомобильных двигателей и повышении соответствия между требованиями двигателей и качеством применяемых бензинов.
Наиболее типичным процессом улучшения качества бензинов яв ляется риформинг.
Термический риформинг бензиновых фракций не нашел широкого применения в промышленности, так как при этом процессе не удается резко улучшить эксплуатационные свойства бензинов.
Каталитический риформинг является наиболее перспективным про цессом для производства современных и перспективных автомобиль ных бензинов. Установки каталитического риформинга строят на мно гих заводах как в нашей стране, так и за рубежом.
Сущность каталитического риформинга заключается в ароматиза ции бензиновых фракций в результате каталитического преобразова ния нафтеновых и парафиновых углеводородов в ароматические. При риформировании в присутствии катализатора нафтеновые углеводоро ды могут терять атомы водорода, превращаясь в ароматические (реак ция ароматизации), а парафиновые углеводороды могут образовывать кольчатые структуры (реакция циклизации), которые также, отщепляя водород, превращаются в ароматические углеводороды.
Кроме этих основных реакций, при каталитическом риформирова нии молекулы парафиновых углеводородов могут подвергаться изо меризации, наиболее тяжелые углеводороды могут расщепляться на более мелкие, при этом образующиеся непредельные углеводороды гидруютея.
Основным промышленным катализатором риформинга является алюмоплатиновый (содержание платины от 0,1 до 1,0%).
Этот катализатор позволяет осуществлять риформирование при температуре 460—510° С при давлении водорода 40 кгс/см2 без регене рации в течение нескольких месяцев. Процесс получил название плат форминга. Сырье для платформинга обычно подвергают предваритель ному обессериванию, так как платиновый катализатор «отравляется» сернистыми соединениями, содержащимися в бензинах прямой перегон ки. Обессеривание бензинов производят путем гидроочистки, при этом используют тот водород, который выделяется при риформировании бензинов. Процесс платформинга выгоден еще и тем, что может обеспе чить водородом установки по гидроочистке топлива и масел.
Типовая схема отечественной установки риформинга представле на на рис. 5.
Сырье (бензиновая фракция прямой перегонки нефти) нагревается в теплообменниках и нагревательной печи 1до температуры 380—420° С и поступает в реактор 2, где под давлением 35 кгс/см2 и при воздействии алюмокобальтмолибденового катализатора подвергается гидроочист-
п
ке. Очищенное сырье после освобождения от сероводорода, углеводо родных газов и воды нагревается в печи 1 до температуры 500—520° С и поступает в реакторы 4, 5, 6, где под давлением более 40 кгс/см2 про исходит его риформирование. Полученный катализат после отделе ния от водородсодержащего газа и стабилизации может использоваться для приготовления товарных автомобильных бензинов.
Режимы проведения риформинга, а также состав и свойства пла тинового катализатора могут различаться. При ведении процесса в мягких условиях получают бензин с меньшей детонационной стой костью, чем при жестком режиме платформинга. Процесс платформинга часто используют для получения ароматических углеводородов — бен зола, толуола, ксилолов. Остатки бензиновых фракций после из влечения ароматических углеводородов применяют в качестве ком понента автомобильных бензинов.
Для улучшения эксплуатационных свойств бензинов пользуются также процессом изомеризации, т. е. процессом перегруппировки ато мов в молекуле с образованием углеводородов изостроения. В промыш ленных условиях сырьем для процесса изомеризации служат легкие бен зиновые фракции прямой перегонки нефти, в составе которых преобла дают углеводороды с пятью и шестью атомами углерода в молекуле нормального строения (н-пентан и н-гексан). Изомеризацию проводят
в присутствии |
катализаторов — хлористого алюминия, платины, |
палладия и др. |
Продукт изомеризации является высококачественным |
компонентом товарных бензинов.
В процессах деструктивной переработки нефти всегда образуются углеводородные газы. Состав их весьма разнообразен и зависит от режима процесса, наличия и характера катализатора и т. д. На современном нефтеперерабатывающем заводе технологический про цесс построен так, чтобы максимально использовать все газообразные
Рис. 5. Схема установки каталитического риформинга:
1 — печь для нагрепя сырья, 2 — реактор гидроочистки; 3 — колонна для стабилизации гид роочищенного сырья; 4, 5 и 6 — реакторы риформинга; 7 — фракционирующий абсорбер; S — колонна стабилизации катализам
12