Файл: Гуреев, А. А. Автомобильные эксплуатационные материалы учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 86
Скачиваний: 1
§ 3 К Л Е И
Натуральные и синтетические клеи различают по прочности склеивания и универсальности. Синтетический клей имеет большое преимущество перед натуральным. В качестве клеев широко приме няют полимерные материалы и различные композиции, полученные на их основе.
Клеи должны хорошо смачивать соединяемые поверхности, иметь хорошую прилипаемость (адгезию) к твердым поверхностям, механи ческую прочность (когезию), минимальную хрупкость и усадку при отверждении. Для изготовления клеев в большом количестве применяют термореактивные смолы: фенолоформальдегидные, эпоксидные, карбомидные, кремнийорганические. В состав клеев входят смолы, напол нители и отвердители, которые под воздействием температуры пере водят их в твердое и неплавкое состояние. Для снижения вязкости
ирастворения смол применяются органические растворители.
Квозможным недостаткам клеевых соединений следует отнести хрупкость, низкую термостойкость и значительную усадку, в резуль тате чего появляются разрывы, ослабляющие прочность шва. Для устранения этих нежелательных явлений в смолу вводят минеральные наполнители, которые повышают теплостойкость и уменьшают усадку клеевого соединения. Таким образом, подбирая смолу и различные добавки к ней, можно получить клеи, которые способны обеспечить прочные и эластичные соединения.
Подготовка поверхностей к склеиванию такая же, как и перед покрытием автомобиля краской. Клей наносят на подготовленную поверхность пульверизатором или кистью. Кроме того, применяют клеевые пасты, которые наносят шпателем. Толщина клеевого шва
должна находиться в пределах от 0,05 до 0,25 мм. При |
этих величинах |
из зазора между склеиваемыми поверхностями легче |
выдавливаются |
пузырьки воздуха и избыток клея. Для достижения максимальной прочности клеевого соединения клей необходимо наносить на поверх ность возможно тонким слоем ввиду того, что коэффициенты линей ного расширения материала и клея значительно различаются.
Клеи могут быть горячего и холодного отверждения. При горячем отверждении взаимодействие между полимером, отвердителем и склеи ваемой поверхностью ускоряется, а также улучшается качество шва. Холодное отверждение клеевых композиций происходит без подогрева при комнатной температуре. Отвердитель необходимо вводить в клей перед его применением. Прочность шва при холодном отверждении будет ниже, чем на клею горячего отверждения. В зависимости от вида связующего в клеевой композиции отверждение может наступить в ре зультате как химических (полимеризация, поликонденсация) так и фи зических (испарение растворителя) процессов. Качество клеевого шва определяется механическими испытаниями на разрыв или сдвиг.
Ассортимент вырабатываемых марок клеев очень большой. Отли чительной их характеристикой является вид связующего (смолы), по которому происходит деление клеев: фенольные, эпоксидные, карбинольные, кремнийорганические и др.
266
Широкое применение нашли клеи на фенолоформальдегидных смолах, модифицированных различными ацеталями поливинилового спирта. К этой группе относятся клеи: БФ-2, БФ-4, БФ-6, ВС-ЮТ и ВС-350. Они способны создавать высокопрочные клеящие композиции. Клеи БФ-2 и БФ-4 применяются для склеивания металлов, пластмасс, стекла. Клей БФ-2 обладает более высокой термостойкостью (рабочая температура от —60 до +80° С) по сравнению с клеем БФ-4 (рабочая температура от —60 до +60° С). Отвержденные клеевые швы устой чивы против действия нефтепродуктов.
Клеи ВС-ЮТ и ВС-350 относятся к теплостойким, применяются при наклеивании фрикционных накладок тормозных колодок и дисков сцеплений. Прочность клеевых соединений сохраняется в течение 1800 ч при температуре до 80° С, а при 200° С в течение 200 ч. Все эти клеи выпускают в виде готовых растворов отверждающихся при нагре вании до 140—180° С (табл. 82).
Феноло-каучуковые клеи выпускаются следующих марок: ВК-32-200-
ВК-3, ВК-4, и ВК-32-2.
В состав этих клеев входят фенольная смола и резиновые смеси, содержащие необходимые добавки. Компоненты смешиваются перед употреблением. Все эти клеи, кроме ВК-32-2, применяются для склеивания при нагревании металлов в силовых конструкциях. Клей ВК-32-2 применяется для наклеивания стекловолокнистой теплоизоля ции при обычной температуре. Соединения на фенолокаучуковых клеях хорошо выдерживают длительное воздействие температуры до 200° С. Соединения на клее ВК-32-2 устойчивы к действию нефтепродуктов.
Эпоксидные клеи и пасты отличаются от всех клеев высокой проч ностью клеевого шва. Применяются они для склеивания различных ма териалов как однородных, так и разнородных. Соединения склеивае мых материалов могут быть получены при холодном и горячем отверж дении. В качестве отвердителя эпоксидных клеев холодного отвержде ния применяют гексаметилендиамин и полиэтиленполиамин. Эпоксид ные клеи готовят на месте потребления смешиванием смолы ЭД-6 (93,5%) и полиэтиленполиамина (6,5%). Приготовленный клей исполь зуется в течение 20—30 мин при температуре 20° С, после чего клей для дальнейшего использования становится малопригодным ввиду частичного отверждения. Полное отверждение наступает после 24 ч. Применяются эти клеи для склеивания металлов и неметаллических материалов в конструкциях несилового назначения.
Для уменьшения усадки при отверждении в пасты вводят до 60% наполнителя: порошкообразных металлов, графита, талька, каолина и др. Наполнитель в смолу следует добавлять перед отвердителем. Ра бочая температура клеевых швов для холодного отверждения — от —60 до +100° С, горячего отверждения — от —60 до +120° С. При работе с эпоксидным клеем надо соблюдать меры предосторожности, так как его пары вызывают отравление и раздражение кожи.
Клеи на основе кремнийорганических соединений обладают высо кой теплостойкостью. Их применяют при склеивании металлов, сте кол и других материалов.
267
Наименование и марка клеев
ВИАМ-Б-З
БФ-2, БФ-4
ВС-ЮТ
ВС-350
МПФ-1
Клей 88-Н
Лейконат
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
82 |
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Характеристика клеев |
||||
Состав (компоненты), весовые части |
Жизнеспособность клея |
|
|
Назначение |
|
|
|
|
|||||
Фенолоформальдегидная |
смола — |
При 20° С—2,5 —4 ч |
Склеивание пенопластов |
(на основе термореактив |
|||||||||
100; |
ацетон |
технический (или |
|
ных смол), текстолитов, фанеры и деревянных |
|||||||||
этиловый спирт) — 10; |
отверди- |
|
изделий. Клей готовится на месте, применяется |
||||||||||
тель— 12—20 |
|
|
|
в интервале температур от —60 до -f-60°C |
|
||||||||
Спиртовые растворы поливинилбу- |
При температуре не вы Склеивание металлов и сплавов, |
керамики, стек |
|||||||||||
тираля и резольной фенолофор- |
ше 25°С— 6 месяцев |
ла, пластмасс, органического |
стекла, |
дерева, |
|||||||||
мальдегидной смолы |
|
|
кожи |
Клей—однокомпанентный, |
поставляется |
||||||||
|
|
|
|
|
в готовом |
виде и допускает использование в ин |
|||||||
|
|
|
|
|
тервале температур |
от |
—60 до |
-ф-60° С |
|
||||
Раствор |
смеси поливинилацеталя, |
Срок хранения в закры Склеивание деталей и конструкций из стали, алю |
|||||||||||
алкоксисилана и фенолоформаль- |
той таре при комнат |
миния |
и |
его сплавов, |
никеля, цинка, стекло- |
||||||||
дегидной смолы в этиловом спир |
ной температуре—6 ме |
текстолитов на фенолоформальдегидных смолах, |
|||||||||||
те и этилацетате |
|
сяцев |
керамики. |
Клей —однокомпонентный, |
постав |
||||||||
|
|
|
|
|
ляется |
в готовом виде |
и допускает длительную |
||||||
|
|
|
|
|
работу |
в |
интервале |
температур |
от |
—60 |
до |
||
|
|
|
|
|
-f 150° С |
|
|
|
|
|
|
|
|
Раствор |
смеси |
поливинилаусталя |
6 месяцев |
Склеивание деталей и конструкций из стали, алю |
|||||||||
алкоксисилана и фенолоформаль- |
|
миния |
и |
его сплавов, |
пластмасс, |
керамики и |
|||||||
дегиднофурфурольной |
смеси в |
|
др. Клей |
поставляется |
в готовом |
виде. Допу |
|||||||
этиловом спирте и этилацетате |
|
скается применение |
в интервале температур от |
||||||||||
|
|
|
|
|
—60 |
до |
ф350°С. |
При 350° С длительность |
|||||
|
|
|
|
|
работы не должна превышать 5 ч |
|
|
|
Спиртовой |
раствор |
метилолпо- |
|
Склеивание |
|
металлов, |
изделий |
из полиамидов |
||||
лиамидной смолы и бакелитового |
|
с температурой |
плавления |
выше 200° С между |
||||||||
лака |
|
|
|
собой и |
с |
металлами, |
а также |
пенопластов и |
||||
|
|
|
|
стеклопластов с металлами. Клей поставляется |
||||||||
|
|
|
|
в готовом виде. Допускается длительное исполь |
||||||||
|
|
|
|
зование |
в |
интервале |
температур |
от |
—60 до |
|||
|
|
|
|
+ 60е С |
|
|
|
|
|
|
|
|
Раствор резиновой смеси № 31-Н |
3 месяца |
Склеивание холодным способом вулканизирован |
||||||||||
с бутилфенолоформальдегидной |
|
ной резины на любой основе с металлом, ко |
||||||||||
смолой 101 в смеси |
с бензином, |
|
жей, деревом, стеклом. Поставляется в готовом |
|||||||||
взятых в |
соотношении 2 s 1 |
|
виде и может |
применяться |
в интервале темпе |
|||||||
|
|
|
|
ратур от |
—40 до -ф-60° С и в |
атмосфере с от |
||||||
|
|
|
|
носительней влажностью 98% |
при температуре |
|||||||
|
|
|
|
+ 40° С |
|
|
|
|
|
|
|
|
Раствор трифинилметантриизоцио- |
1 год |
Соединение методом горячей вулканизации не- |
||||||||||
ната в дихлорэтане |
|
|
вулканизированных резин из СКН, СКВ, СКС, |
|||||||||
|
|
|
|
найритового и |
других |
каучуков |
с |
изделиями |
||||
|
|
|
|
из стали, |
дюралюминия или латуни. |
Клей по |
||||||
|
|
|
|
ставляется |
в готовом виде и допускает приме- |
|||||||
|
|
|
|
менение |
в |
интервале |
температур |
от |
—50 до |
|||
|
|
|
|
ф100е С |
|
|
|
|
|
|
|
|
ю
о
(О
Клеевые соединения на кремнийорганических смолах выдержи вают длительное воздействие температур до 200—250° С и кратковре менно — до 300° С.
Резиновые клеи изготовляются из натуральных и некоторых синте тических каучуков, растворенных в органических растворителях. Клеи предназначаются для приклеивания резин на любой основе к ме таллу, дереву, стеклу и для склеивания этих материалов между собой.
§4. РЕЗИНЫ, ОБИВОЧНЫЕ, УПЛОТНИТЕЛЬНЫЕ
ИИЗОЛЯЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Резины широко применяют как конструкционный материал в раз личных отраслях промышленности. Они допускают значительные де формации, оставаясь при этом упругими и эластичными, имеют высо кую прочность (при разрыве до 400 кгс/см2), водостойкость, низкую газопроницаемость, малую электропроводность. Эти свойства позво лили резине занять особое место среди конструкционных материалов. Из нее изготовляют шины, трубки, ремни, шланги, прокладочные, изо ляционные, уплотнительные материалы.
Вконструкцию современного автомобиля входит свыше 500 наи менований различных деталей из резины. Важнейшим видом резиновых изделий являются шины. На их производство расходуют 65% всего вырабатываемого каучука.
Всостав резин входят: каучук, содержание которого колеблется от 5 до 98%, мягчители, наполнители, вулканизирующие агенты, уско рители вулканизации, противостарители, а также вещества, повыша ющие морозостойкость.
Основным компонентом резины является к а у ч у к н а т у р а л ь н ы й (НК) и с и н т е т и ч е с к и й (СК). Каучук натуральный по лучают из каучуконосных растений. Товарный НК содержит до 94% каучука. Натуральный каучук представляет собой высокомолекуляр ный углеводород с эмпирической формулой (С5Н8)„. Углеводород по строен из многих изопреновых единиц, соединенных между собой в ли нейную структуру
СН3
—СН2 —СН = С—СН2 —.
Средний молекулярный вес — 150 000 — 500 000. Строением и мо лекулярным весом определяются физико-механические свойства НК. Удельный вес каучука — от 0,915 до 0,930 г/см3.
Эластичные свойства каучука ограничиваются температурным ин тервалом. При минус 70° С каучук становится хрупким, а выше +80° С он начинает плавиться, превращаясь в смолоподобную массу, которая при охлаждении не приобретает свойств исходного вещества. Наличие двойных связей в молекуле НК обусловливает его способность реаги ровать с водородом, галогенами, серой, кислородом и другими вещест вами. Взаимодействие каучука с кислородом происходит при комнат
270
ной температуре и с течением времени приводит его к старению. При взаимодействии каучука с серой происходит вулканизация — перевод каучука в резину, которая приобретает более высокие технические свойства по сравнению с сырым НК. Натуральный каучук растворяется в углеводородах и не растворяется в воде, спирте и ацетоне.
Натуральный каучук не может удовлетворить все возрастающие потребности в резине, поэтому промышленность вырабатывает боль шое количество синтетических каучуков.
Синтетические каучуки получают из продуктов переработки неф ти. Все виды синтетических каучуков (СК) представляют собой высоко молекулярные органические соединения цепного строения, получа ющиеся в результате полимеризации мономеров-каучукогенов (соеди нений, содержащих ненасыщенные связи), и полимеры, описанные вы ше.
При получении СК в качестве мономеров применяют бутадиен, хлорпрен, изопрен, изобутилен и другие газообразные углеводороды.
В промышленном масштабе выпускаются каучуки общего и спе циального назначения. К первым относятся СКВ — бутадиеновый, СКС — бутадиенстирольный, СКИ — изопреновый; ко вторым СКН— бутадиеннитрильный, хлорпреновый (найрит), БК — бутилкаучук и др.
СКВ — бутадиеновые каучуки получают полимеризацией бутадие на СН3 = СН — СН = СИ2 в присутствии катализатора — металли ческого натрия
(—СН2—СН = СН—СН2—)т —(СН2 —СН —)„
СН
II
сн2
Натрийбутадиеновый каучук представляет собой полимер с нере гулярным, беспорядочным чередованием звеньев, что является отли чительной чертой по сравнению с НК.
Резина из каучука СКВ в отличие от натурального каучука и неко торых видов синтетических каучуков обладает невысокими физико механическими показателями (предел прочности при разрыве — 18 — 22 кгс/см2 и относительное удлинение— 550—600%) и низкой износо- и морозостойкостью. Это объясняется неоднородностью молекуляр ной цепи и меньшим количеством двойных связей по сравнению с НК. Плотность таких каучуков — 0,90—0,92 г/см3, молекулярный вес ко леблется в пределах от 80 000 до 200 000. СКВ легко растворяется в бензине, бензоле, хлороформе и других растворителях, но клеящая способность этих растворов низкая. Поэтому при сборке деталей рези новых изделий из натрийбутадиенового каучука применяют клей из натурального или изопренового каучука. Каучук СКВ широко при менялся в автомобильной промышленности для изготовления шин н резиновых технических изделий. Ввиду недостаточно хороших элас тических и прочностных свойств он вытесняется более современными марками СК.
271