Файл: Вопросы гигиены труда и профзаболеваний материалы итоговой научной конференции..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 105

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

О недостаточно качественной работе по профориентации пока­ зал анализ данных анкетного опроса учащихся профессиональнотехнических училищ. 30% учащихся пришли в училище случайно («надоумили друзья») и плохо представляют себе будущую про­ фессию. Значительная группа учащихся третьего курса (12%) ду­ мает в дальнейшем идти работать на другое производство.

С целью разработки стандартов физического развития мы про­ вели антропометрическое обследование 776 учащихся профессио­ нально-технических училищ в возрасте 15—18 лет. Исследовали рост стоя, рост сидя, вес, окружность грудной клетки, мышечную силу правой и левой кисти, максимальное и минимальное артериальное давление, жизненную емкость легких.

Абсолютные антропометрические данные, их прирост по годам, а также сопоставление с аналогичными данными подростков дру­ гих городов свидетельствуют о достаточно высоком физическом раз­ витии учащихся профессионально-технических училищ металлурги­ ческой промышленности.

Таким образом, наличие комплекса неблагоприятных факторов в конверторном цехе свидетельствует о необходимости более стро­ гого подхода к профотбору учащихся, их медицинскому обслужи­ ванию и организации производственной практики. Необходимо про­ водить тщательный отбор при приеме подростков в училища, гото­ вящих специалистов для металлургической промышленности, руко­

водствуясь _при этом не только сотоянием физического развития юноши, но также и функциональным состоянием отдельных систем и органов, а также строго придерживаться перечней медицинских противопоказаний к приему в профессионально-технические учили­ ща.

Большое значение имеют и другие организационные мероприя­ тия, в частности выделение учащихся в отдельные бригады, что обеспечит соблюдение оптимального режима труда и отдыха, при­ ема пищи, повышение общей сопротивляемости организма, длите­ льный полноценный сон (8—8,5 часов в сутки), достаточное пребы­ вание на воздухе (2—3 часа в день), лечебно-профилактическое питание, использование профилакториев, спортлагерей, домов от­ дыха, санаториев.

Осуществление комплекса перечисленных санитарно-гигиениче­ ских и организационнных мероприятий будет способствовать сохра­ нению здоровья и высокой работоспособности будущих молодых

рабочих.

ОРТОПЕДИЧЕСКИЕ ВМЕШАТЕЛЬСТВА НА СУХОЖИЛЬМЫШЕЧНОМ АППАРАТЕ У БОЛЬНЫХ С ПОРАЖЕНИЯМИ СПИННОГО МОЗГА В КОМПЛЕКСЕ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ

ТЕРАПИИ

Ю. А. Федорихин, Е. В. Тцач, С. Н. Кассовская

Среди многочисленных осложнений при травматической болезни спинного мозга, препятствующих проведению реабилитационных мероприятий, видное место занимают порочные установки суставов конечностей, обусловленные погрешностями ухода и укладки при вынужденном длительном пребывании больных в постели и выра­ женной спастичпостыо мышц конечностей.

При наличии вялых параличей существуют общепринятые ме­ роприятия по ликвидации контрактур (тепловые процедуры, раз­ работки, редрессации, оперативные вмешательства и др.) и разно­ гласий среди авторов в этом вопросе нет. Наиболее спорным являет­ ся вопрос о способах ликвидации спастических нейро-тендо-миоген- ных контрактур.

Методики консервативного снятия спастичности мышц перимускулярнымн спирт-новокаиновыми блокадами, эндолюмбальным введением раствора фенол-глицерина (С. Н. Кассовская, 1971), тсрмодсструкцни поясничного утолщения спинного мозга (Е.И.Бабиченко, 1965) стойкого терапевтического эффекта не дают, а пред­ ложенный метод открытой миелотомии поясничного утолщения (Н. С. Чипко, 1971) травматичен и не всегда оправдан.

Методика взаимного удлинения мышц сгибателей бедра, разра­ ботанная в Иркутском Г1ИИТО Л. Л. Головных (1965), дает воз­ можность не только устранить порочное положение в тазобедрен­ ном суставе, но и оставляет сохранной функцию этих мышц. Кроме того, нами отмечен положительный эффект при взаимном удлинении однотипнофункционирующих мышц—значительное снижение спа­ стичности этих мышц, что несравненно улучшает возможности ре­ абилитации больных с поражениями спинного мозга, особенно в позднем периоде травматической болезни спинного мозга.

В связи с вышеуказанным перед нами была поставлена задача установления полного объема ортопедической помощи больным с различными уровнями поражения спинного мозга, характера опе­ ративных вмешательств и их исходов.

Под нашим наблюдением находилось 22 больных, у которых имелись контрактуры суставов нижних конечностей в функциональ­ но невыгодном положении, не поддающиеся консервативному ле­ чению. Этим больным проведено 48 операций.

С вялыми параличами нижних конечностей было всего двое больных, которым проведено удлинение ахилловых сухожилий по поводу эквинусной деформации стоп.


У 20 больных наблюдались спастические параличи нижних ко нечностей и для ликвидации контрактур и снижения спастичности одному больному приходилось проводить до 8 операций. В 15 слу­ чаях проведено удлинение ахилловых сухожилий по Баеру, в 10— взаимное удлинение сгибателей бедер (в одном случае—с одномо­ ментным вправлением паралитического вывиха головки бедра), в 9—взаимное удлинение сгибателей голени, в 10—рассечение при­ водящих мышц бедер и в одном случае—удлинение разгибателя большого пальца стопы. Наибольший эффект достигался при про­ ведении больному комплекса оперативных вмешательств—удлине­ ние сгибателей бедер, голеней, ахилловых сухожилий и рассече­ ние приводящих мышц бедер.

К особенностям оперативных вмешательств на сухожильномышечном аппарате у больных с поражениями спинного мозга сле­ дует отнести наличие обширного спаечного процесса между сухо­ жилиями и мышцами и их влагалищами, что затрудняет выделение сухожилий и мышц из своего ложа и сопровождается значительным кровотечением. Наличием обширного спаечного процесса мы и склонны объяснить малую эффективность выше перечисленных кон­ сервативных и оперативных методов лечения, что подтверждает вы воды Л. Л. Головных (1965, 1967). У всех больных, которым прове­ дены сухожильно-мышечные пластики по поводу порочных устано­ вок нижних конечностей, получен только положительный резуль­ тат. Осложнений после этих операций мы не наблюдали. В после­ операционном периоде гипсовые повязки больным не накладывали, а иммобилизацию проводили с помощью ортопедических петель, стопоупоров, укладок и др.

Результаты сухожильно-мышечной пластики у спинальных боль­ ных позволяют широко рекомендовать их в повседневную практику реабилитационной терапии, способствуют значительному снижению спастики и устранению порочных установок нижних конечностей. Однако до настоящего времени не решен вопрос о методах сниже­ ния спастичности мышц грудной клетки, передней брюшной стенки и мышц верхних конечностей при высоких повреждениях спинного мозга. Дальнейшие исследования должны быть направлены на вы­ работку методик по снижению спастичности мышц грудной клетки, живота и верхних конечностей у больных с поражениями шейного и верхне-грудного отделов спинного мозга.

АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА РАБОЧИХ ШАХТОСТРОИТЕЛЬНЫХ УПРАВЛЕНИЙ КОМБИНАТА

«КАРАГАНДА ШАХТОСТРОЙ» А. Г. Швецов, Д. С. Воловский, А. В. Куяров

Создание безопасных условий работы на промышленных пред­ приятиях имеет не только гуманное, но и экономическое значение, т. к. внедрение организационно-технических и сацитарио-гигиенпче-

257


ских мероприятий, направленных на предотвращение несчастных случаев, способствует одновременно и уменьшение потерь рабочего времени, предотвращению инвалидизации рабочих и значительному повышению производительности их труда.

Ежегодно государство расходует огромные средства на созда­ ние безопасных условий труда и оздоровительные мероприятия в горнорудной и угольной промышленности. Так, в 1968 году затраты на обеспечение безопасных условий труда в расчете на одного под­ земного рабочего составили 163 рубля, что в 3 раза превышало за­ траты 1957 года. Тем не менее уровень производственного травма­ тизма па предприятиях горнорудной и угольной промышленности до настоящего времени остается довольно высоким. Это побудило пас к более детальному анализу данной нозологической группы.

Проведен углубленный анализ травматизма в трех шахтострои­ тельных управлениях комбината «Карагандашахтострой» за 1968

—1971 гг., сопровождавшегося временной потерей трудоспособно­ сти, на основании изучения копий больничных листов.

В структуре травматизма выделяются 3 категории травм: бы­ товые, связанные с производством (т. е. полученные в пути следо­ вания на работу или с работы) и производственные (т. е. получен­ ные непосредственно во время выполнения работы).

Соотношение производственных и связанных с производством травм представлено в таблице 1.

Таблица 1

Соотношение производственных и связанных с производством травм в структуре производственного травматизма шахтостроителей

l i l a x T o c r p t ителыюе

|

Подземные рабочие

Поверхностные рабочие

I

 

связан.

произ­

связан'в

управление (условно)

j

п р о и з -

!

В О Д .

С Г ф О Н З В .

вол.

с произ.

Управление № 1

 

57,8

42,2

58,5

41,5

Управление № 2

 

50,8

49,2

Управление № 3

 

56,4

43,6

Из таблицы следует, что производственные травмы составляли в различных шахтостроительных управлениях от 51 до 58% всех травм «производственной» группы, рассматриваемых в общей стру­ ктуре временной нетрудоспособности совместно (произродствен-

т



ные +связанные с производством). Соотношение этой группы травм с бытовыми у подземных рабочих от 1:1 до 1:2, у поверхностных—

от 1:2 до 1:7.

Если уровень производственных травм зависит от организации производственного процесса, условий работы, состояния рабочего и др., то связанные с производством травмы приближаются по свое­ му характеру к бытовым, а конкретные причины и тех, и других лежат вне производственной сферы и, как правило, не изучаются (Л. К. Хоцянов, 1955; 1957). Оплата же травм, связанных с произ­ водством, производится наравне с производственными в 100% раз­ мере. Совместное рассмотрение их приводит к значительному иска­ жению показателей производственного травматизма.

Так, в одном из управлений отмечено снижение травм производ­ ственной группы среди подземных рабочих в 1,6 раза (к уровню 1968 года), при этом частота производственного травматизма сни­ зилась в 2,6 раза, а частота связанного с производством травматиз­ ма возросла в 2 раза. Среди поверхностных рабочих этого управле­ ния уровень травматизма в рассматриваемые годы почти не изме­ нился, но при дифференцированном анализе выясняется, что часто­ та производственных травм снизилась в 1,6 раза, а частота связан­ ных с производством травм возросла в 1,8 раза.

Таким образом, совместное рассмотрение показателей произ­ водственного и связанного с производством травматизма недопу­ стимо.

При анализе производственного травматизма рабочих-шахто- строителей чётко прослеживается зависимость частоты и тяжести травм от условий рабочей среды. Так, уровень производственного травматизма среди подземных рабочих в различные годы в 2,5— 8,1 раза выше, чем среди поверхностных рабочих с их.более благо­ приятными условиями труда.

Причины производственного травматизма можно условно све­ сти в 2 группы: по виду травмирующего агента и по организацион­ ным причинам.

По нашим данным в 39,1% производственных травм травмиру­ ющим агентом явилось падение кусков породы, в 33,5%-—ручные инструменты и механизмы, в 9,7%—внутришахтный транспорт. К прочим причинам (17,7%) отнесены редко встречающиеся и трудноклассифицируемые причины.

Среди «принятых» в каждом году рабочих наиболее высок уро­ вень травматизма от ручных инструментов и механизмов (42,3%), среди «уволенных»—от падения кусков породы (47,0%). В первом случае высокая частота травматизации может быть объяснена от­ сутствием у данной категории рабочих достаточных навыков рабо­ ты с ручными инструментами и механизмами. Высокая тяжесть

259