Файл: Бельцов, В. М. Технологическое оборудование отделочных фабрик текстильной промышленности учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 105

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПРОМЫВНЫЕ И ПРОПИТОЧНЫЕ МАШИНЫ

81

рушению пограничных слоев и пенообразованию. Это делает воз­ можным применение ультразвука для интенсификации некоторых процессов промывки и крашения, в особенности при крашении гидро­ фобных волокон. Однако применение ультразвука пока еще не вышло из стадии опытов, а обсуждение их результатов еще имеет полеми­ ческий характер.

Вакуумирование оказалось эффективным средством интенсифи­ кации процесса пропитки волокнистого материала рабочими раство­ рами. Оно заключается в обезвоздушивании волокна с помощью вакуума в течение 2с при глубине вакуума 75 кН/м2. Последующая пропитка раствором ускоряется в 2—2,5 раза, что позволяет соответ­ ственно увеличить скорость прохождения материала (ткани) через ванну. Пропитка в вакууме— многообещающий способ отделки, заслуживающий серьезного внимания.

§ 2. ПРОМЫВНЫЕ И ПРОПИТОЧНЫЕ МАШИНЫ

Мокрая отделка тканей складывается из последовательных обра­ боток их растворами химических реактивов или красителей и про­ мывок. Плотные ткани и ткани, изготовленные из крученой пряжи, легко заламываются, поэтому рекомендуется обрабатывать их врасправку, так как заломы отчетливо проявляются в виде полосатости при крашении.

Существует мнение, что жгутовая обработка в принципе про­ тивопоказана всем тканям, ибо помимо заломов при жгутовой об­ работке и отжиме не достигается равномерная пропитка ткани ма­ териальным раствором по ширине полотна. Однако в отделочном производстве обрабатывается много тонких и мягких тканей, которые мало чувствительны к заломам, а в то же время жгутовая обработка позволяет создать машины с более высокими скоростными режимами (400—500 м/мин), чем при обработке врасправку (100—200 м/мин).

Существенным фактором при мокрой обработке тканей является натяжение, которое приводит к вытяжке и к увеличению потреби­ тельской усадки. Чтобы этого избежать, целесообразно все ткани обрабатывать в свободном состоянии. Однако машины, работающие с натяжением, способны работать с более высокими скоростями, чем машины, обрабатывающие ткани в свободном состоянии. Поэтому в ряде случаев предпочитается обработка ткани с натяжением, но при высоких скоростях.

Машины с натянутым жгутом для пропитки или промывки тка­ ней в основном находят применение в отбельном производстве хлоп­ чатобумажной промышленности. По старой терминологии их на­ зывают мойно-материальными. Конструктивно они почти одинаковы и отличаются лишь системой коммуникации и приборами автомати­

ческого контроля и

регулирования

технологических процессов.

В СССР выпускаются

машины с раздельной проводкой двух жгу­

тов — двухручейные, марки ММ-200-6

и машины с проводкой двух

6 В . М . Бельцов


82 ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОМЫВКИ И ПОДГОТОВКИ К КРАШЕНИЮ

жгутов в одном ручье марки ММ-110-2 (последняя модификация МН-1). Двухручейные машины находят применение в жгутовых ли­ ниях АОЖ-2 и ЛЖО-2 для поточного беления хлопчатобумажных тканей. На базе машин ММ-110 и МН-1 соответственно выпущены опытные линии ОЛБ-1 и ЛЖО-1 для беления тканей двумя жгутами в одном ручье.

Схема устройства и заправки машины типа ММ-200 показана на рис. 46. Основными рабочими органами машины являются промывная ванна 1 емкостью 1200 л, внутри которой установлены обрезиненные

Рис. 46. Схема заправки жгутов ткани в пропиточно­ промывной машине типа ММ-200

тканенаправляющие ролики 2, а также гребенки 3 для разделения жгутов. Над ванной вертикально расположены три стальных обрезиненных вала 4. Букса нижнего вала неподвижна, а буксы среднего и верхнего валов соединены тягами и имеют свободный ход в направ­ ляющих рам остова. При разведении валов устанавливается зазор в 30 мм. Машина снабжена направляющими кольцами 5, узлоуло­ вителями 6, выборочными блоками 7, спрыском 8 для подачи воды и сливом 9 для отвода ее в канализацию. В ванне вода движется про­ тивотоком навстречу жгутам. В пропиточных машинах, наоборот, растворы подаются со стороны заглушенного слива по принципу прямотока, который при пропитке считается более эффективным.

Прижим валов — пневматический с двусторонней подводкой воз­ духа к пневмоцилиндрам. Ведущим является нижний вал, который получает вращение от двигателя переменного тока с динамическим торможением. Схема заправки — спиральная от периферии к центру валов с числом петель до 10 (на рисунке показано по три петли).

Вилочный узлоуловитель автоматически

останавливает машину

при прохождении узла, который, задевая

за вилку, поворачивает

ее ось, воздействуя кулачковым механизмом на концевой выключа­

П Р О М Ы В Н Ы Е И П Р О П И Т О Ч Н Ы Е МА ШИ НЫ

83

тель (кнопку «стоп»). Скорость движения ткани в машинах — 200— 224 м/мин на один жгут, т. е. 400—448 м/мин на оба жгута, что в 1,5— 2,0 раза превышает скорость ряда зарубежных машин, заправляемых в один жгут. Машины типа ММ-200 обладают довольно высокой эф­ фективностью промывки, интенсифицированной отжимами, пропо­ ласкиванием, противотоком. Ее недостатком является большой расход воды— около 30 м3/ч. Другой существенный недостаток этих машин — большое натяжение жгутов, что приводит к вытяжке ткани, в результате которой скорость жгута на выходе из машины превышает его скорость на входе, т. е. и2 >• ух и vi . В резуль­ тате неравномерности натяжения жгутов нарушается синхронность их движения, т. е. у2 Ф и возникают затруднения при агрегиро­ вании машин с помощью Сапожковых компенсаторов, шахты которых заполняются неравномерно, автоматическое управление работой агрегата нарушается, машины приходится останавливать для вы­ равнивания заполнения шахт, к. п. в. агрегата или линии сни­ жается .

Происходящие изменения длины жгутов можно подсчитать по формуле В. П. Коретко. Если обозначить скорость движения ткани в первой подающей машине через их, а усадку в компенсаторе у

(в %), то изменение длины ткани в минуту составит

м.

Если обозначить скорость движения ткани во второй выбирающей машине через у2, а притяжку, которую она сообщает ткани, через п (в %), то изменение длины ткани в минуту составит на этом участке

(ц 2 + щ*)

м.

Тогда общее изменение длины

ткани

(в м/мин)

составит

 

 

 

 

 

 

 

 

(34)

Для нормальной работы агрегированных машин желательно,

чтобы А у =

0,

тогда необходимо, чтобы их = у2

и у =

п. Практи­

чески притяжка и усадка не компенсируются, поэтому для нормаль­ ной работы агрегированных машин необходимо плавное регулиро­ вание скоростей машин, а жгуты желательно сложить в один ручей, как это выполнено на машинах ММ-110 и МН-1. При этом появляется необходимость непрерывного и беспрепятственного их разъединения, что осложняется скручиванием жгутов при прохождении через машины. Конструктивно эти машины аналогичны машинам ММ-200, но сложенные в один ручей жгуты заправляются слева направо, верхний вал выполнен в виде двух катушек по краям, габариты ма­ шины и объем ванны уменьшены почти вдвое.

Тканенаправляющие ролики устанавливаются под некоторым углом к оси вала в вертикальной плоскости, что обеспечивает само­ произвольный сдвиг петель в направлении заправки (эффект самозаправки) и уменьшает трение в пальцах гребенки. В машину за­ правляется до восьми петель, длина заправки ткани немного умень­

6*


84 О Б О Р У Д ОВ А Н ИЕ Д Л Я П Р О М Ы ВК И И ПОДГОТОВКИ к КР А ШЕ НИ Ю

шается, что должно несколько снизить эффективность промывки. Частично этот недостаток компенсируется установкой грязевого корыта под отжимными валами. Машины ММ-110 и МН-1 оснащены двигателями постоянного тока; они агрегируются при помощи блоч­ ных компенсаторов, что позволяет осуществлять плавное регулиро­ вание скоростей машин, автоматизировать управление работой агре­ гата и повысить к. п. в. до 0,8—0,85. Так как на машинах ММ-200

 

и МН-1 все

же сохраняется достаточно

 

высокое натяжение жгутов, область их

 

применения

ограничена хлопчатобумаж­

 

ными тканями,

а возникающее ослабле­

 

ние петель при

их вытягивании частично

 

компенсируется

приданием

сигарообраз­

 

ной или ступенчатой формы валам машин

 

ММ-200 и конусообразной формы

валам

 

машин МН-1. Увеличение диаметра

вала

 

составляет всего 0,2—0,4 мм, что обеспе­

 

чивает необходимое увеличение окружной

 

скорости валов на выходе жгутов. Совре­

 

менные машины оборудуютсясредствами

 

автоматического контроля, регулирования

 

температуры,

расхода воды

и материаль­

 

ных растворов,

а также средствами регу­

Рис. 47. Схема промывной

лирования уровня растворов, блокиров­

кой пуска и останова с подачей воды или

машины «тензитрол»

 

материальных растворов и др.

 

Машины с минимальным натяжением жгутов заправляются одним

жгутом и отличаются

высокой скоростью движения

ткани — до

300 м/мин и более. Минимальное натяжение жгутов достигается за счет опережения на 15—20%, которое сообщается ведущим орга­ нам машины по отношению к скорости движения ткани, а также спо­ собности машины к саморегулированию натяжения ткани.

В качестве примера рассмотрим промывную машину «тензитрол» (рис. 47) фирмы «Родней Хант» (США). Машина имеет следующие основные узлы: ванну 1, два приводных вала 2, на каждом из которых свободно сидят по 14 направляющих блоков 3, два нижних приводных ведущих ролика 4, находящихся в ванне, отжимную пару валов 7 и привод. Жгут ткани заправляется через кольцо на блок верхнего вала, затем через нижнюю гребенку 6 на нижний ролик, огибает планку 5 и через верхнюю гребенку поступает на второй блок, и так последовательно проходит через все верхние блоки, образуя по спи­ рали 14 вертикальных петель. Затем жгут переходит во вторую секцию, в которой движется таким же образом по спирали, но в об­ ратном направлении, и поступает на отжимную пару валов. Нижние ролики 4 — гладкие — являются ведущими и сообщают ткани дви­ жение за счет трения жгутов об их поверхность; они вращаются, с некоторым опережением ткани. Чем больше сила трения, тем выше


П Р О М Ы В Н Ы Е И П Р О П И Т О Ч Н Ы Е МА ШИНЫ

85

скорость движения жгута, но сила трения зависит от угла обхвата ролика тканью, поверхности их соприкосновения и натяжения жгута. Угол обхвата при регулировании устанавливается с помощью планки 5, которая может перемещаться по вертикали. В машине во время ее работы происходит саморегулирование натяжения жгу­ тов, которое не зависит от величины вытяжки или усадки ткани.

Если почему-либо произойдет

 

увеличение

натяжения

любой

 

из петель жгута, то увеличи­

 

вается

сила

трения

его на по­

 

верхности

нижнего

 

ролика,

 

в связи с чем увеличивается

 

скорость подачи

ткани и натя­

 

жение петель начинает сни­

 

жаться. При ослаблении пе­

 

тель, наоборот, сила

трения

 

снижается,

подача ткани умень­

 

шается

и натяжение

жгута ра­

 

стет. Интенсификация промыв­

 

ки осуществляется за счет уве­

 

личения числа петель до 28, что

 

увеличивает

длительность

об­

 

работки ткани в ванне,

а также

 

за счет интенсивного перемеши­

 

вания жидкости жгутами, про­

 

тивотока и

нагревания.

Если

 

требуется

очень

интенсивная

 

промывка, машины сдваиваются

 

без промежуточного

 

отжима.

 

Такие сдвоенные машины на­

 

зываются тандем-тензитрол. Ма­

Рис. 48. Схема заправки жгутов ткани

шины

тензитрол

предназнача­

в машину МС-260-1 со свободным жгутом

ются

только

для

промывки

 

тканей, а пропитку жгута рекомендуется проводить в свободном состоянии на специальных машинах-сатураторах. И те, и другие входят в состав отбельных линий системы «Дюпон» фирмы «Родней Хант», в которых ткани обрабатываются со скоростью до 270 м/мин при к. п. в., равном 0,9.

Машины со свободным жгутом применяются для обработки тка­ ней или трикотажных полотен, структура которых чувствительна к натяжению. Машины со свободным жгутом можно успешно приме­ нять и для хлопчатобумажных тканей, если нежелательна их вы­ тяжка. На рис. 48 показана схема заправки машины МС-260-1, предназначенной для промывки или пропитки льняных тканей в процессе их беления.

Подобно машинам типа ММ-200 эти машины также трехвальные, все валы 1 обрезинены, прижим валов пневматический. Окончатель­


86 О Б О Р У Д ОВ А Н ИЕ Д Л Я П Р ОМ Ы В КИ И ПОДГ ОТОВКИ К К Р А Ш Е Н И Ю

ный отжим жгутов осуществляется верхним валом. Ванна 3 имеет углубленную форму с наклонной стенкой, по которой свободные жгуты сползают в ванну и гофрами укладываются на дно. Для преду­ преждения наматывания жгутов на валы устанавливается отбойный ролик 2, опережающий движение ткани. После ванны жгуты через гребенку 4 и направляющий ролик поступают в нижнее жало валов, затем снова на отбойный ролик, и цикл повторяется.

В ванне машины может происходить некоторая усадка ткани, вызывающая заметное укорочение первых петель. Такая усадка главным образом наблюдается при заправке в машину суровых тка­ ней, в связи с чем возникают известные трудности при эксплуатации машин. Интенсификация промывки достигается за счет увеличения длины заправки и отсутствия натяжения ткани, что способствует более эффективной пропитке. Скорость движения жгутов составляет 40— 140 м/мин, что значительно меньше, чем на машинах с натянутым жгутом. Некоторое растягивающее усилие жгуты ткани все же полу­ чают при их движении и при отжиме в валах, в которых удельное давление составляет 10— 12 кН/м.

Для промывки шерстяных тканей применяют также машину со свободным жгутом марки ПЖ-220-Ш-7 (см. ниже).

Жгутовые машины U-образного (сапожкового) типа применяются для пропитки и промывки свободным жгутом тканей с легко повре­ ждающейся структурой, например марли, гардинно-тюлевых или трикотажных изделий. За рубежом применяют машины типа мультифлекс фирмы «Клейневеферс» (ФРГ). Аналогичные опытные образцы таких машин выпущены в СССР — марки МС-32 и МС-1. Общим для всех этих конструкций является наличие ванны U-образной формы подобно сапожковому компенсатору, в которую свободно уклады­ вается жгут ткани без натяжения. Создание машин для мокрой об­ работки тканей с легко деформирующейся структурой и трикотажных полотен является актуальной проблемой, так как эти отрасли про­ мышленности развиваются быстро.

Жгутомойная машина типа мультифлекс работает по принципу свободного движения жгута, промывка интенсифицируется за счет полоскания и разбавления загрязнений, причем особое значение при­ дается длительности воздействия моющего или пропитывающего раствора на материал. Емкость каждого «сапожка» составляет около 30 кг ткани, а скорость движения ткани может достигать 220 м/мин, что является существенным преимуществом конструкции. На рис. 49 показана схема промывной машины мультифлекс, состоящей из шести компенсаторов 1, расположенных рядом, и пары отжимных валов 2. Над каждым компенсатором смонтировано по две форсунки, пода­ ющих воду с двух сторон жгута. Вода стекает в нижнюю часть ком­ пенсатора и отводится в канализацию. Подобные машины могут ис­ пользоваться и для пропитки тканей. Машины могут агрегироваться друг с другом. В СССР построена опытная линия ЛОС-1, в состав которой входят машины сапожкового типа МС-1. Линия предназна­