Файл: Бельцов, В. М. Технологическое оборудование отделочных фабрик текстильной промышленности учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 82

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т Е Х Н И К А БЕЗОПАСНОСТИ ПР И О Б С Л У Ж И В А Н И И О БО РУ ДОВ АНИЯ

9

скнй экспериментально-конструкторский машиностроительный институт (НИЭКМИ) рекомендует для изготовления подшипников применять декорозит и пластмассы марок ЭМ-60Г на основе эпоксид­ ных смол, которые недороги и наряду с антифрикционными свой­ ствами обладают достаточной химической устойчивостью, тепло­ стойкостью, удовлетворительно переносят различные рабочие на­ грузки.

Немаловажную роль играют различные защитные покрытия. В отделочном производстве широко применяются гальванические способы покрытия цинком, медью, никелем, хромом и их комбина­ ции: хром—никель, медь—хром, медь—никель—хром. Разработаны способы покрытия роликов силикатными эмалями и стеклопласти­ ками на основе эпоксидных смол. Снижение коррозии оборудования в ряде случаев можно получить введением ингибиторов в состав ра­ бочих ванн. Например, по данным автора, введение нитрата натрия и перекиси водорода в количестве соответственно 3,0 и 0,5 (100-про- центной) г/л в состав отбеливающего раствора хлорита натрия позво­ ляет снизить коррозию нержавеющей стали марки Х18Н9Т до безо­ пасных размеров, если концентрация активного хлора не превышает

5 г/л.

§ 5. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОБСЛУЖИВАНИИ ОТДЕЛОЧНОГО ОБОРУДОВАНИЯ

Изготовляемое красильно-отделочное оборудование должно соответствовать требованиям техники безопасности, предъявляемым к машинам в различных отраслях красильно-отделочного производ­ ства текстильной промышленности.

Современное отделочное производство характеризуется интен­ сификацией технологических процессов, увеличением рабочих ско­ ростей, применением новых химических материалов и т. д. Соот­ ветственно необходимо повышать требования по усовершенствованию оградительной техники, механизации трудоемких и опасных про­ цессов. Оборудование в зависимости от назначения должно иметь встроенные в конструкции машин санитарно-технические устройства (воздуховоды для отвода пыли, вредных газов, горячего воздуха, пара), теплоизоляцию, предохрапитальные и аварийные блокировки, сигнализаторы, светильники, механизированные приспособления для чистки и ремонта узлов, заправки и съема продукции, для пере­ вода тяжелых деталей в рабочее положение, подачи рабочих раство­ ров, рабочих и вспомогательных материалов, удаления отходов и др. Современные машины и поточные линии должны иметь удобную и рациональную конструкцию органов управления, компактное рас­ положение узлов и машин; сами машины должны иметь приятные для, глаза формы (архитектуру) с учетом современных требований про­ мышленной эстетики, рабочие места должны иметь хорошую осве­ щенность. Необходимо осуществлять постоянное обучение кадров по



10

О БЩИЕ ХАР АК ТЕ РИ СТИ КИ , У З Л Ы И М Е Х А Н И З М Ы

овладению безопасными методами работы и улучшению условий труда. Отдельные вопросы по охране труда будут освещаться при рассмо­ трении конкретных вопросов работы оборудования.

§ 6. МЕХАНИЗМЫ ДЛЯ ЗАПРАВКИ ТКАНЕЙ В МАШИНЫ

Существует много различных механизмов для заправки тканей в машины жгутом или врасправку. Главная задача заправочных механизмов состоит в том, чтобы обеспечить продвижение жгута или полотна ткани по заданному направлению и при минимально требуемом натяжении. При повышенном натяжении ткани создается угроза ее вытяжки и происходит перегрузка рабочих органов машин и их двигателей. В то же время при очень слабом натяжении ткани в машинах образуются продольные складки на полотне (засечки) и загнутые кромки, управление движением полотна затрудняется, полотно стремится сбиться в сторону от осевого (продольного) направления машины, возможно наматывание его на рабочие органы машины.

Для перемещения и заправки тканей в машины применяются направляющие кольца, заправочные брусья — неподвижные или снабженные механизмом для регулирования натяжения полотен (бремзы), различные тканенаправители, тканерасправители, кромкорасправители и другие механизмы, направляющие движущуюся ткань и регулирующие ее натяжение.

Направляющие кольца 0 10Q—140 мм изготовляются из нержа­ веющей стали или керамики. Они служат для направления движения жгутов ткани и могут устанавливаться неподвижно или с механизмом поворота на^машинах и между машинами. В последнем случае расстоя­ ние между кольцами не должно превышать 4 м по условиям охраны труда, чтобы не допустить провисания движущихся жгутов, так как это опасно для рабочего. От числа колец и угла обхвата их тканью за­ висит величина трения, а следовательно, и степень натяжения

ткани.

Бремза представляет собой поворотную рамку, состоящую из двух брусков или труб, соединенных жесткой поперечной связью. С по­ мощью маховичка и червячной передачи бремза может поворачи­ ваться вручную и фиксироваться в новом положении, меняя натяже­ ние заправленного через рамку полотна.

Замеры натяжения хлопчатобумажных тканей на запуске пока­ зали, что оно составляет обычно от 10 до 60 Н на 100 мм ширины, что в 25—10 раз меньше разрывной нагрузки полотна. Натяжение полотна, возникающее при отделке, примерно одинаково распро­ страняется на фон и кромки ткани, и если при обработке происходят деформации ткани по фону или разрыв кромок, то эти дефекты яв­ ляются следствием разладок машины. Автоматическое регулирова­ ние натяжения тканей на запуске способствует созданию устойчи­ вого натяжения, что благоприятно отражается на качестве отделки


М Е Х А Н И З М Ы Д Л Я З А П Р А В К И Т К А Н Е Й В МА ШИ НЫ

11

и позволяет рабочему сосредоточить свое внимание на других более ответственных операциях обработки.

Системы автоматического регулирования натяжения тканей можно подразделить на механические, электрические и пневматические. Последние являются наиболее чувствительными и могут отвечать на самые незначительные (мгновенные) изменения натяжения. Элек­ трические и пневматические системы входят в состав привода машин и будут рассмотрены ниже. В качестве примера механической си­ стемы регулирования натяжения ткани приведем регулятор натя­

жения РНЗ-1 систем Ивановского

 

научно-исследовательского

тек­

 

стильного института (ИвНИТИ).

 

Регулятор представляет собой две

 

автоматические

поворотные

брем-

/4-(

зы,

связанные друг с другом зуб-

чатыми колесами, рычагом и пру­

 

жиной,

уравновешивающей

натя-

 

жениеткани. Если оно измениться,

 

равновесие нарушится, рычаг от­

 

клонится

в сторону действия пру­

 

жины или ткани и бремзы начнут

 

поворачиваться, способствуя авто­

 

матическому ослаблению или уве­

 

личению

натяжения полотна.

 

При вводе ткани в машину ши­

 

роким полотном она должна быть

 

хорошо расправлена. Это достига­

Рис. 1. Текстильный лоцман

ется

небольшим

натяжением по­

 

лотна не только вдоль основных нитей, но и вдоль уточных, что предупреждает образование продольных складок (засечек) и загну­ тых кромок. Нельзя допускать сдвиг полотна в сторону от центра

машины; нужно контролировать ширину ткани, движение ее кромок и т. п.

Автоматическое выполнение указанных операций позволяет исключить ручную правку ткани и повысить производительность труда.

Текстильный лоцман (рис. 1, а) — простейший тканенаправитель, обеспечивающий направление движения полотна по средней линии машины. Он состоит из планочной стойки, жестко соединенной в цен­ тре с осью /, установленной в шарнирных подшипниках, располо­ женных на осевой линии машины. На стойке укреплены два ролика 2, свободно вращающиеся в шариковых подшипниках, и планка 3, на которые заправлена движущаяся ткань 4. Вся система образует жесткую рамку, которая может поворачиваться вправо и влево в плоскости ткани на небольшой угол, зависящий от положения огра­ ничителей, установленных по обе стороны рамки. При случайном сдвиге полотна в какую-либо сторону на величину а (рис. 1, б)


12

О БЩИЕ Х АР АК ТЕ РИ СТИ КИ , У З Л Ы И М Е Х А Н И З М Ы

нарушается равновесие сил трения на поверхностях роликов и рамки, в результате чего возникает момент равнодействующей сил трения относительно оси вращения О, заставляющий рамку лоцмана повер­ нуться вокруг своей оси и занять наклонное положение. При этом ролики 2 встречают полотно ткани под углом, в результате чего силы Р, движущие ткань, разлагаются на две составляющие, одна из которых Р г обеспечивает поступательное движение ткани, а дру­ гая Р 2 перемещает ткань вдоль роликов, возвращая ее в исходное направление. Восстанавливается равновесие сил, и лоцман возвра­ щается в горизонтальное положение.

Рис. 2. Схема установки роликовых тканенаправителей

Текстильный лоцман может устанавливаться как в вертикальной так и в горизонтальной плоскостях; он центрирует ткань при любой скорости ее движения, но точность центрирования невелика, ампли­ туда колебания полотна составляет ±30 мм, засечек и загнутых кро­ мок не исправляет.

Роликовые тканенаправители предназначены для ввода (напра­ вления) ткани в машину. Они обеспечивают более устойчивое, чем лоцман, центрирование полотна и одновременно расправляют его по ширине. Принципиальная схема работы тканенаправителей всех систем показана на рис. 2. Они состоят из двух головок, установлен­ ных на механизме разводки, что позволяет обрабатывать ткани раз­ личной ширины. Полотно ткани 1 заправляется кромками в жало направляющих роликов правой и левой головок (рис. 2, а). Каждая головка имеет металлический ролик 2 с закрепленной осью враще­ ния и обрезиненный ролик 3, ось которого установлена на подвиж­ ном рычаге, что позволяет прижимать ролики друг к другу с неко­ торой силой Р. Ширение ткани имеет место при установке роликов под углом а (обычно а = 20°) к нитям утка по ходу движения ткани (рис. 2, в). При этом перпендикулярно осям вращения роликов за счет их прижима и движения ткани возникают силы Nn и Nnp, ко­ торые можно разложить на составляющие £?л и Qnp, растягивающие ткань по ширине, и Q'n и QnP, направленные по ходу движения по­ лотна. В положении, показанном на рис. 2, б, ролики не вызывают