Файл: Бельцов, В. М. Технологическое оборудование отделочных фабрик текстильной промышленности учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 82
Скачиваний: 0
Т Е Х Н И К А БЕЗОПАСНОСТИ ПР И О Б С Л У Ж И В А Н И И О БО РУ ДОВ АНИЯ |
9 |
скнй экспериментально-конструкторский машиностроительный институт (НИЭКМИ) рекомендует для изготовления подшипников применять декорозит и пластмассы марок ЭМ-60Г на основе эпоксид ных смол, которые недороги и наряду с антифрикционными свой ствами обладают достаточной химической устойчивостью, тепло стойкостью, удовлетворительно переносят различные рабочие на грузки.
Немаловажную роль играют различные защитные покрытия. В отделочном производстве широко применяются гальванические способы покрытия цинком, медью, никелем, хромом и их комбина ции: хром—никель, медь—хром, медь—никель—хром. Разработаны способы покрытия роликов силикатными эмалями и стеклопласти ками на основе эпоксидных смол. Снижение коррозии оборудования в ряде случаев можно получить введением ингибиторов в состав ра бочих ванн. Например, по данным автора, введение нитрата натрия и перекиси водорода в количестве соответственно 3,0 и 0,5 (100-про- центной) г/л в состав отбеливающего раствора хлорита натрия позво ляет снизить коррозию нержавеющей стали марки Х18Н9Т до безо пасных размеров, если концентрация активного хлора не превышает
5 г/л.
§ 5. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОБСЛУЖИВАНИИ ОТДЕЛОЧНОГО ОБОРУДОВАНИЯ
Изготовляемое красильно-отделочное оборудование должно соответствовать требованиям техники безопасности, предъявляемым к машинам в различных отраслях красильно-отделочного производ ства текстильной промышленности.
Современное отделочное производство характеризуется интен сификацией технологических процессов, увеличением рабочих ско ростей, применением новых химических материалов и т. д. Соот ветственно необходимо повышать требования по усовершенствованию оградительной техники, механизации трудоемких и опасных про цессов. Оборудование в зависимости от назначения должно иметь встроенные в конструкции машин санитарно-технические устройства (воздуховоды для отвода пыли, вредных газов, горячего воздуха, пара), теплоизоляцию, предохрапитальные и аварийные блокировки, сигнализаторы, светильники, механизированные приспособления для чистки и ремонта узлов, заправки и съема продукции, для пере вода тяжелых деталей в рабочее положение, подачи рабочих раство ров, рабочих и вспомогательных материалов, удаления отходов и др. Современные машины и поточные линии должны иметь удобную и рациональную конструкцию органов управления, компактное рас положение узлов и машин; сами машины должны иметь приятные для, глаза формы (архитектуру) с учетом современных требований про мышленной эстетики, рабочие места должны иметь хорошую осве щенность. Необходимо осуществлять постоянное обучение кадров по
10 |
О БЩИЕ ХАР АК ТЕ РИ СТИ КИ , У З Л Ы И М Е Х А Н И З М Ы |
овладению безопасными методами работы и улучшению условий труда. Отдельные вопросы по охране труда будут освещаться при рассмо трении конкретных вопросов работы оборудования.
§ 6. МЕХАНИЗМЫ ДЛЯ ЗАПРАВКИ ТКАНЕЙ В МАШИНЫ
Существует много различных механизмов для заправки тканей в машины жгутом или врасправку. Главная задача заправочных механизмов состоит в том, чтобы обеспечить продвижение жгута или полотна ткани по заданному направлению и при минимально требуемом натяжении. При повышенном натяжении ткани создается угроза ее вытяжки и происходит перегрузка рабочих органов машин и их двигателей. В то же время при очень слабом натяжении ткани в машинах образуются продольные складки на полотне (засечки) и загнутые кромки, управление движением полотна затрудняется, полотно стремится сбиться в сторону от осевого (продольного) направления машины, возможно наматывание его на рабочие органы машины.
Для перемещения и заправки тканей в машины применяются направляющие кольца, заправочные брусья — неподвижные или снабженные механизмом для регулирования натяжения полотен (бремзы), различные тканенаправители, тканерасправители, кромкорасправители и другие механизмы, направляющие движущуюся ткань и регулирующие ее натяжение.
Направляющие кольца 0 10Q—140 мм изготовляются из нержа веющей стали или керамики. Они служат для направления движения жгутов ткани и могут устанавливаться неподвижно или с механизмом поворота на^машинах и между машинами. В последнем случае расстоя ние между кольцами не должно превышать 4 м по условиям охраны труда, чтобы не допустить провисания движущихся жгутов, так как это опасно для рабочего. От числа колец и угла обхвата их тканью за висит величина трения, а следовательно, и степень натяжения
ткани.
Бремза представляет собой поворотную рамку, состоящую из двух брусков или труб, соединенных жесткой поперечной связью. С по мощью маховичка и червячной передачи бремза может поворачи ваться вручную и фиксироваться в новом положении, меняя натяже ние заправленного через рамку полотна.
Замеры натяжения хлопчатобумажных тканей на запуске пока зали, что оно составляет обычно от 10 до 60 Н на 100 мм ширины, что в 25—10 раз меньше разрывной нагрузки полотна. Натяжение полотна, возникающее при отделке, примерно одинаково распро страняется на фон и кромки ткани, и если при обработке происходят деформации ткани по фону или разрыв кромок, то эти дефекты яв ляются следствием разладок машины. Автоматическое регулирова ние натяжения тканей на запуске способствует созданию устойчи вого натяжения, что благоприятно отражается на качестве отделки
М Е Х А Н И З М Ы Д Л Я З А П Р А В К И Т К А Н Е Й В МА ШИ НЫ |
11 |
и позволяет рабочему сосредоточить свое внимание на других более ответственных операциях обработки.
Системы автоматического регулирования натяжения тканей можно подразделить на механические, электрические и пневматические. Последние являются наиболее чувствительными и могут отвечать на самые незначительные (мгновенные) изменения натяжения. Элек трические и пневматические системы входят в состав привода машин и будут рассмотрены ниже. В качестве примера механической си стемы регулирования натяжения ткани приведем регулятор натя
жения РНЗ-1 систем Ивановского |
|
||||
научно-исследовательского |
тек |
|
|||
стильного института (ИвНИТИ). |
|
||||
Регулятор представляет собой две |
|
||||
автоматические |
поворотные |
брем- |
/4-( |
||
зы, |
связанные друг с другом зуб- |
||||
чатыми колесами, рычагом и пру |
|
||||
жиной, |
уравновешивающей |
натя- |
|
||
жениеткани. Если оно измениться, |
|
||||
равновесие нарушится, рычаг от |
|
||||
клонится |
в сторону действия пру |
|
|||
жины или ткани и бремзы начнут |
|
||||
поворачиваться, способствуя авто |
|
||||
матическому ослаблению или уве |
|
||||
личению |
натяжения полотна. |
|
|||
При вводе ткани в машину ши |
|
||||
роким полотном она должна быть |
|
||||
хорошо расправлена. Это достига |
Рис. 1. Текстильный лоцман |
||||
ется |
небольшим |
натяжением по |
|
лотна не только вдоль основных нитей, но и вдоль уточных, что предупреждает образование продольных складок (засечек) и загну тых кромок. Нельзя допускать сдвиг полотна в сторону от центра
машины; нужно контролировать ширину ткани, движение ее кромок и т. п.
Автоматическое выполнение указанных операций позволяет исключить ручную правку ткани и повысить производительность труда.
Текстильный лоцман (рис. 1, а) — простейший тканенаправитель, обеспечивающий направление движения полотна по средней линии машины. Он состоит из планочной стойки, жестко соединенной в цен тре с осью /, установленной в шарнирных подшипниках, располо женных на осевой линии машины. На стойке укреплены два ролика 2, свободно вращающиеся в шариковых подшипниках, и планка 3, на которые заправлена движущаяся ткань 4. Вся система образует жесткую рамку, которая может поворачиваться вправо и влево в плоскости ткани на небольшой угол, зависящий от положения огра ничителей, установленных по обе стороны рамки. При случайном сдвиге полотна в какую-либо сторону на величину а (рис. 1, б)
12 |
О БЩИЕ Х АР АК ТЕ РИ СТИ КИ , У З Л Ы И М Е Х А Н И З М Ы |
нарушается равновесие сил трения на поверхностях роликов и рамки, в результате чего возникает момент равнодействующей сил трения относительно оси вращения О, заставляющий рамку лоцмана повер нуться вокруг своей оси и занять наклонное положение. При этом ролики 2 встречают полотно ткани под углом, в результате чего силы Р, движущие ткань, разлагаются на две составляющие, одна из которых Р г обеспечивает поступательное движение ткани, а дру гая Р 2 перемещает ткань вдоль роликов, возвращая ее в исходное направление. Восстанавливается равновесие сил, и лоцман возвра щается в горизонтальное положение.
Рис. 2. Схема установки роликовых тканенаправителей
Текстильный лоцман может устанавливаться как в вертикальной так и в горизонтальной плоскостях; он центрирует ткань при любой скорости ее движения, но точность центрирования невелика, ампли туда колебания полотна составляет ±30 мм, засечек и загнутых кро мок не исправляет.
Роликовые тканенаправители предназначены для ввода (напра вления) ткани в машину. Они обеспечивают более устойчивое, чем лоцман, центрирование полотна и одновременно расправляют его по ширине. Принципиальная схема работы тканенаправителей всех систем показана на рис. 2. Они состоят из двух головок, установлен ных на механизме разводки, что позволяет обрабатывать ткани раз личной ширины. Полотно ткани 1 заправляется кромками в жало направляющих роликов правой и левой головок (рис. 2, а). Каждая головка имеет металлический ролик 2 с закрепленной осью враще ния и обрезиненный ролик 3, ось которого установлена на подвиж ном рычаге, что позволяет прижимать ролики друг к другу с неко торой силой Р. Ширение ткани имеет место при установке роликов под углом а (обычно а = 20°) к нитям утка по ходу движения ткани (рис. 2, в). При этом перпендикулярно осям вращения роликов за счет их прижима и движения ткани возникают силы Nn и Nnp, ко торые можно разложить на составляющие £?л и Qnp, растягивающие ткань по ширине, и Q'n и QnP, направленные по ходу движения по лотна. В положении, показанном на рис. 2, б, ролики не вызывают