Файл: Бельцов, В. М. Технологическое оборудование отделочных фабрик текстильной промышленности учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 108

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

П Р О М Ы В Н Ы Е И П Р О П И Т О Ч Н Ы Е МАШИНЫ

"87

чена для перекисного беления трикотажных, кружевных и гардинно­ тюлевых полотен. Скорость движения жгутов в машинах — в пре­ делах 30—140 м/мин, производительность по трикотажу 300— 500 кг/ч.

Машины для пропитки и промывки тканей врасправку находят широкое применение в красильно-отделочном производстве. Они ра­ ботают при скоростях несколько ниже, чем жгутовые, так как необ­ ходимо при движении ткани расправлять полотно и центрировать его, что вынуждает снижать скорость движения. Встречаются самые

разнообразные

по конструкции

 

машины, в состав которых обыч­

 

но входят

ванны

1 различного

 

объема (рис. 50) с тканенаправ­

 

ляющими роликами 2, дуго­

 

выми тканерасправителями

3,

 

расположенными

перед

жалом

 

отжимных валов 4. При агреги­

 

ровании

машин

между

ними

 

устанавливаются

 

роликовые

 

компенсаторы

5

(рис. 50, в),

 

обеспечивающие синхронизацию

 

скоростей машин в агрегате.

Рис. 49. Схема промывной машины мулы

Для пропитки тканей широким

полотном

получили

распрост­

тифлекс-2

ранение машины типа двухваль-

 

ных плюсовок

(рис.

50,

а),

но более глубокую пропитку можно по­

лучить на трехвальных плюсовках или машинах с подводным отжи­ мом (рис. 50, б). Для промывки и пропитки тканей врасправку широко применяются проходные коробки самых различных конст­ рукций.

На рис. 50, в показана схема пропиточной коробки. Ванна за­ крытого типа изготовлена из нержавеющей стали, снабжена гидрав­ лическим затвором, имеет трубу 6 для связи с другой ванной, обогре­ вается глухим паром двумя секциями труб, имеет гладкие ткане­ направляющие ролики. Ванна становится промывной коробкой, если воду нагревать острым паром, а верхние гладкие ролики заменить ребристыми для лучшей интенсификации промывки. Установка отжима не меняется: нижний вал — ведущий — покрыт эбонитом, верхний — резиной, прижим валов пневматический, двигатель по­ стоянного тока с плавной регулировкой скоростей; труба 6 может быть использована для создания противотока. Обычно объем ванны рекомендуется не более 850 л. В ряде случаев тканенаправляющим роликам сообщается принудительное вращение с опережением дви­ жения ткани до 3%, что позволяет проводить обработку ткани прак­ тически без натяжения, способствуя ее усадке.

На Международной выставке «Инлегмаш-70» была представлена промывная машина «ротомат» фирмы «Гербер» (ФРГ), которая удо­


83 О Б О РУ Д ОВ А НИ Е ДЛЯ ПР О МЫ ВК И И ПОДГ ОТОВКИ к К РАШЕНИЮ

влетворяет уровню современной техники, ибо она может обрабаты­ вать ткани самого различного ассортимента — от тонких до тяжелых ковровых тканей и трикотажных полотен, обеспечивая обработку с минимальным натяжением при высоком моющем эффекте. Главные части машины (рис. 51, а): барабан 1 большого диаметра, покрытый эбонитом, спрыски 4, отжимные непрогибающиеся обрезиненные валы 3, корыто (ванна) 6, циркуляционный насос 5, отжимные валы 2.

P i« n 50. Схемы машин для пропитки и промывки тканей врасправку

В машине устанавливаются шесть (или четыре) отжимных вала, по­ следовательно расположенных вокруг барабана. Эффект промывки достигается чередованием отжимов и пропиток ткани с помощью спрысков свежим моющим раствором, который затем быстро уда­ ляется, не соприкасаясь еще раз с тканью. Спрыски с двух сторон ткани установлены сразу после отжимов, что усиливает эффектив­ ность впитывания раствора волокнистым материалом подобно дей­ ствию губки и подводного отжима. Расположение отжимных валов вокруг барабана позволило резко сократить расстояние от жала ва­ лов до направляющих роликов; оно составляет всего 80 мм, благодаря чему уменьшается натяжение ткани. Ванна машины «ротомат» разделена на две части, в связи с чем можно осуществлять пропитку или промывку противотоком, либо пропитку в одной части и про­ мывку в другой части. Моющий эффект машины довольно высок и ее рекомендуют использовать в качестве выщелачивателя после мерсеризации и для промывки ткани после печати кубовыми кра­ сителями по двухстадийному способу. Скорость движения ткани составляет 20—60 м/мин.

Интерес представляет выпущенная фирмой «Хеберлейн» (Швей­ цария) промывная машина «ротова» периодического действия, пред­ назначенная для промывки ткани врасправку, намотанной на пер­ форированный цилиндр. Промывка осуществляется по принципу комбинированного воздействия на ткань гидростатического давле­ ния и центробежной силы (рис. 51, б). Ролик в машине «ротова»

П Р О М Ы В Н Ы Е И П Р О П И Т О Ч Н Ы Е МА ШИНЫ

89

может получать от привода скорость вращения 50—400

об/мин,

и тогда жидкость под действием центробежной силы движется только в радиальном направлении по всей, ширине и по всему диаметру рулона ткани, оказывая высокое моющее действие прососом при очень экономичном расходе воды — около 6— 15 л/кг. При этом исключается возможность вытекания жидкости с торцов ролика между слоями ткани, как в случае гидростатического способа промывкй. Гидростатическое давление насоса составляет 0,5 МН/м2; на цилиндр наматывается от 3000 до 12 000 м ткани, диаметр рулона

Рис. 51. Схемы промывных машин: а — «ротомат»; б — «ротова»

1600 мм. Цилиндр имеет приспособление, позволяющее выключать из работы ту поверхность перфорации, которая не закрыта тканью, что обеспечивает обработку тканей разных ширин. Промывка осу­ ществляется в специальной герметически закрывающейся камере, в которую при помощи транспортной тележки ввозится по направ­ ляющим рельсам стойка с рулоном. Кроме промывки ткань в роликах может подвергаться пропитке рабочими растворами. Машину «ро­ това» рекомендуется использовать при белении или крашении тканей по способу «Пэд-ролл».

Приведенные примеры не исчерпывают всего многообразия кон­ струкций промывных и пропиточных машин. Характерной особен­ ностью всех конструкций промывных машин является возможность максимального использования в одной машине различных средств интенсификации промывки или пропитки.

В последние годы оборудование для мокрой обработки тканей врасправку получает широкое распространение и приобретает все возрастающее значение. Тем не менее интерес к оборудованию для жгутовой обработки не снижается благодаря разработке конструк­ ций промывных и пропиточных машин сапожкового типа, обраба­ тывающих ткань свободным жгутом. Эти машины обладают высокой универсальностью, унификацией и в дальнейшем позволят вести обработку при высоких скоростях (до 300 м/мин) или осуществлять обработку тканей в несколько жгутов в один ручей.



90 О Б О РУ Д ОВ А НИ Е Д Л Я П Р О М Ы ВК И И ПОДГ ОТОВКИ к КР АШ ЕН ИЮ

§ 3. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ОТВАРКИ И БЕЛЕНИЯ ТЕКСТИЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ Краткие сведения о технических способах беления

Беление в широком смысле слова включает, как известно, ряд обработок (опаливание, расшлихтовка, щелочная отварка, соб­ ственно беление и обезвоживание ткани), что в совокупности состав­ ляет процесс подготовки тканей к крашению. Изделия из хлопка и льна должны подвергаться всему комплексу названных выше обра­ боток для обеспечения очистки волокнистого материала и сообщения ему высокой белизны и капиллярности. Для изделий из химических волокон часто бывает достаточно хорошей промывки (мыловки) перед крашением, которую следует проводить на оборудовании с ми­ нимальным натяжением. Более специфичным является оборудование для заварки, валки и карбонизации при обработке изделий из шерсти и для крепирования при обработке шелковых тканей.

Классический способ щелочно-гипохлоритного беления хлопча­ тобумажных тканей постепенно вытесняется непрерывным щелочноперекисным, что сокращает продолжительность обработки до 4—6 ч против 48—72. Для этой цели применяются отбельные линии отече­ ственного производства для жгутовой обработки АОЖ-2, ЛЖО-2, ЛЖО-1 и иностранных фирм «Киото» (Япония), «Родней Хант» (США) и др. Распространение получают линии для беления хлопчато­ бумажных и смешанных тканей врасправку. Созданы отечественные линии ЛР-120, ЛОР-140, ЛОР-140-Шл, успешно работают аналогич­ ные линии иностранных фирм «Текстима» (ГДР), «Бентелер» (ФРГ), «Амдес» (Франция) и др. Для беления льняных тканей в СССР создана линия ЛЖО-1Л.

В Советском Союзе и за рубежом проводятся разработки и иссле­ дования способов непрерывного высокотемпературного запарного беления при температуре запаривания 150—160° С, что еще больше позволит интенсифицировать процесс беления и сократить его про­ должительность до нескольких минут.

Большое развитие в последнее десятилетие получило произ­ водство оборудования для тканей с легко повреждающейся структу­ рой и в первую очередь для трикотажных полотен, гардин и тюля.

Для отварки и беления пряжи и ниток сохраняют свое значение периодические способы обработки в бобинах и навоях, создающие более благоприятные условия механизации трудоемких процессов (загрузка и разгрузка аппаратов); кроме того, снижаются потери сырья при перемотке нитей. Однако сравнительно высокая плот­ ность паковки (0,30—0,45 г/см3) и перекрещивание нитей в бобинах затрудняет проникновение растворов в толщу пряжи, способствуя в ряде случаев неровноте обработки, что ограничивает возможности использования этого оборудования, например для обработки объем­ ной пряжи. Известны способы непрерывного беления пряжи и ниток жгутом, но несмотря на высокую производительность они не полу­


ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ОТВАРКИ И БЕЛЕНИЯ

91

чили развития вследствие трудоемкости последующих процессов, таких как рассновка жгута (разъединение нитей), а также значи­ тельных отходов сырья при запутывании нитей. Способ беления в мот­ ках малопроизводителен, трудоемок и дает значительное количество отходов сырья при запутывании нитей, но еще находит применение для отдельных видов изделий (мулине, ирис). В СССР для беления пряжи и ниток применяются аппараты отечественного производства: варочно-бобино-навойные аппараты ВБН-6, отбельные бобинные аппараты ОБ-500-Л и др., которые уже достаточно устарели и на ряде предприятий заменены более современными аппаратами ино­ странных фирм.

В последние годы сконструированы и осваиваются новые отече­ ственные современные универсальные аппараты для крашения и беления пряжи в бобинах УКА-1, УКВ-40, УКБ-40, УКБ-100,

АКД-6-1, АКД-6-2.

Варочные котлы

Варочные котлы представляют собой аппараты для щелочной от­ варки целлюлозных текстильных материалов и могут быть исполь­ зованы для перекисного беления. Котлы для отварки тканей бывают вертикальные и горизонтальные. Последние уже сняты с произ­ водства и демонтированы на фабриках из-за трудностей механизирования процесса загрузки. В вертикальные котлы ткань в один или два жгута одним ручьем укладывают при помощи хоботного уклад­ чика, равномерно заполняя весь объем котла. Принцип работы котла состоит в двустороннем прокачивании рабочего раствора, подогре­ того до 85— 140° С, через толщу текстильного материала. Английские фирмы «Матер Платт» и «Нортон» еще продолжают совершенствовать вертикальные котлы. Их товарная емкость доведена до 10 т (против 3—5 т прежних конструкций), используется пар повышенного давле­ ния (600 кН/м2 против 300—400 кН/м2) и температура отварки до­ ведена до 160° С против 130— 135° С, что позволяет несколько по­ высить оборачиваемость котлов и их производительность. Собственно отварка ткани обычно длится 3—4 ч при длительности цикла при­ мерно 12— 16 ч. Существенным совершенствованием является созда­ ние нового запорного устройства крышки котла, так называемого байонетного затвора. Это устройство состоит в том, что вместо руч­ ного крепления крышки с помощью болтов (до 40 шт.) крышка входит в паз обечайки горловины котла, зажимается в ней с помощью ры­ чага поворотом на небольшой угол и опирается на резиновую термо­ устойчивую прокладку. Окончательная герметизация крышки до­ стигается подводкой под резиновую прокладку сжатого воздуха. Установка и закрывание крышки, снабженной противовесом, требуют не более 15—20 с. Имеются вертикальные варочные котлы ВК-3 и ВК-5 системы ИвНИТИ емкостью 3 и 5 т, выпуск которых пре­ кращен, но на фабриках они еще встречаются часто. Схема уста­ новки котла показана на рис. 52.