Файл: Васильев, Ю. В. Северная сталь вчера, сегодня и завтра Оротуканского завода горного оборудования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 27

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Юрий ВАСИЛЬЕВ Григорий ЕГОРОВ Валентин ПОЛИЩУК

СЕВЕРНАЯ

СТАЛЬ

Вчера, сегодня и завтра

Оротуканского завода

горного оборудования

1 9 74 МАГАДАНСКОЕ КНИЖНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО

Васильев Ю. н др.

В 19 Северная сталь. Вчера, сегодня и завтра Оротуканского завода горного оборудования. Магадан, Кн.

изд-во, 1974.

Перед загл. авт.: Ю. Васильев, Г. Егоров, В. По­ лищук.

112 с. с ил.

В кни ге р а сс к а зы в а е тс я

об

истории со зд ан и я и

развития

о д но го из круп ­

н ейш и х заво до в на

Ко лы м е —

О р о ту к а н ск о го

заво да

го р н о го о б о р уд о ван и я .

Ж и зн ь за в о д с к о го

ко ллекти ва ,

тр уд о вы е тр адиц ии .заводчан ,

пути

повы ш ения

п ро изво д и тельн о сти

тр уд а

в новой

п яти л е тк е ,

о пы т

о р ган и зац и и

д е й ств е н н о ­

го со ц и ал и сти ч е ско го со ревн о вани я

в бо рьбе

за д о ср о ч н о е

вы полнение п л а ­

на — в ц ен тр е вним ания авторов сбо р н ика очер ко в .

 

 

 

0645—029 ___

9(С :338)

М—149(03)—74

 

 

 

адяйчнвя

O'

°

.1 . ОССР*

w

I к^

t ***1/j!•’

 

 

ЗАЛА

4 ^ 0 1 2

(С) Магаданское книжное издательство, 1974


Тогда сюда, на самый край России, Шли добровольцы, тысячами шли. Они идут и ныне. Ты спроси их, Чем дорога им эта часть земли?

П. Н е ф е д о в

Глава п е р в а я

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

НАЧАЛО БОЛЬШОГО ПУТИ

Осень выдалась затяжная, трудная. Морозы то слегка прихватывали раскисшую от дождей землю, то снова от­ пускали, и тогда становились непроходимыми дороги, вер­ нее — таежные тропы, потому что о дорогах в ту пору здесь никто и не слышал, да и некому было по ним нп ходить, ни ездить.

Хрустел под ногами первый ледок, чавкала грязь иод копытами выносливых якутских лошадей — шли в тайгу все новые и новые партии геологов, топографов, строите­ лей. Всего лишь год назад был создан Дальстрой — Госу­ дарственный трест, возглавивший промышленное освоение Северо-Востока, — и вот уже за сотни километров от бух­ ты Нагаева курились дымки привалов, стучали топоры, поскрипывали лебедки над шурфами разведчиков.

Водин из осенних вечеров в небольшой барак, где жи­ ли поисковики, зашли гости. Это были такие же первопро­ ходцы, добиравшиеся через Утинку к речке Оротукап.

Втайге всегда рады гостям. Их приветливо встретили, усадили к огню, предложили ужин, напоили чаем. И моло­

дой прораб-поисковик Белоглазов рассказал гостям об удачно прошедшем сезоне, о намечаемом богатом место­ рождении рудного золота на ключе Хищный. Он страстно, увлеченно говорил о перспективах этого глухого таеж­ ного края. Потом взял лист бумаги и стал чертить на нем границы будущего промышленного района.

1

— Вот здесь, на террасе, раскинется благоустроенный рабочий поселок, на Хищном будет построена крупнейшая обогатительная фабрика. Кругом пролягут асфальтирован­ ные дороги, поднимутся мосты...

Они мечтали, сидя б бревенчатом бараке при свете «ле­ тучей мыши». А за окнами шел снег, на тысячи километ­ ров вокруг расстилалась непроходимая тайга, бились на перекатах стылые реки, каменистыми осыпями щетини­ лись перевалы...

Потом кто-то из гостей спросил:

— А что бы вам хотелось сейчас? Не заглядывая в да­ лекое будущее.

— Сейчас? — улыбнулся прораб.— Как ни странно, но сейчас мне нужен позарез всего лишь простой передвиж­ ной горн. Замучила заправка инструмента. Мы бы тогда значительно увеличили проходку шурфов...

Простой передвижной горн был главным сокровен­ ным желанием первых горняков Колымы...

Об этой давней беседе в полутемной избушке, стоящей на берегу таежной речки Оротукан, рассказывает в своих воспоминаниях первый директор Оротуканского завода горного оборудования Виктор Семенович Вяткин. И когда читаешь эти строки, то невольно восхищаешься мужеством первооткрывателей, первопроходцев Колымы, которые и в самых трудных условиях умели мечтать и самоотверженно трудиться, чтобы воплотить мечты в действительность.

Сегодня геологам нет нужды таскать с собой перед­ вижной горн: в их распоряжении самая совершенная тех­ ника. И изготавливается она в цехах Оротуканского заво­ да горного оборудования, слава которого шагнула далеко за пределы Северо-Востока. Днем и ночью рождаются здесь буровые станки и электротехническое оборудование, узлы бульдозеров и драг, кипит в печах сталь. А в поселке, который когда-то начинался с того самого приземистого бревенчатого барака, выросли великолепный Дворец спор­ та, Дом культуры, улицы многоэтажных домов, где по ве­ черам в уютных квартирах вспыхивают экраны теле­ визоров.

Когда въезжаешь в поселок Оротукан, который неожи­ данно открывается с четыреста шестого километра Ко­ лымской трассы, то прежде всего бросается в глаза ажурная металлическая конструкция на крутом каменистом уступе с начертанными на ней гордыми словами поэта: «Я знаю —

4


город будет! Я знаю — саду цвесть!». Они невольно за­ ставляют вспомнить о тех, кто первыми пришли сюда, на берег неприметной таежной ревушки, поставили первые палатки, вбили первый колышек в стылую и неподатливую землю...

«Первый колышек»... Вряд ли кто из тогдашних ново­ селов ivior сказать, что именпо он вбил этот первый колы­ шек для своей палатки. О приоритете думать было некогда. Люди спешили. Более двух месяцев группа рабочих и спе­ циалистов добиралась из бухты Нагаева (Магадана еще не было), чтобы разбить здесь поселок, или, как тогда го­ ворили, «стан», которому суждено было сделаться форпо­ стом наступления на подземные клады Колымы, перева­ лочной базой для походов в глубь ее, а позже — и «столи­ цей» крупного горнопромышленного района. Вместе со строителями шли геологи, дорожники, механизаторы...

Вместе со всеми шел и Алексей Григорьевич Глушко, хорошо известный теперь в Оротукане как первый строи­ тель поселка и основатель старейшей рабочей династии на заводе.* В ту далекую студеную пору едва ли он думал о том, что останется здесь навсегда, что его дети и внуки будут называть себя коренными колымчанами. Он просто однажды сел и написал домой, что первый барак уже готов, дров в тайге много, рыбы и дичи тоже хватает. Можете, мол, приезжать, захватите только побольше луку и чес­ ноку...

Семья Глушко была, что называется, легкой на подъем. Приехали сразу шесть человек — жена п пятеро детей. Старший сып Аркадий был уже самостоятельным челове­ ком, трактористом, а младший Леонид еще в школу не хо­ дил. Но, видимо, крепко верили они в своего отца, если не побоялись поехать на «край света». Правда, к тому време­ ни, к осени 1934 года, дорожники уже проложили трассу почти до Стрелки, а в Оротукане, вернее поселке, который назывался тогда еще Усть-Таежным, были не только руб­ леные бараки, двухквартирные дома, склады и магазин, но даже небольшой клуб.

Первым из династии Глушко включился в работу Арка­ дий. Характером в отца, отличный тракторист, он сразу же занялся самым трудным тогда делом — перевозкой грузов и перегоном тракторов из Магадана.

Сейчас мы привыкли к тому, что санно-тракторные поезда постоянно уходят в самые отдаленные уголки обла­

5

сти. О такпх рейсах, в лучшем случае, появляется в газете краткая информация. Но не следует забывать, что нынеш­ ний тракторный поезд чуть ли не скоростной экспресс по сравнению с той техникой, что была в распоряжении пер­ вых колымских механизаторов. Машины тогда работали i условиях, для которых они совершенно не были приспо­ соблены. Разве могли думать харьковские тракторострои­ тели, что их хрупкий ХТЗ будет карабкаться на крутые перевалы, преодолевать стремительные потоки, тонуть в наледях. А такое случалось нередко.

Вот лишь один пример. Однажды трактор свалился с Запятинского перевала, и на него махпули рукой: какой уж тут ремонт, если машина чуть ли не на кусочки разва­ лилась. Но старший тракторист Басалаев и его помощник Аркадий Глушко были другого мнения. Они в пятидесятиградусный мороз собрали машину, завели и своим ходом пригнали на базу.

А заставить работать мотор на войлочных прокладках вместо подшипников — разве не свидетельство высокого мастерства механизаторов?! Когда вконец разваливались гусеницы и машины по всем техническим нормам уже не могли двигаться, из подручных материалов сооружали раз­ личные приспособления, накладки и бандажи, и тракторы, хоть и «прихрамывая», продолжали путь...

Выдержка и самоотверженность трактористов не знали предела. Первый директор Оротуканского завода Вик­ тор Семенович Вяткин вспоминает: «Однажды при разо­ греве мотора трактора вспыхнул бензин в баке. Трактор полыхал огнем. В ожидании взрыва дежурный боец, охра­ нявший стоянку, под угрозой оружия пе подпускал никого. Тракторист Глушко прорвался к трактору, бросил на пылающий мотор тулуп, вскочил на трактор и сел на брыз­ жущее огнем отверстие бензобака. Когда пламя в баке по­ гасло, он завернул пробку, сбросил остатки тулупа па землю, завел трактор и отогнал его от горящего на снегу бензина.

И это никто не называл героизмом — была просто рабо­ та, их кровное дело».

С этим вполне можно согласиться. И все-таки, когда зимой 1935 года первая тракторная колонна добралась на­ конец до левого берега Оротукана, все участники перехода чувствовали себя так, будто они по меньшей мере перева­ лили через Северный полюс.

6


ция, котельная, гаражи. Правда, и здесь приходилось пре­ одолевать немалые трудности. Место было болотистое — требовалось отсыпать несколько тысяч кубометров щебня и гальки. Плохо обстояли дела и с оборудованием. В меха­ ническом цехе, например, насчитывалось всего семь метал­ лорежущих станков и слесарный верстак на пять тисков. В небольшом литейном отделении плавку чугуна проводи­ ли в тиглях емкостью... двадцать литров. Причем работал там всего лишь один человек, к когда нужно было разли­ вать чугун по формам, то в мехцехе приостанавливали все работы, и токари превращались в разливщиков.

Нехватка ощущалась во всем. Очевидцы вспоминают, что для прокладки электролнипй часто приходилось вместо дефицитного провода использовать обрывки тросов, кото­ рых, кстати, тоже было недостаточно.

И все-таки Оротукан уже существовал — не просто поселок в таежной глухомани, а первенец металлообраба­ тывающей промышленности Колымы. Родоначальник буду­ щего завода — «механический городок», официально приз­ нанный в 1935 году подразделением Южного горнопро­ мышленного управления, стал обслуживать не только транспортников, но и выполнять заказы приисков и руд­ ников.

Когда в Оротукан, преодолев долгий путь по только что проложенной трассе, прибыла первая автоколонна, встре­ чать ее вышло все население поселка. Стихийно возник митинг. Люди праздновали еще одну крупную победу: тай­ га расступилась перед покорителями Севера, открыла им дорогу к колымским недрам!

Праздничным был этот день и для большой, дружной семьи Глушко. Алексей Григорьевич уже считал себя ве­ тераном, Аркадий с успехом совмещал работу тракториста

сновой специальностью — строителя. Он не предполагал, конечно, тогда, что через много лет в поселковом музее имени Татьяны Маландиной будет висеть его фотография

снадписью: «Аркадий Глушко приехал в Оротукан восемнадцатилетпим юношей; это его руками в 1935 году был заложен фундамент ремонтных мастерских, вбит первый гвоздь при строительстве начальной школы».

И Леонид Глушко, который усердно изучал букварь в построенной братом школе, тоже не думал, что станет со временем отличным токарем, что наградят его медалью «За трудовую доблесть» и Ленинской юбилейной медалью,

8

что ему одному из первых на заводе — в зпак особого дове­ рия — вручат личное клеймо.

Своя трудовая судьба была еще впереди и у младшего Глушко — Вениамина, у его сестер — Марии и Антонины...

Геологи, между тем, открывали все новые и новые ме­ сторождения полезных ископаемых. Один за другим возни­ кали прииски, участки. Из состава ЮГПУ было выделено самостоятельное Юго-Западное горнопромышленное управ­ ление, созданы такие же управления на Теньке и в Ягод­ ном, открыты залежи касситерита в Бутугычаге. По трас­ се и зимникам шли к новым предприятиям колонны трак­ торов, доставляя горнякам более совершенную технику: водозаборные канавы и сплотки заменялись насосами, тач­ ки и трапы — транспортерами и скреперами.

Успешная работа горных предприятий во многом зави­ села теперь от оротуканских металлистов. И они с честью выходили из самых, казалось бы, безнадежных положений. Характерен такой пример. В Южное горнопромышленное управление поступила большая партия тракторов Г1АТИ. Однако в середине зимы они начали один за другим вы­ ходить из строя: головки блоков цилиндров оказались со скрытыми дефектами. Тракторы нужно было ставить на прикол, пока с «материка» не поступит новая партпя голо­ вок. Выполнение плана добычи золота оказалось под угро­ зой срыва. Кроме того, для отопления производственных и жилых помещений требовалось огромное количество дров (аркагалпнского угля тогда етце не было), а трелев­ ку леса тоже производили тракторами. Положение созда­ лось критическое.

VI оротуканцы решили изготовить головки сами, хотя отливка этих сложных деталей в примитивном литейном отделении с маломощными тигельными печами — дело более чем рискованное. Металлисты это понимали и, чтобы напрасно не обнадеживать транспортников, решили рабо­ ты держать в секрете. Отливку опытных образцов пропз водили почыо. Много умения и изобретательности при­ шлось проявить литейщикам, пока наконец не была най­ дена технология. И прежде чем запускать головки в серию, провели испытания: пустили отремонтированный трактор по самому трудному маршруту, гоняли двигатель на всех режимах. Машипа успешно выдержала экзамен, выдержа­

9