Файл: Васильев, Ю. В. Северная сталь вчера, сегодня и завтра Оротуканского завода горного оборудования.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 27
Скачиваний: 0
Юрий ВАСИЛЬЕВ Григорий ЕГОРОВ Валентин ПОЛИЩУК
СЕВЕРНАЯ
СТАЛЬ
Вчера, сегодня и завтра
Оротуканского завода
горного оборудования
1 9 74 МАГАДАНСКОЕ КНИЖНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО
Васильев Ю. н др.
В 19 Северная сталь. Вчера, сегодня и завтра Оротуканского завода горного оборудования. Магадан, Кн.
изд-во, 1974.
Перед загл. авт.: Ю. Васильев, Г. Егоров, В. По лищук.
112 с. с ил.
В кни ге р а сс к а зы в а е тс я |
об |
истории со зд ан и я и |
развития |
о д но го из круп |
||||
н ейш и х заво до в на |
Ко лы м е — |
О р о ту к а н ск о го |
заво да |
го р н о го о б о р уд о ван и я . |
||||
Ж и зн ь за в о д с к о го |
ко ллекти ва , |
тр уд о вы е тр адиц ии .заводчан , |
пути |
повы ш ения |
||||
п ро изво д и тельн о сти |
тр уд а |
в новой |
п яти л е тк е , |
о пы т |
о р ган и зац и и |
д е й ств е н н о |
||
го со ц и ал и сти ч е ско го со ревн о вани я |
в бо рьбе |
за д о ср о ч н о е |
вы полнение п л а |
|||||
на — в ц ен тр е вним ания авторов сбо р н ика очер ко в . |
|
|
|
0645—029 ___ |
9(С :338) |
|
М—149(03)—74 |
||
|
|
|
адяйчнвя |
O' |
° |
.1 . ОССР* |
w |
I к^ |
t ***1/j!•’ |
|
|
ЗАЛА |
4 ^ 0 1 2
(С) Магаданское книжное издательство, 1974
Тогда сюда, на самый край России, Шли добровольцы, тысячами шли. Они идут и ныне. Ты спроси их, Чем дорога им эта часть земли?
П. Н е ф е д о в
Глава п е р в а я
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
НАЧАЛО БОЛЬШОГО ПУТИ
Осень выдалась затяжная, трудная. Морозы то слегка прихватывали раскисшую от дождей землю, то снова от пускали, и тогда становились непроходимыми дороги, вер нее — таежные тропы, потому что о дорогах в ту пору здесь никто и не слышал, да и некому было по ним нп ходить, ни ездить.
Хрустел под ногами первый ледок, чавкала грязь иод копытами выносливых якутских лошадей — шли в тайгу все новые и новые партии геологов, топографов, строите лей. Всего лишь год назад был создан Дальстрой — Госу дарственный трест, возглавивший промышленное освоение Северо-Востока, — и вот уже за сотни километров от бух ты Нагаева курились дымки привалов, стучали топоры, поскрипывали лебедки над шурфами разведчиков.
Водин из осенних вечеров в небольшой барак, где жи ли поисковики, зашли гости. Это были такие же первопро ходцы, добиравшиеся через Утинку к речке Оротукап.
Втайге всегда рады гостям. Их приветливо встретили, усадили к огню, предложили ужин, напоили чаем. И моло
дой прораб-поисковик Белоглазов рассказал гостям об удачно прошедшем сезоне, о намечаемом богатом место рождении рудного золота на ключе Хищный. Он страстно, увлеченно говорил о перспективах этого глухого таеж ного края. Потом взял лист бумаги и стал чертить на нем границы будущего промышленного района.
1
— Вот здесь, на террасе, раскинется благоустроенный рабочий поселок, на Хищном будет построена крупнейшая обогатительная фабрика. Кругом пролягут асфальтирован ные дороги, поднимутся мосты...
Они мечтали, сидя б бревенчатом бараке при свете «ле тучей мыши». А за окнами шел снег, на тысячи километ ров вокруг расстилалась непроходимая тайга, бились на перекатах стылые реки, каменистыми осыпями щетини лись перевалы...
Потом кто-то из гостей спросил:
— А что бы вам хотелось сейчас? Не заглядывая в да лекое будущее.
— Сейчас? — улыбнулся прораб.— Как ни странно, но сейчас мне нужен позарез всего лишь простой передвиж ной горн. Замучила заправка инструмента. Мы бы тогда значительно увеличили проходку шурфов...
Простой передвижной горн был главным сокровен ным желанием первых горняков Колымы...
Об этой давней беседе в полутемной избушке, стоящей на берегу таежной речки Оротукан, рассказывает в своих воспоминаниях первый директор Оротуканского завода горного оборудования Виктор Семенович Вяткин. И когда читаешь эти строки, то невольно восхищаешься мужеством первооткрывателей, первопроходцев Колымы, которые и в самых трудных условиях умели мечтать и самоотверженно трудиться, чтобы воплотить мечты в действительность.
Сегодня геологам нет нужды таскать с собой перед вижной горн: в их распоряжении самая совершенная тех ника. И изготавливается она в цехах Оротуканского заво да горного оборудования, слава которого шагнула далеко за пределы Северо-Востока. Днем и ночью рождаются здесь буровые станки и электротехническое оборудование, узлы бульдозеров и драг, кипит в печах сталь. А в поселке, который когда-то начинался с того самого приземистого бревенчатого барака, выросли великолепный Дворец спор та, Дом культуры, улицы многоэтажных домов, где по ве черам в уютных квартирах вспыхивают экраны теле визоров.
Когда въезжаешь в поселок Оротукан, который неожи данно открывается с четыреста шестого километра Ко лымской трассы, то прежде всего бросается в глаза ажурная металлическая конструкция на крутом каменистом уступе с начертанными на ней гордыми словами поэта: «Я знаю —
4
город будет! Я знаю — саду цвесть!». Они невольно за ставляют вспомнить о тех, кто первыми пришли сюда, на берег неприметной таежной ревушки, поставили первые палатки, вбили первый колышек в стылую и неподатливую землю...
«Первый колышек»... Вряд ли кто из тогдашних ново селов ivior сказать, что именпо он вбил этот первый колы шек для своей палатки. О приоритете думать было некогда. Люди спешили. Более двух месяцев группа рабочих и спе циалистов добиралась из бухты Нагаева (Магадана еще не было), чтобы разбить здесь поселок, или, как тогда го ворили, «стан», которому суждено было сделаться форпо стом наступления на подземные клады Колымы, перева лочной базой для походов в глубь ее, а позже — и «столи цей» крупного горнопромышленного района. Вместе со строителями шли геологи, дорожники, механизаторы...
Вместе со всеми шел и Алексей Григорьевич Глушко, хорошо известный теперь в Оротукане как первый строи тель поселка и основатель старейшей рабочей династии на заводе.* В ту далекую студеную пору едва ли он думал о том, что останется здесь навсегда, что его дети и внуки будут называть себя коренными колымчанами. Он просто однажды сел и написал домой, что первый барак уже готов, дров в тайге много, рыбы и дичи тоже хватает. Можете, мол, приезжать, захватите только побольше луку и чес ноку...
Семья Глушко была, что называется, легкой на подъем. Приехали сразу шесть человек — жена п пятеро детей. Старший сып Аркадий был уже самостоятельным челове ком, трактористом, а младший Леонид еще в школу не хо дил. Но, видимо, крепко верили они в своего отца, если не побоялись поехать на «край света». Правда, к тому време ни, к осени 1934 года, дорожники уже проложили трассу почти до Стрелки, а в Оротукане, вернее поселке, который назывался тогда еще Усть-Таежным, были не только руб леные бараки, двухквартирные дома, склады и магазин, но даже небольшой клуб.
Первым из династии Глушко включился в работу Арка дий. Характером в отца, отличный тракторист, он сразу же занялся самым трудным тогда делом — перевозкой грузов и перегоном тракторов из Магадана.
Сейчас мы привыкли к тому, что санно-тракторные поезда постоянно уходят в самые отдаленные уголки обла
5
сти. О такпх рейсах, в лучшем случае, появляется в газете краткая информация. Но не следует забывать, что нынеш ний тракторный поезд чуть ли не скоростной экспресс по сравнению с той техникой, что была в распоряжении пер вых колымских механизаторов. Машины тогда работали i условиях, для которых они совершенно не были приспо соблены. Разве могли думать харьковские тракторострои тели, что их хрупкий ХТЗ будет карабкаться на крутые перевалы, преодолевать стремительные потоки, тонуть в наледях. А такое случалось нередко.
Вот лишь один пример. Однажды трактор свалился с Запятинского перевала, и на него махпули рукой: какой уж тут ремонт, если машина чуть ли не на кусочки разва лилась. Но старший тракторист Басалаев и его помощник Аркадий Глушко были другого мнения. Они в пятидесятиградусный мороз собрали машину, завели и своим ходом пригнали на базу.
А заставить работать мотор на войлочных прокладках вместо подшипников — разве не свидетельство высокого мастерства механизаторов?! Когда вконец разваливались гусеницы и машины по всем техническим нормам уже не могли двигаться, из подручных материалов сооружали раз личные приспособления, накладки и бандажи, и тракторы, хоть и «прихрамывая», продолжали путь...
Выдержка и самоотверженность трактористов не знали предела. Первый директор Оротуканского завода Вик тор Семенович Вяткин вспоминает: «Однажды при разо греве мотора трактора вспыхнул бензин в баке. Трактор полыхал огнем. В ожидании взрыва дежурный боец, охра нявший стоянку, под угрозой оружия пе подпускал никого. Тракторист Глушко прорвался к трактору, бросил на пылающий мотор тулуп, вскочил на трактор и сел на брыз жущее огнем отверстие бензобака. Когда пламя в баке по гасло, он завернул пробку, сбросил остатки тулупа па землю, завел трактор и отогнал его от горящего на снегу бензина.
И это никто не называл героизмом — была просто рабо та, их кровное дело».
С этим вполне можно согласиться. И все-таки, когда зимой 1935 года первая тракторная колонна добралась на конец до левого берега Оротукана, все участники перехода чувствовали себя так, будто они по меньшей мере перева лили через Северный полюс.
6
ция, котельная, гаражи. Правда, и здесь приходилось пре одолевать немалые трудности. Место было болотистое — требовалось отсыпать несколько тысяч кубометров щебня и гальки. Плохо обстояли дела и с оборудованием. В меха ническом цехе, например, насчитывалось всего семь метал лорежущих станков и слесарный верстак на пять тисков. В небольшом литейном отделении плавку чугуна проводи ли в тиглях емкостью... двадцать литров. Причем работал там всего лишь один человек, к когда нужно было разли вать чугун по формам, то в мехцехе приостанавливали все работы, и токари превращались в разливщиков.
Нехватка ощущалась во всем. Очевидцы вспоминают, что для прокладки электролнипй часто приходилось вместо дефицитного провода использовать обрывки тросов, кото рых, кстати, тоже было недостаточно.
И все-таки Оротукан уже существовал — не просто поселок в таежной глухомани, а первенец металлообраба тывающей промышленности Колымы. Родоначальник буду щего завода — «механический городок», официально приз нанный в 1935 году подразделением Южного горнопро мышленного управления, стал обслуживать не только транспортников, но и выполнять заказы приисков и руд ников.
Когда в Оротукан, преодолев долгий путь по только что проложенной трассе, прибыла первая автоколонна, встре чать ее вышло все население поселка. Стихийно возник митинг. Люди праздновали еще одну крупную победу: тай га расступилась перед покорителями Севера, открыла им дорогу к колымским недрам!
Праздничным был этот день и для большой, дружной семьи Глушко. Алексей Григорьевич уже считал себя ве тераном, Аркадий с успехом совмещал работу тракториста
сновой специальностью — строителя. Он не предполагал, конечно, тогда, что через много лет в поселковом музее имени Татьяны Маландиной будет висеть его фотография
снадписью: «Аркадий Глушко приехал в Оротукан восемнадцатилетпим юношей; это его руками в 1935 году был заложен фундамент ремонтных мастерских, вбит первый гвоздь при строительстве начальной школы».
И Леонид Глушко, который усердно изучал букварь в построенной братом школе, тоже не думал, что станет со временем отличным токарем, что наградят его медалью «За трудовую доблесть» и Ленинской юбилейной медалью,
8
что ему одному из первых на заводе — в зпак особого дове рия — вручат личное клеймо.
Своя трудовая судьба была еще впереди и у младшего Глушко — Вениамина, у его сестер — Марии и Антонины...
Геологи, между тем, открывали все новые и новые ме сторождения полезных ископаемых. Один за другим возни кали прииски, участки. Из состава ЮГПУ было выделено самостоятельное Юго-Западное горнопромышленное управ ление, созданы такие же управления на Теньке и в Ягод ном, открыты залежи касситерита в Бутугычаге. По трас се и зимникам шли к новым предприятиям колонны трак торов, доставляя горнякам более совершенную технику: водозаборные канавы и сплотки заменялись насосами, тач ки и трапы — транспортерами и скреперами.
Успешная работа горных предприятий во многом зави села теперь от оротуканских металлистов. И они с честью выходили из самых, казалось бы, безнадежных положений. Характерен такой пример. В Южное горнопромышленное управление поступила большая партия тракторов Г1АТИ. Однако в середине зимы они начали один за другим вы ходить из строя: головки блоков цилиндров оказались со скрытыми дефектами. Тракторы нужно было ставить на прикол, пока с «материка» не поступит новая партпя голо вок. Выполнение плана добычи золота оказалось под угро зой срыва. Кроме того, для отопления производственных и жилых помещений требовалось огромное количество дров (аркагалпнского угля тогда етце не было), а трелев ку леса тоже производили тракторами. Положение созда лось критическое.
VI оротуканцы решили изготовить головки сами, хотя отливка этих сложных деталей в примитивном литейном отделении с маломощными тигельными печами — дело более чем рискованное. Металлисты это понимали и, чтобы напрасно не обнадеживать транспортников, решили рабо ты держать в секрете. Отливку опытных образцов пропз водили почыо. Много умения и изобретательности при шлось проявить литейщикам, пока наконец не была най дена технология. И прежде чем запускать головки в серию, провели испытания: пустили отремонтированный трактор по самому трудному маршруту, гоняли двигатель на всех режимах. Машипа успешно выдержала экзамен, выдержа
9