Файл: Бельцов, В. М. Технологическое оборудование отделочных фабрик текстильной промышленности учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 83
Скачиваний: 0
М Е Х А Н И З М Ы Д Л Я З АП Р А В К И Т К А Н Е Й В МА ШИНЫ |
13 |
ширения, а в положении 2, г имеет место сжатие полотна. Для устой чивой работы тканенаправителей необходимо добиваться равенства растягивающих усилий = Qnp. Если по какой-либо причине, полотно ткани сбивается в сторону, то необходимо выключить из работы головку тканенаправителя на этой же стороне путем разъеди нения роликов с помощью датчика 4, включаемого самой тканью, переместившейся в сторону. Датчик включает механизм разводки роликов, головка выключается из работы до тех пор, пока ткань не вернется в свое исходное положение и не перестанет воздейство вать на датчик.
Существуют более сложные конструкции тканенаправителей качающегося типа, у которых меняется угол наклона роликов го ловки тканенаправителя в зависимости от направления сдвига ткани. При изменении угла наклона роликов для одной из головок нару шается равенство сил фл и Qnp, и ткань возвращается в исходное положение. При устойчивой работе тканенаправителей колебание полотна по ширине машины обычно не превышает ± 10 мм, а при по вышенных скоростях движения ткани (свыше 100 м/мин) не превы шает ±15 + 20 мм. По способам прижима и в зависимости от кон струкции механизмов разводки тканенаправители бывают грузо вые, пружинные, пневматические и электрические.
На предприятиях еще имеют распространение грузовые ткане направители ТН-2 системы Пузырева; они наиболее просты по кон струкции и дешевы, но неустойчивы в работе и легко разлаживаются. Более надежны в работе пружинные, пневматические и электри ческие тканенаправители; принципы их работы аналогичны. Укажем лишь, что у пневматического тканенаправителя прижим роликов
осуществляется мембраной, |
под которую подается сжатый воздух, |
а датчиком служит вилка, |
в которую входит кромка ткани при |
сдвиге полотна в сторону. Вследствие этого сразу же перекрывается доступ сжатого воздуха под мембрану и ролики разводятся пружи ной. Такие тканенаправители более сложны, чем пружинные, и тре буют установки компрессора.
Уэлектрических тканенаправителей ролики прижимаются друг
кдругу пружиной. В подвижном ролике внутри находятся магнитная обмотка и магнитный якорь. При сдвиге полотна в сторону повора чивается щуп (датчик), который включает ток в обмотку магнита. Магнитный сердечник становится магнитом, к которому притяги вается якорь вместе с нажимным роликом, который, преодолевая действие пружины, отклоняется от неподвижного ролика, и головка выключается.
Хорошими эксплуатационными данными обладает пружинный тканенаправитель марки ТНРМ, простой по конструкции, но обеспе чивающий хорошую устойчивую работу даже при высоких скоро
стях движения ткани, тогда как электрические и пневматиче ские тканенаправители значительно сложнее, и стоимость у них выше.
14' О БЩИЕ Х АР АК ТЕ РИ СТИ КИ , У З Л Ы И М Е Х А Н И З М Ы
Кроме описанных, существуют тканенаправители с принудитель ным вращением роликов и регулируемой степенью их прижима, что имеет особое значение при обработке тяжелых и жестких тканей, которые требуют большей силы прижима. В этих случаях рекомен дуется применять чувствительные датчики, например пневмати
ческие. |
|
|
|
|
|
|
|
неко |
|
Тканерасправители — это механизмы, предназначенные для |
|||||||||
торого |
ширения |
ткани и расправления |
на |
ее поверхности засечек |
|||||
|
|
|
и загнутых кромок. |
Они устанав |
|||||
|
|
|
ливаются |
либо |
на |
вводе |
ткани |
||
|
|
|
в машину, либо перед ее отдель |
||||||
|
|
|
ными рабочими органами, напри |
||||||
|
|
|
мер перед валами, сушильными |
||||||
|
|
|
цилиндрами и другими органами, |
||||||
|
|
|
что обеспечивает обработку ткани |
||||||
|
|
|
врасправку при заданной ширине. |
||||||
|
|
|
Существует |
несколько |
типов |
||||
|
|
|
тканерасправителей: дуговые,вин |
||||||
|
|
|
товые |
и |
планочные. |
|
|
||
|
|
|
Дуговые |
тканерасправители |
|||||
|
|
|
с эластичным покрытием получили |
||||||
|
|
|
широкое |
распространение. |
Они |
||||
|
|
|
в основном состоят |
(рис. 3, |
а) из |
||||
|
|
|
трех элементов: неподвижной дуго |
||||||
|
|
|
образной |
оси 1, имеющей радиус |
|||||
|
|
|
кривизны R до 2—9 м; комплекта |
||||||
|
|
|
специальных шарикоподшипников |
||||||
|
|
|
2, насаженных на ось таким обра |
||||||
Рис. 3. |
Схема дугового тканераспра- |
зом, чтобы внешние обоймы вра |
|||||||
щались |
свободно, |
а |
внутренние |
||||||
вителя: |
а — общий |
вид; б — схема |
прочно сцеплялись с осью и оста |
||||||
|
заправки |
ткани |
|||||||
рукава |
3, который вращается |
вались неподвижными; |
резинового |
||||||
движущейся тканью вместе с внеш |
|||||||||
ними обоймами |
шарикоподшипников. Во |
время |
вращения |
рукав |
сжимается на внутренней и растягивается на внешней дуге расправителя. Если ткань заправить в направлении от внутренней дуги к внешней так, чтобы она огибала расправитель по дуге, соответствующей некоторому углу (а + Р), то благодаря тре нию на поверхности соприкосновения ткани и резинового рукава его деформации растяжения передадутся полотну и произойдет некоторое ширение ткани. Степень ширения увеличивается с умень шением радиуса кривизны R и растет с увеличением угла обхвата (а + Р) и радиуса ролика г. Теоретически максимальная степень ширения е выражается формулой
100%. ( 1 )
М Е Х А Н И З М Ы Д Л Я З АП Р А В К И Т К А Н Е Й В МА ШИНЫ |
15 |
В зависимости от конструкции тканерасправителя степень ширения может составлять 1,5—7,5%. Существенную роль играет рав номерность ширения. На рис. 3, б показаны линии заправки кромки и середины ткани. Для равномерности ширения необходимо, чтобы при прохождении ткани из точки т в точку а через расправитель путь кромки I и середины ткани с был одинаков (I — с), что дости гается точной установкой расправителя. При этом рекомендуется, чтобы угол а, под которым ткань поступает на расправитель, был равен углу Р, под которым ткань сходит с него, а дуга расправителя должна быть перпендикулярна к линии раздела углов а и р, т. е.
у = 90°.
Равномерность ширения зависит также от числа элементов шире ния (шарикоподшипников): чем их больше, тем равномернее обра ботка. На поверхности резины не допускаются шероховатости и ра ковины. Резина не должна пачкать ткань; твердость резины подби рается с учетом наилучшего эффекта работы. При обработке трико тажных полотен или нетканых материалов, которые легко растя гиваются, дуговому тканерасправителю необходимо сообщать при нудительное вращение. Встрёчаются дуговые тканерасправители и без резиновых рукавов, у которых внешние обоймы прикрыты эбони том или выполнены в виде рифленых катушек. Ширение осуществляют сами элементы, вращающиеся движущейся тканью и воздействующие на нее в направлении, перпендикулярном оси вращения. К недо статкам дуговых тканерасправителей следует отнести некоторое вы тягивание полотна (фона) ткани и возможность дугового перекоса уточных нитей. Дуговые расправители выпускаются с различными рабочими ширинами: 120, 140, 180 см и др., радиусом кривизны до 8 м и диаметрами рубашек 95 и 120 мм. Они обеспечивают шире ние от 1,2 до 1,5% при дуге обхвата 45—90°. Устанавливая по дватри расправителя и более, можно повысить процент ширения. Пред ставляют интерес дуговые тканерасправители с регулируемой кри визной дуги, что удобно при обработке полотен, значительно отли чающихся друг от друга по весу, сорту и виду.
Для шелковых тканей и трикотажных полотен, которые нельзя подвергать сильному растяжению, рекомендуется применять пла ночные тканерасправители. Они имеют цилиндрическую рабочую поверхность, образованную накладными планками, совершающими возвратно-поступательное движение в направлении от центра (оси машины) к периферии, что обеспечивает расправление полотна ткани при незначительном воздействии на его поверхность. Планочные тканерасправители могут выпускаться с приводом от машины или от ткани, движущейся со скоростью до 180 м/мин, однако они сложны по устройству.
Винтовые тканерасправители (рис. 4) представляют собой ци линдрическую поверхность 1 с винтовыми нарезками (правой и ле вой), расходящимися от середины, т. е. от осевой линии движения ткани к периферии таким образом, чтобы ткань, огибающая поверх
16 |
ОБЩИЕ Х АР АК ТЕ РИ СТИ КИ , У З Л Ы И М ЕХ А Н И З М Ы |
ность |
расправителя при своем движении стремилась к смещению |
от оси движения в направлении кромок. При этом возникает усилие, растягивающее ткань по ширине и расправляющее на ее поверхности засечки и загнутые кромки. Оси винтовых ширителей обычно лежат в шарикоподшипниках 2, а для повышения эффекта действия расправители могут иметь принудительный привод с помощью зубча той передачи 3, сообщающей им вращение навстречу движению ткани.
Рис. 4. Винтовой приводной тканерасправитель
Для расправления кромок применяются специальные короткие винтовые тканерасправители с правой или левой нарезкой, назы ваемые пальчиковыми кромкорасправителями. Они имеют принудидельный привод и устанавливаются со стороны кромок на входе ткани в машину.
§ 7. ОТЖИМНЫЕ ВАЛЫ И ТКАНЕНАПРАВЛТКН ИЕ FO/ ИКИ
Отжимные валы предназначены для механического отжима влаги, уплотнения, обработки поверхности или транспортирования ткани. Тканенаправляющие ролики служат для поддержания или измене ния направления движения полотна. Отжимным валам и ткане направляющим роликам приходится работать в условиях воздей ствия самых различных агрессивных сред и высоких температур, поэтому для их изготовления нужно выбирать материалы соответ ствующей устойчивости.
Отжимные валы представляют собой механизм, состоящий из двух или более валов. Обычно один вал имеет, принудительное вра щение, а остальные вращаются за счет сил трения, возникающих на поверхности соприкосновения валов. Как это показано на рис. 5, а,
валы могут устанавливаться по два, по три и более; они прижимаются
р
друг к другу силами -у-, действующими на буксы валов по верти
кальным, горизонтальным направлениям или под углом, причем валы, на которые действует сила прижима, должны иметь подвиж ную буксу. Силу прижима валов измеряют давлением (в ньютонах
на метр), приходящимся |
на единицу длины валов, и |
называется |
|
и н т е н с и в н о с т ь ю |
р а в н о м е р н о г о |
р а с п р е д е |
|
л е н и я н а г р у з к и |
в жале валов, которая |
равна |
отношению |
силы, действующей между валами, к рабочей ширине. Если на под-
О Т Ж И М Н Ы Е ВАЛЫ И Т К А Н Е Н А П Р А В Л Я Ю Щ И Е Р ОЛ ИКИ |
17 |
вижные опоры верхнего вала (рис. 5, б) действуют силы прижима
~ 2 (в Н), а вес верхнего вала равен GB(в Н), то при рабочей ширине I
(в м) получим интенсивность нагрузки (в Н/м)
4 = |
(2) |
где Р тех — полное технологическое давление в жале валов.
В литературе и на практике принято называть интенсивность нагрузки удельным давлением в жале валов (в кгс/см, Н/м), что является условным понятием, так как удельное давление характе ризует силу давления, приходящуюся на единицу поверхности соприкосновения, а приведенная величина q показывает лишь рас пределение силы прижима по длине отжимного вала. При постоянных значениях рабочей ширины машины и технологическош-.давления, удельное давление, или интенсивность нагрузки, также остается
2 В. М. Бельцов
18 |
ОБЩИЕ ХАР АКТЕ РИСТИКИ, У З Л Ы И М Е Х АН ИЗ М Ы |
величиной постоянной, которой удобно пользоваться в технических характеристиках машин, так как она не зависит от диаметра валов
иматериалов их покрытия.
Вкрасильно-отделочном производстве по условиям технологи ческих процессов используются отжимные валы с удельными давле ниями от 2 до 250 кН/м и более. Естественно, что такой широкий
диапазон нагрузки требует создания различных конструкций ва лов и механизмов их прижима. Большое распространение получили обрезиненные валы, металлические и наборные. Эластичные покры тия, например в обрезиненных валах, обычно используются при
а) |
г j |
Рис. 6. Отжимные валы: а — с рубашкой; б — наборный
работе с относительно небольшими удельными давлениями, не пре вышающими примерно 25—30 кН/м, тогда как покрытия наборных валов способны выдерживать высокие нагрузки— до 100—250 кН/м и даже более. На рис. 6, а показан отжимной вал с металлической рубашкой. Он состоит из двух шипов 1, на которые насажены диски 2 с надетой на них металлической трубой 3. При малом диаметре ва лов и больших нагрузках на них отдельные шипы заменяются сплош ной осью или валом. Приводные валы обычно изготовляют с рубаш ками из стальных или чугунных труб, покрытых кислотно-щелоче- стойким эбонитом, или с рубашками из нержавеющей стали, которые достаточно устойчивы к воздействию большинства агрессивных сред. Ведомые валы обычно имеют более мягкое и упругое покрытие, что предохраняет ткань от повреждения. В качестве покрытия исполь зуется резина толщиной 12—20 мм, которая наносится поверх слоя эбонита 5—6 мм. Эбонитом покрывают металлический вал для луч шего сцепления с резиновым покрытием.
В последние годы в качестве покрытий используются пластмассы, например полиамиды, которые достаточно устойчивы к высоким