Файл: Бельцов, В. М. Технологическое оборудование отделочных фабрик текстильной промышленности учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 118
Скачиваний: 0
О Б О Р У Д ОВ А Н ИЕ Д Л Я К Р А Ш Е Н И Я ЧЕСАНОЙ Л Е Н Т Ы |
179 |
ществляется насосом пропеллерного, реже центробежного типа. Крашение ленты в навоях осуществляют в аппаратах открытого типа (рис. 99, д) или в цилиндрических аппаратах закрытого типа. Такие аппараты могут вмещать от 1 до 12 навоев, причем навои можно устанавливать на опорной плите (каретке), а в высоких аппаратах по два навоя — один над другим.
ш г
Рис. 99. Схемы устройств для крашения чесаной ленты в паковках
При крашении ленты на навоях уменьшается толщина слоя волокнистого материала, что способствует получению более ровной окраски, чем при крашении в клубках. В зависимости от конструк ции машин и вида волокнистого материала клубки имеют массу от 2,5 до 4—6 кг и более. На навой наматывается до 11— 12 кг ленты.
Зарубежными фирмами предлагаются агрегаты для непрерыв ного крашения чесаной ленты или жгута. Опыт, однако, показывает, что при крашении синтетических волокон в виде жгутов, перера батываемых затем в тонкую пряжу, качество продукции получается более высоким, чем у продукции, полученной из окрашенных лент, так как в жгуте лучше сохраняется параллелизация волокон во время крашения.
Оборудование непрерывного действия для крашения чесаной ленты по плюсовочно-запарному способу выпускается многими фир мами. Принцип построения этих агрегатов такой же, как и агре гатов для плюсовочно-запарного крашения волокна, но ввиду того, что в ленте сцепляемость волокон значительно выше, чем у не
пряденых волокон в |
холсте, упрощается ее транспортировка и про |
||
питка |
(ленту можно |
рядами заправлять в машины подобно ткани). |
|
В |
качестве |
примера рассмотрим агрегат итальянской фирмы |
|
«Ильма» (рис. |
100). В состав агрегата входят заправочное устрой |
ство 1 (шпулярник с клубками), двухвальная плюсовка 2 с гори зонтально расположенными валами, запарная камера 3 конвейерного типа (одноярусная) с выборочным устройством в виде отжимных валов, сушильно-гладильная машина 4, состоящая из трех промыв ных ванн (гладильных) параболического профиля с установленными
12*
Рис. 101. Схема агрегата туннельного типа фирмы «Сюперба» для непрерывного крашения волокна в жгуте
\
00
о
В О Л А И Р Е Т А М Х Ы Н Ь Л И Т С К Е Т Я И Н Е Ш А Р К Я Л Д Е И Н А В О Д У Р О Б О
О БО Р У Д О В А Н И Е Д Л Я |
К Р А Ш Е Н И Я ЧЕСАНОЙ Л Е Н Т Ы |
181 |
в них перфорированными |
вакуум-промывными барабанами |
(см. |
рис. 44) и сетчато-барабанной сушилки 5 с тремя цилиндрами. Высушенные ленты укладывают в тазы 6, но по требованию заказ чика могут наматываться на катушки, что сложнее. Скорость дви жения лент достигает 2— 10 м/мин, что определяет длительность запаривания до 40 мин (при 98° С), производительность агрегата по волокну — 150—300 кг/ч. Длина агрегата колеблется в пределах 20,5—24,2 м. Фирма выпускает агрегаты пяти модификаций.
Оригинальными и перспективными конструкциями являются красильные агрегаты для плюсовочно-запарного, высокотемператур ного крашения чесаной ленты или жгутов в трубе. На рис. 101 показана схема агрегата французской фирмы «Сюперба». Крашение осуществляется в горизонтальной трубе (туннеле), имеющей раз личные диаметры сечений по мере продвижения волокнистого ма териала, что позволяет осуществлять процессы крашения при тем пературе свыше 100° С. Лента или жгут из таза 1 через заправочное устройство 2 поступает на плюсовку 3. Пропиточная ванна плюсовки находится между жалами валов, которые имеют торцовые уплотне ния. Валы приводятся во вращение электродвигателем постоянного тока с плавной регулировкой скоростей. Затем жгут с помощью рифленых валов 4 вводится в запарную камеру-трубу 5, состоящую из двух труб, вставленных одна в другую. Наружная труба имеет круглое сечение, а внутренняя 7 — четырехугольное. Жгут транс портируется через внутреннюю трубу при помощи бесконечной цепи 8 специальной конструкции.
Цепь состоит из отдельных звеньев — захватов со штырями, удерживающими жгут и плотно укладывающими его в трубе. Риф леные валы подают жгут на цепь со значительным опережением (в 3,3 раза), в результате чего он укладывается на штыри свободными петлями и поступает в зону предварительного запаривания камерытрубы. Последняя имеет на входе расширение, а к запарной зоне участок сужения, в котором волокно уплотняется. В этой зоне трубы имеется перфорация для подачи насыщенного пара, подогре вающего волокно до 100° С. Длина зоны предварительного нагрева составляет около 2 м. Затем жгут поступает в зону запаривания и фиксации красителя, длина которой составляет 11,7 м. Гермети зация этой зоны обеспечивается участками сужения на входе и вы ходе жгута, в которых происходит уплотнение волокнистого мате риала, причем участки герметизируются настолько, что в зоне можно создавать давление до 400—600 кН/м2 и соответственно раз вивать температуру насыщенного пара до 145—160° С. Остальные секции камеры-трубы служат для промывки горячей и холодной водой и обработки жгута материальными растворами, например для авиважной обработки, хромирования, которые также поступают в трубу через перфорацию. Каждая секция мокрой обработки снаб жена баком для рабочего раствора. Жгут из камеры-трубы выби рается парой съемных роликов и после соскальзывания по плоскости
182 |
О Б О Р У Д О В А Н И Е Д Л Я К Р А Ш Е Н И Я Т Е К С Т И Л Ь Н Ы Х МАТЕРИАЛОВ |
вниз |
укладывается в полиэтиленовый мешок 9. Влажность волокна |
при этом достигает 300—400%, ибо отжимного устройства нет, что является существенным недостатком агрегата. Обратная ветвь цепи пропускается через кожух 6 для нагревания ее паром перед вводом в трубу. Скорость движения жгута максимально составляет на плюсовке 60 и в трубе 18 м/мин, а производительность агрегата — 80-^400 кг/ч в зависимости от вида волокнистого материала и спо соба крашения; длина агрегата-— 22,1 м.
Рассмотренный агрегат непрерывного крашения в трубе более эффективен для крашения жгутов из синтетических волокон и ме нее — для чесаной ленты, например из шерстяного волокна, которое отрицательно реагирует на процесс уплотнения.
§ 4. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ КРАШЕНИЯ ПРЯЖИ В МОТКАХ
Крашение пряжи в мотках, несмотря на высокий модуль ванны (15—30), до сих пор не потеряло своего значения, очевидно, благо даря компактности продукции, возможности обработки малых партий, несложного перехода от одного вида крашения к другому и т. п. При крашении текстурированной и объемной пряжи в мотках хорошо сохраняются ее фактура и объемность. Мотки пряжи обычно окрашивают в аппаратах или машинах навесной системы. Не исклю чается также возможность крашения мотков в аппаратах паковоч ной системы, но в. этом случае не достигается удовлетворительная ровнота окраски.
Аппараты навесной системы окрашивают мотки пряжи, подве шенные на одной или двух металлических штангах (палках, стерж нях), установленных в специальных гнездах либо непосредственно в красильных аппаратах (встречается редко), либо в специальных каретках, корзинах или кассетах, вставляемых в аппарат. В аппа рате пряжа омывается потоками циркулирующего раствора. Такие аппараты изготовляются для крашения пряжи при температуре до 100° С и выше (аппараты закрытого типа). При загрузке пряжи в каретки вне аппарата уменьшаются простои основного оборудова ния и повышается его производительность. Аппараты навесной системы выпускаются с каретками, расположенными в один или два яруса (этажа).
На рис. 102 показана схема пряжекрасильного аппарата фирмы «Крантц» (ФРГ). Ящик аппарата разделен на две части: часть / служит для установки кареток 1 (обычно двух); часть I I — для раствора, подаваемого к циркуляционному насосу 4 пропеллерного типа. Каретки выполнены из нержавеющей стали и служат для укладки в шахматном порядке металлических штанг, на которые навешиваются мотки пряжи. Верхнее 2 и нижнее 3 днища каретки имеют перфорацию, которая позволяет раствору свободно циркули ровать в двух направлениях. Обогрев раствора осуществляется змеевиком 5. Каретка вставляется в аппарат тельфером сверху,
О Б О РУ Д ОВ А НИ Е Д Л Я К РА Ш Е Н И Я П Р Я Ж И В МОТКАХ |
.183 |
что требует увеличенной высоты помещения. Выпускаются аппараты с боковой загрузкой кареток, идущей со стороны зоны обслужива ния. На каждую каретку загружается до 25 кг пряжи. Большинство кареток рассчитано на длину мотков 460—960 мм. Аппараты подоб ного типа легко можно агрегировать между собой, если установить более мощные насосы и соответствующие трубопроводы, что позво ляет обрабатывать пряжу одним красильным раствором.
Рис. 102. Схема аппарата навесной системы для крашения пряжи в мотках
Аналогичные аппараты, но закрытой системы, изготовляются для высокотемпературного крашения при умеренном давлении и температуре до 110° С. Успехом пользуются красильные аппараты шкафного типа, в которых можно осуществлять высокотемператур ное крашение мотков пряжи. На рис. 103 показан общий вид аппа рата, представляющего собой камеру прямоугольной формы с гер метически закрывающимися дверьми, что позволяет осуществлять крашение при некотором избыточном статическом давлении жидкости, циркулирующей в двух направлениях.
Костромским филиалом Ивановского СКБ КОО сконструирован аналогичный аппарат навесной системы, который с 1969 г. серийно выпускается под маркой АПК-100, предназначенный для крашения
184 О Б О Р У Д ОВ А Н ИЕ Д Л Я К Р А Ш ЕН ИЯ Т Е К С Т И Л Ь Н Ы Х МАТЕРИАЛОВ
и других видов мокрой обработки пряжи в мотках из натуральных, химических и смешанных волокон ггри температуре до 108° С и дав лении до 50 кН/м2. Аппарат изготовлен из нержавеющей стали и состоит из красильной камеры с расширительным баком, резервного бака для приготовления рабочих или моющих растворов, бака для введения добавок красителей в ванну аппарата, насосов для верти
|
кальной |
двусторонней |
цирку |
||||
|
ляции рабочего раствора, для |
||||||
|
перекачки в аппарат растворов |
||||||
|
вспомогательных веществ и для |
||||||
|
создания |
в |
нем |
статического |
|||
|
давления. Аппарат комплек |
||||||
|
туется |
четырьмя |
кассетами и |
||||
|
тележкой для их подвоза. Кас |
||||||
|
сеты имеют пазы, в которые |
||||||
|
закладываются |
штанги |
с |
на |
|||
|
вешенными |
мотками |
пряжи; |
||||
|
периметр |
последних составляет |
|||||
|
700—1500 мм. На тележке кас |
||||||
|
сеты подвозятся ' к аппарату и |
||||||
|
задвигаются в камеры, состоя |
||||||
|
щие из двух шкафов прямо |
||||||
|
угольной |
формы, соединенных |
|||||
|
между |
собой |
и |
выполняющих |
|||
|
роль ванн аппарата* в которых |
||||||
|
осуществляется |
крашение |
при |
||||
|
модуле ванны 20. Двери шка |
||||||
|
фов герметически закрываются; |
||||||
|
в нижней части камеры уста |
||||||
Рис. 103. Общий вид аппарата навесной |
новлены |
теплообменники |
глу |
||||
системы с герметически закрывающимися |
хого пара. |
Рабочий раствор или |
|||||
дверцами |
подогретая вода перекачивается |
||||||
|
из резервного бака в аппарат |
до контролируемого уровня на расширительном баке и затем включается реверсивный циркуляционный насос. Растворы кра сителя могут вводиться в аппарат с помощью вспомогательных баков в процессе работы аппарата. По окончании процесса крашения использованный раствор красителя сливают в канализацию или перекачивают в резервный бак, промывают пряжу водой, сливают ее, открывают двери аппарата, кассеты выкатывают на тележки и загружают новые с заранее подготовленной пряжей.
Управление аппаратом осуществляется с пульта; предусмотрены автоматическое регулирование и контроль давления и температуры рабочей среды. В аппарате имеется пробоотборник для извлечения из аппарата образца окрашенной пряжи с целью контроля степени окраски. Если же требуется окрашивать в один цвет и тон большую партию пряжи, аппараты можно агрегировать для совместной ра-