Файл: Бельцов, В. М. Технологическое оборудование отделочных фабрик текстильной промышленности учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 118

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

О Б О Р У Д ОВ А Н ИЕ Д Л Я К Р А Ш Е Н И Я ЧЕСАНОЙ Л Е Н Т Ы

179

ществляется насосом пропеллерного, реже центробежного типа. Крашение ленты в навоях осуществляют в аппаратах открытого типа (рис. 99, д) или в цилиндрических аппаратах закрытого типа. Такие аппараты могут вмещать от 1 до 12 навоев, причем навои можно устанавливать на опорной плите (каретке), а в высоких аппаратах по два навоя — один над другим.

ш г

Рис. 99. Схемы устройств для крашения чесаной ленты в паковках

При крашении ленты на навоях уменьшается толщина слоя волокнистого материала, что способствует получению более ровной окраски, чем при крашении в клубках. В зависимости от конструк­ ции машин и вида волокнистого материала клубки имеют массу от 2,5 до 4—6 кг и более. На навой наматывается до 11— 12 кг ленты.

Зарубежными фирмами предлагаются агрегаты для непрерыв­ ного крашения чесаной ленты или жгута. Опыт, однако, показывает, что при крашении синтетических волокон в виде жгутов, перера­ батываемых затем в тонкую пряжу, качество продукции получается более высоким, чем у продукции, полученной из окрашенных лент, так как в жгуте лучше сохраняется параллелизация волокон во время крашения.

Оборудование непрерывного действия для крашения чесаной ленты по плюсовочно-запарному способу выпускается многими фир­ мами. Принцип построения этих агрегатов такой же, как и агре­ гатов для плюсовочно-запарного крашения волокна, но ввиду того, что в ленте сцепляемость волокон значительно выше, чем у не­

пряденых волокон в

холсте, упрощается ее транспортировка и про­

питка

(ленту можно

рядами заправлять в машины подобно ткани).

В

качестве

примера рассмотрим агрегат итальянской фирмы

«Ильма» (рис.

100). В состав агрегата входят заправочное устрой­

ство 1 (шпулярник с клубками), двухвальная плюсовка 2 с гори­ зонтально расположенными валами, запарная камера 3 конвейерного типа (одноярусная) с выборочным устройством в виде отжимных валов, сушильно-гладильная машина 4, состоящая из трех промыв­ ных ванн (гладильных) параболического профиля с установленными

12*



Рис. 101. Схема агрегата туннельного типа фирмы «Сюперба» для непрерывного крашения волокна в жгуте

\

00

о

В О Л А И Р Е Т А М Х Ы Н Ь Л И Т С К Е Т Я И Н Е Ш А Р К Я Л Д Е И Н А В О Д У Р О Б О

О БО Р У Д О В А Н И Е Д Л Я

К Р А Ш Е Н И Я ЧЕСАНОЙ Л Е Н Т Ы

181

в них перфорированными

вакуум-промывными барабанами

(см.

рис. 44) и сетчато-барабанной сушилки 5 с тремя цилиндрами. Высушенные ленты укладывают в тазы 6, но по требованию заказ­ чика могут наматываться на катушки, что сложнее. Скорость дви­ жения лент достигает 2— 10 м/мин, что определяет длительность запаривания до 40 мин (при 98° С), производительность агрегата по волокну — 150—300 кг/ч. Длина агрегата колеблется в пределах 20,5—24,2 м. Фирма выпускает агрегаты пяти модификаций.

Оригинальными и перспективными конструкциями являются красильные агрегаты для плюсовочно-запарного, высокотемператур­ ного крашения чесаной ленты или жгутов в трубе. На рис. 101 показана схема агрегата французской фирмы «Сюперба». Крашение осуществляется в горизонтальной трубе (туннеле), имеющей раз­ личные диаметры сечений по мере продвижения волокнистого ма­ териала, что позволяет осуществлять процессы крашения при тем­ пературе свыше 100° С. Лента или жгут из таза 1 через заправочное устройство 2 поступает на плюсовку 3. Пропиточная ванна плюсовки находится между жалами валов, которые имеют торцовые уплотне­ ния. Валы приводятся во вращение электродвигателем постоянного тока с плавной регулировкой скоростей. Затем жгут с помощью рифленых валов 4 вводится в запарную камеру-трубу 5, состоящую из двух труб, вставленных одна в другую. Наружная труба имеет круглое сечение, а внутренняя 7 — четырехугольное. Жгут транс­ портируется через внутреннюю трубу при помощи бесконечной цепи 8 специальной конструкции.

Цепь состоит из отдельных звеньев — захватов со штырями, удерживающими жгут и плотно укладывающими его в трубе. Риф­ леные валы подают жгут на цепь со значительным опережением (в 3,3 раза), в результате чего он укладывается на штыри свободными петлями и поступает в зону предварительного запаривания камерытрубы. Последняя имеет на входе расширение, а к запарной зоне участок сужения, в котором волокно уплотняется. В этой зоне трубы имеется перфорация для подачи насыщенного пара, подогре­ вающего волокно до 100° С. Длина зоны предварительного нагрева составляет около 2 м. Затем жгут поступает в зону запаривания и фиксации красителя, длина которой составляет 11,7 м. Гермети­ зация этой зоны обеспечивается участками сужения на входе и вы­ ходе жгута, в которых происходит уплотнение волокнистого мате­ риала, причем участки герметизируются настолько, что в зоне можно создавать давление до 400—600 кН/м2 и соответственно раз­ вивать температуру насыщенного пара до 145—160° С. Остальные секции камеры-трубы служат для промывки горячей и холодной водой и обработки жгута материальными растворами, например для авиважной обработки, хромирования, которые также поступают в трубу через перфорацию. Каждая секция мокрой обработки снаб­ жена баком для рабочего раствора. Жгут из камеры-трубы выби­ рается парой съемных роликов и после соскальзывания по плоскости


182

О Б О Р У Д О В А Н И Е Д Л Я К Р А Ш Е Н И Я Т Е К С Т И Л Ь Н Ы Х МАТЕРИАЛОВ

вниз

укладывается в полиэтиленовый мешок 9. Влажность волокна

при этом достигает 300—400%, ибо отжимного устройства нет, что является существенным недостатком агрегата. Обратная ветвь цепи пропускается через кожух 6 для нагревания ее паром перед вводом в трубу. Скорость движения жгута максимально составляет на плюсовке 60 и в трубе 18 м/мин, а производительность агрегата — 80-^400 кг/ч в зависимости от вида волокнистого материала и спо­ соба крашения; длина агрегата-— 22,1 м.

Рассмотренный агрегат непрерывного крашения в трубе более эффективен для крашения жгутов из синтетических волокон и ме­ нее — для чесаной ленты, например из шерстяного волокна, которое отрицательно реагирует на процесс уплотнения.

§ 4. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ КРАШЕНИЯ ПРЯЖИ В МОТКАХ

Крашение пряжи в мотках, несмотря на высокий модуль ванны (15—30), до сих пор не потеряло своего значения, очевидно, благо­ даря компактности продукции, возможности обработки малых партий, несложного перехода от одного вида крашения к другому и т. п. При крашении текстурированной и объемной пряжи в мотках хорошо сохраняются ее фактура и объемность. Мотки пряжи обычно окрашивают в аппаратах или машинах навесной системы. Не исклю­ чается также возможность крашения мотков в аппаратах паковоч­ ной системы, но в. этом случае не достигается удовлетворительная ровнота окраски.

Аппараты навесной системы окрашивают мотки пряжи, подве­ шенные на одной или двух металлических штангах (палках, стерж­ нях), установленных в специальных гнездах либо непосредственно в красильных аппаратах (встречается редко), либо в специальных каретках, корзинах или кассетах, вставляемых в аппарат. В аппа­ рате пряжа омывается потоками циркулирующего раствора. Такие аппараты изготовляются для крашения пряжи при температуре до 100° С и выше (аппараты закрытого типа). При загрузке пряжи в каретки вне аппарата уменьшаются простои основного оборудова­ ния и повышается его производительность. Аппараты навесной системы выпускаются с каретками, расположенными в один или два яруса (этажа).

На рис. 102 показана схема пряжекрасильного аппарата фирмы «Крантц» (ФРГ). Ящик аппарата разделен на две части: часть / служит для установки кареток 1 (обычно двух); часть I I — для раствора, подаваемого к циркуляционному насосу 4 пропеллерного типа. Каретки выполнены из нержавеющей стали и служат для укладки в шахматном порядке металлических штанг, на которые навешиваются мотки пряжи. Верхнее 2 и нижнее 3 днища каретки имеют перфорацию, которая позволяет раствору свободно циркули­ ровать в двух направлениях. Обогрев раствора осуществляется змеевиком 5. Каретка вставляется в аппарат тельфером сверху,


О Б О РУ Д ОВ А НИ Е Д Л Я К РА Ш Е Н И Я П Р Я Ж И В МОТКАХ

.183

что требует увеличенной высоты помещения. Выпускаются аппараты с боковой загрузкой кареток, идущей со стороны зоны обслужива­ ния. На каждую каретку загружается до 25 кг пряжи. Большинство кареток рассчитано на длину мотков 460—960 мм. Аппараты подоб­ ного типа легко можно агрегировать между собой, если установить более мощные насосы и соответствующие трубопроводы, что позво­ ляет обрабатывать пряжу одним красильным раствором.

Рис. 102. Схема аппарата навесной системы для крашения пряжи в мотках

Аналогичные аппараты, но закрытой системы, изготовляются для высокотемпературного крашения при умеренном давлении и температуре до 110° С. Успехом пользуются красильные аппараты шкафного типа, в которых можно осуществлять высокотемператур­ ное крашение мотков пряжи. На рис. 103 показан общий вид аппа­ рата, представляющего собой камеру прямоугольной формы с гер­ метически закрывающимися дверьми, что позволяет осуществлять крашение при некотором избыточном статическом давлении жидкости, циркулирующей в двух направлениях.

Костромским филиалом Ивановского СКБ КОО сконструирован аналогичный аппарат навесной системы, который с 1969 г. серийно выпускается под маркой АПК-100, предназначенный для крашения

184 О Б О Р У Д ОВ А Н ИЕ Д Л Я К Р А Ш ЕН ИЯ Т Е К С Т И Л Ь Н Ы Х МАТЕРИАЛОВ

и других видов мокрой обработки пряжи в мотках из натуральных, химических и смешанных волокон ггри температуре до 108° С и дав­ лении до 50 кН/м2. Аппарат изготовлен из нержавеющей стали и состоит из красильной камеры с расширительным баком, резервного бака для приготовления рабочих или моющих растворов, бака для введения добавок красителей в ванну аппарата, насосов для верти­

 

кальной

двусторонней

цирку­

 

ляции рабочего раствора, для

 

перекачки в аппарат растворов

 

вспомогательных веществ и для

 

создания

в

нем

статического

 

давления. Аппарат комплек­

 

туется

четырьмя

кассетами и

 

тележкой для их подвоза. Кас­

 

сеты имеют пазы, в которые

 

закладываются

штанги

с

на­

 

вешенными

мотками

пряжи;

 

периметр

последних составляет

 

700—1500 мм. На тележке кас­

 

сеты подвозятся ' к аппарату и

 

задвигаются в камеры, состоя­

 

щие из двух шкафов прямо­

 

угольной

формы, соединенных

 

между

собой

и

выполняющих

 

роль ванн аппарата* в которых

 

осуществляется

крашение

при

 

модуле ванны 20. Двери шка­

 

фов герметически закрываются;

 

в нижней части камеры уста­

Рис. 103. Общий вид аппарата навесной

новлены

теплообменники

глу­

системы с герметически закрывающимися

хого пара.

Рабочий раствор или

дверцами

подогретая вода перекачивается

 

из резервного бака в аппарат

до контролируемого уровня на расширительном баке и затем включается реверсивный циркуляционный насос. Растворы кра­ сителя могут вводиться в аппарат с помощью вспомогательных баков в процессе работы аппарата. По окончании процесса крашения использованный раствор красителя сливают в канализацию или перекачивают в резервный бак, промывают пряжу водой, сливают ее, открывают двери аппарата, кассеты выкатывают на тележки и загружают новые с заранее подготовленной пряжей.

Управление аппаратом осуществляется с пульта; предусмотрены автоматическое регулирование и контроль давления и температуры рабочей среды. В аппарате имеется пробоотборник для извлечения из аппарата образца окрашенной пряжи с целью контроля степени окраски. Если же требуется окрашивать в один цвет и тон большую партию пряжи, аппараты можно агрегировать для совместной ра-