Файл: Бельцов, В. М. Технологическое оборудование отделочных фабрик текстильной промышленности учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 114

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

196 О БО Р У Д О В А Н И Е Д Л Я К РА Ш Е Н И Я Т Е К С Т И Л Ь Н Ы Х МАТЕРИАЛОВ

и выгрузки ткани и смотровое окно 13. Заправка жгутов кольцевая. Ткань с помощью направляющих роликов подается в эжекторное сопло, пропитывается рабочим раствором и транспортируется полу­ раскрытым жгутом по трубе в камеру автоклава, ограниченную перфорированной стенкой. Сопло 2 устроено по типу трубки Вентури, т. е. имеет сужающееся сечение, которое затем расширяется, вслед­ ствие чего в суженной части трубы возникает повышенное давление жидкости, скорость движения потока увеличивается, он засасывает

 

жгут

и

проталкивает

его

в

трубу

3.

 

В трубе жгут транспортируется с по­

 

мощью рабочего раствора, впрыски­

 

ваемого через дроссельный клапан 5.

 

Последний позволяет регулировать ско­

 

рость

движения

потока, а следователь­

 

но, и ткани в диапазоне 90— 130 м/мин.

 

Несмотря на высокую скорость дви­

 

жения натяжение жгутов незначитель­

 

но, так как большую часть

пути они

 

плывут в потоке жидкости, а ролики 6

 

служат не столько для транспортирова­

 

ния, сколько для направления жгутов.

 

Автоклав

заполняется

жидкостью

не

 

полностью, но ткань находится под

 

раствором.

Наличие

 

паровоздушного

 

пространства

в

автоклаве

 

приводит

 

к нежелательным

явлениям:

образова­

Рис. 109. Схема машины для

нию

пузырьков

воздуха

на ткани,

высокотемпературного крашения

вспениванию

жидкости

и

частичному

с вертикальным накопителем

вытягиванию жгутов

при прохождении

 

этого

пространства.

Время

загрузки

машины составляет 3—4 мин, температура крашения — до 140°. Ма­ шины выпускаются с различным числом сопел (1—6) для соответ­ ствующего числа жгутов. На один жгут приходится обычно 100— 150 кг ткани (или полотна).

Эжекторная машина изготовлена из нержавеющей стали и проз­ рачного плексигласа, что позволяет видеть ткань на всех стадиях обработки. Крашение осуществляется при сравнительно малом

модуле

ванны — 6— 10.

Расход воды составляет до 55—60 л/кг

ткани,

расход пара — 4

кг/кг. Еще более совершенными являются

эжекторная машины, которые полностью заполняются красильным раствором, благодаря чему практически исключаются вытяжка ткани, образование пузырьков воздуха и вспенивание раствора. Установки встречаются с вертикальными и горизонтальными компенсаторами — накопителями ткани.

На рис. 109 показана установка «Джет-стрим» с вертикальным накопителем. Машина выполнена в виде U-образного компенсатора, предназначенного для накопления ткани. К началу загрузки ткани


О Б О Р У Д О В А Н И Е Д Л Я ПЕРИ ОДИЧЕ СК ОГ О К Р А Ш Е Н И Я Т К А Н Е Й

197

вся установка заполняется жидкостью. Кольцевая заправка полотна производится через открытую крышку люка 2. Полотно 3 подается баранчиком 1 и вводится в люк, жгут втягивается жидкостью, по­ ступающей в сопло, и укладывается в компенсатор., Циркуляция жидкости обеспечивается центробежным насосом 4, нагревание — подогревателем 5, а для введения химических материалов и краси­ телей имеется резервный бак 6 с насосом и подогревателем. Вы­ грузка полотна осуществляется тем же баранчиком, вращающимся в обратную сторону. Скорость дви­ жения жгутов в машине достигает 120 м/мин, что способствует ускоре­ нию процесса крашения. В каждый компенсатор загружается до 50—75 кг материала. Установка имеет от одного до восьми компенсаторов — накопи­ телей ткани.

Машины для высокотемператур­ ного крашения оснащены современ­ ными средствами автоматизации про­ цессов крашения и являются прогрес­ сивным оборудованием.

Джигеры — красильно-роликовые машины периодического действия предназначены для крашения, бе­ ления, промывки и других мокрых

обработок тканей врасправку без складок и заломов. Полотно ткани 1 (рис. ПО) последовательно перематывается с рулона на ру­ лон с помощью двух вальянов 2, обеспечивающих реверсивное вращение рулонов в прямом и обратном направлениях. При этом полотно по тканенаправляющим роликам 3 пропускается через ван­ ну 4 и расправляется на тканерасправителях 5 качающегося типа. Перематывание ткани в одном направлении называется проходом, а весь процесс обработки складывается из нескольких таких про­ ходов, число которых определяется технологическим режимом и колеблется примерно от 4 до 25.

Ткань заправляется в машину с ролика 6, установленного на консоли, а при выгрузке подвергается действию перекидного от­ жимного вала 7, что предохраняет ткань от возможных затеков красителя. Вальян, на который ткань наматывается, является ве­ дущим; второй вальян — ведомый, его необходимо тормозить, что сохраняет постоянство натяжения ткани. В принципе возможны два способа работы джигеров: с постоянным числом оборотов вальяна и возрастающей линейной скоростью движения ткани, растущей с увеличением диаметра намотки; с постоянной линейной скоростью движения ткани за счет автоматического снижения числа оборотов ведущего вальяна. Современные джигеры выпускаются с постоянной (или близкой к ней) скоростью движения ткани, что достигается спе-

/


198 О БО Р У Д О В А Н И Е Д Л Я К Р А Ш ЕН ИЯ Т Е К С Т И Л Ь Н Ы Х МАТЕРИАЛОВ

циальной системой привода, например применением дифференци­ ально-зубчатой передачи, электрических, гидравлических и других способов. Когда оба вальяна соединены таким приводом, колебание скорости движения ткани и натяжение ее резко уменьшаются. Пере­ ключение направления хода осуществляется автоматически, а число проходов программируется; машины работают с минимальным натя­ жением ткани, при котором нельзя допустить образования складок (засечек). В известной степени натяжение ткани затрудняет обработку на джигерах трикотажных полотен, шерстяных и некоторых шел­ ковых тканей, однако новейшие конструкции машин позволяют вести обработку даже трикотажных полотен без образования складок при незначительном (допускаемом) вытягивании полотна. На джигерах допускается варьирование натяжения полотен 10—200 Н для тканей из синтетических волокон, 100—300 Н — для штапельных и хлопчато­ бумажных тканей легкой и средней массы и 200—500 Н — для тяже­ лых хлопчатобумажных тканей.

Так как пребывание ткани в ванне измеряется секундами, то основной процесс крашения по существу протекает в рулоне, по­ этому машины имеют шатер, предохраняющий ткань от остывания и предупреждающий выделение пара в помещение. Подогрев рабочих растворов осуществляется в ванне глухим паром. Достоинством машин является возможность обработки тканей при малом модуле

ванны

(4— 10). Диаметр намотки ткани обычно составляет 600—

750 мм,

что позволяет иметь на ролике примерно до 1000— 1200 м

ткани. В настоящее время уже выпускаются машины с диаметром намотки до 1000— 1200 мм. Это позволяет наматывать на рулон до 3000 м ткани и способствует значительному увеличению производи­ тельности машины; рабочая ширина машины может быть до 1200— 3200 мм, что еще более повышает их эффективность.

Ранее в СССР выпускались красильно-роликовые машины КР-120

срегулированием натяжения 10—300 Н на полотно, работающие при модуле ванны 4—8, со скоростью движения ткани 63—85 м/мин при массе ткани в рулоне до 120 кг.

Недостаток джигеров заключается в том, что на них можно об­ рабатывать ограниченный ассортимент тканей; например, не реко­ мендуется обрабатывать рельефные ткани или проводить процесс при температуре кипения, так как ткань в растворе находится всего несколько секунд. Это ограничивает возможность обработки шерстя­ ных тканей. Для крашения синтетических волокон в настоящее время выпускаются джигеры, смонтированные в автоклавах с герметически закрывающейся крышкой. В таком автоклаве осуществляется про­ цесс высокотемпературного крашения.

Аппараты для крашения тканей в навоях отличаются большим

достоинством: в них ткань не подвергается натяжению, что позволяет обрабатывать различные изделия с легкодеформирующейся струк­ турой, в том числе и трикотажные полотна (исключая ткани с рельеф­ ным рисунком). Принцип действия этих аппаратов (рис. 111) анало­


О Б О Р У Д ОВ А Н ИЕ Д Л Я ПЕРИОДИЧЕСКОГО К Р А Ш Е Н И Я Т К АН Е Й

199

гичен аппаратам для крашения пряжи в навоях, но вместо пряжи на перфорированный навой 1 наматывается слой ткани 3. Автоклав 2 располагается горизонтально, а тележка с навоем вкатывается в него по направляющим. Установка снабжена заправочным 5 и переливным 4 баками, а также циркуляционной системой с насосом 6 для циркуляции и насосом 7 для создания статического давления ги­ дравлическим способом. Через этот насос в автоклав можно вводить добавки химических растворов. Для нагревания или охлаждения раствора имеется теплообменник 8. Процесс крашения протекает при

циркуляции жидкости от центра к периферии. При накатывании на навой кромка ткани должна перекрывать перфорацию примерно на 5 см, при этом нужно учитывать возможность усадки. Если перфо­ рация не будет перекрыта, нарушится равномерность циркуляции раствора. Свободную, не закрытую тканью перфорацию перекрывают на навое либо специальными манжетами, надеваемыми снаружи на­ воя, либо заслонками, передвигаемыми внутри цилиндра навоя. Ап­ параты выпускаются самых различных типоразмеров с рабочими ши­ ринами 850—4400 мм с загрузкой ткани примерно от 125 до 2200 кг и могут предназначаться как для легких, так и для тяжелых тканей,

например ковров.

В аппаратах можно осуществлять различные процессы мокрой обработки при температурах 50—140° С. При заполнении аппарата раствором необходимо контролировать удаление воздуха, чему спо­ собствует прокачивание раствора от центра к периферии. Воздух вызывает вспенивание раствора, что отрицательно влияет на работу аппарата. Выпускается аппарат АК-220-Т аналогичной конструкции Для крашения трикотажных полотен. Он позволяет обрабатывать полотна шириной 1100—2200 мм, общей массой 150—200 кг при модуле ванны 14 и давлении до 400 кН/м2. Рассмотренные аппараты обладают достаточно высокой товарной емкостью и оснащены со­ временными средствами контроля и регулирования технологических процессов, включая программирование.


2 00 О БО Р У Д О В А Н И Е Д Л Я К Р А Ш Е Н И Я Т Е К С Т И Л Ь Н Ы Х МАТЕРИАЛОВ

Оборудование для крашения штучных изделий (пуловеров, кофто­ чек, чулок, перчаток и др.) применяется в трикотажной промышлен­ ности. Получили распространение красильные барабаны КБ-50-1

иКТ-100, универсальные чулочно-формировочные машины УКФ-60

идр.

К р а с и л ь н ы й б а р а б а н КБ-50-1 представляет собой пер­ форированный цилиндр (барабан) из нержавеющей стали, разделен­ ный радиальными плоскими перфорированными перегородками на

 

 

три секции (в прежних конст­

 

 

рукциях —'на

четыре

секции).

 

 

Каждая секция

имеет

люк для

 

 

загрузки

и

разгрузки

изделий

 

 

(вручную). Барабан 1 установ­

 

 

лен

на

подшипниках

внутри

 

 

красильной ванны 2 (рис. 112) и

 

 

приводится в движение от элект­

 

 

родвигателя

3 через червячный

 

 

редуктор

6

со скоростью

вра­

 

 

щения 4 об/мин, причем направ­

 

 

ление

вращения автоматически

 

 

меняется через каждую минуту.

 

 

Ванна сверху закрыта крыш­

 

 

кой 7. Ванна и барабан крепят­

 

 

ся на станине 4. Холодную и

 

 

горячую воду, а также раствор

 

 

красителя из бачка по трубам

 

 

подают в

машину с левой сто­

 

 

роны,

острый пар — по трубо­

Рис. 112.

Схема красильного барабана

проводу 9. Внизу ванны имеется

 

КБ-50-1

спускной

кран 8, а на задней

 

 

стенке— переливной

карман 5.

Изделия загружают в секции перфорированного барабана,

за­

крывают люки, ванну заполняют водой и

раствором

красителя,

пускают острый пар и включают привод.

Во время

вращения

барабана

изделия переваливаются внутри его,

что улучшает пере­

мешивание раствора и ровноту окраски. Объем красильной ванны ' составляет 1,1 м3, загрузка материала — 50 кг, модуль ванны при крашении 20, т. е. довольно большой. В этой же машине осуще­ ствляется и промывка изделий. Красильные барабаны КТ-100 имеют аналогичную конструкцию, но отличаются размерами и числом сек­ ций (девять), так как помимо радиальных перегородок барабан еще разделен по длине поперечными перегородками на три части; товар­ ная емкость машины составляет 100 кг. В машинах КБ-50-1 и КТ-100 предусмотрены автоматическое регулирование температуры раствора в ванне.

К р а с и л ь н о - ф о р м и р о в о ч н ы е м а ш и н ы пред­ ставляют собой современные конструкции машин, в которых могут