Файл: Вопросы к экзамену по курсу Психология воздействия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 49

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Когда мы говорим про психологическое влияние, мы предполагаем не только само воздействие, но и нужный субъекту (целевой) психологический эффект. В этом понятие «потенциальное» убирается. Психологическое влияние понимается как реализованное, осуществленное психологическое изменение в соответствии с задачами.

- воздействие – это активность, направленная на изменения, но возможно и не приводящая к нужному результату;

- влияние - это активность, которая привела к изменению объекта

М.Р. Душкина. Воздействие предполагает субъектно-объектную схему взаимоотношений. Воздействие – действенная составляющая, интерактивный структурный уровень общения)



М.Р. Душкина. Считает, что более корректным и правильным использовать не понятие «воздействие», а понятие «влияние» в контексте темы социального взаимодействия и взаимоотношений.

Ее аргументы таковы:

1. Воздействие предполагает субъект-объектную схему анализа взаимоотношений и связано, в основном императивными стратегиями влияния. Понятия «воздействие» акцентирует манипулятивный характер взаимоотношений. Используя же понятие «влияние» мы смещаем содержание на субъект-субъектных отношения и можем рассматривать взаимовлияния.

2. Понятие «воздействие» заставляет рассматривать именно интерактивную сторону общения, упуская при этом коммуникативную и перцептивную стороны. А ведь убеждение, внушение, подражание и другие методы влияния, следует понимать в контексте именно коммуникативных и перцептивных психических механизмов.
!!!Воздействие – деятельность, которая предполагает организованность и целенаправленность изменений. (есть цель, зачем, с помощью чего)

Влияние – спонтанное изменение (нет цели)
Из интернета https://studfile.net/preview/4166574/page:4/ (на всякий случай)

Г. А. Кова­лев в своей докторской диссертации «Психологическое воз­действие: теория, методология, практика» ставит между ними знак равенства, объединяет понятия «психологическое воз­действие» и «влияние». Под психологическим воздействием (влиянием) он понимает «процесс, осуществляющий регуля­цию (саморегуляцию) активности взаимодействующих сторон, результатом которого является поддержание их функциональ­ного состояния или изменения состояния хотя бы в одной из них»


7. Технологический язык и уточнение технологических понятий: психотехнология, метод, прием, средства, предмет, мишень и механизмы воздействия. Технологический анализ различных психотехник (примеры).

лекции + учебное пособие



-Психотехнология воздействия (психотехника) – комплексный алгоритм решения психологической задачи, приводящий к определенному эффекту психологического изменения (здесь важен тип задачи и инвариантная последовательность действий).

Пример: формирование симпатии с использованием приемов Карнеги, приведение в трансовое состояние «методом Эриксона», Пятишаговая модель консультирования, мнемотехника

-Метод психологического воздействия – это способ решения определенной психологической задачи (здесь описывается характер действия, качество, форма решения задачи, характер конкретных приемов, форма организации стимулов). Метод привязан к конкретной психологической задачи и показывает в какой комбинации какие приемы и средства используются.

Пример: Изменение состояния сознания методом Эриксона. Здесь следует указывать, какой способ используется Эриксоном, который раскрывается через описание приемов. Отличия классического гипноза (фиксация внимания на предмете) от наведения транса по Эриксону.

-Приём воздействия – элементарная единица технологии, которая выступает как совокупность средств воздействия, объединенных определенным алгоритмом их применения, направленных на решение определенной психологической задачи в конкретных условиях. Это операционный уровень реализации метода, который соотносится с конкретными условиями. Схема действий в каждых условиях может быть особенной.

Пример: Перечисление конкретных приемов из которых складывается метод наведения транса Эриксона. Например, говорить монотонным, невыразительным голосом, темп дается в ритме дыхания, использовать метомодели, речь не должна прекращаться и иметь опору на рациональное, использовать содержание ведущих модальностей человека.

-Средства воздействия – это те факторы, которые порождают первичный психологический эффект, обеспечивающий решение психологической задачи. Средства воздействия указывает на то, какой тип внешнего стимула может быть использован: стимулы внешнего мира, ориентированные на отдельные анализаторы и порождающие ответ этих анализаторов (зрительные стимулы, аудиосигналы, температурные раздражители, запахи и т.п.); вербальные стимулы; невербальные стимулы (паралингвистические стимулы и выразительные движения).



-Психологическая мишень – это та «психологическая точка», тот психологический конструкт, который чувствителен к средствам воздействия. Мишень является частью предмета воздействия. Именно с мишени начинается запуск и действие психологического механизма.

-E. Доценко «Мне представляется уместным при

рассмотрении психологических механизмов использовать

понятие «мишень» для обозначения тех психических

структур, на которые оказывается влияние со стороны

инициатора воздействия независимо от того, имел ли он

намерение или нет».

-Т.С. Кабаченко: «Под мишенью воздействия мы

понимаем то, в отношении чего на конкретном этапе

воздействия решаются конкретные воздейственные

задачи».

Мишень чувствительна только на определенный тип стимула. (Только при наличии особенных стимулов-средств и особенных их характеристик мы увидим запуск внутренних психических процессов)

Классификация мишеней (Кабаченко, Доценко)

-Побудители активности: потребности, интересы, склонности, идеалы.

-Регуляторы активности: смысловые, целевые и операционные установки, групповые норма, самооценка, мировоззрение, убеждения, верования.

-Когнитивные структуры: знания о мире, людях, сведения, которые обеспечивают информационную активность.

-Операционный состав деятельности: способ мышления, стиль поведения, умения, навыки, квалификация.

-Психические состояния: фоновые, функциональные, эмоциональные.

Классификация мишеней (Шейнов)

Он определяет мишень воздействия как источник мотивации адресата.

-Потребности (все их виды)

-Слабости (1. Присущие всем: любопытство, внушаемость, влияние установок, несовершенство речи, любовь к халяве, 2. Индивидуальные слабости: глупость, невежество, медлительность, азартность, жалостливость, жадность, завистливость, суеверность, хвастливость, любовь к лести и подношениям, тщеславие, слабохарактерность)

-Особенности психики (эффект заражения, особенности восприятия, шаблоны мышления, чувства, индивидуально-психологические характеристики, специфика общения, значение установки)

-Стереотипы поведения (схожие реакции на схожие ситуации)

Предмет воздействия – это то, что требуется изменить посредством психологического воздействия. Каждый психический предмет обладает своими законами существования и развития (механизмы) и чувствителен к внешнему влиянию (мишень)


Пример с мотивацией выгоды. В данном банке высокий процент. Информационный стимул замкнут на мишень выгоды (потребность), который формирует новый мотив и далее новое решение или поступок.

-Механизмы воздействия

1) Психофизиологические (свето-цветовое влияние, механизмы психофизиологии)

2) Потребностно-мотивационные (стимулирование, мотивирование, подкрепление, манипуляции)

3) Когнитивные – механизм познания (восприятие, память, внимание, мышление, речь)

4) Иррациональные (бессознательные процессы и эмоциональная сфера)

5) Социальные (принуждение, нормирование, подражание) механизмы обслуживающие взаимодействие и взаимоотношения людей (эмпатия, идентификация, рефлексия)

6) Законы нашего Я (личностные механизмы, манипуляции, игнорирование)



8. Общая характеристика психологических средств воздействия. Отличие психологических и социальных средства воздействия.

из лекции + учебное пособие

Средства воздействия – это те факторы, которые порождают первичный психологический эффект, обеспечивающий решение психологической задачи. Средства воздействия указывает на то, какой тип внешнего стимула может быть использован: стимулы внешнего мира, ориентированные на отдельные анализаторы и порождающие ответ этих анализаторов (зрительные стимулы, аудиосигналы, температурные раздражители, запахи и т.п.); вербальные стимулы; невербальные стимулы (паралингвистические стимулы и выразительные движения).



Средства воздействия делятся на:

Объективные существующие стимулы натуральны. Их воспринимают органы чувств и на них будет обязательная психическая реакция, которая важна в логике задачи воздействия. Объективные характеристики предметов или явлений (здесь может иметь значение и то как мы воспринимаем эти предметы или их характеристики)

Пример: стимулы внешнего мира, ориентированные на отдельные анализаторы и порождающие ответ этих анализаторов (зрительные образы, свето-цветовые стимулы, аудиосигналы, температурные раздражители, запахи и т.д.)

Виртуальные стимулы(знаково-символические) представляют из себя знаки или их комплексы. Разделяются на:

-Вербальные стимулы — слова, и прежде всего их смысл, но также и характер используемых слов,
подбор выражений, правильность речи либо разные виды ее неправильности.

-Невербальные сигналы — пара-экстралингвистические стимулы и выразительные движения: 1)Паралингвистические сигналы — особенности произнесения речи, отдельных слов и звуков. (Например, громкость или быстрота речи, артикуляция, интонации, паузы в речи, смешки, зевки, всхлипывания, фырканье, покашливание, присвистывание, прищелкивание языком, подражание звукам животных и др. Эти сигналы могут изменять действие произносимых слов, в одних случаях усиливая или ослабляя его, а в других – изменяя их смысл. 2)Невербальные сигналы - взаимное расположение собеседников в пространстве, позы, жесты, мимика, контакт глаз, оформление внешности, прикосновения, запахи, наличие и демонстрация символических предметов.

-Символы-объекты и символы знаки – включают в себя обобщенные символы, символы культуры, символы личного опыта.

Символизация стимула через обобщение значений. Эффекты, возникающие вследствие символического значения стимула, основывающегося на естественных наблюдениях человека, вытекающие из его непосредственного чувственного опыта, например, восприятия многими поколениями людей света и тьмы ночи, крови и огня. В связи с этим опытом темно- синий ассоциируется с ночным покоем, желтый — с дневными заботами, красный — с ситуациями, требующими высокой активности (Кабаченко).

Культурный смысловой контекст стимула. Следующая группа эффектов возникает благодаря устойчивому отнесению в рамках определенной культуры конкретного визуального стимула к определенному смысловому контексту. В этом ключе мы можем определить действие цветового стимула, как символа и действие визуального объекта, как символа. Примерами подобных визуальных объектов могут быть изображения, например, Чебурашки и Буратино для детей, выросших в советскую эпоху, супермена для тех, кто знаком с соответствующими комиксами и т.д.

Символы личного опыта. Символическое значение стимула вследствие его сопряженности с определенным личным опытом (например, счастливый или несчастливый цвет автомобиля).

Соотношение психологических и социальных средств

Пример: если руководитель отдал приказ подчиненному на выполнение задания – то он использовал здесь психологические средства? Нет! Он использовал здесь власть. А это социальное средство.