Файл: Экономика гражданской авиации учебное пособие..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 101

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Как видно из приведенных данных, приостановка сниже­ ния удельных затрат перевозочной работы в общем грузопо­ токе, включающем международные морские перевозки, в- 1950—1960 гг. и некоторое увеличение затрат за последнее де­

сятилетие связано с бурным ростом внешней торговли СССР и созданием мощного морского флота.

Рост пассажирооборота определяется увеличением числен­

ности населения и его подвижностью. Подвижность населения связана с повышением его материального и культурного уров­

ня. Транспортная подвижность населения СССР непрерывно возрастает, что видно из табл. 5.

Таблица 5-

Транспортная подвижность населения, пасс.-км на 1 жителя

Годы

1913

1940

1950

1960

1970

Все виды транспорта,

283

675

712

1470

2870

в том числе внегородские

210

537

572

1055

2005

 

I

 

 

 

 

Быстрый рост пассажирооборота во внутригородских сооб­ щениях объясняется тем, что доля городского населения в об­ щей структуре населения страны заметно увеличилась. Сов­ ременные города характеризуются очень быстрым ростом го­ родских пассажирских перевозок.

Заметное влияние на рост пассажирооборота и подвижно­ сти населения оказывает также усовершенствование транс­ портных средств и работы самого пассажирского транспорта:

развитие гражданской авиации, междугородных автобусных

линий, повышение скорости и

комфорта железнодорожных,

пассажирских сообщений.

между пассажирооборотом и

Закономерное соотношение

национальным доходом или личными доходами трудящихся используется для определения будущих объемов общего пас­

сажирооборота в перспективных планах и долгосрочных прог­ нозах.

Для достижения наиболее высокой экономической эффек­ тивности работы транспорта необходимо рационально распре­ делять перевозки между его видами. Важно, чтобы каждый вид транспорта использовался для выполнения только тех пе­ ревозок, которые он по своим технико-экономическим особен­ ностям может выполнить дешевле и лучше других видов тран­ спорта.

Коммунистическая партия на всех этапах социалистическо­ го строительства уделяла большое внимание развитию транс­

18


порта, отмечая его громадное значение в общественном произ­ водстве. Транспорт — одна из важнейших составных частей материально-технической базы коммунизма.

2. Транспортная система СССР

Транспортная система СССР представляет собой большой

и сложный народнохозяйственный комплекс, размещенный на всей территории страны. В состав транспортной системы вхо­ дят железные дороги, внутренние водные пути, речные порты, морские пути и морские порты, воздушные пути и аэродромы (аэропорты), нефтепроводы и газопроводы, а также промыш­ ленный прирельсовый транспорт, внутригородские виды транс­

порта (метрополитен, троллейбусные, трамвайные и автобус­ ные линии).

Стоимость всей транспортной системы, — сооружений и устройств транспорта вместе с подвижным составом, — соста­

вила на 1.1 1971 г. более 80 млрд. руб. или 12% стоимости всех

основных фондов народного хозяйства СССР.

По общему грузообороту всех видов транспорта СССР за­ нимает второе место в мире после США. Транспортная система

СССР по своей мощности, техническому оснащению и органи­ зации работы по праву занимает одно из первых мест среди всех транспортных систем мира.

Социально-экономические и физико-географические усло­ вия советского государства предопределили особый характер транспортной системы СССР как в распределении перевозок между отдельными видами транспорта, так и в структурном составе транспортной сети страны.

На протяжении полувека социалистической реконструкции

иразвития транспортной системы СССР, наряду с ростом гру­ зооборота и пассажирооборота, произошли крупные сдвиги в их распределении между видами транспорта. Основной рост грузооборота приходится на железнодорожный транспорт, сох­

ранивший первое место. Однако, наряду с железнодорожным, выросли другие виды грузового транспорта — автомобильный

итрубопроводный, принявшие на себя заметную часть пере­ возок. За последние 20 лет сильно увеличился объем работ морского транспорта, особенно в международных перевозках.

Транспортная система, ее развитие и эффективность харак­ теризуются следующими показателями:

общим объемом перевозочной работы всеми видами

транспорта;

общей протяженностью сети по видам транспорта;

соотношением перевозок (грузовых, пассажирских) по видам транспорта;

19



— распределением транспортных путей по территории стра­

ны;

эффективностью использования транспортных путей и средств транспорта (грузонапряженность, использование тран­ спортных средств и т. п.);

себестоимостью перевозок на различных видах транс­

порта и рентабельностью.

Грузооборот всех видов транспорта увеличился только за период 1965—1971 гг. на 48% и распределился среди видов транспорта в процентах к общему объему следующим образом:

железнодорожный

—65,5%

морской

— 16,8%

речной

—4,48%

трубонефтепроводный

—6,84%

автомобильный

— 6,326%

воздушный

—0,054%

 

100,0%

Темпы роста грузооборота всех видов транспорта за период

1965—1971 гг. в процентах к 1965 г. показаны в табл. 6.

Годы

1965

 

 

 

 

 

 

Таблица б

Все виды транспорта

Железнодо­ рожный

Морской

Речной

Трубопро­ водный

Автомо­ бильный

Воздушный

100,0

100,0

100

100,0

100,0

100,0

100,0

1970

139

128,0

169

130

192

154

. 140

1971

148

135

179

137

219

166

148

Пассажицооборот всех видов транспорта за период 1965— 1971 гг. увеличился на 59% и распределился среди видов тран­ спорта в процентах к общему объему следующим образом:

железнодорожный —47,2%

морской

—0,4%

речной

—1,0%

автомобильный

—36,3%

воздушный

— 15.1 %

 

100,0%

По количеству перевезенных пассажиров отдельными ви­

дами транспорта общего пользования

автомобильный транс-

20


порт (автобусы) занимает первое место. Сопоставимые дан­ ные по количеству перевезенных пассажиров, темпам роста

перевозок и удельному весу отдельных видов транспорта при­

ведены в табл. 7,

8, 9.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 7

 

Виды транспорта

Количество

перевезенных пас­

 

сажиров в 1970.г.,

млн. чел.

 

 

 

 

Автомобильный

транспорт,

 

 

26365,4

 

в том числе междугородные перевозки

 

1469,4

 

Железнодорожный транспорт,

 

 

2930,4

 

в том числе без пригородного сообщения

 

314,0

 

Речной транспорт

 

 

 

 

145,2

 

Воздушный транспорт

 

 

71,4

 

Морской транспорт

 

 

 

38,5

 

Темпы роста перевозок пассажиров отдельными

 

 

Таблица 8

 

 

 

видами транспорта в

⅝ к 1960 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виды транспорта

Годы

Железно­

Морской

Речной

Автомо­

Воздуш­

 

дорожный

бильный

ный

 

 

 

1960

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

1965

118

140

ИЗ

165

262

1970

' 150

144

122

233

445

1971

157

144

123

245

490

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 9

Удельный вес отдельных видов транспорта в общем пассажирообороте

междугородного

сообщения (без

пригородных

автобусных сообщений

и железнодорожных линий), %

 

 

 

 

 

Все виды

Железно-

 

 

Автомо­

Воздуш­

Годы

транс­

дорожМорской Речной

биль­

ный

 

порта

I ный

 

 

ный

 

 

 

 

1950

100,0

91,1

1,6

3,8

1,9

1,6

1965

100,0

66,9

0,7

2,2

13,2

17,0

1970

100,0

59,1

0,5

1,6

14,9

23,9

21