ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 101
Скачиваний: 0
Как видно из приведенных данных, приостановка сниже ния удельных затрат перевозочной работы в общем грузопо токе, включающем международные морские перевозки, в- 1950—1960 гг. и некоторое увеличение затрат за последнее де
сятилетие связано с бурным ростом внешней торговли СССР и созданием мощного морского флота.
Рост пассажирооборота определяется увеличением числен
ности населения и его подвижностью. Подвижность населения связана с повышением его материального и культурного уров
ня. Транспортная подвижность населения СССР непрерывно возрастает, что видно из табл. 5.
Таблица 5-
Транспортная подвижность населения, пасс.-км на 1 жителя
Годы |
1913 |
1940 |
1950 |
1960 |
1970 |
Все виды транспорта, |
283 |
675 |
712 |
1470 |
2870 |
в том числе внегородские |
210 |
537 |
572 |
1055 |
2005 |
|
I |
|
|
|
|
Быстрый рост пассажирооборота во внутригородских сооб щениях объясняется тем, что доля городского населения в об щей структуре населения страны заметно увеличилась. Сов ременные города характеризуются очень быстрым ростом го родских пассажирских перевозок.
Заметное влияние на рост пассажирооборота и подвижно сти населения оказывает также усовершенствование транс портных средств и работы самого пассажирского транспорта:
развитие гражданской авиации, междугородных автобусных
линий, повышение скорости и |
комфорта железнодорожных, |
пассажирских сообщений. |
между пассажирооборотом и |
Закономерное соотношение |
национальным доходом или личными доходами трудящихся используется для определения будущих объемов общего пас
сажирооборота в перспективных планах и долгосрочных прог нозах.
Для достижения наиболее высокой экономической эффек тивности работы транспорта необходимо рационально распре делять перевозки между его видами. Важно, чтобы каждый вид транспорта использовался для выполнения только тех пе ревозок, которые он по своим технико-экономическим особен ностям может выполнить дешевле и лучше других видов тран спорта.
Коммунистическая партия на всех этапах социалистическо го строительства уделяла большое внимание развитию транс
18
порта, отмечая его громадное значение в общественном произ водстве. Транспорт — одна из важнейших составных частей материально-технической базы коммунизма.
2. Транспортная система СССР
Транспортная система СССР представляет собой большой
и сложный народнохозяйственный комплекс, размещенный на всей территории страны. В состав транспортной системы вхо дят железные дороги, внутренние водные пути, речные порты, морские пути и морские порты, воздушные пути и аэродромы (аэропорты), нефтепроводы и газопроводы, а также промыш ленный прирельсовый транспорт, внутригородские виды транс
порта (метрополитен, троллейбусные, трамвайные и автобус ные линии).
Стоимость всей транспортной системы, — сооружений и устройств транспорта вместе с подвижным составом, — соста
вила на 1.1 1971 г. более 80 млрд. руб. или 12% стоимости всех
основных фондов народного хозяйства СССР.
По общему грузообороту всех видов транспорта СССР за нимает второе место в мире после США. Транспортная система
СССР по своей мощности, техническому оснащению и органи зации работы по праву занимает одно из первых мест среди всех транспортных систем мира.
Социально-экономические и физико-географические усло вия советского государства предопределили особый характер транспортной системы СССР как в распределении перевозок между отдельными видами транспорта, так и в структурном составе транспортной сети страны.
На протяжении полувека социалистической реконструкции
иразвития транспортной системы СССР, наряду с ростом гру зооборота и пассажирооборота, произошли крупные сдвиги в их распределении между видами транспорта. Основной рост грузооборота приходится на железнодорожный транспорт, сох
ранивший первое место. Однако, наряду с железнодорожным, выросли другие виды грузового транспорта — автомобильный
итрубопроводный, принявшие на себя заметную часть пере возок. За последние 20 лет сильно увеличился объем работ морского транспорта, особенно в международных перевозках.
Транспортная система, ее развитие и эффективность харак теризуются следующими показателями:
—общим объемом перевозочной работы всеми видами
транспорта;
—общей протяженностью сети по видам транспорта;
—соотношением перевозок (грузовых, пассажирских) по видам транспорта;
19
— распределением транспортных путей по территории стра
ны;
—эффективностью использования транспортных путей и средств транспорта (грузонапряженность, использование тран спортных средств и т. п.);
—себестоимостью перевозок на различных видах транс
порта и рентабельностью.
Грузооборот всех видов транспорта увеличился только за период 1965—1971 гг. на 48% и распределился среди видов транспорта в процентах к общему объему следующим образом:
железнодорожный |
—65,5% |
морской |
— 16,8% |
речной |
—4,48% |
трубонефтепроводный |
—6,84% |
автомобильный |
— 6,326% |
воздушный |
—0,054% |
|
100,0% |
Темпы роста грузооборота всех видов транспорта за период
1965—1971 гг. в процентах к 1965 г. показаны в табл. 6.
Годы
1965
|
|
|
|
|
|
Таблица б |
Все виды транспорта |
Железнодо рожный |
Морской |
Речной |
Трубопро водный |
Автомо бильный |
Воздушный |
100,0 |
100,0 |
100 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
1970 |
139 |
128,0 |
169 |
130 |
192 |
154 |
. 140 |
1971 |
148 |
135 |
179 |
137 |
219 |
166 |
148 |
Пассажицооборот всех видов транспорта за период 1965— 1971 гг. увеличился на 59% и распределился среди видов тран спорта в процентах к общему объему следующим образом:
железнодорожный —47,2%
морской |
—0,4% |
речной |
—1,0% |
автомобильный |
—36,3% |
воздушный |
— 15.1 % |
|
100,0% |
По количеству перевезенных пассажиров отдельными ви |
|
дами транспорта общего пользования |
автомобильный транс- |
20
порт (автобусы) занимает первое место. Сопоставимые дан ные по количеству перевезенных пассажиров, темпам роста
перевозок и удельному весу отдельных видов транспорта при
ведены в табл. 7, |
8, 9. |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 7 |
|
|
Виды транспорта |
Количество |
перевезенных пас |
|||||
|
сажиров в 1970.г., |
млн. чел. |
||||||
|
|
|
|
|||||
Автомобильный |
транспорт, |
|
|
26365,4 |
|
|||
в том числе междугородные перевозки |
|
1469,4 |
|
|||||
Железнодорожный транспорт, |
|
|
2930,4 |
|
||||
в том числе без пригородного сообщения |
|
314,0 |
|
|||||
Речной транспорт |
|
|
|
|
145,2 |
|
||
Воздушный транспорт |
|
|
71,4 |
|
||||
Морской транспорт |
|
|
|
38,5 |
|
|||
Темпы роста перевозок пассажиров отдельными |
|
|
Таблица 8 |
|||||
|
|
|
||||||
видами транспорта в |
⅝ к 1960 г. |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
Виды транспорта |
|||
Годы |
Железно |
Морской |
Речной |
Автомо |
Воздуш |
|||
|
дорожный |
бильный |
ный |
|||||
|
|
|
||||||
1960 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
|||
1965 |
118 |
140 |
ИЗ |
165 |
262 |
|||
1970 |
' 150 |
144 |
122 |
233 |
445 |
|||
1971 |
157 |
144 |
123 |
245 |
490 |
|||
|
|
|
|
|
|
|
Таблица 9 |
|
Удельный вес отдельных видов транспорта в общем пассажирообороте |
||||||||
междугородного |
сообщения (без |
пригородных |
автобусных сообщений |
|||||
и железнодорожных линий), % |
|
|
|
|
||||
|
Все виды |
Железно- |
|
|
Автомо |
Воздуш |
||
Годы |
транс |
дорожМорской Речной |
биль |
|||||
ный |
||||||||
|
порта |
I ный |
|
|
ный |
|||
|
|
|
|
|||||
1950 |
100,0 |
91,1 |
1,6 |
3,8 |
1,9 |
1,6 |
||
1965 |
100,0 |
66,9 |
0,7 |
2,2 |
13,2 |
17,0 |
||
1970 |
100,0 |
59,1 |
0,5 |
1,6 |
14,9 |
23,9 |
21