Файл: Лекция 1 Теория и методология современного менеджмента Сущность, задачи и принципы менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лекция 1
Теория и методология современного менеджмента
1.
Сущность, задачи и принципы менеджмента
2.
Менеджмент как система, основные виды управления
3.
Основные школы менеджмента как база формирования
современных концепций менеджмента
4.
Сущность и особенности интеграции в управлении
5.
Функции, методы и организационные отношения в
системе менеджмента
1. Сущность, задачи и принципы менеджмента
Управление – широкое понятие, предполагающее процесс воздействия субъекта на объект управления в целях обеспечения ее целенаправленного и слаженного функционирования.
Управление возникает в период первоначального разделения труда.
Менеджмент является особой формой управленческой деятельности, поэтому, прежде чем говорить о нем, нужно познакомиться с управлением как таковым.
Слово «управление» произошло от старорусского «управа», т.е. способность с чем-то управляться. В широком смысле под ним понимается деятельность, направленная на упорядочение процессов, протекающих в природе, технике и обществе, устранение их энтропии (дезорганизации), снижение неопределенности и приведение в нужное состояние с учетом тенденций их развития и изменения среды (для различных ее типов нужны свои системы управления).
Иными словами, управление должно обеспечивать упорядоченность соответствующей системы, ее целостность, нормальное функционирование и развитие.

Любая управленческая деятельность сводится к принятию решений, их реализации и контролю над ними.
Великая индустриальная революция XVII–XIX вв. оказала гораздо более существенное влияние на теорию и практику управления, чем все предшествующие революции. Именно на этом этапе и начал развиваться менеджмент в том виде, в котором мы привыкли воспринимать это слово.
Именно тогда появилась потребность в талантливых управленцах, которые могли бы выработать свою стратегию управления фирмой и развития бизнеса и привести фирму к успеху, или, в крайнем случае, спасти ее от банкротства.
В качестве начальной точки отсчета современной науки управления часто упоминается статья Г.Р. Тауна «Инженер как экономист», представленная Американскому обществу инженеров в 1886 г. Таун предложил рассматривать управление как область научного изучения.
Утверждая, что менеджмент является областью изучения, равной по важности инженерному делу, Таун отметил, что управление работой не было организовано и велось интуитивно. Проблему своего времени Таун видел в том, что менеджеры не были объединены в ассоциации, внутри которых они могли бы обмениваться опытом, а также в отсутствии научной дисциплины, в рамках которой накопленный опыт систематизировался бы в принципы или теории.
К концу XIX – началу XX в. появились первые работы, в которых была сделана попытка научного обобщения накопленного опыта и формирования основ науки менеджмента. Это было ответом на потребности промышленного развития, массовое производство и массовый сбыт, ориентация на рынки большой емкости и крупномасштабную организацию в форме мощных корпораций и акционерных обществ.
Понятия «управление» и «менеджмент» часто используются как синонимы, но между ними есть различия. Управление представляет собой всеобщую человеческую деятельность, а менеджмент — это его

специфическая область, включающая деятельность специалистов по обеспечению успешной деятельности организации.
Слово «менеджмент» употребляется по отношению к людям, коллективам и организациям: менеджмент организации означает управление этой организацией.
Предмет науки общего менеджмента — общие закономерности, принципы и методы управления организациями.
Два основных смысла понятия «менеджмент»:
1) процесс управления;
2) группа людей, составляющих орган управления.
Определение понятия «менеджмент» Оксфордским словарем:
1) способ обращения с людьми;
2) административные навыки и умение особого рода;
3) искусство управления;
4) орган управления и люди, его составляющие.
Основные значения термина «менеджмент» в русском языке:
1) наука управления;
2) процесс управления людьми в организациях;
3) орган управления и люди, его составляющие.
Специальный менеджмент – управление объектами с учетом их специфики или управление специфическими процессами, ресурсами.
Разновидности специального менеджмента: муниципальный менеджмент, менеджмент в сфере услуг, финансовый менеджмент; стратегический менеджмент, инновационный менеджмент и др.
Объект общего менеджмента — люди в организациях и совокупность отношений между людьми, возникающих в процессе управления этими организациями.
Объект специального менеджмента — своеобразные отношения между людьми в организациях, отражающие специфику этих организаций.
Объектом специального менеджмента могут быть некоторые разновидности
специальных процессов (финансовые потоки, исследуемые финансовым менеджментом).
Управление — деятельность управляющей подсистемы, которая заключается в выработке управляющего воздействия, его осуществлении для достижения цели деятельности системы в целом.
Главное, ради чего осуществляется управление деятельностью и сама деятельность, — цель.
Управление как сознательная целенаправленная деятельность свойственна только человеку и организационным системам.
Организационная система — общественная система, в которой элементами являются люди и коллективы людей.
В обобщенном виде сходство и различия терминов представлено в таблице 1.
Таблица 1 – Сходство и различия понятий «менеджмент» и «управление»
Менеджмент
Управление
Понятия находятся друг с другом в родовидовых отношениях.
Существенные сходства
Руководство чьей-либо деятельностью;
Цель – достижение высокой эффективности.
Руководство чьей-либо деятельностью;
Цель – достижение высокой эффективности.
Существенные различия
Понятие имеет меньший объем, большее содержание;
Является стадией управленческого процесса;
С использованием достижений науки управления;
Термин применяется на различных уровнях социальной деятельности.
Понятие имеет больший объем, меньшее содержание;
Использование науки управления не обязательно;
Термин применяется в любых сферах деятельности.
Несущественные сходства
Проводится одним лицом или группой лиц
Направлен на подчинение и использование человеческих материальных и финансовых ресурсов
Несущественные различия
Место
Время
Орудия производства и контроля
Менеджмент
– это процесс научного управления чьей-либо деятельностью с целью достижения ее высокой эффективности, лучшего использования ресурсного потенциала данного социального объединения в условиях рыночной конференции.


Управление — это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации.
Управление — это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную группу.
Управление как таковое является и стимулирующим элементом социальных изменений, и примером значительных социальных перемен. Чем больше имеется высокообразованных людей, тем в большей мере зависят они от организации.
Менеджмент
– это:
1. Управление коммерческой фирмой, работающей в условиях рынка.
2. Самостоятельный вид профессиональной управленческой деятельности. Эффективная теория управления (наука), обобщающая материалы исследований и практики рационального управления коммерческим производством.
3. Процесс управления фирмой, осуществляемый менеджерами для достижения целей организационной системы.
4. Систематизированная совокупность теоретических и практических знаний, в которых обобщен опыт лучших предприятий мира и операционализированые данные, полученные социальными науками (Питер
Друкер).
Менеджмент как социально-экономическое учение появился в конце
ХIХ века. В 1881г. американец Джозеф Вартон разработал первый систематический курс управления для преподавания в колледже
Основоположником управления как науки в США считают бизнесмена
Г. Тауна (об этом сказано в Американской энциклопедии профессионального менеджмента). В 1886 году Г. Таун выступил на собрании Американского общества инженеров-механиков с докладом «Инженер как экономист».
Впервые поставлен вопрос о роли менеджмента как относительно самостоятельной сферы науки и профессиональной специализации.

“Существует много хороших инженеров-механиков, есть также немало отличных бизнесменов, однако оба этих качества весьма редко встречаются в одном человеке”.
Менеджмент – особая наука со своим предметом, литературой.
Инженеры для обеспечения наилучших производственных результатов возглавляемых ими подразделений должны быть людьми не только специалистами в технической сфере (овладевшими профессией механика), но и быть хорошими администраторами, обладать особыми знаниями и навыками проведения экономических и организаторских работ.
Доклад Тауна вдохновил Ф. Тейлора, юриста по образованию, на создание первой системы управления производством (1905 г.). Свои взгляды он изложил в книгах «Цеховой менеджмент» и «Принципы и методы научного менеджмента».
Главное отличие менеджмента от прежних способов организации коллективных действий состоит в том, что он в принципе не дает идеальной организации и идеальных методов управления; в менеджмент встроено постоянное обновление. Он дает для руководства простые правила, которые дают большой эффект, если применимы к правильно оцененной ситуации. В начале ХХ века преподавание менеджмента получило широкое распространение. Внедрение его в практику началось в 1911г. в связи с опубликованием книги Ф. Тейлора “Принципы научного управления” и судебным делом компании “Истерн Рейтс”.
Главное в менеджменте — ставить перед собой цели, отвечающие интересам предприятия — Management by objectives ("менеджмент постановкой целей"). В этом заключается принципиальное отличие менеджеров от руководителей предприятия старого стиля.
Цели менеджмента как управляющей системы – это те цели, которые стоят перед самой организацией. В рамках управления разрабатываются цели организации и способы их достижения


Задачи менеджмента: поддержание баланса между процессами жизнедеятельности организации (получение ресурсов из внешнего окружения, изготовление продукта, передача продукта во внешнюю среду), а также мобилизация ресурсов организации на их осуществление.
Любое действие, любое решение, принимаемое менеджментом, — это мероприятие экономического характера. Таким образом, эффективность менеджмента и деятельности менеджеров можно измерять лишь с помощью показателей экономических успехов, экономических результатов.
Различают:

tор management — высшее звено управления (генеральный директор и другие члены правления);

middle management — среднее звено управления (руководители управлений и самостоятельных отделов);

lower management — низшие звенья управления (руководители подотделов и других аналогичных им подразделений).
Принципы менеджмента:
- сочетание централизации и децентрализации;
-соответствие объекта и субъекта управления;
- принцип правовой регламентации;
-принцип научности;
-принцип системности;
-целеполагания;
-принцип единоначалия;
-принцип адаптации.
2. Менеджмент как система, основные виды управления
Термин «менеджмент» («management») прочно вошел в нашу жизнь, заменяя, русское "управление", когда речь идет о руководстве деятельностью рыночных субъектов (хозяйствованием). Такая деятельность в
равной мере присуща и крупнейшим корпорациям с сотнями тысяч работников, и отдельным лицам, например, организаторам концертов, продавцам в системе сетевой торговли и т.п. В ее рамках определяются направления и масштабы работы, осуществляются ее планирование, контроль, руководство людьми, их стимулирование и пр.
Менеджмент справедливо рассматривается как система, то есть множество составляющих единство, целостность элементов, связей и взаимоотношений между ними и внешней средой, образующие присущую данной системе целостность, качественную определенность и целеполагание. Система является таким множеством элементов, у которых взаимодействие и взаимоотношения направлено на получение заданных целей и результатов. Подсистемы управления в обобщенном виде могул быть представлены в виде следующей схемы:
Система управления
П о д с и с т е м ы
Методология
управления
Процесс
управления
Структура
управления
Техника
управления
Э л е м е н т ы с и с т е м ы у п р а в л е н и я
Цели, задачи
Коммуникации
Функциональные структуры
Компьютерная и оргтехника
Законы и принципы
Схема процесса
Схема организационных отношений
Офисная мебель
Методы, функции Разработка и реализация решений
Организационные структуры
Сети связи
Технология практика управления
Информационное обеспечение
Профессионализм персонала
Система документооборота
Управленческая деятельность Механизм управления
Рисунок 1 - Структура элементов системы управления организации
Различают три основных вида управления:
 управление в органической материи (изучают технические дисциплины)


 управление в неорганической материи (изучают биологические дисциплины)
 управление социально-экономическими процессами (изучает в рамках дисциплины менеджмент)
Объектом социального управления являются люди, их отношения, поведение.
Каждый человек обладает индивидуальным характером, личностными качествами, психологическими особенностями, темпераментом и пр.
Поэтому его реакции на управляющее воздействие будут субъективными и не всегда предсказуемыми, а, следовательно, социальное управлению не может быть чисто рациональным (в этом его важнейшее отличие от технического).
Данное обстоятельство предъявляет особые требования к методам социального управления, их разнообразию, уникальности, индивидуализации, разумному сочетанию формальных и неформальных норм и правил, использованию особых механизмов воздействия на людей
(субординация, контроль, стимулирование и пр.).
Социальное управление сегодня может быть классифицировано по следующим основаниям:
1) По
уровню: человечество; регионы; государства; группы организаций, отдельные организации, части организаций (подразделения), группы людей, индивид;
2)
По сфере: государственное, политическое, хозяйственное и т.п.
3) По содержанию: общее управление; управление организацией технологических процессов; управление людьми; управление информацией; управление поведением фирмы на рынке; управление трансакциями, например, закупками, сбытом, заключением контрактов; управление финансовыми потоками и пр.
4) По источнику основополагающих решений: внешнее (навязанное) или инициативное (внутреннее) управление, а также самоуправление

5) По характеру воздействия на исполнителей
: демократическое или принудительное.
6) По способу его осуществления: личное или доверительное (через посредников, документы
7) По методу выработки управленческих решений: научное (решения принимаются на основе специальных исследований) или эмпирическое
(исходя из обобщения поверхностных фактов и явлений
8) По целям
:
ситуационное (с учетом складывающегося положения дел) или стратегическое, реализующим заранее запланированные действия.
9) По способу реакции на изменения в среде: адаптивное
(приспосабливающееся к окружающим) или конкурентное (навязывающее окружающим собственную линию
10) По направленности: на процесс; на результат; на предотвращение будущих проблем.
Управление, ориентированное на процесс предполагает подчинение инструкциям, выполнение работы строго предписанным способом, даже если она не нужна, а сами способы нерациональны; решение проблем по мере их возникновения «в пожарном порядке»; акцент на экономию затрат, тотальный контроль.
Управление, ориентированное на результат требует избегать проблем, достигать лучших результатов, увеличивать прибыль, доход и иные показатели любой ценой.
Опережающее управление направлено на выявление, анализ причин будущих проблем и их предотвращение.
Особой разновидностью социального управления является хозяйственное управление. Оно сформировалось в связи с необходимостью координации производственной деятельности людей, возникшей в результате разделения и кооперации труда.
Выводы: термин менеджмент в настоящее время имеет четыре базовых значения: