Файл: Лекция 1 Теория и методология современного менеджмента Сущность, задачи и принципы менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 17

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Деятельность особого рода в системе общественного разделения труда;
2. Наука со своим предметом и законами;
3. Важнейшая учебная дисциплина;
4.Группа профессиональных управленцев – руководство организацией.
Менеджмент - процесс управления в социально-экономических системах
(фирмах, АО и т.д) совокупность современных принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности в условиях рыночных отношений.
Менеджмент как концепция рыночного управления направлена на совершенствование организации управления деятельностью отдельных предприятий в условиях конкуренции.
Еще в 1950-е и 1960-е гг. в Европе и США доминировало представление о менеджменте, как об универсальной дисциплине, имеющей единый нерасчлененный объект. Сегодня таких объектов уже существует несколько, и число их продолжает расти.
Речь идет об организационной деятельности; производстве; материально-техническом снабжении и сбыте; инновациях; маркетинге; персонале; финансах, деятельности по учету и анализу хозяйственных процессов (эккаунтинге). Сегодня к ним добавились знания.
За эти объекты “отвечают” соответствующие разновидности менеджмента:
1) Организационный менеджмент управляет процессами создания организации, формирования или преобразования ее структуры, механизма управления; выработки норм, регламентов, правил, инструкций и пр.
2) Производственный менеджмент обеспечивает эффективное осуществление основной деятельности предприятия путем ее направления в нужное русло, координации субъектов и ресурсов. Причем, термин
“производственный” здесь можно понимать в широком смысле, как относящимся к предприятию любой сферы (заводу, банку, агрофирме).

Объектами производственного менеджмента являются: постановка целей, выбор стратегии, планирование, оптимизация объема и структуры выпуска продукции, организация трудового и технологического процесса, их регулирование, устранение сбоев и неполадок, контроль, руководство людьми, стимулирование расстановка кадров и т.п.
3) Снабженческо-сбытовой менеджмент управляет процессами заключения хозяйственных договоров, закупки, доставки и организации хранения сырья, материалов, комплектующих изделий, а также произведенных товаров, их предпродажной подготовки, отправки покупателям.
4)
Инновационный
менеджмент осуществляет управление нововведениями. Он имеет своим объектом осуществление, координацию и контроль научных исследований, прикладных разработок, создание опытных образцов товаров и услуг, внедрение их в производство; формирование и оценку планов и программ инновационной деятельности, организацию ресурсного обеспечения; стимулирование творчества.
5) Маркетинг-менеджмент ведает едва ли не самой важной и сложной на сегодняшний день сферой хозяйственной деятельности организации – поведением фирмы на рынке. С его помощью осуществляется изучение последнего, оценка текущей и перспективной конъюнктуры, отбор целевых рынков, формирование каналов сбыта, выработка ценовой и рекламной политики и т.п.
6) Персонал-менеджмент решает задачи подбора, расстановки, обучения, повышения квалификации кадров; разрабатывает системы вознаграждения и стимулирования; отвечает за создание благоприятного морально-психологического климата; улучшение условий труда и быта; поддержание контактов с профсоюзной организаций и разрешение трудовых споров и конфликтов.
7) Финансовый менеджмент занимается вопросами составления бюджета и финансового плана организации; формированием и

распределением фонда ее денежных ресурсов, портфеля инвестиций; оценкой текущего и перспективного финансового состояния; разработкой и принятием необходимых мер по их укреплению. Элементами финансового менеджмента являются налоговый, который ищет законные способы оптимизации величины уплачиваемых организацией налогов, а также риск-менеджмент.
8) Эккаунтинг - менеджмент управляет процессом сбора, обработки и анализа данных о работе организации; их сравнением с исходными и плановыми показателями, результатами деятельности других организаций с целью своевременного выявления проблем, вскрытия резервов и обеспечения полного использования имеющегося потенциала.
9) В последние время начинается активно развиваться менеджмент
знаний, суть которого в управлении процессами выявления знаний, отбора, хранения, распространения, придания им дополнительной ценности, повышения их качества с помощью фильтрации, синтеза, обличение в новые формы, позволяющие потребителям более эффективно их использовать на практике. Кроме того, менеджмент знаний связан с созданием обучающей среды, в том числе интерактивной, где люди постоянно обмениваются информацией и имеют все возможности для ее эффективного усвоения.
Центральная задача в управлении знаниями состоит в том, чтобы облегчить выявление, обмен и использование имеющихся информационных ресурсов, передового опыта, творческих возможностей.
Это важно в связи с тем, что в перспективе все крупные организации должны делиться на малые самоуправляемые структуры, которые вследствие относительно небольшого собственного информационного и интеллектуального потенциала должны будут добывать и ассимилировать чужие знания.


3. Основные школы менеджмента как база формирования
современных концепций менеджмента
Современные концепции управления об управлении условно можно разбить на две группы:
1 группа - «Одномерные» концепции - учения, которые концентрируют внимание на решении одной, какой - либо, проблемы управления: целей деятельности, задач, подбора и расстановки людей, организации управленческой деятельности и т.п. Наиболее известными «одномерными» концепциями являются «научное управление», разработанное Ф. Тейлором, бихевиористские учения, учения об организации, основоположниками которых являются А. Файоль и М.Вебер, теории «X» и «У» Д. Мак Грегора.
2 группа - «Синтетические» концепции - учения об управлении, здесь рассматривают управление организацией со всех сторон. К таким учениям можно отнести: теоретические разработки П. Друкера, концепцию ситуационного управления и ряд других
В настоящее время выделяют четыре основных подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления.
Подход с позиций выделения различных школ в управлении заключает в себе фактически четыре разных подхода. Здесь управление рассматривается с четырех различных точек зрения. Это школы научного управления, административного управления, человеческих отношений и науки о поведении, а также науки управления, или количественных методов.

Количественный;

Процессный подход

Системный;

Ситуационный;
3.1 Количественный подходС 1950 г. – по настоящее время (школа науки управления или школа количественных методов) – возникла в результате развития точных наук, создавших среду для использования в
науке управления достижений компьютеризации, математики, физики и других. С 1980г. использование моделей процесса управления (модель – схематическое отображение будущей реальной ситуации, задавая различные количественные значения переменным величинам, можно рассчитать большое число вариантов решения задачи и выбрать наилучший). Ключевой характеристикой науки управления является замена словесных рассуждений моделями, символами и количественными значениями. Компьютер позволяет конструировать всё более сложные модели. (Наиболее известные модели: распределение ресурсов, управление запасами, массовое обслуживание, выбор стратегии развития).
3.2 Процессный подход
Эта концепция, означающая крупный поворот в управленческой мысли, широко применяется и в настоящее время. Процессный подход был впервые предложен приверженцами школы административного управления, которые пытались описать функции менеджера. Однако, эти авторы были склонны рассматривать такого рода функции как не зависимые друг от друга.
Процессный подход, в противоположность этому, рассматривает функции управления как взаимосвязанные.
Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других — это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.
3.3 Системный подход
Теория систем впервые была применена в точных науках и в технике.


Системный подход – это не есть набор каких-то руководств или принципов для управляющих – это способ мышления по отношению к организации и управлению.
Система – это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Все организации являются системами. Поскольку люди являются, в общем, смысли, компонентами организации, наряду с техникой, которые вместе используются для выполнения работы, они называются социотехническими системами.
Открытые и закрытые системы
Существуют два типа систем открытые и закрытые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, и действия относительно независимы от среды, определяющей систему. Часы – знакомый пример закрытой системы. Взаимосвязанные части часов двигаются непрерывно и очень точно, как только часы заведены или поставлена батарейка. И пока в часах имеется источник энергии, их система независима от окружающей среды.
Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой.
Энергия, информация, материалы – это объекты обмена с внешней средой через проницаемые границы систем. Такая система не является самообеспечивающей, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Кроме того, открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того чтобы продолжать свое функционирование.
Руководители занимаются системами открытого типа. Выживание любой организации зависит от внешнего мира.
Крупные составляющие сложных систем, таких как организация, человек или машина, зачастую сами являются системами. Эти части называются подсистемами.
3.4

3.5 Ситуационный подход
Как и системный, ситуационный подход не является простым набором предписываемых руководств, это скорее способ мышления об организационных проблемах и их решениях. В нем также сохранена концепция процесса управления, применяемая ко всем организациям. Но ситуационный подход признает, что хотя общий процесс одинаков, специфические приемы, которые должен использовать руководитель для эффективного достижения целей организации, могут значительно варьировать.
Например, все организации должны создавать структуры для того, чтобы добиться своих целей. Однако, существует множество различных способов построения организационных структур. Может быть создано много или мало уровней управления. Руководители среднего и низового звеньев могут получить большую долю участия в принятие решения, или наоборот – руководители высшего звена могут резервировать за собой право принимать самые ответственные решения. Если определенный род деятельности может логически соответствовать двум различным подразделениям, руководство должно решить, кто же из них конкретно будет заниматься этим.
Руководство должно определить какая структура или прием управления наиболее подходит для данной ситуации. Более того, поскольку ситуация может меняться, руководство должно решать, как необходимо соответственно поменять организационную структуру, чтобы сохранить эффективность организации.
Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями, для того чтобы достичь целей организации наиболее эффективно
Любое управление предусматривает достижение целей и в этом контексте является целевой. Отличия состоят в методах осознания, обоснование и определение целей, поскольку, чем осмыслена цель, тем более уверенности в том, что можно найти способы ее достижения.


Однако нынешнее состояние экономики и отдельных предприятий
Украины такой, что будущее не очень ясное, а цели размытые, поэтому возникает опасность увлечения промежуточными, частичными,
“сегодняшними” результатами, “управлением для управления”. Целевой подход, жестко ориентированный на перспективу, требует четкого определения целей развития, путей их достижения, изменений всех компонентов производственно-управленческих систем, которые необходимы для обеспечения эффективных результатов.
3.5 Целевой подход это система методов и методических приемов, которые обеспечивают постоянную ориентацию управленческой деятельности, планово-управленческих решений, процессов выполнение этих решений, направленных на конечные результаты, с учетом социально- экономических характеристик, которые постоянно изменяются благодаря развитию системы потребностей, количественных и качественных изменений в производственном потенциале системы, относительно чего применяется целевой подход.
Это не означает потери внимания к текущей деятельности. Если не уделять определенного внимания промежуточным целям деятельности, связанной с их достижением, возникает угроза не достичь конечных результатов от усилий и вложений в развитие предприятия.
“Целевое управление, — отмечает Дж. Морисей, — ... требует ясного и четкого определения целей или желательных результатов работы, формирование реальных программ их достижения и четкой оценки параметров работы путем измерения конкретных результатов на этапах достижения поставленных целей”.
Последними годами наибольшего распространения “целевой подход к управлению” приобрел в форме стратегического управления, которое продемонстрирует свою эффективность на процветающих предприятиях разного типа во всем мире. Определение концепции стратегического управления предусматривает формирование системы управления
определенного (стратегического) типа из определения цели как отправной точки стратегических действий.
Первым, классическим, этапом разработки методологии научного управления стал анализ содержания работы и определение ее основных компонентов. Затем была обоснована необходимость систематического использования стимулирования с целью заинтересовать работников в производительности труда и росте объемов производства.
В науке управления сложились следующие важнейшие концепции, на основе которых внесен существенный вклад в развитие современной теории и практики менеджмента. Это следующие концепции:

научного управления;

административного управления;

управления с позиции психологии и человеческих отношений;

управления с точки зрения науки о поведении людей.
Научные подходы и базовые концепции управления отражены на рисунке 2.
Рисунок 2 - Школы менеджмента и основные подходы к управлению
Классическое развитие менеджмента
На первом этапе развитие менеджмента происходило по трем направлениям: