Файл: Лекция 1 Теория и методология современного менеджмента Сущность, задачи и принципы менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- как процесс;
- как результат или состояние.
Как цель интеграция предполагает задачу объединения усилий различных частей для эффективного взаимодействия.
Как процесс – она ведет к сближению, к состоянию связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы управления, организма в одно целое, взаимодействию. Интеграцию можно рассматривать как объективный атрибут любой системы, а также межсистемного взаимодействия. Интеграция находится в диалектическом единстве с дезинтеграцией
(централизация-децентрализация, слияние-разделение, присоединение-выделение, специализация-диверсификация).
Как состояние интеграция предполагает наличие объединения, связанности отдельных частей и функций системы в целое.
В самом общем виде концептуальные подходы формирования интегрированного управления отражены в таблице 2.
Таблица 3
Концептуальные подходы формирования интегрированного управления
Подходы
Основная идея концептуального подхода
1. Системный
(кибернетический) подход
Интегрированное управление рассматривается как объективный системный императив любой, в том числе социально-экономической, системы.
2. Институциональный подход
Интеграционные управление рассматривается в контексте международного разделения труда, интернационализации производства, создания и развития хозяйственно- политических объединений, транснациональных хозяйственных комплексов.
3. Внутрифирменный
(организационный) подход
Эффективное функционирование предприятия, включающего ряд подсистем и множество разнохарактерных элементов, обеспечивается интеграционным управлением.
Таком образом осуществляется взаимодействие всех подсистем, развитие реальных внутрифирменных связей, в том числе обмен ресурсами, единство системы внутри корпоративного планирования, оптимизация производственно- хозяйственных связей.
4. Подход с позиций организационного менеджмента
Комплексное понимание интеграционных процессов в управлении, ориентированных на объединение усилий всех подразделений (подсистем) организации для достижения поставленных целей.

5. Подход, основанный на доминанте социальных аспектов систем управления
Интегрированное управление рассматривается либо как естественное стремление людей к сотрудничеству, либо как сознательные действия администрации, направленные на сглаживание противоречий различных подсистем организации.
6. Кластерный подход
Управление кластерами предприятий и организаций, создаваемых на основе территориальной общности, технологической взаимосвязи, совместных инновационных программ, инжиниринговых и управленческих технологий, оптимизирует движение материальных, финансовых и информационных потоков, рационализирует отношения с внешними контрагентами.
7. Корпоративный подход
Обеспечение эффективности корпоративного менеджмента в значительной мере связаны с реализацией механизмов слияний (поглощений) и присоединений, дающих синергетический эффект. организации.
Основные направления интеграции
В самом общем виде многообразие форм интеграции отражено на рис.
3. Следует отметить, что предлагаемая систематизация, как и любая классификация управленческих процессов и категорий, является обобщающей, где уточнены и дополнены виды и направления интеграционных процессов, ориентированных на формирование внешней и внутренней тактики и стратегии развития машиностроительного комплекса. В схеме учтены управленческие воздействия внешнего характера, особенно актуальные для решения задач инновационного развития предприятий, организаций, отраслей.
Видовое разнообразие внешней интеграции в настоящее время увеличивается, поскольку глобалистские тенденции хозяйственно- финансовых процессов приводят к поиску новых способов адаптации, новых видов ресурсов для создания конкурентных преимуществ бизнеса за счет рационализации и оптимизации менеджмента.
Архитектура таких интегрированных систем может включать хозяйственные комплексы, предприятия и организаций разных форм собственности, государственные и муниципальные структуры.


Интеграционные отношения могут носить отраслевой, межотраслевой, региональный, межрегиональный, транснациональный характер. Это могут быть и стратегические альянсы, ассоциации экономического взаимодействия, союзы региональных торгово-промышленных палат, межотраслевые союзы, транснациональные компании разных типов. Основным инструментом таких интегрированных структур являются договорные отношения.
Международные интеграционные процессы не являются объектом непосредственного исследования данной работы, но оставить без внимания этот важный аспект интегрирования, поскольку он является частью системы хозяйственных взаимоотношений. Применительно к российской практике
Интеграция
Микро- интеграция
Макро- интеграция
Межуровневая интеграция
Глобальная интеграция
Внутрифирменная
Интеграция приобретаемых
(присоединяемых)
компаний, имущественная интеграция
Интеграция корпораций с субъектами внешней среды
Организационная
Экономическая
Информационная
Персонала
(социальная)
Производственно
-технологическая
Культурная
Функциональная
Консультативная
Го ри зо н
та ль ная
Вер тик ал ьная
К
он гл оме ра тн ая
Ро до вая
К
он гл оме ра тн ая
Организационная культура
Кадровая
Структурная
Финансовая
Операционная
Соглашения
Альянсы
Союзы
Партнерства
Программы сотрудничества
Протекционизм
Кооперирование
Рисунок 3 - Виды и формы интеграции в системе менеджмента
необходимо осмысление этого опыта и подключение к интеграционным процессам.
Интеграционные процессы присущи всем секторам экономики, как государственному, так частному и смешанному. Результатом активного развития интеграционных процессов является создание интегрированных корпоративных структур, роль которых в хозяйственной практике управления промышленностью возрастает и имеет большое макроэкономическое значение. Корпоративные структуры часто реализуются в форме государственно-корпоративных структур, холдингов. Но не всегда корпоративные компании представляют собой классические холдинг, то есть совокупность головной компании и дочерних хозяйственных обществ.
С точки зрения управления понимание интеграции ближе всего к экономической интерпретации этого термина.
В экономике интеграция рассматривается как согласованное развитие и взаимное дополнение предприятий, отраслей народного хозяйства, регионов и государств в интересах более эффективного использования ресурсов и более полного удовлетворения потребностей участников этого процесса в соответствующих товарах и услугах.
Интеграционные процессы присущи всем звеньям и уровням социально-экономических систем разных типов, форм, реализующих разные цели. Соответственно механизмы интеграционной деятельности существенно отличаются инструментарием, методами, целями, поскольку различны ее уровни и объекты. При этом взаимосвязь и наличие общности сущностных основ интеграционной деятельности требует комплексного подхода к исследованию этого явления именно с разных позиций, но с учетом его функционального единства.
Макро и микроэкономическая интеграция, также как внешняя и внутрифирменная, при всем их существенном различии в содержании взаимосвязаны. С диалектических позиции интеграция и дезинтеграция представляют собой единство противоположностей. Межгосударственные

межрегиональные, межотраслевые и межхозяйственные интеграционные процессы, являющиеся внешними, влияют на уровень внутрипроизводственной интеграции предприятий.
Интеграционные процессы на микроуровне при определенных обстоятельствах могут стать условием для роста макроэкономической интеграции, и наоборот. Интенсификация и усложнение производственных и управленческих процессов объективно приводят к развитию и расширению внешнего взаимодействия. При этом под воздействием интегрированного управления системы зачастую приобретают новые качества и свойства, а также способность сохранять устойчивость в подвижной внешней среде и гибко реагировать на факторы влияния в отличие от неинтегрированных системных образований.
Интеграция в управлении экономикой разных стран и корпораций, осуществляемая через формирование и рост транснациональных компаний, фактически все больше и больше определяет тенденции развития хозяйственных комплексов.
В обобщенном виде с точки зрения макроуровневого горизонта видения интеграция в управлении проявляется через интернационализацию хозяйственной жизни, процесс взаимопроникновения национальных хозяйств и проведение согласованной межгосударственной экономической политики.
Экономическая интеграция рассматривается также как процесс создания и развития хозяйственно-политических объединений национально- хозяйственных комплексов. Такой подход к определению сущности интеграции как явления и процесса можно считать институциональным; он относится лишь к определенным объектам интеграции.
5. Функции, методы и организационные отношения в системе
менеджмента
5.1 Миссия и цели менеджмента организации

Функции, методы и организационные отношения менеджмента формируются и реализуются, исходя из миссии и целей организации
(предприятия)
Миссия – обобщающая цель организации в бизнесе. Миссия выражается в терминах, имеющих общий, относительный характер, отражающих образ предприятия, его смысл существования в бизнесе. Предприятие часто разрабатывает миссию в 3-х вариантах:
- расширенный (философия предприятия для внутреннего пользования);
- сокращенный (для общения с контрагентами);
- лозунговый.
Миссия содержит следующие компоненты:
1. Продукты (услуги), которые производит фирма (каковы они)
2. Категории целевых потребителей (кто является целевыми сегментами фирмы)
3. Потребности потребителей, которые удовлетворяет фирма (в чем ценность продукта (услуги) для потребителя)
4. Целевые рынки (какие географические регионы обслуживает фирма)
5. Технология (ориентация на новейшие или традиционные технологии)
6. Приоритеты выживания, роста прибыльности (нацелена компания на выживание, поддержание существующего уровня прибыльности или на рост, высокую прибыльность и агрессивную конкуренцию)
7. Философия фирмы (важнейшие ценности, устремления и этические принципы компании)
8. Конкурентные преимущества
(отличительные особенности и стратегические преимущества фирмы по сравнению с конкурентами)
9. Публичный имидж (участие фирмы в решении неэкономических проблем (социальных, экологических и др.))
10. Отношение к работникам, занятым в компании (достойная и справедливая компенсация их труда, возможность их образования и развития, рассмотрение их как достояние, человеческую ценность)


11. Отношение к акционерам и собственникам (выплата декларированных дивидендов)
В сокращенном варианте миссии должны быть компоненты, касающиеся потребителей и сотрудников предприятия.
Цели организации и их формулирование –важнейшая задача менеджмента. Цели дают фирме направление, показывают, куда нужно двигаться. Цель – желаемое состояние объекта. Цели должны обладать рядом характеристик, а именно:
- конкретными и измеримыми (например, увеличить объем реализации продукции на 30%, увеличить загрузку производственных мощностей с 30% до 40%, снизить текучесть кадров на 10% в год);
- ориентированы во времени: долгосрочные – от года до 5 лет; краткосрочные – в пределах года;
-достижимыми;
-формулируемы и формализуемы (усиливает их воздействие и повышает обязательства сотрудников по отношению к ней);
-совместимыми;
-обоснованными и четко сформулированными;
-реальными и ресурсообеспеченными.
Таблица 3
Классификация целей управления
Критерии классификации
Группы целей:
Период установления
Стратегические Тактические
Оперативные
Содержание
Экономические, организационные научные
Социальные, технические, политические
Функциональная структура
Маркетинговые, инновационные кадровые, др
Производственные, финансовые административные
Среда
Внутренние
Внешние
Приоритетность
Особо приоритетные
Прочие
Измеримость
Количественные
Качественные
Повторяемость
Постоянные (повторяющиеся)
Разовые
Иерархия
Организации
Подразделений
Стадии жизненного цикла
Проектирование и создание объекта. Рост объекта
Зрелость объекта..
Завершение жизненного цикла объекта

5.2 Функции управления: общие и специфические функции управления
1   2   3   4

Функция управления — это однородный вид деятельности, объективно необходимой для реализации целей функционирования и выделенной по определенному признаку.
Предприятия различаются между собой размерами, сферами деятельности, технологическими процессами и т.п. Тем не менее, все они имеют определенные общие характеристики, из которых, прежде всего, следует назвать функции управления — объективно обусловленные общие сферы деятельности, совокупность которых обеспечивает эффективное кооперирование общей работы.
Функции управления - это конкретный вид управленческой деятельности, который осуществляется специальными приемами и способами, а также соответствующая организация работ.
Содержание и набор функций, осуществляемых в процессе управления, зависят от:
 типа организации (деловая, административная, общественная, армейская ит.д.)
 размеров организации и сферы ее деятельности
(производство товаров, оказание услуг)
 функции внутри организации (производство, маркетинг, кадры, финансы) и многих других факторов.
Однако, несмотря на все разнообразие, для всех процессов управления в организации характерно наличие однородных видов деятельности.
1.Функция планирования, состоящая в выборе целей и плана действий по их достижению;
2.Функция организации, посредством которой происходит распределение задач между отдельными подразделениями или работниками и установление взаимодействия между ними;

3.Функция руководства, состоящая в мотивировании исполнителей к осуществлению запланированных действий и достижению поставленных целей;
4.Функция контроля, заключающаяся в соотнесении реально достигнутых результатов с теми, что были запланированы.
Общие, или универсальные, функции Они присущи управлению любым бизнесом или объектом. Они расчленяют управленческую деятельность на ряд этапов или видов работ, классифицируемых по признаку их порядка выполнения во времени в целях получения результата.
Общие функции:
1. Планирование - выработка направлений, путей, средств, мероприятий по реализации целей деятельности фирм, принятие конкретных, адресных, плановых решений, касающихся их подразделений и исполнителей.
2.Организаци - это процесс установления порядка последовательности согласованного в пространстве и времени целенаправленного взаимодействия частей системы для достижения в конкретных условиях, в определенные сроки поставленных целей выработанными для этого методами и средствами с наименьшими затратами.
3. Регулирование - выполнение мероприятий по устранению отклонений от заданного организацией режима функционирования системы. Осуществляется путем диспетчеризации и координирование - уточнение характера действия исполнителей.
4. Мотивация (стимулирование) - разработка и использование стимулов к эффективному взаимодействию субъектов деятельности и их высоко результативному труду.