ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 67
Скачиваний: 0
Г Л А В А 5
ПРАВИЛА ПЛАВАНИЯ И ПОЛЬЗОВАНИЯ КОРАБЕЛЬНЫМИ ШЛЮПКАМИ
5.1. Правила допуска к самостоятель ному управлению шлюпкой
К самостоятельному управлению гребно-парусной шлюп кой допускаются офицеры, мичманы, старшины, курсан ты и матросы, прошедшие специальную подготовку, пока завшие удовлетворительные знания и навыки в управле нии шлюпкой. Для приема зачета приказом командира корабля из опытных офицеров и мичманов создается ко миссия, которая по результатам работы составляет акт, утверждаемый командиром корабля (см. раздел 9.4). На основании акта приказом по кораблю объявляются лица, допущенные к самостоятельному управлению шлюпкой, им
выдается |
соответствующее |
удостоверение |
(см. раздел 9.5), |
||||
действующее в течение года. |
|
гребно-парусной |
|||||
Для |
самостоятельного |
управления |
|||||
шлюпкой |
командиры и старшины шлюпок * |
должны: |
|||||
з н а т ь : |
|
и снабжение |
шлюпки; |
||||
— устройство, вооружение |
|||||||
— нормы эксплуатации |
(грузоподъемность |
и |
пасса- |
||||
жировместимость) шлюпки |
в |
различных |
условиях |
плава |
|||
ния; |
|
шлюпки и ухода |
за |
ней; |
|||
— правила содержания |
|||||||
— Правила рейдовой службы, Международные правила |
|||||||
предупреждения столкновений |
судов в |
море |
и |
|
местные |
портовые правила в объеме, необходимом для управления шлюпкой;
— огни и знаки, принятые на морях (реках) СССР, для ограждения опасностей;
* Офицеры и мичманы, исполняющие обязанности управляю щего шлюпкой, называются командирами шлюпок; старшины, курсанты и матросы — старшинами шлюпок.
128
— район, прилегающий к порту, в котором разреша ется плавание шлюпок, и его ограждения;
—правила пользования шлюпкой (ст. 467—488 Ко рабельного устава ВМФ);
—назначение и содержание Шлюпочной сигнальной книги ВМФ;
уме т ь ;
—подавать команды при управлении шлюпкой на ве слах и под парусами;
—управлять шлюпкой на веслах и под парусами при выполнении различных маневров (повороты, отход и под ход к берегу, пирсу, трапу и выстрелу корабля) при раз личной погоде;
— пользоваться |
шлюпочным компасом и навигацион |
ной картой; |
|
— применять на |
практике Правила рейдовой службы |
и Международные правила предупреждения столкновений судов в море;
— пользоваться Шлюпочной сигнальной книгой и средствами связи шлюпки;
и м е т ь п р е д с т а в л е н и е :
—о действии ветра на паруса;
—о влиянии крена и дифферента на управляемость шлюпки;
—о силах, влияющих на остойчивость и непотопля емость шлюпки.
Контрольная проверка знаний командиров и старшин шлюпок организуется ежегодно в сроки, определяемые командиром корабля, после чего в удостоверении делается отметка о продлении его годности на один год.
5.2. Правила пользования корабельными шлюпками
Правила пользования корабельными шлюпками изло жены в Корабельном уставе ВМФ (ст. 467—488) и при водятся ниже.
На |
корабле |
каждая шлюпка |
поручается в |
заведо |
вание |
офицеру. |
В помощь ему |
назначается |
старшина |
шлюпки. |
|
|
|
|
В военно-морских учебных заведениях и береговых ча |
||||
стях ВМФ приказом командир?, |
части каждая |
шлюпка |
||
5—460 |
|
|
129 |
закрепляется за командиром роты, который назначает старшину шлюпки и полный состав гребцов.
Офицер, которому поручено заведование шлюпкой, должен следить за ее исправностью, укомплектованностью предметами снабжения и содержанием в надлежащем по
рядке.
Старшиной шлюпки назначается старшина или матрос (курсант), прошедший специальный курс обучения и до пущенный к самостоятельному управлению шлюпкой. Он отвечает за содержание шлюпки в исправности и чистоте, за сохранность вооружения и имущества. Назначенные гребцами матросы (курсанты) с момента прибытия на шлюпку подчиняются старшине шлюпки.
Старшина шлюпки обязан:
—докладывать офицеру, в заведовании которого на ходится шлюпка, о всех неисправностях на шлюпке, необ ходимости окраски или ремонта и замены пришедших в негодность предметов вооружения и снабжения;
—совместно с гребцами производить необходимый мелкий ремонт;
—проводить тренировки команды на веслах и под па русами, участвовать в шлюпочных соревнованиях и по
ходах.
С корабля шлюпки могут отправляться только по при казанию командира корабля, его заместителя по полити ческой части, помощников командира корабля и вахтен ного офицера (дежурного по кораблю).
Со шлюпочных баз учебных заведений и береговых ча стей шлюпки могут отправляться по приказанию команди ра части, его заместителей и дежурного по части через дежурного по плавсредствам.
Во всех случаях при отправлении шлюпки от борта корабля или от берега на ней должны находиться стар шина, допущенный к самостоятельному управлению шлюп кой, и полное число гребцов. При плавании в сложных условиях на шлюпку назначается командир шлюпки из числа офицеров, допущенных к управлению шлюпкой.
Перед отходом от корабля (берега) старшина шлюпки должен проверить наличие и исправность положенного по табелю имущества.
Назначенный |
старшиной шлюпки может |
не являться |
её заведующим. |
В этом случае он принимает |
все воору |
жение и имущество, а при возвращении на корабль сдает шлюпку тем же порядком.
Шлюпку перегружать запрещается. При отправлении шлюпки от корабля за соблюдение норм грузоподъемности
130
отвечает вахтенный офицер, при отправлении от шлюпоч
ной базы — дежурный |
по |
плавсредствам. |
Если |
шлюпка |
|
находится в пути, за |
соблюдение |
норм грузоподъемности |
|||
и безопасность плавания |
отвечает |
старший |
из |
присутст |
вующих на шлюпке офицеров корабельного состава, а при
отсутствии офицеров корабельного состава — старшина шлюпки.
Перед отправлением вахтенный офицер (дежурный по плавсредствам) должен проверить исправность корпуса шлюпки, укомплектованность шлюпки гребцами, средст вами сигнализации, фонарями и спасательными средства
ми, а если |
шлюпка |
отправляется |
за |
пределы |
гавани |
|||
(рейда),— укомплектованность |
шлюпки компасом, |
картами |
||||||
или схемами |
района плавания |
и якорем |
с |
якорным |
ка |
|||
натом. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Старшина |
шлюпки |
отходит |
от |
корабля |
(берега) |
по |
||
приказанию |
старшего |
из присутствующих |
на |
шлюпке |
офицеров. Офицеры, прежде чем отдать приказание от валивать, спрашивают разрешение на отход у вахтенного офицера или вышестоящего начальника. Когда в шлюпке
находятся только старшины и |
матросы, старшина шлюп |
ки отходит от корабля (берега) |
по приказанию или с раз |
решения вахтенного офицера (дежурного по плавсредст вам).
После отхода от корабля (берега) старшина следит за порядком в шлюпке и ее внешним видом (положением фла га, кранцев, концов и т. д.), строго выполняет ПРС, МППСС-72, указания ШСК и местные портовые правила.
Получив приказание подойти к борту корабля, мимо которого проходит шлюпка, старшина обязан выполнить это приказание. В случае выполнения срочного задания старшина обязан доложить об этом вахтенному офицеру корабля, к которому был подозван, и действовать в даль нейшем согласно его указаниям. О причинах задержки в пути старшина докладывает вахтенному офицеру своего корабля (дежурному по плавсредствам) после возвра щения.
На ходу шлюпки обязаны нести присвоенный их ко раблю флаг. Шлюпки штаба флота, частей береговой ар тиллерии и морской пехоты, военно-морских учебных за ведений носят Военно-морской флаг. Шлюпки тыловых частей и учреждений носят флаги вспомогательных су дов. Поднимают флаг перед отходом шлюпки от корабля
или берега (независимо от времени суток) |
и спускают |
с прибытием шлюпки к месту назначения. |
|
5* |
131 |