Файл: Шлюпка. Устройство и управление.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 67

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Г Л А В А 5

ПРАВИЛА ПЛАВАНИЯ И ПОЛЬЗОВАНИЯ КОРАБЕЛЬНЫМИ ШЛЮПКАМИ

5.1. Правила допуска к самостоятель­ ному управлению шлюпкой

К самостоятельному управлению гребно-парусной шлюп­ кой допускаются офицеры, мичманы, старшины, курсан­ ты и матросы, прошедшие специальную подготовку, пока­ завшие удовлетворительные знания и навыки в управле­ нии шлюпкой. Для приема зачета приказом командира корабля из опытных офицеров и мичманов создается ко­ миссия, которая по результатам работы составляет акт, утверждаемый командиром корабля (см. раздел 9.4). На основании акта приказом по кораблю объявляются лица, допущенные к самостоятельному управлению шлюпкой, им

выдается

соответствующее

удостоверение

(см. раздел 9.5),

действующее в течение года.

 

гребно-парусной

Для

самостоятельного

управления

шлюпкой

командиры и старшины шлюпок *

должны:

з н а т ь :

 

и снабжение

шлюпки;

— устройство, вооружение

— нормы эксплуатации

(грузоподъемность

и

пасса-

жировместимость) шлюпки

в

различных

условиях

плава­

ния;

 

шлюпки и ухода

за

ней;

— правила содержания

— Правила рейдовой службы, Международные правила

предупреждения столкновений

судов в

море

и

 

местные

портовые правила в объеме, необходимом для управления шлюпкой;

— огни и знаки, принятые на морях (реках) СССР, для ограждения опасностей;

* Офицеры и мичманы, исполняющие обязанности управляю­ щего шлюпкой, называются командирами шлюпок; старшины, курсанты и матросы — старшинами шлюпок.

128


— район, прилегающий к порту, в котором разреша­ ется плавание шлюпок, и его ограждения;

правила пользования шлюпкой (ст. 467—488 Ко­ рабельного устава ВМФ);

назначение и содержание Шлюпочной сигнальной книги ВМФ;

уме т ь ;

подавать команды при управлении шлюпкой на ве­ слах и под парусами;

управлять шлюпкой на веслах и под парусами при выполнении различных маневров (повороты, отход и под­ ход к берегу, пирсу, трапу и выстрелу корабля) при раз­ личной погоде;

— пользоваться

шлюпочным компасом и навигацион­

ной картой;

 

— применять на

практике Правила рейдовой службы

и Международные правила предупреждения столкновений судов в море;

— пользоваться Шлюпочной сигнальной книгой и средствами связи шлюпки;

и м е т ь п р е д с т а в л е н и е :

о действии ветра на паруса;

о влиянии крена и дифферента на управляемость шлюпки;

о силах, влияющих на остойчивость и непотопля­ емость шлюпки.

Контрольная проверка знаний командиров и старшин шлюпок организуется ежегодно в сроки, определяемые командиром корабля, после чего в удостоверении делается отметка о продлении его годности на один год.

5.2. Правила пользования корабельными шлюпками

Правила пользования корабельными шлюпками изло­ жены в Корабельном уставе ВМФ (ст. 467—488) и при­ водятся ниже.

На

корабле

каждая шлюпка

поручается в

заведо­

вание

офицеру.

В помощь ему

назначается

старшина

шлюпки.

 

 

 

В военно-морских учебных заведениях и береговых ча­

стях ВМФ приказом командир?,

части каждая

шлюпка

5—460

 

 

129



закрепляется за командиром роты, который назначает старшину шлюпки и полный состав гребцов.

Офицер, которому поручено заведование шлюпкой, должен следить за ее исправностью, укомплектованностью предметами снабжения и содержанием в надлежащем по­

рядке.

Старшиной шлюпки назначается старшина или матрос (курсант), прошедший специальный курс обучения и до­ пущенный к самостоятельному управлению шлюпкой. Он отвечает за содержание шлюпки в исправности и чистоте, за сохранность вооружения и имущества. Назначенные гребцами матросы (курсанты) с момента прибытия на шлюпку подчиняются старшине шлюпки.

Старшина шлюпки обязан:

докладывать офицеру, в заведовании которого на­ ходится шлюпка, о всех неисправностях на шлюпке, необ­ ходимости окраски или ремонта и замены пришедших в негодность предметов вооружения и снабжения;

совместно с гребцами производить необходимый мелкий ремонт;

проводить тренировки команды на веслах и под па­ русами, участвовать в шлюпочных соревнованиях и по­

ходах.

С корабля шлюпки могут отправляться только по при­ казанию командира корабля, его заместителя по полити­ ческой части, помощников командира корабля и вахтен­ ного офицера (дежурного по кораблю).

Со шлюпочных баз учебных заведений и береговых ча­ стей шлюпки могут отправляться по приказанию команди­ ра части, его заместителей и дежурного по части через дежурного по плавсредствам.

Во всех случаях при отправлении шлюпки от борта корабля или от берега на ней должны находиться стар­ шина, допущенный к самостоятельному управлению шлюп­ кой, и полное число гребцов. При плавании в сложных условиях на шлюпку назначается командир шлюпки из числа офицеров, допущенных к управлению шлюпкой.

Перед отходом от корабля (берега) старшина шлюпки должен проверить наличие и исправность положенного по табелю имущества.

Назначенный

старшиной шлюпки может

не являться

её заведующим.

В этом случае он принимает

все воору­

жение и имущество, а при возвращении на корабль сдает шлюпку тем же порядком.

Шлюпку перегружать запрещается. При отправлении шлюпки от корабля за соблюдение норм грузоподъемности

130


отвечает вахтенный офицер, при отправлении от шлюпоч­

ной базы — дежурный

по

плавсредствам.

Если

шлюпка

находится в пути, за

соблюдение

норм грузоподъемности

и безопасность плавания

отвечает

старший

из

присутст­

вующих на шлюпке офицеров корабельного состава, а при

отсутствии офицеров корабельного состава — старшина шлюпки.

Перед отправлением вахтенный офицер (дежурный по плавсредствам) должен проверить исправность корпуса шлюпки, укомплектованность шлюпки гребцами, средст­ вами сигнализации, фонарями и спасательными средства­

ми, а если

шлюпка

отправляется

за

пределы

гавани

(рейда),— укомплектованность

шлюпки компасом,

картами

или схемами

района плавания

и якорем

с

якорным

ка­

натом.

 

 

 

 

 

 

 

 

Старшина

шлюпки

отходит

от

корабля

(берега)

по

приказанию

старшего

из присутствующих

на

шлюпке

офицеров. Офицеры, прежде чем отдать приказание от­ валивать, спрашивают разрешение на отход у вахтенного офицера или вышестоящего начальника. Когда в шлюпке

находятся только старшины и

матросы, старшина шлюп­

ки отходит от корабля (берега)

по приказанию или с раз­

решения вахтенного офицера (дежурного по плавсредст­ вам).

После отхода от корабля (берега) старшина следит за порядком в шлюпке и ее внешним видом (положением фла­ га, кранцев, концов и т. д.), строго выполняет ПРС, МППСС-72, указания ШСК и местные портовые правила.

Получив приказание подойти к борту корабля, мимо которого проходит шлюпка, старшина обязан выполнить это приказание. В случае выполнения срочного задания старшина обязан доложить об этом вахтенному офицеру корабля, к которому был подозван, и действовать в даль­ нейшем согласно его указаниям. О причинах задержки в пути старшина докладывает вахтенному офицеру своего корабля (дежурному по плавсредствам) после возвра­ щения.

На ходу шлюпки обязаны нести присвоенный их ко­ раблю флаг. Шлюпки штаба флота, частей береговой ар­ тиллерии и морской пехоты, военно-морских учебных за­ ведений носят Военно-морской флаг. Шлюпки тыловых частей и учреждений носят флаги вспомогательных су­ дов. Поднимают флаг перед отходом шлюпки от корабля

или берега (независимо от времени суток)

и спускают

с прибытием шлюпки к месту назначения.

 

5*

131