Файл: Шлюпка. Устройство и управление.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 65

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 64. Морская навигационная карта (образец)


снизу вверх и называется северной (N), а на карте южного полушария — сверху вниз и называется южной (S).

Долгота обозначается буквой X или Д и имеет измере­ ние от 0 до 180°. Отсчет долготы производится от нуле­ вого меридиана * к востоку и западу. На карте восточного полушария долгота увеличивается слева направо и назы­

вается

восточной (Ost), а на

карте западного полуша­

рия— справа налево и называется западной (Wst).

Широта и долгота называются координатами и выра­

жаются

в градусах и минутах

(один градус равен 60').

Любая точка на земной поверхности имеет свои коорди­ наты.

Расстояние на морских картах и на море измеряется в милях и кабельтовых. Милей называется длина V (одной минуты) дуги земного меридиана, она равна 1852 м. На морской карте величина 1 мили соответствует одному деле­ нию боковой стороны рамки (И широты). Кабельтов равен одной десятой части морской мили, т. е. 185,2 м. Старшина должен знать, что 1' долготы не соответствует 1 миле, и при измерении расстояний ни в коем случае не использо­ вать верхнюю и нижнюю стороны рамки.

За единицу скорости в кораблевождении принят узел.

Узлом называется

такая скорость, при которой за 1 ч

судно проходит 1

милю.

Скорость шлюпки можно определить с помощью секун­ домера и любого плавающего предмета. По команде стар­

шины

плавающий предмет сбрасывают с форштевня шлюп­

ки в

воду. В момент, когда плавающий предмет коснется

воды, старшина пускает секундомер, а когда транцевая доска поравняется с плавающим предметом, засекает время. Зная длину шлюпки в метрах, можно легко опре­ делить ее скорость в м/с.

Курс шлюпки определяется углом между проходящим через шлюпку меридианом и диаметральной плоскостью шлюпки, изменяется в пределах от 0 до 360°.

Для определения курса при движении шлюпки от одного пункта к другому, находящемуся за пределами пря­ мой видимости, необходимо найти эти пункты на карте и с помощью параллельной линейки соединить их прямой линией. Затем с помощью транспортира измерить угол между северной частью меридиана и линией, соединяю­ щей эти пункты. Измеренный угол и будет тем курсом,

* За нулевой принят меридиан, проходящий через астрономи­ ческую обсерваторию Гринвич недалеко от Лондона.

140


который должен удерживаться старшиной при движении к пункту.

Если между пунктами находятся навигационные пре­ пятствия (берег, камни, запретные районы и т. д.), то между ними прокладывается несколько курсов (в обход препятствий). Место поворота с одного курса на другой определяется по береговым ориентирам или по пройден­

а

 

6

К

 

 

Рис. 65. Определение

истинных

и ком­

пасных курсов и пеленгов:

 

а — поправка

компаса отрицательная;

б — по­

правка

компаса

положительная

ному расстоянию, которое определяется по скорости и продолжительности пути.

Старшина шлюпки должен иметь в виду, что на карте прокладывается и с нее снимается истинный курс ИК, а по компасу удерживается компасный курс КК, который отли­ чается от истинного на величину, называемую поправкой компаса Д К. Поправка компаса зависит от магнитного склонения d и девиации компаса 8 и равна алгебраи­ ческой сумме этих величин, т. е. Д К=й+Ъ- Магнитное склонение d указывается на карте и может быть восточ­ ным (со знаком плюс) или западным (со знаком минус). Девиация компаса § на шлюпках незначительная и поэто­ му не учитывается, т. е. Д / С=( рис . 65).

Истинный курс равен алгебраической сумме компасного

курса и поправки компаса

 

И К = К К + ( ± А К),

( 1 )

отсюда

 

К К = И К - ( ± & К ) .

( 2)

141

Сняв с карты истинный курс, нужно по формуле (2) перевести его в компасный и полученный курс удерживать по компасу. При нанесении на карту курса, удерживаемого по компасу, нужно перевести его по формуле (1) в истин­ ный и полученный ИК проложить на карте.

Старшина шлюпки должен уметь определять свое место на карте и снимать координаты, а также по заданным координатам точки наносить ее на карту. При видимости береговых ориентиров место шлюпки определяется по двум пеленгам. Пеленг определяется углом между проходящим через шлюпку меридианом и направлением на ориентир, измеряется в пределах от 0 до 360°. Для определения места по пеленгам нужно выбрать на берегу два ориентира (желательно, чтобы угол между ними был не менее 30° и не более 150°), которые нанесены на карту, и определить на них направления по компасу. Полученные компасные пеленги КП перевести в истинные ИП по формуле

И П = К П + ( ± А К )

(3)

и с помощью транспортира и параллельной линейки нанести их на карту (прокладывая от ориентиров в обрат­ ную сторону). Точка пересечения пеленгов и будет местом нахождения шлюпки (рис. 64).

Координаты точки снимаются с карты с помощью изме­ рителя или параллельной линейки. Чтобы снять координаты с помощью измерителя, нужно измерить кратчайшее рас­ стояние от ближайшей параллели до точки, отложить его от той же параллели на боковой части рамки и отсчитать широту.

Для определения долготы нужно измерить кратчайшее расстояние до точки от ближайшего меридиана и пере­ нести это расстояние на верхнюю или нижнюю часть рамки и отсчитать долготу.

Чтобы снять широту с помощью параллельной линейки, нужно приложить линейку к ближайшей от точки парал­ лели, переместить ее параллельно до точки, сделать каран­ дашом засечку на ближайшей боковой части рамки и от­ считать широту; для определения долготы нужно прило­ жить линейку к ближайшему меридиану, переместить ее до точки, сделать засечку на верхней или нижней части рамки и отсчитать долготу.

Для нанесения точки по заданным координатам нужно на боковой рамке найти заданную широту и сделать засечку, затем приложить линейку к ближайшей параллели, переместить ее до засечки и провести через засечку прямую

142


линяю (линию широты). После этого на верхней или нижней части рамки найти заданную долготу, сделать засечку, приложить линейку к ближайшему меридиану, переместить ее до засечки и на линии широты сделать вто­ рую засечку. Место пересечения линии широты и линии долготы и будет местом нахождения заданной точки.

В случае если на шлюпке нет транспортира, ИК. и ИП можно снимать или прокладывать на карте с помощью параллельной линейки и картушки, нанесенной на карту. Для этого нужно от проложенного на карте курса (пелен­ га) переместить линейку параллельно курсу (пеленгу) до центра картушки; курс (пеленг) в градусах снять с окруж­ ности картушки. При прокладке курса на карте нужно сна­ чала найти на окружности заданный курс, сделать засечку, приложить линейку к центру картушки и засечке и пере­ местить ее параллельно до точки, от которой проклады­ вается курс, после чего провести линию заданного курса.

При работе с картой разрешается пользоваться только простым карандашом.

Работая с картой, старшина шлюпки должен уметь чи­ тать нанесенные на ней условные обозначения: глубины, навигационные опасности, знаки ограждения опасностей и т. д. Описание условных обозначений дано в книге «Услов­ ные змаки для морских карт и планов».

143

Г Л А В А

6

ОБСЛУЖИВАНИЕ

ШЛЮПОК

6.1. Корабельные устройства для крепления, спуска и подъема шлюпок

Шлюпки располагают на верхней палубе или надстрой­ ках (рострах) с учетом удобства спуска их на воду. На

штатных местах шлюпки

устанавливают на

к и л ь б л о к и

и крепят по-походному

н а й т о в а м и,

соединенными

Рис. 66. Походное крепление шлюпки:

/ — найтовы; 2 — захват; 3 — коуш; 4 — такелажная скоба; 5 — винтовой талреп; 6 — глаголь-гак; 7 — палубный обушок; 8 — кильблоки

между собой з а х в а т а м и (рис. 66). Найтовы, изготов­ ленные из такелажных цепей или отрезков стальных тро­

сов, обтягиваются

т а л р е п а м и ,

которые

крепятся к

палубным о б у х а м

(для быстрой

отдачи)

с помощью

г л а г о л ь - г а к о в .

 

 

 

144


Для спуска и подъема шлюпок на корабле применяются поворотные (вращающиеся), заваливающиеся (наклоняю­ щиеся) и горизонтальные (склоняющиеся) шлюпбалки.

Рис. 67. Поворотная шлюпбалка:

1 —- грунтовы;

2 — шкентель с

мусингами; 3 — цепной

стопор;

4 — обойма

с двумя шкивами;

5 — шлюпбакштаг;

6 — ходовой

лопарь; 7 — металлическая балка; 8 — отводной

шкив;

9 — кор­

зина; 10 — канифас-блок;

11 — нижний подшипник;

12 — верхний

подшипник;

13 — сетка

для посадки

гребцов;

14 — кольцевой

 

 

 

кранец

 

 

 

 

Поворотная

шлюпбалка

(рис.

6 7 )— стальная

пустоте­

лая балка, которая может поворачиваться на 360° в двух подшипниках: верхнем — о п о р н о м с т а к а н е и ниж­ нем — п о д п я т н и к е . Если шлюпбалка устанавливается на верхней палубе, то подшипники располагаются в метал­ лическом стакане — с т а н д е р с е .

Балка для подъема шестивесельного яла рассчитана на рабочую нагрузку 860 кгс. Расстояние между вертикаль­ ными осями двух шлюпбалок меньше длины шлюпки. Го­ лова шлюпбалки заканчивается ноком, имеющим гак для подвески шлюпочных талей, или обоймой с двумя шки­ вами. Каждый ходовой л о п а р ь четырех'Шиивных шлю-

145