Файл: Циклическая прочность и долговечность бурового инструмента..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 0
Впоследние годы в этом направлении выполнен значитель ный объем исследований [2—4]. Однако, несмотря на достигну тые успехи в разрешении данной проблемы, задача повышения долговечности перфораторных штанг в общеотраслевом мас штабе остается пока не решенной. Многие практические вопро сы, связанные с внедрением высокоэффективной технологии упрочнения буровых штанг на производстве, а также целый ряд теоретических положений, касающихся механизма их ударного нагружения, природы ударно-коррозионной усталости и усовер шенствования металлургических процессов выплавки, прокатки, ковки, термообработки буровой стали требуют еще глубоких всесторонних исследований.
Впоследние годы на рудниках осуществляется значитель ный объем бурения глубоких шпуров и скважин диаметром до 75—80 мм с помощью различных видов буровых машин, а так же тяжелых перфораторов, установленных на каретках. Буро вой инструмент, применяемый в этом случае, работает в еще более тяжелых условиях, чем инструмент, используемый при бурении ручными перфораторами.
Энергия ударов и осевое усилие, создаваемое при бурении мощными буровыми установками и каретками, значительно вы ше. Это способствует возникновению в штангах и буровых ко ронках значительных по величине циклических напряжений, вызывающих быстрое усталостное разрушение. Поэтому воп
росы, связанные с повышением долговечности буровых штанг и коронок при механизированных способах бурения глубоких шпуров и скважин, также представляют актуальную задачу и требуют детального исследования.
Производительность буровых работ на рудниках также в значительной степени зависит от работоспособности и стойкос ти другого очень ответственного вида бурового инструмента — буровых коронок. Если буровые штанги осуществляют только передачу ударной энергии от перфоратора к забою, то буровая коронка непосредственно производит разрушение породы, В этом смысле условия эксплуатации коронок значительно хуже, чем штанг. Помимо ударного нагружения коронки подвергают ся дополнительно воздействию различных видов напряжений (смятие, кручение и т. п.), а также интенсивному коррозион ному и абразивному износу. В практике бурения известно, что у буровых коронок очень часто преждевременно разрушаются корпуса вследствие усталостных явлений. В общем объеме эк сплуатируемых коронок разрушение корпусов, составляет 20— 30%, а в некоторых случаях при бурении очень твердых пород достигает 50%. В последние годы долговечность буровых коро нок значительно повышена путем выбора более прочных ма рок сталей для корпусов, изыскания более рациональной их конструкции, а также более удачного, с точки зрения конструк
8
тивной прочности и эксплуатации, расположения твердого спла ва.
Исследованы и внедрены более прогрессивные способы тер мообработки и пайки. Вместе с тем довольно слабо остаются изученными и решенными практические вопросы повышения ци клической прочности коронок методами поверхностной обра ботки.
Исследованиями, проведенными институтами ВНИИТС, Boct- НИГРИ, ВНИИПТУГЛЕМАШ и др., а также за рубежом, по казано, что поверхностные методы упрочнения корпусов буровых коронок создают дополнительный резерв долговечности и спо собствуют их использованию до полной амортизации. Например, исследованиями ВостНИГРИ установлено, что стойкость обыч ных выпускаемых в массовом количестве буровых коронок в ре зультате поверхностного упрочнения химико-термическими, термическими и деформационными способами повышается в среднем в 1,5—2 раза. Поэтому практическая целесообразность диктует в настоящее время постановку исследований, ставя щих целью разработку и внедрение рационального и эффек тивного поверхностного упрочнения буровых коронок самой различной номенклатуры.
В изложенном материале авторы прежде всего акцентирова ли внимание на технологических вопросах упрочнения бурового инструмента, на разработке практических рекомендаций, а так же на описании внедренных в производство методов. Значительно меньше освещены данные о влиянии конструктивных параметров и некоторых других факторов (технология бурозаправочных работ, заточка инструмента, производство буровой стали и т. п.) на стойкость и циклическую прочность бурового инструмента. По мнению авторов, изложенные в книге материалы и выводы по ним не являются категоричными. Проблема повышения цик лической прочности и долговечности бурового инструмента сложна и многообразна. Многие теоретические положения в этих вопросах трактуются не всегда идентично и до сих пор еще являются предметом дискуссий. По-видимому, новые результа ты исследований, которые проводятся в настоящее время, допол нят имеющиеся уже сведения, внесут определенные коррективы, а возможно изменят существующую точку зрения в оценке мно гих явлений.
9
ГЛ A BA I
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПРОИЗВОДСТВА, УПРОЧНЕНИЯ И ЭКСПЛУАТА ЦИИ БУРОВЫХ ПЕРФОРАТОРНЫХ ШТАНГ
§ 1. Общие сведения о типах пневматических перфораторов, применяемых в горной промышленности
Буровой инструмент является неотъемлемой частью буро вой машины, поэтому все вопросы, связанные с конструктив ными, эксплуатационными и технологическими сторонами его надежности, следует непосредственно увязывать с типом, мощ ностью, а также конструкцией самой машины. В этой связи бу
дет не лишним привести |
здесь хотя бы в общих чертах крат |
|
кую техническую справку |
о пневматических перфораторах, |
в |
комплексе с которыми эксплуатируется рассматриваемый |
в |
|
этой книге буровой инструмент. |
|
Пневматические бурильные молотки, или как их принято сейчас называть, перфораторы нашли самое широкое примене ние в различных отраслях горнодобывающей промышленности, а также в. строительстве, проходке тоннелей и т. д.
Изобретение первого поршневого пневматического молотка, ставшего прообразом современных перфораторов, обычно при писывают американцу Фаулу (1849 г.). Однако практическое применение первых бурильных машин, отдаленно напоминающих перфаторы, относится к более раннему периоду. Так, в 1839 го ду при проходке тоннеля в Савойских Альпах инженером Соммелье была предложена паровая машина, переоборудованная для буровых целей. Поршень машины приводился в движение сжатым воздухом. Бур вращался от отдельного двигателя. Во да в шпур подавалась по специальной трубке рядом с буром. Применение этой машины по подсчетам специалистов позволи ло сократить срок строительства тоннеля на 10—13 лет.
Согласно другим источникам приоритет в изобретении и про изводстве перфораторов принадлежит Лейнеру и относится к более позднему периоду (около 1897 г.).
10
Изобретение перфоратора явилось выдающимся открытием своего времени, совершившее подлинную революцию в буровом деле и послужившее мощным толчком в развитии особенно горнорудного производства, где бурение шпуров и скважин яв ляется наиболее трудоемкой операцией. В последующие годы, т. е. в период становления перфораторостроения, большой вклад в усовершенствование и разработку различных типов пневмати ческих перфораторов внесли Холман, Крис, Бьюмонт и др.
За 20—30 лет, т. е. с 1849 по 1880 гг. было запатентовано около 80 конструкций перфораторов и более 100 всевозможных к ним узлов и механизмов. Так, в 1851 г. появился оригиналь ный перфоратор, у которого коронка была жестко соединена с поршнем. В 1874 г. Давидсоном была разработана для перфо ратора геликоидальная пара, дающая возможность совместить одновременно удар и поворот Инструмента. А несколько позже в Англии появились патенты Дарлингтона, Тернера и др. на раз работку различных конструкций золотниковых и поворотных ус тройств.
Ведущее положение в области перфораторостроения зани мают фирмы Англии,. США и Швеции. В США бурильные пнев матические молотки разной конструкции изготавливаются пре имущественно фирмами «Гарднер Денвер», «Ингерсол Ранд», «Чикаго пневматик», «Тор», «Джой» и «Кливленд». Основное внимание фирмы уделяют производству легких перфораторов с использованием алюминиевых сплавов. Число ударов в минуту у перфораторов обычно не превышает 3000. В производстве пер фораторов большое внимание уделяется разработке всевозмож ных приспособлений, манипуляторов, кареток, -вспомогательного оборудования, позволяющих механизировать процесс бурения. Очень важно то, что перфораторы выпускаются с комплектами бурового инструмента. Почти все заводы указанных фирм име ют в своих подразделениях участки и цехи по производству бу ровых ставов, штанг и т. п. с параметрами, отвечающими харак теристикам буровых машин.
ВШвеции перфораторостроение сосредоточено на заводах фирмы «Атлас Копко», выпускающей ежегодно около 50000 раз личных типов перфораторов. Значительную долю от общего объема занимают мощные колонковые перфораторы, которые пользуются большим спросом на мировом рынке.
Вшведской промышленности стало традиционным изготав
ливать самый разнообразный буровой инструмент в комплекте с выпускаемыми перфораторами. В этом плане фирмы Швеции опередили почти всех своих конкурентов в США, Канаде и Япо нии, поскольку качество выпускаемых ими перфораторов и ин струмента, а также высокая гарантия их надежности общепризнаны.
В Англии перфораторы производят фирмы «Холмен», «Клай
11
макс» и «Коисолидейтед пневматик». Доминирующее положе ние занимает фирма «Холмен». Ее легкие и средние перфора торы с реверсивным вращением, пылеотсосом, с пониженным уровнем вибрации и шума получили признание. Интересно от метить то, что английские фирімы, как впрочем многие фирмы других европейских государств, зачастую производят только перфораторы и различные типы других машин для бурения. Что касается бурового инструмента, то считается целесообразным приобретать его в Швеции. Вот почему в горнорудной промыш ленности Европы, Африки и Канады чаще всего можно наблю дать использование английских перфораторов в комплекте со шведским буровым инструментом.
Внастоящее время несмотря на то, что США, Англия, Шве ция являются монополистами в области перфораторостроения, значительных успехов добились и другие зарубежные страны, например, Франция (фирмы: «Медон», «Монтабер»), Япония (фирмы: «Тойо», «Фурукаво»), Чехословакия (завод «Тос Poковник»), а также Советский Союз.
Создано большое количество различных типов перфораторов, не только по конструкции, но и по виду энергии, используемой для создания движения ударного механизма. Все же основной объем в производстве занимают пневматические перфораторы, предназначенные для бурения шпуров и скважин в соответст вии с разнообразной технологией буровзрывных работ.
Взависимости от способа установки в забое все пневмати ческие перфораторы разделяются на ручные, колонковые и те
лескопные. Ручные перфораторы предназначены для бурения с руки или с простых установочных приспособлений и условно делятся на три группы:
а) легкие — весом до 20 кг; б) средние — весом от 20 до 25 кг;
в) тяжелые — весом от 25 кг и выше.
Машиностроительная промышленность СССР выпускает до вольно широкую номенклатуру ручных перфораторов, входящих в указанные весовые группы. При этом почти не практикуется комплектная поставка наряду с перфораторами бурового сна ряжения, что по мнению многих специалистов является недо статком.
Наиболее обширную группу отечественных перфораторов представляют машины типа ПР, заводов «Коммунист», «Пнев матика» и родственных им других предприятий. Энергия удара данных перфораторов колеблется в среднем от 2 до 9 кгм.
Перфораторы ПР-24ЛЎ, ПР-24ЛУБ, ПР-ЗОЛУБ и ПР-ЗОК предназначены для бурения шпуров с пневмоподдержки в по родах средней крепости и крепких при проходке горизонтальных и наклонных горных выработок. Перфоратор ПР-ЗОЛУ наиболее целесообразно использовать при проходке шахтных стволов. Пер
12
форатор ПР-ЗОЛУБ предназначен для бурения нисходящих шпуров при проходке обводненных шахтных стволов. Перфора тор ПР-ЗОРУ предназначен для бурения шпуров с пневмоподдер жкой в вечномерзлых россыпях и может также применяться для бурения нисходящих шпуров при проходке шахтных ство лов. Перфораторы ПРО-24ЛУ и ПР-ЗОКС предназначены для работы в породах средней крепости с пневмоподдержкой с су хим пылеулавливанием в условиях низких температур (зона вечной мерзлоты). Для очистки шпура в перфораторах ПР-24ЛУ, ПР-ЗОЛУ и ПР-ЗОК предусмотрена центральная, а в перфораторах ПР-24ЛУБ и ПР-ЗОЛУБ — боковая подача во ды. Кроме того, перфораторы ПР-24ЛУ и ПР-ЗОЛУ имеют уст ройство для интенсивной продувки.
Перфораторы ПР-ЗОЛУС и ПР-ЗОРУ снабжены устройством для усиленной продувки. Для защиты организма бурильщика от вредного воздействия вибрации, возникающей при работе перфоратора, все ручные перфораторы комплектуются вибро гасящими каретками типа KB-IV (перфоратор ПР-ЗОЛУС — виброгасящей кареткой типа КВС-1).
Современные типы отечественных ручных перфораторов, не смотря на их удовлетворительную работоспособность и произ водительность, обладают целым рядом недостатков, среди ко торых наиболее существенными являются следующие:
1.Большой шум в процессе бурения.
2.Значительная вибрация.
3.Большой вес.
4.Низкая надежность и долговечность отдельных элементов, узлов и деталей.
5.Большой расход сжатого воздуха.
Указанные недостатки значительно влияют на дальнейшее
увеличение производительности |
бурения, а. главное |
создают |
||
неблагоприятные условия в работе бурильщиков. |
В |
связи с |
||
этим в последние годы усилились |
требования к конструкции наи |
|||
более распространенных |
ручных |
перфораторов, |
что |
диктует |
необходимость значительного их совершенствования. |
|
|
||
Для бурения шпуров |
при проходке вертикальных |
горных |
выработок, с ограниченным сечением, а также при бурении вос ходящих и круто наклонных (45° и более) шпуров и скважин довольно широкое применение нашли телескопные перфораторы. В некоторых случаях телескопные перфораторы используются и для бурения горизонтальных или наклонных (менее 45°) шпу ров, для чего устанавливаются на специальные приспособления (каретки, рамы и т. π.). В СССР выпускаются пока три типа телескопных перфораторов ПТ-29, ПТ-45 и ПТ-36.
Перфораторы ПТ-29 и ПТ-45 позволяют бурить шпуры диа метром 40—43 мм, глубиной до 8 м в породах средней и выше средней крепости. Перфоратор ПТ-36, как более мощный, ис
13