Файл: Циклическая прочность и долговечность бурового инструмента..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 63
Скачиваний: 0
пользуется в основном для бурения восстающих скважин диа метром до 85 мм и глубиной до 15 м в породах средней и высо кой крепости. При необходимости телескопные перфораторы легко переоборудуются при бурении с каретками. Всем видам указанных телескопных перфораторов практически свойственны те же недостатки, что для ручных перфораторов. Поэтому перед конструкторами и машиностроителями стоит задача создания достаточно мощного, легкого и надежного телескопного перфо ратора с широким диапазоном использования в различных гор ногеологических условиях.
Впоследние годы в мировой практике горнорудного произ водства наметились тенденции к более широкому применению на проходческих работах мощных тяжелых, так называемых колонковых перфораторов, установленных на распорных коло нках и на различных каретках. Применение колонковых пер фораторов позволяет увеличить производительность буровых работ при проходке горных выработок в породах средней и вы сокой крепости, а также дает возможность бурить скважины глубиной более 10—15 м диаметром до 85 мм.
ВСССР выпускается пока весьма ограниченное число ко лонковых перфораторов. Можно указать лишь три разновид ности, устаревшую КЦМ-4, КС-50 и, разрабатываемую серию типа ПК-50, с высокими параметрами вращения бура.
Из указанных типов колонковых перфораторов наиболее длительный период применялись машины КЦМ-4 и КС-50, ко торые как показал опыт эксплуатации, имели ряд конструктив ных недостатков и низкую долговечность. Перфораторы КЦМ-4
иКС-50 хотя еще и применяются на некоторых горнорудных предприятиях, однако они уже сняты с производства. Что ка
сается перфоратора ПК-50, и их разрабатываемых прототипов, то данный перфоратор находится в стадии опробования в за водских и шахтных условиях и пока не нашел широкого приме нения. Специалисты считают, что мощные колонковые перфо раторы, в ряде случаев могут успешно конкурировать с буро выми установками и даже заменять их. Поэтому в целях даль нейшего развития и широкого внедрения буровых работ с при менением мощных колонковых перфораторов требуется поста новка глубоких исследований в этой области. Необходимо в конечном итоге разработать и наладить производство широкой серии надежных, работоспособных колонковых перфораторов с достаточно низким уровнем шума, вибрации, а также и раз личных типов необходимого бурового инструмента и буровых кареток для их использования в различных отраслях горной промышленности.
14
§ 2. О важнейших феноменологических аспектах разрушения конструкционных металлов под нагрузкой
Приступая к изложению материалов, касающихся непосред ственно циклической прочности и металловедческой стороны затронутой проблемы, необходимо иметь достаточно четкое представление о достижениях в области прочности и механики разрушения существующих сталей. В этой связи уместно позна комить читателей с наиболее важными разделами современной науки о разрушении, хотя бы металлических материалов, с использованием новейших информаций по этому вопросу.
Несмотря на то, что разрушение материалов, как физико механический процесс, давно представляет собой хорошо из вестное явление, все-таки полной ясности о природе этого про цесса еще нет. Это стало особенно ощутимо в наши дни, когда бурное развитие техники столкнулось с необъяснимыми фак тами внезапного разрушения деталей, узлов машин, конструк ций и целых сооружений, несмотря на то, что согласно предва рительных инженерных расчетов все должно было гарантиро вать их надежную работу. История знает очень много приме ров внезапного разрушения металлических мостов, пролетов зданий, сварных судов, повлекших невосполнимые человеческие жертвы и материальные затраты. Так по литературным данным только за 1950—1955 гг. насчитывается более двадцати слу чаев разрушения крупных мостов и зарегистрированы катастро фы более пятидесяти сухогрузных и наливных судов, которые разломились пополам не проработав и четверти возможного технического ресурса. Начавшиеся еще в 20-х годах нашего сто летия исследования Гриффитса, Орована и др., посвященные случаям хрупкого разрушения материалов, вскоре вылились в самостоятельное научное направление под общим названием ме ханика разрушения материалов. В настоящий период работы в этой области привлекли десятки смежных отраслей знаний, та кие как математика, физика, металловедение, сопротивление материалов и даже биология. Стало очевидным, что разруше ние металла под нагрузкой, как явление, есть сложнейший процесс, в котором сам разрушаемый материал выступает не как пассивная жертва, а определенным образом сопротивляется воздействию внешних сил. По образному выражению Орована, металлам, как и живому аналогу в природе, например, челове ку, свойственны явления болезни, поражения травмами и смерть, наступающая с его поломкой. Причем влиянию всех этих недугов металлы, в принципе, могут не поддаваться дли тельное время. К сожалению, понимание этого наступило не сразу. Долгое время да еще и сейчас конструкционные материа лы представляются, как бездефектные тела. Появление какоголибо дефекта на поверхности или внутри стальной детали, на-
15
пример, трещины, отождествляется с началом неизбежного раз рушения и это является основанием для его браковки.
Вот почему до настоящего времени проблема разрушения металлов не всеми трактуется равнозначно. Многие ее аспекты повествуются весьма противоречиво и являются предметом страстной полемики.
На сегодняшний день науке известно несколько специфи ческих форм разрушения металлов, которые объединены приня той классификацией и имеют свою терминологию. Мы обратим основное внимание на усталостное разрушение, как наиболее сложное и многогранное явление и осветим лишь важнейшие его стороны, которые непосредственно будут отвечать последу ющему изложению основного материала. Если же читатель сочтет нужным более глубже вникнуть в процессы усталостно го разрушения металлов, то он найдет эти дополнительные све дения в обстоятельных монографиях отечественных и зарубеж ных авторов, например, Одинга И. А., Кудрявцева И. В., Рат нер С. И., Ивановой В. C., Школьника Л. Μ., Карпенко Г. В., Романова В. В., Форреста, Екобори и др.
Усталостное разрушение является следствием переменного
.воздействия нагрузок на металл, причем характерным являет ся то, что при усталости разрушение наступает без заметных пластических деформаций и при напряжениях меньших, чем при статической нагрузке. Это обстоятельство длительное время не поддавалось логическому объяснению, в связи с чем появлялось довольно много теоретических трактовок, научная несостоятель ность и ошибочность которых отвергнута самой жизнью и появ лением более прогрессивных теорий. В настоящее время в за рубежной и отечественной науках об усталостной прочности принята ориентация на разработку дислокационно-энергетичес ких теорий усталостного разрушения. Наиболее успешно данное направление развивается в СССР школами советских метал ловедов и специалистов в области прикладной механики сплош
ных сред, возглавляемых Ивановой |
В. |
C., Маркочёвым В. Μ., |
Дроздовским Б. А., Работновым Ю. |
H., |
Баренблаттом Г. И., |
Морозовым Е. Μ., Леоновым Μ. Я., Черепановым Г. П., Пана-
сюком В. В., |
Карпенко Г. В., |
Рябченковым А. В., Журко |
вым, С. H., |
Серенсеном С. В. |
и др. |
а) Морфологические особенности усталостного разрушения.
Внешняя картина усталостного излома, как правило, состо ит из двух явно выраженных зон: зоны замедленного развития магистральной трещины и зоны хрупкого долома.
В свою очередь зона усталости имеет рядг признаков, отли чающих ее от участка хрупко разрушенного сечения. Такими особенностями являются ступеньки и рубцы, имеющие порой геометрически правильную форму и напоминающую годовые кольца на срезе деревьев. Морфологическая картина усталост ного излома зависит как от природы материала, условий уста-
16
лестного разрушения (сухие, коррозионные, высокотемператур ные и т. и.), так и от силовых факторов (вид и уровень напря жений, степень деформации и т. д.). Долгое время считали, что в зоне усталостного пятна по мере формирования трещины про исходит «перерождение» исходной структуры металла, однако сейчас ошибочность этого объяснения устранена. Установлено, что трещина усталости развивается постепенно, хотя начинает свое развитие иногда тотчас после начала нагружения детали. В процессе роста трещина может затормаживаться с последую щим ускорением или менять направление. Результатом этого и являются хорошо видимые рельефы типа, указанных выше, го довых колец дерева. Начальные или субмикроскопические тре щины усталости очень малы. Сейчас установлено, что их старто вые линейные размеры лежат в пределах 100 нм до 10 мкм. При этом растущей является только та трещина, у которой благопри ятно ориентировано внешнему нагружению устье (тупик) и до статочно остра вершина, способная вскрываться при движении берегов и создавать на конце перемещение или скопление дисло каций, облегчающих ее продвижение.
б) Микроскопический акт роста усталостных трещин.
Существует довольно много физических и математических моделей, которые можно привлечь для объяснения развития усталостных трещин в микроскопической постановке. Наиболее известны модели: Зинера •— Стро, Балафа — Гильмана, Кот трелла, Орована — Стро, Эшелби, Екобори, Одинга И. А., Ин денбома В. Л., Орлова А .H., Финкеля В. Μ., Владимирова В. И., Тушинского Л. И. и др. Не вдаваясь в физическую и механичес кую сущность указанных моделей, можно утверждать, что в основе их лежат процессы перемещения, скопления и разрядки дислокаций на переднем конце и контуре трещины. Именно от того, насколько интенсивно или, напротив, пассивно протекают дислокационные реакции, и происходит зарождение стартовой трещины, а затем движение магистральной. При этом роль той или иной описывающей рост трещины модели зависит главным образом от двух факторов, структуры и типа кристаллической решетки и силового внешнего воздействия. Дислокационные представления значительно расширили сферу знаний в области начальной и текущей стадии роста усталостных трещин в ме таллах. При этом почти каждая дислокационная модель дается с соответствующим математическим аппаратом, в основе кото рого заложены ряд параметров, ответственных за главный кри терий, т. е. скорость роста трещины. Однако в большинстве слу чаев получить прогнозированные расчеты по скорости роста трещин на основе имеющихся моделей не представляется воз можным из-за чрезмерной сложности вычислений. Поэтому главной задачей сегодняшнего дня является дальнейшее и бо
лее глубокое изучение |
атомисщзёскогд вопроса усталостного |
2 Заказ 3127. |
17 |
разрушения, что позволит усовершенствовать или разработать более удобные дислокационные схемы описания и расчета тре щин.
в) Макроскопические процессы роста усталостных трещин и роль пластичности в их развитии.
Если микроскопическая картина развития усталостных тре щин очень важна для понимания реальных процессов в тонкой структуре металла, пораженной полостью атомного масштаба или масштаба кристаллической решетки, то макроскопический акт роста трещины охватывает пределы одного или нескольких зерен, что представляет интерес в плане создания практических мероприятий по остановке магистральной усталостной трещины технологическими методами. Линейный спектр данных трещин лежит уже в более широком интервале от IO2 мкм до десятков миллиметров. Именно в этот интервал вписываются всевозмож ные производственные дефекты, расположенные в поверхности и внутри металла, являясь потенциальными очагами зарожде ния трещин. Достоверно установлено, что в основе развития усталостных трещин лежат явления пластичности, которые бо лее пли менее проявляются в сплавах и сталях на ее контуре, вызывая необратимые структурные процессы, например, экстру зию и интрузию. По определению Фудзиты, открывшего эти яв ления, речь идет о межзеренном течении металла, которое в одном случае приводит к выдавливанию субструктуры сплава в виде язычка в межзеренном пространстве, а в другом, напро тив, к утяжке межзеренных границ. Указанные эффекты, вообще говоря, протекают в микроскопическом объеме зерна у контура трещины, однако они доказывают, что при знакопеременном движении берегов трещины хотя и в незначительном объеме у ведущего ее конца протекает пластическая деформация, кото рая постепенно упрочняет сплав. Упрочняющие процессы про текают не во всех сплавах одинаково. Это зависит как от струк турной и химической природы сплава, так и от уровня напря жений. Журков С. Н. и Регель В. П. полагают, что в принципе все процессы, связанные с пластическими видоизменениями в структуре при циклическом нагружении, адекватны аналогич ным явлениям, наблюдаемым при статическом нагружении. Раз ница заключается лишь в том, что в первом случае скорость накопления нарушений и прочих необратимых изменений зна чительно выше. Советскими учеными Ивановой В. C., Терентье вым. В. Ф. и др. показано, что в основе усталостного упроч нения металла и последующих изменений в структуре лежат ряд сложных эффектов, природная сущность которых еще не совсем ясна. К ним относятся эффект Портевена — Ле-Шателье, эффект Баушингера, появление линий Чернова—Людерса, а также эффект Френча. Краткая характеристика этих эффектов заключается в следующем. Эффек Протевена—Ле-Шателье говорит о том, что у ряда металлов и сплавов при деформа-
18