Файл: Циклическая прочность и долговечность бурового инструмента..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 64
Скачиваний: 0
ции происходит скачкообразное изменение пластичности, отож дествляемое на диаграмме с лезвием пилы. Установлено, что это явление возникает вследствие резкого динамического упроч нения старением межзеренных слоев сплава. Эффект Баушингера наиболее известное явление, которое заключается в необ ратимом процессе снижения предела упругости в полуцикле сжатия образца после того, как было предварительно произве дено растяжение его в полуцикле растяжения. Линии Чер нова — Людерса это микро и макроскопические полосы сколь жения, появляющиеся в поверхности деформируемого сплава при достижении определенной степени деформации. И, наконец, эффект Френча состоит в том, что в сплавах и сталях в процессе нагружения закономерно нарастают необратимые повреждения структуры с плотностью, близко отвечающей линейному закону. Говоря иначе, линии Френча, совмещенные с диаграммами усталости, четко определяют уровень и предел повреждений при данном нагружении и показывают границу начала образования микротрещин усталости. Огромная заслуга наших ученых за ключается в том, что они определили общность природы указан ных выше эффектов и показали, что она непосредственно свя зана с так называемым физическим пределом текучести и фи зическим пределом усталости. Данные физические критерии показывают, что в металлах к моменту достижения предела текучести в псевдоупругой области образуется стабильная уп рочненная пленка, соизмеримая с размером зерна. Таким обра зом, перенося это явление на усталость можно утверждать, что, если в процессе роста трещины на ее контуре соблюдено усло вие наличия физического предела текучести, то дальнейшее развитие трещины должно быть затруднено. В противном слу чае процесс упрочнения металла на кончике трещины проходит стадию разупрочнения. Металл насыщается согласно эффекту Френча предельной плотностью повреждений (правомерно утверждать и дислокаций), что приводит к дальнейшему под растанию трещины, когда разрыхленный объем металла с очень низкой вязкостью разрушения не способен больше оказывать сопротивление интенсивности внешнего силового воздействия (напряжений).
Исследованиями, выполненными в последние годы в области усталости, показано, что необратимые процессы в металле, вы званные упомянутыми выше пластическими .явлениями, в зна чительной степени усложняются необратимыми структурными превращениями. И здесь прежде всего следует акцентировать внимание на выделении со временем в процессе нагрузки какихлибо структурных компонентов в стали или, напротив, распад их на составляющие. Таким образом, пластические и структурные видоизменения в металле, подверженном знакопеременному на гружению, свидетельствуют о высокой вероятности разрушения
19
данного металла, в связи с чем требуется разработка методов, замедляющих этот процесс или, как принято говорить, необходи мо повышать предел его усталости.
г) Предел усталости.
Данный критерии является весьма важной технической ха рактеристикой материала, ио далеко не его константой. В этом плане в инженерной практике часто возникают необоснован ные толкования и прогнозы о долговечности, подверженной зна копеременной нагрузке конструкции, когда используют в каче стве основного расчетного элемента предел ограниченной уста лости пли даже предел усталости. Часто в эти термины вклады вают адекватный смысл, не понимая того, что предельная оцен ка усталости есть лишь условная характеристика, которая оце нивает живучесть материала при определенных условиях. Как справедливо отмечает Форрест, что, хотя и может быть получен выраженный предел усталости, все же большинство металлов и сплавов предела усталости не имеют. Отсутствие конкретного значения предела усталости реального металла можно объяс нить, если привести для этого доказанные выше постепенные упрочняющие изменения в структуре этого металла, происхо дящие от циклического напряжения. Очевидно, пределом уста лости можно считать тот уравновешивающий предел, который достигается, если металл, наконец, способен затормозить по вреждающий эффект от внешних напряжений. Но как раз этого случая конкретно и точно уловить не всегда представляется возможным, т. к. все пластические и структурные необратимые явления в металле протекают в зависимости от многих пере менных, зачастую не связанных друг с другом. Кроме того, по своей статистической природе усталостное разрушение сугубо вероятностный процесс, поэтому оценивать его количественную сторону пока можно только с позиций какого-то определенного параметра с допущением заведомо ограниченных условии. По нашему мнению, целям такого параметра и отвечает существую щий сейчас и широко используемый термин предел устало сти.
Имеются различные методы определения пределов усталое ти металлов. В общих чертах они делятся на два способа: мят кий, когда плавно варьируется силовая нагрузка, т. е. напря жение, и жесткий, когда изменяется ^амплитуда (размах илі степень) деформации. В том и в другом случаях серии образ цов испытываются от какого-то исходного значения напряже ния или деформации с постепенным их изменением (уменьше пнем в случае мягкого способа и, наоборот, увеличением в слу чае жесткого) до заранее установленного базового числа цик лов. При этом, когда уровень напряжений или деформаций от высоких исходных значений до конечных, приведших к разру шению образца, изменяется незначительно, испытание материа
20
лов ведется й режиме малоцижловой усталости. В том случае, ког да внешнее нагружение изменяется в широком диапазоне с боль шим базовым запасом циклов, испытание ведется в режиме обычной или многоцикловой усталости. Указанные методы об ладают недостатками, которые ученые пытаются преодолеть дальнейшей разработкой методики изучения усталостного раз рушения. В частности, для мягкого способа испытаний недостат ком 'является трудность учета степени деформации, для опре деления которой требуются тонкие и сложные методы регистра ции. Для случаев жесткого изучения усталостного разрушения, напротив, проблематичным является определение истинных на пряжении, вызванных изменением деформации.
Существует различная форма графического выражения ре зультатов усталостных испытаний. Испытания обычно проводят до момента, когда последующая серия образцов не разрушается при базовом числе циклов. Достигнутый уровень напряжений принимают за предел усталости. Типичным примером такой ме тодики является испытание с получением классической Вёллеровской кривой. Однако указанная методика достаточно кропот лива и дорога, поэтому часто ограничивают базовое число циклов при испытании обычно до такого уровня нагружения, когда уже часть образцов данной серии начинает разрушаться.
В этом случае за ограниченный предел усталости принима ется уровень напряжений, при которых прекратили испытания. Существует также довольно много экспериментально-аналити ческих и чисто аналитических методов определения пределов усталости.
Вид и уровень циклического нагружения являются важней шими факторами, определяющими предел усталости материала. По виду различают главным образом плавное циклическое на гружение, когда нагрузка изменяется монотонно в достаточно ощутимом временном спектре и ударно-циклическое нагруже ние, при котором фактор времени весьма ограничен. Последний вид циклического нагружения наиболее сложный, как в отноше нии природы процесса, так и в отношении его познавательное™. Как отмечается рядом исследователей, плодотворное изучение ударно-циклической усталости материалов существенно затруд няется некоторыми неопределенностями, вытекающими из са мого понятия удара. Тем не менее в настоящее время достигну ты ощутимые успехи в изучении этой сложной проблемы.
Значительный вклад в разработку указанного вопроса внес
ли Давиденков H. H., Гольдсмит, Александров |
Е. |
В., Гуля |
ев А. П., Георгиев Μ. H., Дашко H. Ф., Лампси А. |
В. |
и в послед |
ние годы Топоров Г. В. Работы ученых Томской школы, возглав ляемых доцентом Топоровым Г. В., в настоящий период зани мают одно из доминирующих положений. Решение проблемы о поведении металлических материалов при ударно-циклическом
Ll
нагружении этой группой ученых ведется многопланово, как в отношении дальнейшего совершенствования методов ударно циклических испытаний на базе создания новых испытательных машин, так в направлении изучения природы и процесса удар ной усталости. Так, например, ими изучено влияние характера и вида ударного нагружения на усталость углеродистых и леги рованных сталей, а также влияние технологических, структур ных, конструктивных и прочих факторов на кинетику ударно усталостного разрушения.
д) Влияние среды на усталостное разрушение металлов.
Коррозионные среды значительно усложняют и в общем-то ускоряют при прочих равных условиях усталостное разрушение металлов. Считаются наиболее авторитетными три теории кор розионной усталости, приверженцы и авторы которых не всегда сходятся в единых мнениях по поводу толкования тех или иных ньюансов коррозионного воздействия на металл. К ним относятся:
1.Электрохимическая теория (Эванс, Акимов Г. В., Рябченков А. В., Гликман Л. А., Томашов Н. Ю., Романов В. В.).
2.Адсорбционно-электрохимическая теория (Ребиндер А. П., Карпенко Г. В., Горюнов Ю. В.).
3.Пластическая теория (Веденкин С. Г., Синявский В. C.). Электрохимическая коррозия базируется на изменении элек
тродного потенциала участка металла с повышенным значением напряжений. Движущим трещину фактором в этом случае яв ляется циклическое изменение полярности полюсов корпуса де тали (берега трещины) и вершины трещины, что создает в бук вальном смысле постоянный отрыв или вымывание все новых частиц металла из трещины и тем самым создает условие ее продвижения. Увеличивающаяся с длиной трещины концентра ция напряжений дополнительно усугубляет процесс.
Теория адсорбционно-электрохимической коррозии включает положения электрохимической коррозии в плане протекания электрических явлений в полярной паре корпус детали — вер шина трещины. Однако в основе ее используются и силовые принципы, базирующиеся на адсорбционно-расклинивающем эффекте Ребиндера А. П. Роль этих сил сводится к увеличению растягивающих напряжений в микроскопическом устье трещи ны, что ускоряет процесс разрушения, сначала в масштабе меж атомного сочленения, а затем и в макромасштабе.
Пластическая |
теория коррозионного разрушения содержит |
|
в свою очередь |
ряд положений |
адсорбционно-электрохимичес- |
. кой коррозии. Однако главным |
фактором, ответственным за |
скорость протекания разрушения, в этой теории является по вышенная активность пластического скольжения частиц (зерен) металла относительно друг друга. Это происходит за счет сма зывающего действия жидкой среды, которая, обладая высоки
22