Файл: Циклическая прочность и долговечность бурового инструмента..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 90

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Главное свойство фосфатированного покрытия—большая спо­ собность смачивания эмалями и лаками, способность увеличения адгезии покрытий и, что очень ценно, простота и экономичность процесса.

Подготовка поверхности перед фосфатированием имеет ре­ шающее значение для качества получаемой фосфатной пленки. В связи с этим для подготовки поверхности канала штанг при­ менялся способ гидроабразивной очистки. Гидроабразивная обработка экспериментальных штанг осуществлялась на уста­ новке (ПА-1) колокольного типа. Мокрая абразивная пульпа, состоящая из воды и мелкого кварцевого песка, через специаль­ ный ниппель и резиновый шланг пропускалась под давлением сжатого воздуха (5,5—6 ати) в промывочное отверстие с хво­ стовой части штанги и выбрасывалась через противоположный ее конец.

Фосфатирование штанг с подготовленной поверхностью осу­ ществлялось по следующей технологической схеме:

1. Обезжиривание поверхности.

Состав ванны: серная кислота—200 г/л, ингибиторная присадка КС-16 г/л, температура раствора +50oC.

2.Промывка в холодной воде.

3.Нейтрализация.

Состав ванны: каустическая сода—100 г/л, температура раствора +90°C.

4.Промывка в горячен воде с температурой +90°C.

5.Фосфатирование.

Состав ванны: препарат «Мажеф» — 35 г/л температура раствора +95oC.

6. Промывка в горячем воде с температурой +(80 — 90’С).

7.Промывка в холодной воде.

8.Сушка на воздухе.

После осуществления данных операций на поверхность про­ мывочного капала данной партии буровых штанг специальным !пневматическим пульверизатором наносилась эмаль ПФ-28. Эмаль ПФ-28, изготовленная на основе пентафталевых смол 1151, 152], выбиралась на основании того, что она обладает вы­ сокой адгезией к металлам и высокой механической прочностью, стойкая к периодическому воздействию масел, бензина, слабых кислот и воды. После покрытия производилась сушка штанг при комнатной температуре также в течение двух часов.

Взрывание взрывчатого вещества в канале буровых штанг осуществлялось с целью наклепа поверхности стенок канала, создания сжимающих остаточных напряжений и возможного заваривания имеющихся микродефектов. Взрывание производи­ лось детонирующим шнуром ДШ (скорость детонации 7000 м/сек) диаметром 6 мм, который пропускался в канал штанги на всю

125


Р е з у л ь т а т ы н а т у р н ы х у д а р н о - у с т а л о с т н ы х и с п ы т а н и й б у р о в ы х ш т а н г с а н т и к о р р о з и о н н о й о б р а б о т к о й п р о м ы в о ч н о го к а н а л а

О и

CQ К

ю

£

О

 

 

 

ю

 

 

 

то

 

 

ɔ

CX

ζ√ζ

 

S

хо

 

 

о

H

 

то

5

O

 

е

о

 

S-

со

 

c≡

сх

ТО

 

 

хо

 

C

 

 

 

то

Г-,

 

со

й>

 

 

XO

 

о то

 

CC

к

О

HHldEII

 

C-I

dəiwɪ-j

 

 

 

СО со

ь-

взрывом

= U

канала

= o

 

“ ТО

cc

 

S3

то

 

к

 

о

то

о

прочнение

О

оз

 

P

 

CX

то

и

 

XO

о

 

о ς Ci

 

го

то

СО

 

 

У

СО

 

хо

СО

126


длину. Количество одновременно взрываемого BB составляло 15 г. Подготовленные к взрыву штанги помещались (по две) в специальную камеру (толстостенную трубу диаметром 300 мм)

вгоризонтальном положении. К одному из концов детонирующе­ го шнура прикреплялся электродетонатор, с помощью которого производился взрыв. Результаты ударно-усталостных испытаний всех трех экспериментальных партий буровых штанг приведены

втаблице 6. Из таблицы 6 видно, что наибольшую стойкость до первой поломки имеют штанги, промывочный канал которых подвергался гидроабразивной обработке с последующим фосфа­ тированием и покрытием эмалью.

Их стойкость оказалась в 1,5—2 раза выше стойкости двух других партий штанг, а также ранее испытанных аналогичных штанг, промывочный канал которых не подвергался какой-либо обработке (таблица 1, партия 6) и штанг, испытанных без дос­ тупа воды (таблица 5. партия 2). Характерной особенностью поломок буровых штанг-, канал которых подвергался гидроабра­ зивной обработке, фосфатированию и эмалевому покрытию яв­ ляется то, что у них прекратились поломки стержня. Разрезка

штанг по оси вдоль промывочного канала

дала

возможность

установить, что в процессе ударно-циклического

нагружения

не произошло нарушения эмалевого покрытия, как

в наиболее

напряженных участках штанги (хвостовик

и конус), так и в

средней зоне стержня.

 

 

Основная доля поломок произошла в зоне хвостовика и кону­ са с развитием усталостных трещин от внешней поверхности, что объясняется'значительно возросшим - общим ресурсом времени нагружения штанги, в период которого и стало возможным по­ явление очагов усталости в данных местах.

Более высокая стойкость буровых штанг,

канал которых

подвергался гидроабразивной очистке и

фосфатированию,

объясняется, во-первых, значительным повышением чистоты по­

верхности металла в канале,

а

во-вторых, высоким защитным

свойством

комбинированного

фосфатно-эмалевого слоя, препят­

ствующего

доступу воды

к

металлу. Чистота поверхности

стенок промывочного канала достигается абразивной обработ­

кой. Обладая достаточно

 

высокой кинетической

энергией,

твердые частицы абразива в

период обработки

срезают неров­

ности и шероховатости

с

поверхности

металла и

тем самым

удаляют основную массу

микроочагов

усталости в

канале. У

крупных и острых дефектов (риски, надрывы и

т.п.)

абразивной

пульпой значительно уменьшается глубина, а также изменяется

конфигурация и угол

надреза. При работе штанг

в данных

местах уже не возникает резкой концентрации напряжений.

Фосфатирование

очищенной

поверхности' промывочного

канала преследует

в

основном

цель создания по всей длине

тонкой фосфатной

пленки,

играющей роль прочного грунта.

127


Данный слой имеет достаточно прочное молекулярное сцепление с металлом и обеспечивает высокую адгезию при последующем нанесении эмали. В результате такой обработки поверхность промывочного канала как бы облицовывается эластичной обо­ лочкой, не допускающей проникновения воды к металлу. Такое покрытие не нарушается при эксплуатации штанг. Кроме того, при длительном хранении и транспортировке штанги, подверг­ нутые указанной обработке, гораздо меньше подвержены влия­ нию атмосферной коррозии.

Результаты статистической обработки партий буровых штанг с обработанным каналом приведены в виде графика на рис. 46. Для сравнения на графике также приведены резуль­ таты статистической обработки данных стойкости штанг, испы­ танных без доступа воды (табл. 5, партия 2). Из графика можно представить темп выхода из строя каждой из четырех партий штанг. Так, например, вероятность разрушения буровых штанг за 3,5 часа работы составит 55% для штанг, канал которых подвергался гидроабразивной очистке, фосфатированию и эма­ левому покрытию, за это же время штанги оставшихся партий (упрочнение канала взрывом, эмалевая консервация обезжирен­ ной поверхности) выйдут из строя полностью.

Рис. 46. График

 

функции

распре­

деления

 

долговечности

штанг с различной обра­

боткой

канала:

 

1 — упрочнение

канала

взрывом;

2 — покрытие

канала

эмалью; 3 — штан­

ги, испытанные без досту­ па воды; 4 — гидроабра­ зивная обработка канала с последующим фосфати­ рованием и покрытием эмалью.

Из всех опытных партий штанг, промывочный канал кото­ рых подвергается обработке, наименьшую долговечность пока­ зали штанги с взрывным упрочнением канала. Как показал анализ, поломки указанных штанг на 70% произошли по стержню с развитием усталостных трещин изнутри канала. Вид,

структура и геометрия усталостных изломов

стрежня данных

штанг сходны с изломами буровых штанг (рис.

28), результаты

испытаний которых приведены в таблице 1.

Осуществляя замер микротвердости на упрочненной взрывом поверхности канала штанг прибором ПМТ-3 (нагрузка 20 г),

обнаружили по всей его длине

упрочнение

металла за счет

наклепа. Твердость поверхностного слоя металла

повысилась

в среднем на 30—40%. Однако

вместе с

тем на

отдельных

128


участках поверхности канала штанг выявлена разрыхленность и

отдельные поперечные надрывы

(трещины).

На некоторых

штангах обнаружены трещины,

расположенные

вдоль оси про­

мывочного канала в местах выхода на поверхность прокатных рисок. Длина таких трещин достигает 20—50 мм. Объясняется это, по-видимому, тем, что вызванная взрывом волна напряже­ ний распространяется к внешней поверхности штанги. При рас­ пространении волны по сечению штанги движение частиц уплот­ няемого металла направлено перпендикулярно фронту волны, т. е. так же, как и при взрыве заряда в отверстии толстостенного

цилиндра, направлено наружу по

радиусу [91,

92]. Мелкие и

тем более крупные поверхностные

дефекты в

металле в про­

цессе взрыва мгновенно подвергаются воздействию значитель­

ных усилий,

обусловленных давлением

взрывных газов,

и

увеличиваются

в размере.

Диаметр

промывочного канала

у

всех подвергнутых взрыву

штанг оказался

увеличенным

на

1,5—2 мм, что свидетельствует о пластической деформации по всему сечению шестигранника. Вопреки предположению завари­

вания мелких технологических дефектов

в канале штанг не

произошло, напротив, многие из них

получили

дополнительное

развитие и явились очагами усталостного разрушения.

Буровые штанги, канал которых

покрывался

эмалью по

обезжиренной поверхности (таблица

6, партия

2),

практически

не показали прироста долговечности.

Их стойкость

до первой

поломки оказалась на уровне со штангами, у'которых капал никакой упрочняющей и антикоррозионной обработке не под­ вергался (таблица 1, партия 6). Слабые защитные свойства

Рис. -17. Отслоение эмалевой пленки в

промывочном канале штанги

от некачественной поверхности

(×2).

эмалевого покрытия по необработанной поверхности

частично

можно объяснить значительным ослаблением адгезии

эмали в

процессе нагружения штанг. Поскольку поверхность канала была не обработана и, следовательно, неровная, при нанесении эмали могла образоваться пористая пленка, которая при даль­

нейшем нагружении

растрескивалась

и вымывалась

струен

воды. Продольные

разрезы штанг вдоль

канала в какой-то

степени подтверждают это, так как

на

некоторых из

них в

Заказ 3127,.

129