Файл: Циклическая прочность и долговечность бурового инструмента..pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.10.2024
Просмотров: 93
Скачиваний: 0
та конуса и коронки и в то же время ликвидирует образование концентраторов напряжений за счет смятия поверхности.
9. Штанги, подвергнутые упрочнению путем наклепа поверх ности, повышают стойкость незначительно. Развитие усталост ных трещин у них происходит по-прежнему с внешней упроч ненной поверхности по причине незначительной глубины и твер дости упрочненного слоя, быстро истирающегося в процессе бурения о стенки шпура, а также недостаточно высокого обще го запаса остаточных сжимающих напряжений.
10. Химико-термическая обработка штанг (азотирование и цементация) заметно повышает циклическую прочность штанг. Однако данные методы обладают значительной трудоемкостью, повышают хрупкость штанг. Требуется детальное изучение влия ния химико-термических способов упрочнения с разработкой соответствующего состава сталей.
11.Штанги, подвергнутые поверхностному упрочнению ин дукционной закалкой, после достаточно продолжительного ре сурса долговечности разрушаются по стержню в результате развития усталостных трещин от поверхности промывочного ка нала. Рост трещин в промывочном канале штанг обусловлен поверхностными дефектами металла, образующимися в про цессе прокатки буровой стали, интенсивными силовыми и кор розионными процессами, а также некоторыми другими факто рами.
12.C целью дальнейшего увеличения эксплуатационной стойкости штанг следует обрабатывать их промывочное отвер стие, обеспечивая максимальное удаление всевозможных кон центраторов напряжений с его поверхности. Необходимо соз давать в поверхности промывочного канала штанг надежное антикоррозионное покрытие.
Ill
ГЛАВА IV
РАЗРАБОТКА ОПТИМАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ УПРОЧНЕНИЯ ПОВЕРХНОСТИ БУРОВЫХ
ПЕРФОРАТОРНЫХ |
ШТАНГ И АНТИКОРРОЗИОННОЙ |
|
ОБРАБОТКИ |
ПРОМЫВОЧНОГО КАНАЛА |
|
§ 1. Влияние глубины закаленного слоя на стойкость |
||
|
буровых штанг |
¡ |
Для целого ряда изделий в машиностроении поверхностная индукционная закалка производится с целью повышения из носостойкости трущихся поверхностей. Выбор глубины закален ного слоя в этом случае чаще всего определяется допустимым износом детали и лимитируется сечением (диаметром). Для буровых перфораторных штанг износ поверхности не является решающим фактором, влияющим на долговечность. Как было показано индукционной закалкой значительно повышается соп ротивление буровых штанг усталостному разрушению за счет высоких поверхностных сжимающих остаточных напряжений, а также высокой твердости поверхностного слоя, значительно по вышающего сопротивление смятию в зоне посадки коронки на конус штанги и в целом достигается невосприимчивость ее стер жня к различным концентраторам напряжений, которые могут возникать уже в процессе эксплуатации.
Однако положительное влияние поверхностной закалки на долговечность буровых штанг может быть обеспечено только при оптимальном соотношении площадей закаленной внешней оболочки и сердцевины, иными словами говоря, при соответст вующей глубине закаленного слоя.
В большинстве случаев при закалке изделий из углероди стых и низколегированных сталей с увеличением глубины зака ленного слоя повышается значение сжимающих напряжений, а максимум растягивающих напряжений смещается вглубь де тали. Однако с определенного момента увеличение глубины за каленного слоя приводит к снижению полезных сжимающих
112
напряжений на поверхности изделия, что неблагоприятно мо жет сказываться на их долговечности [126, 145].
В большинстве случаев при выборе оптимальной глубины закалённого слоя для деталей, работающих в режимах стати ческого нагружения, руководствуются приближенными эмпири ческими соотношениями [119].
Для обоснования необходимой глубины слоя закалки буро вых штанг, имеющих пустотелое сечение, очевидно, пользоваться данными формулами нельзя. Как показывает простой расчет, необходимая глубина закаленного слоя для буровых штанг в этом случае должна составлять 4—5 мм, т. е. практически с учетом переходной зоны занимать почти все живое сечение стержня. По-видимому, такая глубина закалки штанг не может быть приемлема для повышения их ударно-циклической проч ности. Как видно из графика рис. 36, закалка буровых штанг на глубину выше 1 мм вызывает заметное повышение растяги вающих напряжений в переходной зоне, а сжимающие поверх ностные напряжения, напротив, уменьшаются. При глубине закаленного слоя 4—5 мм остаточные сжимающие напряжения в поверхности штанг уменьшаются в 1,5—2 раза. Чтобы уста новить при какой глубине закаленного слоя обеспечивается мак симальная стойкость буровых штанг, осуществили натурные ударно-усталостные испытания. Испытывались буровые штанги, закаленные с поверхности на глубину 0,5; 1,2—1,5; 2,5—3 и 4,5—5 мм (рис. 40). Закалка штанг осуществлялась на верти кальном закалочном станке в 3-х витковом индукторе—спреере. Необходимая глубина закалки достигалась изменением скоро сти подачи штанги через индуктор. Вращение штанг производи лось с постоянной скоростью 150 оборотов в минуту.
Рис. 40. Макрошлифы поперечного сечения буровых штанг, закаленных ТВЧ на различную глубину.
8. Заказ 3127. |
113 |
∙'∙,O |
|
|
О |
О |
со |
« |
|
|
Ol |
о |
CD |
|
|
|
|
|
|
S |
X! |
|
|
|
|
e=; |
Q 3 |
со |
ю |
|
Ol |
іо |
О |
ю |
OO |
|
CD |
53 |
И |
|
|
|
|
|
C |
|
CD |
Ol |
Ь- |
|
Ь“ |
|
|||
|
U |
|
CD |
со |
|
3
X
X <υ
≡5 eS
Р е з у л ь т а т ы н а т у р н ы х у д а р н о - у с т а л о с т н ы х и с п ы т а н и й б у р о в ы х ш т а н г , Т В Ч н а р а з л и ч н у ю г л у б и н у
S bá
S
О
о
с
о
H O
о
О
5? •
6
CX s
<υ ■S H
£ C-
ез
X E
СО |
СО |
LO |
CD
LO
LO |
Of |
Y |
со* |
IO |
|
о |
04 |
LO |
|
Ol
О
о
LO
I¡
LQ
,*1∙
114
Результаты ударно-усталостных испытаний представлены в таблице 3, а также в виде графической зависимости па рис. 41. Максимальную стойкость показали буровые штанги, закаленные на глубину 1,2—1,5 мм. Все штанги разрушались ' преимущест венно по стержню с развитием усталостных трещин от поверх ности промывочного канала. Внешний вид усталостных изломов аналогичен изломам, изображенным на рис. 28. Штанги, зака ленные па глубину 2,5—3 мм., разрушались значительно быстрее. Минимальное сопротивление усталостному разрушению показа ли штанги, закаленные на глубину 4,5—5 мм. У штанг с глуби ной слоя закалки 4,5—5 мм наблюдалось разрушение галтели бурта, т. е. там, где обрывается закаленный слой. По-видимому, это объясняется повышением растягивающих напряжений, ко торые всегда появляются в местах обрыва глубоких закаленных слоев на детали у галтелей, выточек, канавок и т. п. [145].
NM>
P и с; 41. Изменение |
долговечности |
P и с. 42. Изменение |
долговечности |
|
штанг при бурении в за |
буровых штанг, подвергну |
|||
висимости от глубины за |
тых индукционной закалке |
|||
каленного |
слоя. |
в зависимости от темпера |
||
|
|
туры отпуска: |
поверх |
|
|
|
1 ■— изменение |
||
|
|
ностной |
твердости; |
|
|
|
2 — изменение |
долговеч |
|
|
|
ности штанг. |
Отличительной особенностью усталостных изломов буровых штанг с различной глубиной закаленного слоя стержня явилось то, что при увеличении слоя закалки площадь усталостной зоны
значительно уменьшается, однако ее |
характер |
расположения, |
геометрия и структура практически сохраняются |
прежними. |
|
У буровых штанг, закаленных па |
глубину 0,5 |
мм, разруше |
ние преимущественно произошло по конусам, с внешней поверх ности. Это, очевидно, объясняется тем, что данная глубина закаленного слоя оказывается недостаточной для обеспечения сопротивления высоким напряжениям смятия, образующимся' в контакте конуса и корпуса коронки под действием ударно-цик лических нагрузок.
115
При большой глубине закалки сопротивление ударно-цикли ческому нагружению резко ослабевает по причине снижения благоприятных поверхностных сжимающих напряжений и уве личения опасных растягивающих напряжений в подкорковой переходной зоне. Для достижения максимального эффекта упрочнения и получения наилучшего сочетания прочности и пла стичных свойств исследуемых штанг, глубина закаленного слоя для них (с учетом результатов экспериментальных данных) дол жна определяться расчётной величиной остаточных сжимающих напряжении.
§ 2. Влияние отпуска на стойкость буровых штанг, подвергнутых индукционной поверхностной закалке
При поверхностной индукционной закалке чаще всего стре мятся получить максимальную твердость поверхностного слоя, так как при этом условии возникают наибольшие сжимающие остаточные напряжения и, следовательно, значительный запас прочности детали. Во избежание коробления и снятия части остаточных напряжении в ряде случаев назначается отпуск де талей, который, как правило, проводится при температуре не выше 200oC. Чаще же всего ограничиваются самоотпуском, ко торый происходит за счет тепла, сохоаняющегося во внутпилежащих слоял детали после охлаждения поверхности [120]. Исследования, проведенные в последнее время [145], показыва ют, что температура и продолжительность отпуска оказывает существенное влияние на величину остаточных напряжений в деталях. Например, отпуск при 150°C в течение 1 часа уже сни жает величину остаточных напряжений на 20—30%. Это необ ходимо учитывать для тех изделий, где желательно сохранить первоначально полученные закалкой напряжения и твердость.
Важно знать влияние отпуска и на прочность буровых штанг, подвергнутых индукционной закалке, поскольку в горно-техни ческой литературе не имеется данных по этому вопросу. C этой целью осуществлялись ударно-усталостные испытания трех партий буровых штанг, которые после индукционной закалки на глубину 1,2—1,5 мм подвергались отпуску в камерной элек тропечи ПН-50 при температуре 200°, 400° и 620oC с выдерж кой 1,2 часа. Стойкость указанных партий штанг сопоставля лась с аналогично упрочненными штангами (таблица 1), кото рые испытывались без отпуска. Твердость закаленного слоя после отпуска определялась на приборе ТК.-2. Из графика (рис. 42), построенного по результатам средних-значений стойкости (таблица 4), видно, что с понижением твердости поверхности значительно снижается сопротивление штанг ударно-цикличес кому нагружению. Некоторое снижение стойкости штанг и по верхностной твердости наблюдается уже после отпуска при 200oC и резко падает у штанг, отпущенных при 400oC. После
116
4 <3 гг з
Р е з у л ь т а т ы н а т у р н ы х у д а р н о - у с т а л о с т н ы х и с п ы т а н и й б у р о в ы х ш т а н г , з а к а л е н н ы х Т В Ч и п о д в е р г н у т ы х о т п у с к у п р и р а з л и ч н о й т е м п е р а т у р е
117
отпуска при 600oC твердость поверхности штанг снижается на 50%, а стойкость их оказывается практически такой же, как у неупрочненных. Значительное снижение циклической прочности штанг, подвергнутых отпуску следует объяснить уменьшением поверхностных сжимающих напряжений и твердости. Штанги, не подвергнутые дополнительному отпуску в процессе испыта ний, показали максимальную стойкость, причем у них не наблю далось остаточных явлений в виде коробленая и растрескивания, вызванных большими напряжениями.
Таким образом, при осуществлении поверхностного упроч нения буровых штанг индукционной поверхностной закалкой необходимость отпуска отпадает.
§ 3. Влияние антикоррозионной обработки промывочного канала на стойкость буровых штанг
Усталостная прочность металлов может значительно сни жаться под влиянием различных факторов, однако более всего снижает сопротивление металлов усталостному разрушению на
личие всевозможных коррозионных сред. Коррозионная |
уста |
лость — исключительно опасное явление, приводящее к |
значи |
тельной потере прочности металлических изделий, |
причем |
коррозионно-усталостное разрушение протекает более |
интен |
сивно, чем разрушение на воздухе. При коррозионной усталости кривая испытании, построенная в обычных координатах (напря жение—число циклов) приобретает характерный вид: сна не имеет участка, параллельного оси абсцисс, ограничивающего область выносливости металла, а представляет собой кривую, непрерывно снижающуюся с увеличением числа циклов. Таким образом, характерной особенностью коррозионно-усталостного разрушения является ограниченная выносливость металла, а истинный предел усталости отсутствует [86].
Причина возникновения коррозионно-усталостного разруше ния, особенности его протекания и связь с различными факто рами до сих пор еще не может считаться окончательно установ ленной, несмотря на то, что в течение многих лет не прекращаются исследования ` в этой области. Однако многие исследованные аспекты коррозионно-усталостного разрушения и выясненные в связи с этим положения уже сейчас широко используются для повышения прочности изделий, работающих в коррозионных средах. Значительную трудность при изучении процесса коррозионно-усталостного разрушения металлов соз дают специфические особенности нагружения деталей механиз мов, машин и конструкций, а также многообразие коррозионных сред, которые ио-разному реагируют на металл. Поэтому в пос ледние годы все больше внимания уделяется исследованиям коррозионно-усталостного разрушения большого количества тех
118