Файл: Хрупкие разрушения сварных конструкций..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 114

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

она имеет размерность работы и связана с поглощенной энерги­ ей при разрушении. Вторая зависит от разрушающего напряже­ ния при данной длине трещины и аддитивна, когда разрушение вызывается приложением ряда систем нагрузки, но единицы из­ мерения (напряжение х корень квадратный из длины) более сложные. Третья характеризует локальную пластическую дефор­ мацию в вершине трещины и имеет простую размерноть длины. Ни одна из них не является предпочтительной и каждая имеет вполне определенное назначение.

После того, как определены размер и конфигурация трещино­ подобного дефекта, предел текучести и вязкость разрушения ма­ териала в области, находящейся вблизи дефекта, в первую оче­ редь следует решить, в каких условиях будет протекать разру­ шение— в плоско-напряженном или плоско-деформированном со­ стоянии.

Если есть основания ожидать разрушения при малых напря­ жениях, применяют методы линейного анализа, уравнения (9) и (15) для определения значений К. При достижении материалом состояния общей текучести точность определения коэффициента интенсивности напряжений К становится неудовлетворительной даже при введении поправки на пластическую зону. В этом слу­ чае важную роль играет раскрытие трещины б, которое можно оценить по способу, показанному на рис. 11. Применительно к конструкциям, изготовленным из пластин, многие проблемы их прочности можно полностью решить, если величина 6 Сили удар­ ная вязкость по Шарли для соответствующей части конструкции превышает критическое значение по рис. 15 для данной толщины и предела текучести, причем это превышение достаточно для то­ го, чтобы ожидаемое или возможное разрушение происходило в плоско-напряженном состоянии. Вдобавок указывается допуск для сквозных трещин, длина которых не должна превышать две толщины пластины, при деформации, соответствующей пределу текучести (аѵ/Е), а для мелких несквозных трещин — при еще более значительных деформациях в пластической области. Та­ кие детали могут выдерживать напряжения, превышающие пре­ дел текучести даже в присутствии дефектов, и в последующем эксплуатационные трещины могут «подрастать», развиваясь по толщине пластины, что должно тщательно контролироваться с целью предупреждения нестабильной стадии разрушения.

Пр и м е р ы , и л л ю с т р и р у ю щ и е п р и м е н е н и е м е т о д о в л и н е й н о й м е х а н и к и р а з р у ш е н и я

Пример 1.

Обычный ультразвуковой контроль колонн экструзионного пресса диаметром 254 мм из кованой малоуглеродистой стали выявил в одной из них поперечную внутреннюю трещину типа флокена диаметром около 50 мм. Можно ли запускать пресс16

16 Зак. 1394

241


в эксплуатацию при рабочем напряжении в колонне 7 кгс/мм2 и необходим ли при этом подогрев колонны? Данные о химиче­ ском составе и свойствах материала отсутствуют.

В вершинах дисковидной трещины, перпендикулярной к рас­ тягивающему напряжению, почти определенно имеет место со­ стояние плоской деформации. Таким образом, достаточно при­ нять, что предел текучести материала составляет 24,6 кгс/мм2, а величина К\с при комнатной температуре порядка 212 кгс/мм3/: (см. табл. 1). Согласно уравнению (13) разрушающее напряже­ ние должно быть __

Г~

а= ^ іс |// —— = 37,3 кгс/мм2.

Полученный результат указывает на то, что надежность рабо­ ты колонны обеспечена, если отсутствуют остаточные растяги­ вающие напряжения, которые могут возникнуть при охлаждении поковки. Эти напряжения, как известно, могут достигать преде­ ла текучести материала при растяжении. При дальнейшем ана­ лизе обнаружено, что колонны первоначально испытывали при напряжении 14,1 кгс/мм2. Таким образом, максимальное напря­ жение в колоннах при работе пресса не может превышать вели­ чины 24,6— 14,1 + 7,0 = 17,5 кгс/мм2. Можно считать дефектную колонну надежной при условии наблюдения за трещиной. На­ грев в данном случае не дает преимуществ, поскольку сущест­ вуют условия плоско-деформированного состояния.

Пример 2.

Капитан танкера докладывает об остановившейся трещине, распространившейся на расстояние 483 мм от люка цистерны во время шторма. Рекомендации: обогревать паром конец трещи­ ны; перераспределить груз с целью уменьшения растягивающе­ го напряжения в зоне трещины; сообщить примерное раскрытие трещины у ее начала и амплитуду колебаний ширины трещины от качки. Из технической документации известно, что толщина пластины с трещиной составляет 31,8 мм, а диаметр люка 1216 мм. Результаты испытаний стали на ударную вязкость по Шарли дают следующие нижние пределы:

Температура, ° С ...............................

5

20

40

60

Ударная вязкость, к г с - м ...............

1,4

3,45

6,9

8,3

Gc, кгс /м м ..........................................

7,2

17,9

35,8

43

КІС, кгс/мм ......................................

386

613

868

950

Средний предел текучести равен 24,6 кгс/мм2. Gc и К\с были рассчитаны по значениям ударной вязкости. На рис. 15 показа­ но, что для данной толщины пластины и предела текучести кри­ тическая ударная вязкость составляет 1,1 кгс-м. При темпера­ туре на палубе 5° С, для которой ударная вязкость составляет

242


1,38 кгс-м, таким образом практически нет гарантии консерва­ ции трещины в условиях плоской деформации, если не будет обогрева паром. Далее, расчетная длина трещины должна быть равна ширине люка плюс фактическая длина трещины, т. е. 1220 + 483 = 1703 мм, а начало фактической трещины находится

1703

на расстоянии —------482 = 370 мм от воображаемого центра.

Положив Кіс Для остановки трещины равным 212 кгс/мм2, приблизительное значение растягивающего напряжения можно найти по формуле

о

212

= 4,1 кгс/мм2.

/ІГ 8 5 0

V яа

 

Это напряжение должно привести к приращению раскрытия трещины в ее начале согласно уравнению (1) на

2ті = —

Y а2X 2 = ± ѣ і - ] /8502 —3682 = 0,585 мм.

Е

21,1

С корабля вновь поступает сообщение, что можно поддержи­ вать температуру конца трещины около 35° С и что трещина пер­ воначально раскрылась на величину около 0,75 мм; индикатор показывал, что колебания раскрытия трещины от качки состав­ ляли ±0,5 мм, но что перераспределение груза почти устранило эти колебания, которые составляют теперь не более ±0,25 мм.

Таким образом, предпринятые действия обеспечили достаточ­ ный временный запас надежности.

Следует отметить, что если бы толщина пластины была 38 мм,

а не 31,8 мм с

той же ударной

вязкостью

1,38 кгс-м

и тем же

максимальным

раскрытием трещины 0,75 мм, то за остановкой

немедленно последовало бы

дальнейшее

развитие

трещины

в плоско-деформированном состоянии.

 

 

16


Глава 7

ОСТАНОВКА ХРУПКОЙ ТРЕЩИНЫ

В В Е Д Е Н И Е

Предотвращение хрупкого разрушения в стальных конструк­ циях вообще состоит в том, чтобы избежать инициирования хрупких трещин или остановить их развитие, которое может при­ вести к катастрофическому разрушению.

Такие разрушения характеризуются высокой скоростью рас­ пространения трещины. Исследования по распространению хруп­

кой трещины показали, что

скорость ее развития уменьшается

с повышением температуры,

увеличением ударной вязкости или

.уменьшением напряжения. Поэтому естественно, что исследова­ ния механизма остановки хрупкой трещины включают рассмот­ рение температурного градиента, качества основного металла и сварки, влияния остаточных напряжений и т. д.

В данной главе представлены различные методики оценки ха­ рактеристик остановки хрупких трещин в стальных пластинах и типичные результаты испытаний. Испытания на остановку тре­ щины подразделяются в основном на пять этапов, особенности которых описаны ниже.

МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЙ ПРИ ПОСТОЯННОЙ И ПЕРЕМЕННОЙ ТЕМПЕРАТУРЕ

ПО ШИРИНЕ ОБРАЗЦОВ

Известна общая закономерность, что с повышением темпера­ туры скорость распространения трещин уменьшается. Поэтому в одном из методов испытаний на остановку трещины использует­ ся температурный градиент в широком образце (пластине). для остановки хрупкой трещины и для оценки качества стали или ее чувствительности к надрезу.

Методы испытаний при постоянной и переменной температу­ ре классифицируются как изотермические и неизотермические с крутым или пологим градиентом температуры по ширине образ­ ца, как показано на рис. 1. В первом случае значительный гра­

J 244

диент температуры создается только в небольшой области вбли­ зи вершины надреза, в остальной же части пластины поддержи­ вается постоянная температура. Результат испытания (как и при однородном поле напряжений) состоит в определении условий, когда трещина проходит (или не проходит) через всю ширину пластины. При испытаниях с градиентом температуры находят обычно температуру участка образца, где трещина останавли­ вается при заданном внешнем напряжении.

Имеются различные мнения относительно значимости резуль­ татов, полученных при этих испытаниях. Чаще всего полагают,

•с

Р и с.

1. Р ас п р е д е л е н и е

т ем п ер ату р ы

по

ш и ри н е

о б р а з ц а в зав и с и м о сти

о т р а с с т о я н и я

н а д р е за

при

р азл и ч н ы х м е т о д а х

и сп ы тан и я :

/

— с л о ­

кал ьн ы м гр а д и ен то м ; 2 — гр ад и ен тн о е ; 3 — о д н о р о д н о е

что при изотермических испытаниях результаты по температуре остановки (нераспространения) трещины ближе всего соответст­ вуют условиям работы реальных конструкций.

При испытаниях с градиентом температуры условия (или спо­ собы) инициирования трещины не так сильно влияют на ее рас­ пространение, и поэтому многие полагают, что этим методом можно более точно оценить сопротивление стальной пластины распространению хрупкой трещины. Однако, как будет показано в следующем разделе, оба типа испытаний дают аналогичную температурную зависимость напряжения остановки трещины, и, таким образом, оба метода испытаний на остановку трещины яв­ ляются по существу идентичными.

Испытание по Робертсону

Испытание, предложенное Робертсоном [I], было первым ос­ новным методом оценки качества стали в смысле остановки хруп­ кой трещины. Этот метод широко применяли в Англии и других европейских странах.

Образец типа Робертсона показан на рис. 2. Для экономии

245