Файл: Хохряков, В. С. Открытая разработка месторождений полезных ископаемых учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.10.2024

Просмотров: 127

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

вой тяге 25°/ооі при автотранспорте 9%, при конвейерном транс­ порте 18°.

Следует отметить, что не во всех случаях применение предельнодопустимого уклона обеспечивает наилучшие показатели работы, так как при увеличении уклона рельсовых путей снижается полезная масса состава и, следовательно, уменьшается число вагонов в составе. Это приводит к увеличению стоимости транспортирования и сниже­ нию производительности экскаваторов.

Оптимальным считают такой уклон, при котором зависящие от него производственные расходы будут наименьшими.

Рис. 55. 'Элементы и параметры траншеи

Д л и н а п р о с т о й

н а к л о н н о й т р а н ш е и L опре­

деляется по формуле

 

 

,

1000ЯТ

м>

L =

где Нт— конечная глубина траншеи,

м; і — уклон траншеи, °/оо-

Подсчет объемов траншей. При равнинной поверхности объемы

капитальных и разрезных траншей подсчитываются как объемы или сумма объемов правильных геометрических тел.

О б ъ е м о т д е л ь н о й к а п и т а л ь н о й т р а н ш е и ѴТ можно представить как сумму объема полупризмы Ѵг и объемов, двух пирамид Ѵ2 (рис. 55)

 

F T= 7 X+ 272.

Объем породы

в торце траншеи,

заключенный в призме Ѵ3 и

двух пирамидах

F4, незначителен и

обычно в расчетах не учиты­

вается. Половина объема полупризмы Ѵг, в основании которой лежит-

1 2 а

прямоугольник площадью Ыі, а высота которой, равная длине трап-

т А

шеи, составляет L = -,

Уі 2і * MJ

Объем пирамиды, в основании которой находится треугольник

площадью

А2

 

 

2 tga ’

 

 

 

Аз

 

 

 

 

 

2 “ 6 tg ai ’ “

 

После преобразования формулы Ѵт= Ѵх -f- 2F2 получим

 

3 tg a

/

м°

 

 

Объем крутой траншей подсчитывается по этой же формуле, но вместо і вводится натуральное значение синуса угла наклона

траншеи.

п р о с т о й р а з р е з н о й

т р а н ш е и

подсчиты­

О б ъ е м

вается как

объем призмы, в основании которой лежит

трапеция.

О б ъ е м

о б щ е й

н л и

г р у п п о в о й

т р а н ш е и внеш­

него заложения (рис. 56) определяется по формуле

 

=

т 1 ( т +

т е г )

<я *>+**■ +

••■ + « - > •

‘,3’

где Н — высота одного уступа; п — число

горизонтов

в траншее.

В действительности траншеи не являются правильными геометри­

ческими телами. Поэтому для более точных расчетов пользуются

методом вертикальных параллельных сечений (рис. 57).

При этом

объем траншеи определяется по формуле

 

 

[(‘$ 1 + ‘5'2)^1 + (‘$'2+ ^8)^2 + - • • + ( ‘S'n-l + ‘5'n) ^лЬ

м3)

где S x, S 2l

— площади поперечных сечепий, м2; Іх, 12, . ..,

і„ — расстояния между соответствующими сечениями, м.

 

Точность подсчета объема по этому методу тем больше, чем меньше расстояния между сечениями.

При больших радиусах кривой и глубине траншеи обязателен учет разноса борта в пункте примыкания траншеи.

Трасса рельсового пути или автодороги из точки .примыкания к горизонту (точка 3 на рис. 58, б) поднимается в траншею в виде кривой с радиусом RK и уклоном ік. Радиус кривой принимается в соответствии с видом транспорта, а уклон кривой для железно­ дорожного транспорта определяется по формуле

і -

і

0

»

о/

‘р

 

/ 00’

где ір — руководящий уклон,

°/оо*

 

 

 

124


В случае примыкания под прямым углом (рис. 58, а) в продольном сечении дно траншеи имеет вид линии 12. В случае же примыкания по кривой, расположенной на подъеме, дно траншеи может быть представлено ломаной 1—45, состоящей из отрез­ ков 1—4 и 4—5. Длина отрезка 1—4

равна RK— с, а высота кривой hKопре­ деляется как

-- ^К^КІ где Ік — длина кривой, равная

К

itflKß

м,

180

 

 

где ß — угол поворота кривой, градус. Зная высоту кривой, найдем высоту прямого отрезка hn и его длину Іп

(т. е. отрезка 4—5 на рис. 58):

h„ = h — hu

<-n,•

 

 

 

 

 

 

 

 

J

____

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ip

 

 

 

 

 

 

где h — общая высота уступа, м.

 

 

Рпс. 56.

Конструкция общей

Зная

основные

параметры

тран­

внешней

траншеи

шеи ік, hK, RK, ß, можно построить план

 

 

 

и профиль траншеи

и,

пользуясь

им, довольно точно определить'

объем траншеи с учетом примыкания.

 

 

 

/

II

III

ГѴ

V

VI

VII

VIII

IX

X

 

 

гт К? 970*

гтттщ.

 

* 7 7 0 0 ^

 

 

 

 

 

 

7Ш Ш

 

 

УЛШ. 'ХУЛ УЛШ УлУХѴ/

 

 

I

II

III

IV

V

VI

Vtl

VIII

IX

- X

 

 

 

 

 

 

 

 

X-X

Рис. 57. Схема к определению объема траншеп методом вертикаль­ ных сечений

В случае, представленном на рис. 58, б, объем траншеи больше, чем на рис. 68, я, в результате увеличения ее длины и разноса борта карьера в месте примыкания траншеи (заштриховано).

125


Объем примыкания может быть определен также по геометриче­ ским формулам, которые.приводятся в справочниках.

Рпс. 58. Схема прпмыкапня капитальной траншей

кгорпзонту

§2. Способы и организация проведения траншеи

Взависимости от способа перемещения горной массы способы проведения траншей разделяются па транспортные и бес­ транспортные.

При транспортных способах проведения траншей горная масса перевозится на значительные расстояния рельсовым, автомобиль­ ным, конвейерным пли комбинированным (сочетающим перечислен­ ные виды) транспортом. Для погрузки горной массы применяются механические лопаты с нормальной пли верхней погрузкой, драг­ лайны пли многочерпаковые экскаваторы. Выемка горной массы при проведении траншеи производится сплошным забоем,или послойно.

.При бестранспортных способах проведения траншей порода, вынимаемая из забоя, размещается на борту траншеи. Выемка и пере­ мещение породы при этом осуществляются механическими лопатами или драглайнами.

Бестранспортный способ проведения траншеи более экономичен, так как в этом случае отсутствует процесс транспортирования пустой породы, стоимость которого составляет значительный процент в об­ щей стоимости проходки. Однако применять этот способ можно лишь в том случае, если имеется возможность размещать породы на бортах траншеи.

В зависимости от вида применяемого экскаватора и схемы его работы различают следующие транспортные способы проведения траншей нормального сечения:

126

1)сплошным забоем механической лопатой с нижней погрузкой;

2)сплошным забоем спаренными экскаваторами с нижней по­ грузкой;

3)сплошным забоем механической лопатой с верхней погрузкой;

4)послойное проведение траншеи механической лопатой;

5)сплошным забоем драглайном;

6)многочерпаковыми экскаваторами.

По тем же признакам различают следующие бестранспортные способы проведения траншей:

1)драглайном с размещением породы па обоих бортах: при прямолинейном ходе экскаватора по оси траншеи; при зигзагообразном ходе экскаватора вдоль оси траншеи; при выемке за несколько проходов экскаватора;

2)драглайном с размещением породы на одном борту: при прямолинейном ходе экскаватора вдоль оси траншеи; при зигзагообразном ходе экскаватора вдоль оси траншеи; при двойном ходе экскаватора;

3)драглайнами с переэкскавацией;

4)механической лопатой;

5)проведение траншей на косогорах.

Траншеи большого сечения, предназначенные для обслуживания пескольких горизонтов, проводят обычно в несколько слоев. Глу­ бина каждого слоя равняется высоте уступа вскрываемого горизонта. Выемку каждого слоя начинают с проведения траншеи одним из спосо­ бов, рассмотренных выше. Затем эту траншею расширяют в одну или обе стороны механическими лопатами с боковой погрузкой. После этого приступают к проведению траншеи по второму слою и т. д.

Организация работ при проведении траншей должна обеспечивать высокие технпко-экономнческне показатели и безопасные условия труда.

Каждую траншею проводят на основе рабочего проекта, в котором указаны объемы всех работ, календарный график пх выполпепия и плановые технико-экономические показатели.

До начала проведения траншеи в соответствии с календарным планом строительства производят необходимые подготовительные ра­ боты (строительство линий электропередачи, подъездных путей и пр.).

Проходческие работы обычно ведут в три смены по непрерывному графику. Ввиду того что отдельные операции периодически и в опре­ деленной последовательности повторяются, при проведении траншеи составляют технологический график — циклограмму работ, в кото­ рой графически изображают длительность и последовательность всех процессов в забое: бурение, взрывание; погрузка взорванной массы, путеукладка, наращивание контактной сети, планировка почвы, проведение водоотливной канавы, перенос насоса для откачки воды. При составлении циклограммы необходимо стремиться к наи­ большему совмещению во времени различных процессов. Это поз­ воляет уменьшить длительность цикла и, следовательно, увеличить скорость проходки.

•127


График работ не должен быть излишне жестким. Следует помнить, что на практике могут возникать различные задержки в работе, которые в отдельных случаях приводят к увеличению продолжитель­ ности того или иного процесса. Поэтому при построении циклограммы необходимо предусматривать время на переход от одной работы к другой.

Организация работ по технологическому графику наиболее проста и удобна, когда весь цикл работ выполняется за определенное число целых смен (две-три смены).

Наиболее эффективным способом на карьерах с полускальными породами является проходка механической лопатой с верхней по­ грузкой, а в скальных породах при железнодорожном транспорте — послойная проходка. Средняя скорость проведения траншей при железнодорожном транспорте составляет 90—120 м в месяц, макси­ мальная достигает 200—250 м в месяц, при автомобильном транспорте средняя скорость 120—150, максимальная 250—300 м в месяц.

Затраты на проведение 1 м траншей колеблются в среднем от 150 до 300 руб.

Разбивка траншеи на местности заключается в установлении положения ее оси (трассы траншеи) и бортов в плане. Эта работа осуществляется по проекту, в который входят:

1) план трассы траншеи с указанием точек примыкания, длины участков, углов поворота и пх тангенсов и радиусов кривых;

2) продольный профиль

трассы с указанием отметок местности

и проектных отметок дна

траншеи, а также проектных уклонов

иподъемов;

3)поперечные сечения траншей через определенные расстояния

по ее трассе.

Трассу траншеи разделяют в профиле и в плане па отрезки, обычно равные 100 м, начало которых отмечают пикетом. Пикеты нумеруют в последовательном порядке, на каждом из них указывают глубину траншеи, отметки поверхности и дна траншеи.

До начала проведения траншеи ее ось и границы поверху (верх­ ние бровки бортов траншеи) отмечают-специальными знаками (дере­ вянные столбы, железные стержни и отрезки труб). На каждом знаке указывают номер пикета и глубину траншеи.

При проведении траншеи бестранспортным способом кроме основ­ ных разбивочных данных в натуре, обозначающих ось н борта траншеи, необходимо отмечать также нижнюю бровку отвала.

Контроль за правильным проведением траншеи осуществляет маркшейдерская служба карьера. Для направления траншеи по заданному профилю маркшейдер при помощи нивелира устанавли­ вает в начале траншеи, на уже пройденном ее участке, два-три кола в 10—15 м один от другого с таким расчетом, чтобы их вершины находились на 0,4—0,5 м выше проектной отметки дна траншеи. В этом случае горному мастеру достаточно провизировать вершины кольев, чтобы оценить правильность проведения траншеи. По мере проведения траншеи колья переносят ближе к ее забою.

128


§ 3 . Т р а н с п о р т н ы е с п о с о б ы п р о в е д е н и я т р а н ш е й

Проведение траншей сплошным забоем механической лопатой с нижней погрузкой в средства железнодорожного транспорта. При этом способе железнодорожные пути располагают на почве траншеи. На расстоянии 50—200 м от забоя траншеи устраивают выставочный тупик, который служит для размещения груженых вагонов и форми­

рования их в составы. По мере про­

 

6

 

движения

забоя

траншеи

выста­

 

 

вочный тупик переносят.

 

 

 

 

тт

 

Порожний

состав

подают к

 

vrj“1(ZD ^

^

экскаватору

вперед

думпкарами

 

Ш т^ с ^ гт ^ :

(рис. 59, а).

После загрузки одного

 

 

 

(заднего) думпкара

(редко

двух)

 

 

 

состав

отводят

к

выставочному

 

 

 

тупику, в котором оставляют гру­

 

' №

 

женый вагон. Затем к экскаватору

 

 

подают

следующий

вагой

и

опе­

 

 

 

рации повторяют в том же порядке.

 

 

 

Затраты

времени

на

маневро­

 

 

 

вые операции

при

этом

 

способе

 

 

 

проходки достигают 60—70% всего

 

 

 

сменного времени. Вследствие этого

 

 

 

производительность

экскаватора

 

 

 

в 2,5—3 раза ниже, чем при боко­

 

 

 

вой погрузке в открытом забое.

 

 

 

Для

уменьшения

потерь

вре­

 

 

 

мени экскаватора в некоторых слу­

 

 

 

чаях применяют

схему

проходки

 

 

 

с двумя тупиками в забое траншеи -

 

 

 

(рис. 59, б).

При

этом

порожние

 

 

 

вагоны

подают в

тупики

 

попере­

Рис. 59. Схемы проведения траншей

менно с таким расчетом,

чтобы во

время смены вагонов в одном тупике

сплошным

забоем механической ло­

патой при

железнодорожном

тран­

экскаватор

производил

 

погрузку

 

спорте

 

вагона, поданного в другой тупик.

Такая схема позволяет увеличить полезное использование экскава­ тора во времени на 30—40% . Однако из-за сложного развития путев

втраншее, трудности переноски разъездов и выставочных тупиков

иотсутствия места для размещения породы для вторичного взрывания вследствие расположения у обоих бортов траншеи железно­ дорожных путей эта схема не получила широкого распростране­

ния.

Траншеи в крепких породах проводят с применением буровзрыв­ ных работ. Расположение скважин в большинстве случаев много­ рядное. При проведении траншей в скальных породах экскаваторамй ЭКГ-4 шириной понизу 18—20 м и глубиной 10 м расстояние между скважинами в ряду и между рядами принимают равным 4—5 м,

9 Заказ 465

129